- «Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития» статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методическая разработка: «Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду». методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития»
статья по теме
Анализ научной литературы по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozyr_statya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных учёных позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР и выделены различные её формы: психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и цереброастенические состояния. Предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа (К. С. Лебединская), представленная четырьмя группами: задержка психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.
Многочисленные исследования показали, что дети с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для детей с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характеризуются у младших школьников несовершенством мотивационно-потребностного компонента, знаково-символической функции и трудностями в оперировании образами-представлениями.
Особенности формирования трудовых умений и навыков
Анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития показал, что в основе несформированности двигательных трудовых приемов и операций у этих детей лежат, в первую очередь, недостатки развития моторной сферы (мелкой моторики и общей моторики).
Причем, анализ ошибок при выполнении программы целостного действия показал их обусловленность именно «техническими» трудностями, а не первичной невозможностью усвоить содержательную сторону программы.
Недостатки развития моторной сферы детей с задержкой психического развития отмечаются как отечественными, так и зарубежными учеными. Однако специальных исследований, посвященных изучению моторики и психомоторики этих детей явно недостаточно.
В научных работах таких исследователей, как В.В.Лебединский, К.С.Лебединская, Е.М.Мастюкова, И.Ф.Марковская, М.С.Певзнер, У.В.Ульенкова отмечается, что у данного контингента детей существуют особенности формирования двигательной сферы: у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Все авторы отмечают несовершенство мелкой моторики рук, недостатки межанализаторного синтеза, затрудняющих становление графомоторных и других навыков, что является препятствием к успешному обучению детей. Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности, или явления органической поврежденности подкорковых и корковых структур при более тяжелых формах ЗПР.
По данным исследований, проведенных И.Ф.Марковской (1985г.), при задержке психического развития с преобладанием нарушений высших психических функций у детей отмечается выраженная недостаточность зрительно-пространственного восприятия. Так, при выполнении заданий на оптико-кинестетическую организацию движений (пробы на праксис позы) у 79% детей отмечались нарушения зрительно-моторных координаций. При выполнении заданий за зрительно-пространственную организацию движений (пробы Хэда) нарушения зрительно-моторных координаций в 25% случаев носили стойкий характер.
В двигательной сфере у 86% детей с задержкой психического развития отмечались стойкие синкинезии, вносящие свой вклад в нарушения кинестетических и кинетических основ движения.
Распространенными и выраженными были нарушения праксиса позы. Только в 21% случаев, и то лишь при замедлении темпа, задания выполнялись правильно. Стараясь воспроизвести заданную позу, дети использовали помощь другой руки, а 7% не смогли самостоятельно справиться ни с одним из заданий. В 28% случаев специальная помощь со стороны взрослого не приводила к улучшению результатов.
У детей отмечались нарушения не только серийных последовательных движений, включающих тонкие кинестетические дифференцировки (это отмечалось при выполнении заданий на динамическую организацию двигательного акта, слухо-моторную координацию, выполнение двигательных программ), но и нарушение движений, менее зависимых от кинестетического компонента. У 40% детей на истощении наблюдались дезавтоматизация таких движений, а у 10% — более грубые нарушения в виде двигательных персевераций (при выполнении заданий на осуществление двигательных программ).
Отмеченная дефектность так называемых «фоновых» компонентов движения в некоторых случаях приводила к дезорганизации двигательной программы (утрата схемы графического образца, ритмической структуры у 5-10% детей).
Дети утрачивали программу вторично, на истощении; никогда не смешивали элементы новой программы с предыдущей; замечали свои ошибки; оказываемая детям помощь в виде смысловой организации движений и действий в большинстве случаев приводила к улучшению результатов.
Г.И.Жаренкова (1989) провела экспериментальное исследование, позволившее изучить особенности трудовых знаний, умений и навыков, необходимых при работе с бумагой, клеем, кисточкой, у детей с ЗПР 8-летнего возраста. Исследователем были получены следующие результаты. При работе с бумагой дети должны выполнять основные обработочные операции – сгибание, резание, склеивание. Они должны производить простейшие виды разметки с помощью шаблона или линейки. Дети рассматриваемой категории испытывают затруднения на любом этапе предложенного задания. Например, их затрудняет удержание шаблона в процессе работы – наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо прямой линии получается «ступенчатая». Ошибки чаще всего остаются неисправленными. Затрудняет детей и удержание мелких деталей, которые нередко выскальзывают из рук. Перечисленные особенности выполнения задания связаны с недоразвитием мелкой моторики рук, недостаточной координированностью и целенаправленностью движений.
Большие трудности выявляются у этих детей при работе с ножницами. Навык работы с этим инструментом формируется крайне медленно: дети не умеют правильно резать бумагу, не знают и не соблюдают основных правил работы с ножницами, а также правил безопасной работы. Они не могут резать по намеченным линиям разметки, часто мнут бумагу, закрывают лезвия ножниц в процессе резания.
Недостаточность ручных умений и навыков школьников с ЗПР проявляется в работе с кисточкой и клеем. Дети берут на кисточку много клея, наносят его толстым слоем, плохо размазывают, неровно прикладывают детали, сдвигают их при приглаживании. В результате получаются неаккуратные, грязные, измазанные клеем поделки. Особенно затруднительным является наклеивание мелких деталей.
Следует отметить, что дети с ЗПР выполняют аппликационные работы с большим удовольствием, однако и здесь они не знают всех необходимых правил, а иногда просто забывают о них. Они не приучены экономно использовать материал для заготовок и нуждаются в постоянном напоминании об этом, часто размечают бумагу на лицевой (цветной) ее стороне, не обдумывают своих последующих действий. Выполнение аппликационных работ требует хорошо развитой наблюдательности, тщательного анализа образца, умения ориентироваться в пространстве, некоторых технических умений и навыков (работа с ножницами, с клеем и кисточкой).
В.Ф.Мачихина (1992) отмечает, что для детей с задержкой психического развития характерен замедленный темп овладения двигательными трудовыми приемами , они медленно выполняют любые действия. Повышение темпа приводит к ухудшению результатов. Им свойственны недостаточная координированность, особенно тонких движений пальцев, а также наличие ненужных и неравномерных движений, излишняя резкость, неумение распределить мышечные усилия. Однако они понимают логику выполнения приема и запоминают порядок действий.
В качестве причин подобных затруднений автор также называет нарушения моторной сферы.
Таким образом, у большинства детей рассматриваемой категории отмечается низкий уровень элементарных трудовых умений и навыков, приобретаемых обычно за период дошкольного развития (в работе с бумагой, клеем, пластилином, другими материалами и инструментами).
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.,2003.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т.А. Певзнер М.С. – М.: Педагогика, 1971.
- Дефектологический словарь /Под ред. А.И.Дьячкова — М.,1970.
- Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. — 1975. — № 4.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
- Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития //Актуальные проблемы задержки психического развития. – М.,1982.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. // Дефектология – 1972- №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития
Фонематический слух — это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.В понятие фонематический слух входит:- умение различать твердые и мягкие.
«Формирование элементарных знаний о природе и ее пользе для здоровья человека у детей с задержкой психического развития».
В данной статье описываются методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с природой. Даны описания конкретных методов работы с природным материалом . Отмечено положительное влияние природы на.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
В статье раскрываются результаты проведенного исследования.Ключевые слова: асимметрия психических функций, структура индивидуального латерального профиля, схема тела.
Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития
«Социально- трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства.»
Воспитатель ГПД:Омельчук Людмила АнатольевнаСоциально – трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства.Социально – трудовая подготовка п.
«Формирование учебной мотивации у детей с задержкой психического развития»
Данный материал предназначен для учителей с целью оказания помощи при формировании мотивации у детей с ОВЗ.
Создание условий для формирования учебной мотивации в классах для детей с задержкой психического развития
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из .
Источник
Методическая разработка: «Социализация детей с ЗПР посредством трудового воспитания в детском саду».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Аннотация представленных материалов.
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовую деятельность. Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации. Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. Одним из важнейших аспектов социализации личности ребенка с ЗПР является вовлечение его в процесс трудового обучения, именно успешное освоение трудового обучения определяет положительный уровень решения проблемы социализации.
Трудовое воспитание детей с ОВЗ в детском саду в соответствии с реализуемой АООП для детей с ЗПР направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми с ЗПР конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Одной из важнейших проблем социализации детей с ЗПР является низкая мотивация детей к труду, сниженная познавательная активность, гораздо более узкий круг их интересов, чем у дошкольников с нормой развития, а также их особенность эмоционально – волевой сферы.
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста с ЗПР через трудовую деятельность, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.
Необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей с ЗПР интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_detey_s_ovz_v_det.sadu_.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ЗПР через трудовое воспитание.
Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.
При организации труда детей с ЗПР необходимо руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка, т.к. выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера. Работа по трудовому воспитанию с детьми с ЗПР преследует следующую цель — формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
— развитие трудовых навыков детей с ЗПР;
— включение детей с ЗПР в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
— воспитание положительного отношения к труду.
Включение детей с ЗПР в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, дети с ЗПР вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
Формами трудового воспитания являются:
— индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
— коллективная (общественно полезный и производительный труд в свободное время через наблюдения, игры, занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
— групповая (утренники, проекты, развлечения, досуги на тему труда)
Совершенно очевидно, что с процессом трудового воспитания у детей с ЗПР связано множество проблем, и одна из проблем – это низкая мотивация детей к труду. Успех социализации ребенка с ЗПР через трудовое воспитание, во многом зависит от профессионализма воспитателей, учителей-дефектологов, их тесным взаимодействием с родителями.
Трудовое воспитание и обучение играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми ЗПР. Основная задача – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность детям с ЗПР после окончания обучения взаимодействовать в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
Определенное значение имеет также сниженная активность детей с ЗПР, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка с ЗПР. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с ЗПР должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Ребенок совместно со взрослым достигает успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих силах и возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.
На первом этапе формирование трудовых навыков у детей с ЗПР следует осуществлять рабату с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения:
· поддерживать и поощрять стремление ребёнка с ЗПР к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;
· формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;
· учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.;
· выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;
· закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.;
· воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку;
· развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи;
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание, одевание и т.п.)
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда:
— хозяйственно – бытовой труд
Самообслуживание – освоение отдельных действий, затем – процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умывание, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи .
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников с ЗПР направлен на формирование и поддержание навыков чистоты и порядка в помещении и на участке. Хозяйственно-бытовой труд заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Вывод: Разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд, позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Социализация детей с ЗПР через трудовую деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности ребенка.
Источник