Способы организации учебно воспитательного процесса называют

Формы, методы и средства организации обучения

Дарья Богатырева
Формы, методы и средства организации обучения

Формы организации обучения в ДОУ:

Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«.

Непосредственно образовательная деятельность организуетсяпо всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

При проведении непосредственнообразовательной деятельности выделяется три основные части:

-Первая часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

-Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

-Третья часть — анализ выполнения задания и его оценка.

Методы организации обучения в ДОУ:

Метод обучения — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа;

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование.

Средства организации обучения в ДОУ:

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);

-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);

Средства обучения и воспитания:

Физическое развитие (Обручи пластмассовые; Палка деревянная гимнастическая; Палки пластмассовые гимнастические; Мячи разного диаметра; Набор кеглей; Дуги для подлезания; Коврики массажные; Корригирующая дорожка; Скамейки для ходьбы; Щиты для бросания; Кольцеброс; Мешочки для равновесия; Скакалки детские; Шнуры; Канат для перетягивания; Флажки разноцветные; Ленты; Лесенка-стремянка; Маты.)

Познавательное развитие (Наборы тематических предметных карточек; Серия демонстрационных сюжетных тематических картин; Домино с цветными изображениями; Шнуровки различного уровня сложности; Игрушки-персонажи; Набор плоскостных геометрических фигур; Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм; Дидактические игры; Муляжи фруктов и овощей; Вкладыши; Пирамидки различной величины.)

Речевое развитие (Стимульный материал; Наборы предметных карточек по темам; Набор сюжетных карточек по темам; Предметные игрушки-персонажи; Комплекты детских книг по темам; Иллюстрации к детской художественной литературе.)

Художественно-эстетическое развитие (Магнитная доска; Мольберт; Изделия народных промыслов; Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования; Бумага для рисования; Стаканчики; Трафареты; Кисочки; Карандаши простые, цветные; Мелки восковые; Бумага цветная; Картон цветной, белый; Пластилин; Доска для работы с пластилином; Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями; Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки); Металлофон; Комплекты костюмов театрализованной деятельности; Шапочки для театрализованной деятельности; Ширма для кукольного театра настольная, напольная; Игрушки-персонажи; Флажки разноцветные; Куклы; Мишура; Напольный конструктор деревянный ; Наборы настольного конструктора.)

Технические средства обучения

Читайте также:  Рациональный способ решения примеров 5 класс это

Экранно-звуковая аппаратура: (Пианино; Синтезатор; Музыкальный центр; Телевизор.)

Вспомогательные технические средства: (Цифровой видеопроектор; Экран.)

Носители информации: (Тематические презентации; Цифровые музыкальные аудиозаписи; Фонотека, видеотека.)

Методы и средства по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста, применяемые педагогами ДОУ Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида. Из опыта работы..

Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического.

Методы, формы работы в ДОУ по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной.

Методы и формы организации двигательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС до Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.

Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе 1 слайд. «Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе» 2 слайд. Свою речь я хотела бы начать со.

Современные формы и методы работы с детьми — здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с реализацией ФГОС В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.

Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.

Источник

Способы организации учебно–воспитательного процесса

В зависимости от задач урока, от содержания изучаемого материала, численности и подготовленности занимающихся, оснащенности зала могут применяться различные способы организации занятий.

Групповой способ.При этом способе занимающиеся делятся на несколько отделений (обычно по числу запланированных на урок видов). Каждое отделение занимается на своем виде и через обусловленный период времени меняются местами.

Формировать отделения нужно прежде всего по полу. Желательно также более подготовленных и менее подготовленных разводить по соответствующим группам. Такое распределение позволяет более точно подбирать материал для урока с учетом подготовленности занимающихся.

Проводя урок групповым способом, преподаватель обязан предусмотреть меры безопасности. Он должен находиться на том виде, который наиболее травмоопасен, а на остальных назначить помощников из числа наиболее подготовленных занимающихся, хорошо проинструктировав их о правилах страховки, самостраховки, использовании поролоновых матов, другого инвентаря. Особо тщательно оговариваются c помощниками методические приемы, обеспечивающие и решение педагогических задач и меры безопасности. Например, при разучивании кувырка вперед из седа ноги врозь на брусьях достаточно поставить под брусья гимнастического коня, опустив его на 15–20 см ниже уровня жердей. Даже при неудачном выполнении упражнения занимающиеся застрахованы от неприятностей.

Фронтальный способ.Этот способ предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися. Чаще всего он используется при проведении общеразвивающих, вольных и некоторых акробатических упражнений, при выполнении танцевальных упражнений, что обеспечивает большую моторную плотность.

Сложные упражнения, требующие страховки и помощи преподавателя, фронтальным способом не проведешь, но опытный преподаватель не применет использовать каждую возможность для организации занятий этим способом. Этот способ приносит большой педагогический эффект при использовании многокомплектных снарядов.

Поточный способуспешно применяется при проведении некоторых акробатических упражнений (кувырки, перевороты), хорошо изученных опорных и неопорных прыжков, прикладных упражнений ( в равновесии, перелазании через препятствия и т.п.). При этом занимающиеся выполняют упражнение один за другим с минимальными интервалами, быстро возвращаются в и.п. и снова включаются в исполнение. Такой способ проведения занятий очень эмоционален, нагрузочен, но требует точного и быстрого расчета действий, поскольку от этого зависит успешное выполнение упражнения всеми занимающимися. Так например, выполнив прыжок через коня, занимающийся должен моментально уйти в сторону, т.к. следующий в это время уже выполняет наскок на мостик.

Обеспечение достаточной функциональной нагрузки – одна из важнейших задач занятий физическими упражнениями. Говоря об эффективности урока, с точки зрения воздействия на функциональную сферу следует иметь в виду не столько общую плотность (определяется отношением полезно затраченного времени ко времени всего урока), сколько моторную плотность. Моторная плотность – (отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение упражнений ко времени всего урока), в отличие от общей плотности, никогда не приближается к 100 %.

Читайте также:  Руки как способ коммуникации

Высокие показатели моторной плотности подготовительной части урока означает проведение упражнений с минимальными простоями. В основой части урока показатели моторной плотности не постоянны и меняются в зависимости от формы организации работы.

Индивидуальный способ.Индивидуальный способ организации учебного труда на уроке и чаще всего предусматривает индивидуальные задания. Их дает учитель, если чувствует отставание ученика от класса в освоении учебного материала, связанное с пропуском занятий по причине болезни, недостаточного функционального состояния и уровня развития отдельных физических качеств. В отдельных случаях этот вид подготовки учащегося может быть связан с выполнением поручения педагога, готовящего себе ассистента, помощника из числа учащихся, имеющих высокие спортивные результаты в том или ином виде гимнастики.

Источник

Это воспитание: способы организации воспитательного процесса

Процесс воспитания — приоритетное направление педагогической науки. Однако определение его подразумевает воспитание ребенка в двух вариантах: педагогическом и социальном.

Социальное направление педагогической деятельности

Преподнося воспитание как общественное явление, нужно учесть, что это многогранный, часто различающийся процесс, который характеризует участие молодого поколения в общественной жизни.

В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу жизненного опыта от взрослых к детям, чтобы подготовить подрастающую смену к возможным трудностям, путям их преодоления и трудовой деятельности.

Воспитание как общественное явление имеет характерные черты, которые отражают его специфику:

  • Данный процесс зародился вместе с общественной жизнью. Он характеризуется непрерывностью и тесной взаимосвязью с социальным развитием общества;
  • Появление воспитания связано с необходимостью приобщения молодого поколения к общественной жизни;
  • Каждый этап развития общественной жизни характеризуется различными формами, содержанием и назначением воспитательного воздействия, которые имеют специфические исторические особенности;
  • Воспитание происходит за счет приобретения подрастающим поколением социального опыта, который появляется исключительно в процессе жизнедеятельности в социуме;
  • Педагогический процесс становится целенаправленным тогда, когда старшее поколение осознает в полной мере степень и качество взаимоотношений с детьми, реализовывая в процессе воспитательной деятельности цели, помогающие развить в молодом поколении лучшие качества личности.

Следовательно, воспитание как общественное явление представляет собой подготовку молодого поколения к полноценной жизни в условиях социального общества. Данный воспитательный процесс осуществляется, исходя из исторической ситуации и особенностей менталитета.

В педагогике для характеристики общественного воспитания часто используют термин «социализация». Он предполагает присоединение ребенка к сфере общественных отношений, его развитие в социальных группах для привития культуры общения и определенных общественных ценностей.

Педагогика и воспитательный процесс

В педагогической практике сущность воспитания и его особенности определяют в широком и узком смысле.

Рассматривая предмет воспитания в широком смысле, говорят о системном, непрерывном и организованном процессе, который осуществляется педагогическими работниками в учреждениях образования. Целью данного процесса является привитие общественных норм и правил поведения детям.

Воспитание в узком понятии — это воздействие на подрастающую личность, предполагающее формирование у нее важных позитивных качеств. Оно осуществляется в условиях семьи и учреждений воспитания и образования.

Говоря о воспитании как педагогическом процессе, принято выделять его следующие характерные черт:

  1. Любое воздействие на ребенка должно быть целенаправленным. Перед тем, как применять
    определенные методы и формы, педагогические работники должны поставить перед собой четкие цели, к достижению которых сводится весь процесс.
  2. Воспитание и образование должны иметь только гуманистическую направленность. Их основная задача привить нравственные идеалы и культурные ценности, которые являются определяющими в деле развития полноценной личности.
  3. Ведущий признак взаимодействия взрослых и детей – тесное сотрудничество между ними, которое проявляется в активной позиции воспитанника и воспитателя.
  4. Воспитание в педагогическом смысле проявляется в положительных изменениях качеств личности.

Итак, сущность понятия и форма воспитания в педагогическом процессе предполагает постоянную, спланированную и специально организованную деятельность детей в учреждениях образования.

Как развивается личность?

В обществе не утихают споры о степени полезности воспитательного воздействия. С чем это связано, какие противоречия проявляются в процессе воспитания? Попробуем разобраться.

Одни общественные деятели считают воспитание и образование единственными источниками развития личности. Другие уверенны в их абсолютной бессмысленности и ненужности, предполагая, что излишнее воздействие на личность приводит к потере индивидуальности заложенных природой качеств.

Безусловно, отрицать необходимость воздействия на подрастающее поколение с целью передачи нравственного опыта нельзя. Оно необходимо для дальнейшего развития общества. Однако нужно четко понимать, что с помощью этого воздействия можно только откорректировать какие-либо черты характера, но изменить человеческую сущность невозможно.

Современные исследования доказали, что педагогика обеспечивает развитие тех задатков, которые были заложены природой.

Опираясь на природные склонности ребенка, воспитание ведет за собой развитие, которое является фактором выбора средств и методов воздействия.

Читайте также:  Способы регулирования эмоциональных состояний

Виды воздействия педагогического процесса на развитие ребенка

Говоря о целенаправленном процессе воздействия педагогического коллектива на личность, необходимо затронуть понятие о цели воспитания. Цель представляет собой стремление к изначально предполагаемому результату.

На сегодняшний день главная цель учреждений образования – использовать воспитание в целях развития интеллектуального и нравственного потенциала подрастающего поколения.

Технология воспитания включает в себя становление личности в разных направлениях и заключается в формировании умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического и политехнического аспектов.

Развитие умственных возможностей способствует формированию следующих возможностей детей:

  • Быстро воспринимать необходимое количество учебного материала;
  • Развивать научное мировоззрение;
  • Самостоятельно использовать дополнительную и справочную литературу в качестве вспомогательного источника познания;
  • Формировать самооценку и стремиться к развитию самопознания.
  • Совершенствовать мыслительные процессы, память и внимание.

Совершенствовать интеллектуальные навыки ребенка сложно, если его физическое развитие не соответствует возрастным нормам. Физическое воспитание в процессе воздействия на ребенка решает следующие задачи:

  1. Содействует укреплению здоровья;
  2. Повышает работоспособность и физическую активность;
  3. Совершенствует развитие силы, выносливости;
  4. Воспитывает смелость, дисциплину, ответственность и другие нравственные качества;
  5. Формирует потребность в саморазвитии, желание вести здоровый образ жизни.

Готовит учащихся к самостоятельной жизни развитие трудовых качеств, которые способствуют формированию ответственности, трудолюбия, дисциплины. Правильно организованная работа в этом направлении помогает профориентации детей.

Проблемы современного воспитания часто возникают из-за отсутствия четко сформулированных нравственных ценностей у подрастающего поколения. Основу нравственной культуры составляют общечеловеческие ценности и нормы морали, усвоение которых приводит к формированию высоконравственной личности, способной сопереживать другим и проявлять милосердие, сострадание и терпимость.

Способы организации воспитательного процесса

Понятие и сущность воспитательного процесса определяется методами и формами, которые применяются для воздействия на чувства, эмоции и поведение детей.

Эти понятия взаимосвязаны и служат дополнением друг друга.

Понятие о формах воспитания включает в себя способы организации воспитательного процесса, которые базируются на индивидуальном и коллективном воздействии на чувства и поведение детей.

Существует несколько факторов, которые учитываются при выборе средства воздействия:

  • Материальные возможности учреждения образования;
  • Традиции школьного коллектива;
  • Возрастные особенности детского коллектива;
  • Уровень социального опыта;
  • Характер цели и задач воспитательного процесса;
  • Уровень профессиональной подготовки преподавательского состава.

Базируясь на этих факторах, выделяют формы воспитательного взаимодействия. Их перечень нельзя считать исчерпывающим, так как педагоги выбирают свои формы, с помощью которых происходит максимальное воздействие на школьника.

На сегодняшний день основная классификация подразумевает использование трех воспитательных форм:

  1. Индивидуальный подход;
  2. Групповая работа;
  3. Коллективное взаимодействие.

Индивидуальный подход подразумевает особое воздействие на развитие каждой личности. Реализуется он в личных беседах и оказании целенаправленной помощи в конкретных ситуациях. Изучение личностных особенностей каждого учащегося – основная задача индивидуального подхода.

С помощью групповой работы развивают чувство коллективизма и коммуникабельность учащихся. Преподаватель выступает как организатор процесса воздействия. Главная цель наставника – содействовать пониманию и взаимоуважению участников группы.

Коллективное воздействие на подрастающее поколение – это совместное посещение мероприятий, направленных на эмоциональное и чувственное воздействие. Походы, соревнования, экскурсии могут служить отличным средством коллективной работы. При такой форме преподаватель является организатором и помощником ученической деятельности.

Итак, выбор формы воспитательного воздействия зависит от вида деятельности, временных рамок мероприятия, уровнем его подготовки и количеством участников.

Целостность педагогического воздействия при определении целей и задач воспитательного процесса

Воспитательный процесс является эффективным только тогда, когда комплексно реализует все способы и методы воздействия на подрастающую личность.

Добиться этого помогает постановка целей и задач, которые способствуют выбору правильного направления педагогического воздействия.

Выбор целей зависит от общественных потребностей и воздействия исторических и философских концепций, поэтому на разных этапах развития личности цели меняются и дополняются.

При постановке целей руководствуются двумя концепциями:

  1. Прагматическая концепция, которая базируется на воспитании гражданина, потребителя и работника;
  2. Гуманистическая направленность предусматривает воспитание как воздействие на всестороннее развитие личностных качеств ребенка.

Современная педагогическая система базируется на гуманистических идеалах. В связи с этим выделяют основные задачи воспитания:

  • Формирование у учащихся постановки жизненных целей и задач, которых они должны добиться, используя природные склонности и социальное положение;
  • Развитие нравственных идеалов, интеллектуальных возможностей и волевых качеств личности;
  • Воспитание патриотических чувств, которые являются основой нравственного совершенствования школьника;
  • Становление активной позиции гражданина, которая отвечает современным требованиям социальных и политических преобразований в стране;
  • Привитие трудовой активности, ответственного и творческого отношения к выполняемым обязанностям;
  • Формирование товарищеского взаимоотношения в школьном коллективе на основе общепринятых социальных норм.

Итак, воспитание – это многофакторный, целостный процесс, целью которого является воспитание гуманной, высоконравственной, социально активной и интеллектуально развитой личности.

Источник

Оцените статью
Разные способы