Методы, формы, средства организации деятельности учащихся
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы, методы, средства организации деятельности учащихся. | 403.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся.
Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:
- Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
а) по источнику материала: словесные, наглядные , практические.
б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
а)методы устного контроля и самоконтроля
б) методы письменного контроля и самоконтроля
в)методы практического контроля и самоконтроря
• объяснение — это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
• рассказ — это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);
• работа с печатным словом (с книгой) — это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
• изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности,
а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
• повествование — это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
• описание — вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
• рассуждение — вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
• проблемное изложение — это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;
• беседа — форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.
К практическим методам относятся:
Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты — самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.
Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
• частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
• исследовательские методы — способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Кейс-метод . Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.
Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д. Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа . Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся . Учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.
Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, выделил составляющие:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Необычная форма урока- урок-концерт
Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
Работа в парах . Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.
Индивидуальная работа с детьми
Основные принципы отбора форм и методов:
1. Соответствие принципам обучения.
2. Соответствие учебному содержанию.
3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.
4. Учет реальных возможностей учащихся.
5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.
6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Различные методы и формы на уроках.
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Конспекты уроков и методическое обоснование их.
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Рабочая программа, 2 класс, русский язык по программе «Начальная школа 21 века»Технологическая карта урока математики, 1 класс по программе «Школа России".
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
Источник
«Способы организации учебной деятельности.»
Рассматриваются способы организации учителем деятельности учащихся.
Просмотр содержимого документа
«»Способы организации учебной деятельности.»»
Способы организации учебной деятельности.
Основная роль в воспитании интереса принадлежит способу организации учителем деятельности учащихся. Для воспитания и развития интереса, я использую работу на уроке и внеклассные мероприятия. В 7-11 классах применяя в своей практике следующие типы уроков: комбинированный урок; урок изучения новых знаний; урок формирования новых умений; урок обобщения и систематизации изученного; дифференцированный урок; Урок проверки знаний, умений и навыков; урок-игра; урок решения познавательных заданий; урок смотр знаний.
Особое внимание уделяю дифференцированному обучению математике и подготовке и проведению дифференцированного зачета по геометрии, а также дидактическим играм в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен научить их самостоятельно приобретать знания.
Большое внимание уделяется тестированию. Различными издательствами выпущено большое количество методической литературы по данному вопросу. В настоящее время одна из основных задач учителя – подготовить учащихся 9-х классов к ГИА, а выпускников к ЕГЭ. В своей работе использую тесты при проверке знаний по какой-либо теме, как правило, за урок до контрольной работы с тем, чтобы выявить пробелы учащихся по данной теме.
В основной школе тесты, подбираю по теме с учетом требований подготовки учащихся, включая задания развивающего характера.
В 5-6 классах тест занимает 15-20 минут. Сами задания не очень трудоемкие.
В 7-9 классах применяю более объемные тесты, рассчитанные на 25-30 минут.
В 9 классе при подготовке к ГИА тесты даются на 1,5 – 2 часа.
В 10-11 классах отношение учащихся к тестированию более осознанное, так как к школьникам предстоит экзамен в этой форме. Правильно и своевременно проведенное тестирование способствует развитию у учащихся таких качеств как контроль за своими знаниями и их самооценке. Ученики с интересом относятся к тестированию. Проверка занимает мало времени и, уходя с урока, каждый из них знает результат своего труда.
Для поддержания и развития познавательного интереса к учебе провожу внеклассную работу по математике. Настоящим праздником для ребят является проводимая ежегодно в школе неделя математики и школьный тур олимпиады, а также различные тематические вечера по математике в форме игры. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций.
Уроки и внеклассные занятия, в которые включен занимательный материал, ни кого не оставляют равнодушными, даже у самых слабых учеников они вызывают интерес, развивают их способности, о которых сами школьники порой и не подозревают. Активная внеклассная работа формирует, как правило, устойчивое познавательное отношение к любимому предмету, помогает формировать творческие способности, воспитывает коллективизм, чувство ответственности.
Стимулирующие влияние на познавательный интерес оказывает научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность учащихся в совместной работе с учителем.
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Работа над любым исследованием стоится по следующему плану:
Определение объективной области исследования, объекта и предмета исследования.
Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование предмета их актуальности.
Изучение научной литературы и уточнение темы.
Формирование цели и задач исследования.
Для развития познавательного интереса также можно использовать различные «методические уловки»; правильно организованное домашнее задание; творческие работы учащихся: составление математических кроссвордов, написание сказок, разгадывание ребусов, доклады, рефераты, рисунки к отдельным темам математики, выпуск математических газет и т.д.
Большой эффект в обучении дает наглядность. Здесь на помощь приходит компьютер. Применение цвета, графики, звука позволяет моделировать различные ситуации. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации, наглядное пособие, тренажер, средство контроля.
Основная задача как учителя – это не просто пройти программу, а научить понимать суть изучаемых явлений, научить мыслить, научить овладевать фундаментальными знаниями. Поэтому приходится приходиться искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и в процессе внеклассной работы.
Источник