- Значение и роль бухгалтерского учета в процессе управления предприятием
- Роль бухгалтера в работе предприятия
- Значение бухгалтерского учета на предприятии
- Автоматизация и оптимизация бухгалтерского учета: необходимость или упрощение процесса
- Преимущества оптимизационных процессов
- Основные методы бухгалтерского учета
- Элементы методов
- Методы бухучета
- Калькулирование
- Метод начисления
- Кассовый метод
- Методы амортизации
- Методы группировки сведений
- Особенности использования методов
- Организация учетного процесса на предприятии
- Понятие учетного процесса
- Стадии учетного процесса
- Элементы учетного процесса
- Готовые работы на аналогичную тему
- Порядок учета
- Особенности учетного процесса
Значение и роль бухгалтерского учета в процессе управления предприятием
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Любая деятельность требует контроля над расходами, полученными доходами и чистой прибылью. Без контролирующих процессов невозможно планировать дальнейшую работу предприятия. Для постоянного контроля существует специальная система, которая называется бухгалтерский учет.
Бухучет на предприятии — это непрерывный процесс наблюдения и контроля за деятельностью предприятия и его финансовом положении.
Учет ведется строго документировано, все действия финансового плана должны в точности до копейки отображаться в бухгалтерских документах.
Роль бухгалтера в работе предприятия
Работа предприятия — это постоянные принятия определенных решений руководством, благодаря которым компания вырабатывает дальнейшую стратегию работы. Каждое решение должно быть рационально взвешено и основываться на реальных показателях работы компании. Каждое из этих решений фиксируется в бухгалтерском учете, обрабатывается и влияет на дальнейшее планирование рабочих моментов.
Функции бухучета в компании:
- Все финансовые операции без исключения должны быть зарегистрированы в бухгалтерских документах ( регистрационная ).
- Все данные, которые фиксируются в бухгалтерских документах, обрабатываются. С их помощью можно вывести показатели экономической деятельности, рациональности использования ресурсов как материальных, так и трудовых, получить анализ работы отдельных департаментов и производственных единиц ( информационная ).
- Благодаря бухгалтерскому учету можно определить выполнение предприятием норм и планов за определенный период времени. Рационализацию использования ресурсов в определенные временные отрезки можно определить так же при помощи бухгалтерских аналитических данных ( обратная связь ).
Какой штраф установлен за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности и нарушение правил ведения бухучета?
Бухгалтерский учет проводит аналитическую, контрольную, информационную и регистрационную деятельность.
Значение бухгалтерского учета на предприятии
Планировать дальнейшую работу компании нецелесообразно без учета аналитических данных за предыдущие производственные периоды. Аналитические бухгалтерские данные позволяют руководителям выстроить стратегию компании или внести изменения в уже существующий план развития. Значение бухгалтерского учета для предприятия играет большую роль на стадии планирования дальнейшей стратегии ведения бизнеса.
Грамотный руководитель очень внимательно изучает бухгалтерские данные перед тем, как принять очередное решение, которое касается финансов компании.
Бухучет занимает ведущее место в организационной работе предприятия.
Бухгалтерский учет помогает определить своевременность бюджетных отчислений, взаиморасчетов с партнерами и подрядчиками. Все финансовые данные бухгалтерия отображает в балансе и отчетах о финансовых результатах.
Важно: Эти документы обязательны для заполнения бухгалтерией, их необходимо заполнять раз в году, где отчетным период считается с 1 января по 31 декабря прошлого года.
В органы статистики финансовую отчетность подают не позже 28 февраля текущего года, а в фискальную службу не позднее 60 дней с конца отчетного периода.
Автоматизация и оптимизация бухгалтерского учета: необходимость или упрощение процесса
Без бухгалтерского учета сейчас просто невозможно вести деятельность. В маленьких предприятиях в штате есть специальная должность, которая так и называется — бухгалтер. На больших предприятиях же бухучетом и анализом занимается целый бухгалтерский отдел.
Вся работа бухгалтерии делится на три основных направления:
- Подготовка отчетности, согласно требованиям действующего законодательства;
- Подготовка отчетов для уплаты налогов;
- Подготовка данных для принятия руководителями управленческих решений.
Каждое из этих направлений делится на подпункты, которые включают регистрацию всех денежных движений, начисление заработной платы сотрудникам, учет всех затрат и продаж, отчисления в бюджет и т.п. Чтобы оптимизировать бухгалтерский учет разрабатываются специальные программы, которые позволяют сделать работу гораздо быстрее.
Преимущества оптимизационных процессов
Преимуществом автоматизированных подсчетов и составления отчетов считается исключение ошибок из расчетов, в программы четко занесены формулы, по которым потом формируется отчетность. Единственное, что нужно от бухгалтера — правильно и корректно ввести все исходные данные.
Оптимизация и автоматизация бухгалтерского процесса уменьшает затраты на трудовые ресурсы, поскольку использование качественных программ помогает нескольким сотрудникам справиться с большим объемом работы.
Кстати говоря: руководители, акционеры, партнеры могут запросить данные о финансовой деятельности компании и получить их за очень короткий срок, финансовая отчетность не считается конфиденциальными документами и предоставляется по запросу.
Оптимизация и автоматизация бухучета на данный момент считается основной задачей на больших предприятиях, в которых есть подведомственные филиалы.
Именно благодаря своевременно поданным данным о финансовых показателях компании руководитель может принять рационализированные решения, которые помогут сократить расходы на производство и увеличить продажи компании, что повысит рейтинг компании на конкурентном рынке и даст больше прибыли организации.
Источник
Основные методы бухгалтерского учета
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.
Элементы методов
Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:
- Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
- Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
- Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.
Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.
Методы бухучета
При ведении учета используются следующие методы:
- Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
- Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
- Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.
К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.
Калькулирование
Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.
Метод начисления
Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.
Кассовый метод
Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.
Методы амортизации
Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:
- Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
- Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
- Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
- Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.
Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.
Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.
Методы группировки сведений
Существуют различные методы обобщения учетных сведений:
- Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
- Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
- Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
- Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.
Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.
Особенности использования методов
Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:
- Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
- Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
- Повышение эффективности бизнес-модели.
- Простой анализ деятельности компании.
Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.
Источник
Организация учетного процесса на предприятии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие учетного процесса
В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства в России все экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет. Исключение составляет лишь малая часть из них. Остальные же должны организовать учет в полном соответствие с предъявляемыми к нему требованиями, а при наличии некоторых условий — в упрощенном варианте. Стоит отметить, что даже при осуществлении учетного процесса в упрощенном виде, его алгоритм остается одним и тем же.
Под учетным процессом следует понимать совокупность последовательных действий по сбору и обработке бухгалтерской информации, а также ее представления в соответствующем виде конкретным пользователям.
ФЗ «О бухгалтерском учете» По данной теме мы уже выполнили реферат Сравнение законов о бухгалтерском учёте №129 ФЗ и №402 ФЗ подробнее предусматривает несколько вариантов ведения учета:
- бухгалтерской службой во главе с главным бухгалтером;
- руководителем;
- сторонней организацией или специалистом.
Стадии учетного процесса
Учетный процесс экономического субъекта состоит из нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов:
- Сбор информации о фактах хозяйственной деятельности и их первичная регистрация;
- Группировка зафиксированной на предыдущем этапе информации, ее систематизация;
- Формирование бухгалтерской отчетности;
- Представление отчетных форм пользователям, использование представленной в них информации.
Элементы учетного процесса
Бухгалтерский учет представляет собой универсальную систему по сбору и обработке информации, которая в дальнейшем представляется:
- внешним (государство, кредитные организации, партнеры и т. д.);
- внутренним (руководители экономического субъекта и его отдельных структурных подразделений) пользователям.
Стоит сказать, что процесс ведение бухгалтерского учета, его методы и инструменты строго регламентированы российским бухгалтерским законодательством.
Готовые работы на аналогичную тему
В связи с этим организации его ведения должна полностью соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Также учет должен удовлетворять интересы и внутренних пользователей, предоставляя необходимую информацию для анализа и оценки эффективности деятельности, а также планирования на различной срочности перспективу.
Элементы учетного процесса – это инструментарий, с помощью которого работники бухгалтерии достигают поставленные перед ними задачи.
Задачи учетного процесса:
- первичные документы;
- регистры;
- формы отчетности;
- способы оценки;
- инвентаризация;
- рабочий план счетов;
- график документооборота;
- материальная ответственность;
- контроль учетного процесса.
Порядок учета
Учет начинается с регистрации ФХЖ в первичных документах. Они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям, то есть содержать все существенные реквизиты. Экономический субъект принимает решение о применении типовых форм либо разработки собственных. Исключение составляют те случаи, когда применение разработанных уполномоченными на то ведомствами документов является обязательным.
Информация, которая содержится в первичной документации, переносится в соответствующие регистры учета. Она кодируется с помощью счетов синтетического и аналитического учета, а двойная запись обеспечивает балансовое равенство объектов учета, которые относятся к активу и пассиву.
Бухгалтерская отчетность является результатом обработки информации.
В РФ существуют специально разработанные формы, которые должны быть сформированы и представлены в налоговую инспекцию и органы государственной статистики единожды в год. По решению руководства отчетность может составляться чаще для внутреннего пользования или по требованию контрагентов (например, банка для получения кредита).
Способы оценки зависят от вида имущества. Допустимые их способы перечисляются в бухгалтерских стандартах, в настоящее время – в профильных ПБУ. Зачастую данными нормативными актами экономическому субъекту предоставляется свобода выбора из предусмотренных тех, которые ему более подходят.
Особенности учетного процесса
Бухгалтерским законодательством перечислены случаи, когда инвентаризация проводится в обязательном порядке. Например, перед формированием отчетности за год, пери смене лиц, ответственных за хранение имущества, при возникновении чрезвычайных ситуации и в некоторых других случаях.
Также инвентаризация может проводиться чаще по установленному графику либо внезапно по решению руководства. Причем для ее проведения, как правило, организуется специальная комиссия, которая состоит из работников бухгалтерии, администрации, руководителей соответствующих подразделений и лиц, на которых возложена обязанность обеспечения сохранности ценностей.
Рабочий план счетов разрабатывается на основе типового, предложенного Минфином. Применяемые счета напрямую зависит от вида деятельности субъекта хозяйствования.
График документооборота является очень важной составляющей. Его грамотное составление зависит от понимания организационной и производственной структуры экономического субъекта, а также отдельных процессов его деятельности. Очень важно составить «рабочий» график. В таком случае он будет служить надежным инструментом для своевременного осуществления учетного процесса. График документооборота также выступает в качестве контрольного механизма, способного влиять на скорость и качество обработки бухгалтерской информации и формирования достоверной отчетности.
Для некоторых работников, непосредственно ответственных за приемку, отпуск и использование материальных ценностей, должна быть установлена материальная ответственность. Это позволяет обеспечить сохранность имущества.
Учетный процесс должен быть не просто поставлен, но и постоянно контролироваться. В зависимости от возможностей и потребностей конкретного субъекта хозяйствования для этого могут быть созданы специальные внутренние службы (например, внутреннего аудита), привлекаться сторонние организации и специалисты. Контроль может быть осуществлен также руководителем.
Стоит отметить, что организация учетного процесса для данного экономического субъекта зависит от особенностей его деятельности, прежде всего, видов и масштабов.
Источник