Способы организации телефонной связи

Содержание
  1. Системы телефонизации (внутренней телефонной связи)
  2. Классификация по области применения
  3. Классификация по принципу действия
  4. Физические каналы связи, кабельные и воздушные
  5. Что выгодней? Аргументы за и против IP телефонии
  6. Что влияет на стоимость звонка
  7. Способы организации телефонной связи в компании: обзор технических решений
  8. Входящий канал связи
  9. Внутренняя телефония и АТС
  10. Интеграция CRM и телефонии
  11. Основы IP-телефонии, базовые принципы, термины и протоколы
  12. Принципы IP-телефонии
  13. Отличие от традиционной телефонии
  14. Физический уровень (Physical Layer)
  15. Канальный уровень (Data Link Layer)
  16. Сетевой уровень (Network Layer)
  17. Транспортный уровень (Transport Layer)
  18. Уровни данных (Data Layers)
  19. SIP (Session Initiation Protocol)
  20. Кодеки
  21. Импульсно кодовая модуляция (PCM — Pulse Code Modulation)
  22. Вопросы качества обслуживания в IP-телефонии (Quality of Service — QoS)
  23. Джиттер
  24. Решения для развертывания телефонной сети
  25. Asterisk
  26. Cisco Unified Communication Manager (CallManager)
  27. Avaya IP Office

Системы телефонизации (внутренней телефонной связи)

По СП 134.13330.2012, любая система электросвязи – это электрическая (электронная) система, выполняющая функции: приема, преобразования, кодирования, передачи, декодирования, обработки, усиления, выработки управляющих сигналов, отображения информации.

Система телефонной связи — это вид электросвязи, обеспечивающий передачу сигналов, отображающих речь, на расстояние с заданной полосой частот между абонентами и (или) операторами. Она предназначена для удовлетворения потребности населения и предприятий в передаче сообщений пользователей в пределах здания, города, страны и при выходе на международную телефонную сеть.

Классическая система телефонной связи состоит из телефонной сети общего пользования (ТФОП) и сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования.

ТФОП представляет собой совокупность автоматических телефонных станции (АТС), узлов автоматической коммутации (УАК), абонентских аппаратов и линий.

Классификация по области применения

Системы с учрежденческо-производственной АТС (УПАТС). Представляют собой автоматическую телефонную станцию, предназначенную для использования внутри организации. Отличается ориентированностью на малое количество обслуживаемых номеров (как правило 300-500, иногда больше), разделением телефонной сети на «внутреннюю» и «внешнюю». К этой группе можно отнести и системы с выделенными IP АТС.

Системы без УПАТС – организация связи, когда телефон абонента подключается к городской АТС, используемые для организации телефонной связи в многоквартирных домах. Номер абонента – всегда прямой, городской. Связь между всеми абонентами, в т.ч. внутри одного здания, осуществляется через городскую АТС.

Классификация по принципу действия

  • Ручная телефонная связь – вид связи, при которой соединение с вызываемым абонентом телефонистка на коммутаторе осуществляет вручную.
  • Аналоговая телефонная связь. До недавнего времени самый распространённый вид связи, при котором соединение между абонентами устанавливается до начала разговора с помощью коммутаторов автоматических телефонных станций.
  • Цифровая телефонная связь – это передача дискретизированного аналогового электрического сигнала, обработанного программными методами для передачи его по цифровым телекоммуникационным сетям. Преобразование аналогового сигнала осуществляется по различным протоколам в зависимости от того, по какой сети он передается (самый распространенный стандарт – ISDN);
  • IP телефония — это технология, дающая возможность использовать Интернет или какую-либо другую IP-сеть для проведения междугородных и международных телефонных разговоров, а также передачи факсов в режиме реального времени;
  • IP телефония на основе виртуального сервера. В этом случае виртуальная телефония располагается на нескольких серверах провайдера, образуя так называемое облако. Сервера могут находиться на значительном удалении друг от друга, что гарантирует высокую надежность системы. В случае выхода из строя одного из серверов, остальные продолжают функционировать. Преимущества такой системы: не требуются большие затраты на техобслуживание и содержание постоянного системного администратора.
  • IP телефония на основе физической VoIP АТС. С помощью такой системы связи можно организовать голосовую и факсимильную связь с использованием IP-сетей (Internet). Решения IP-телефонии дают возможность комбинировать голос и данные, ранее существовавшие независимо друг от друга, в единую коммуникационную сеть. Использование такой системы связи позволит пользователю воспользоваться возможностями целого комплекса эффективных серверов: голосовой и факсимильной почтой, многоканальным шлюзом IP-телефонии, факс- и конференц-серверами.

Физические каналы связи, кабельные и воздушные

Канал связи является частью канала передачи данных. В телефонной связи используются физические и беспроводные каналы:

  • Витая пара – это вид кабеля связи, который представляет собой одну или несколько пар изолированных проводников, скрученных между собой и покрытых пластиковой оболочкой. Свивание проводников производится с целью повышения связи проводников одной пары и последующего уменьшения электромагнитных помех от внешних источников, а также взаимных наводок при передаче дифференциальных сигналов;
  • Волоконно-оптические линии – это система, состоящая из пассивных и активных элементов, и предназначенная для передачи информации в оптическом диапазоне. По данному каналу возможна передача данных только в цифровом формате;
  • DECT — технология беспроводной связи на частотах 1880—1900 МГц, используемая в современных радиотелефонах;
  • Каналы радио-связи стандартов сотовой связи GSM/CDMA/DAMS. Находятся в диапазоне частот от 800 до 2400 МГц.

Что выгодней? Аргументы за и против IP телефонии

Цифровая АТС обладает следующими достоинствами: высокой надёжностью связи, простотой обслуживания и обеспечением отличного качества передаваемой речи. К её недостаткам относятся высокая стоимость междугородних звонков и больший объём потребляемой электроэнергии, а так же постепенное устаревание технологии.

Несмотря на то, что классическая проводная связь более надёжна и стабильна, для бизнес приложений часто больше подходят системы IP телефонии, которые имеют ряд преимуществ. Если исключить стоимостные параметры, то к таким преимуществам относятся:

  • Возможность совершать недорогие междугородние и международные звонки;
  • Возможность подключатся к облачным сервисам CRM систем управления бизнес процессами (учет звонков, контроль действий оператора на существующих сервисах с абонентской платой);
  • Гибкость настроек и расширенная функциональность;
  • Возможность использовать компьютер в качестве телефона;
  • Интеграция со Skype, SIP и другими видами VoIP.

К недостаткам этого вида связи относятся высокая стоимость телефонных аппаратов, необходимость наличия стабильного канала в Интернет и риск отключения телефонной связи при отключении Интернет-соединения.

Что влияет на стоимость звонка

На стоимость звонка влияет в первую очередь направление вызова (здание, город, страна), время звонка (ночью дешевле) и вид связи, который вы выбрали.

Условно, телефонные вызовы можно разделить на четыре категории. Звонки внутри здания, звонки внутри города, звонки внутри страны и международные звонки.

Внутри здания. При использовании УПАТС, звонки будут бесплатными (стоимость потребляемой электроэнергии не учитывается). В случае IP телефона, траффик будет учитываться исходя из тарифа оператора (если только в здании не установлен собственный VoIP шлюз)

При звонках внутри города, пользователи УПАТС заплатят за звонок в соответствии с тарифом оператора (относительно недорогим). Пользователи IP телефона заплатят столько же, сколько и за звонок внутри здания – по тарифу оператора.

Ситуация меняется при междугородних и международных соединениях. Здесь преимущества получают пользователи IP телефонной связи. Поэтому компании, которые имеют офисы в разных городах или деятельность которых не ограничивается территорией одного чаще используют IP-телефонию.

В больших организациях целесообразно комбинировать оба подхода, когда в зависимости от направления звонка, используется телефонная сеть общего пользования или IP сеть передачи данных.

В реальности, вариантов комбинирования может быть больше, к примеру, современные решения позволяют подключать к SIP АТС обычные цифровые телефоны, равно как и классические УПАТС получают платы расширения для работы с IP телефонами.

Системы управления электроэнергией. Контроль и автоматизированное управление работой системы. Подробнее »

В ближайшем будущем, появится возможность увеличения КПД солнечных панелей до 50%. Эффективность. Подробнее »

Руководство Филиала КОО «ЛОГРАР ЛИМИТЕД» выражает благодарность коллективу ООО. Подробнее »

КОО «ЛОГРАР ЛИМИТЕД» 1 сентября 2015

Уважаемый Ринат Шакирзянович! ООО «ФИНПРОЕКТ» выражает благодарность компании ООО. Подробнее »

Источник

Способы организации телефонной связи в компании: обзор технических решений

Принято разделять телефонную связь на две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Чаще всего это взаимонезависимые системы. В статье приведён сравнительный обзор способов подключений, начиная с внешнего.

Входящий канал связи

Прямой городской номер. Технически это самый простой способ проведения телефонной связи для компании любого размера. Реализация состоит в том, что провайдер телефонии физически заводит кабель в офисное помещение. Такая линия может принимать и совершать звонки, но без возможностей кастомизации.

Если сотрудникам нужно совершать множество параллельных и независимых звонков, то такой вид подключения не является оптимальным. Это связано с тем, что при одноканальном подключении одновременно может использоваться только одно абонентское устройство.

Подключение с использованием мобильной сети. Если говорить о реализации, то подход будет идентичен предыдущему лишь с той разницей, что сим-карта может быть вставлена не только в обычный стационарный телефон, но и в мобильный. Это даёт возможность менеджеру или руководителю при выезде оставаться на связи со своими клиентами и держать руку на пульсе.

У такого способа организации связи есть особенность: хорошо ловить сигнал может не на всей территории офиса. Или услуги связи для бизнеса на этом месте предлагает лишь один оператор мобильной связи и у вас не будет выбора. Также оператора может не оказаться вовсе. Важно учитывать конструкцию здания и материалы, из которых оно построено — это также влияет на качество связи.

Блок из нескольких одноканальных линий. Этот способ позволяет организовать независимую телефонную связь в разных отделах: один номер выделить для нужд бухгалтерии, а второй использовать в рекламных материалах. Две службы не будут влиять друг на друга в плане занятости телефонной линии.

Читайте также:  Классификация питательных сред по способу приготовления

Но при таком способе бизнес всё ещё не имеет полноценной коммуникации с клиентами из-за ограниченной «ширины» входного канала. Если специфика бизнеса в том, чтобы постоянно принимать большое количество входящих звонков, то нужно подключать столько независимых телефонных номеров, сколько требуется для реализации проекта. На этом этапе отсутствует разница между выбором способа подключения: городского номера или подключение через мобильного оператора.

Подключение с помощью многоканальной телефонии. Вариант рекомендуется для работы с входящими обращениями. Принцип работы многоканальной телефонии в том, что физически для подключения используется одна линия, но использовать её независимо друг от друга может несколько сотрудников. При этом количество подключённых линий равно количеству одновременных звонков, которые можно совершать в рамках этого подключения.

При выборе этого способа подключения несколько клиентов одновременно могут позвонить по одному номеру. Разделение происходит автоматически, на уровне канала и не затрагивает абонентские подключения. Но возможна такая ситуация, что на один многоканальный номер позвонит одновременно больше клиентов, чем подключено линий, и в этом случае клиент не сможет дозвониться до менеджера. Чтобы минимизировать потери коммуникаций с клиентом, используют внутреннюю АТС, которая позволяет поставить вызов «на удержание» до тех пор, пока его не возьмёт в работу первый освободившийся менеджер.

Существует также и IP-телефония — современный способ организации телефонной связи по сети Интернет. В этом случае абонентские устройства в организации подключаются не к телефонной линии, а к компьютерной сети.

Внутренняя телефония и АТС

В зависимости от размера компании и количества сотрудников используются различные способы реализации внутренней связи, в том числе между коллегами. Способы реализации приводятся в порядке увеличения уровня сложности.

Прямое подключение линии к абонентскому устройству. Это самый бюджетный и наименее затратный с точки зрения работы специалиста способ коммутации. Выделенная линия связи протягивается до рабочего места нужного сотрудника в офисе. Особенность данной реализации — телефонной связи между сотрудниками отсутствует и нельзя обрабатывать больше одного входящего вызова одновременно.

Если у вас малый бизнес, то данный способ удовлетворит все потребности в связи. Как правило, сотрудники сидят в одном офисе, а это позволяет воспользоваться телефоном каждому работнику.

Виртуальная АТС. При выборе входящего подключения с помощью IP-телефонии появляется возможность гибко настраивать очередь звонков, формировать пул ожидания и работать с автоинформатором.

Если вы выбрали данную реализацию, она позволит спроектировать сценарий приёма и обработки входящих звонков. Можно запретить некоторым сотрудникам либо отделам совершать исходящие звонки, если этого не требуется по регламенту их работы.

Внутренняя (физическая) АТС. Данный способ организации связи с помощью собственной телефонной станции подходит крупному бизнесу, а также в ситуациях, когда нужно соединить отделы и офисы в одном здании. Он позволит присвоить каждому телефонному аппарату внутренний номер, по которому можно дозвониться до сотрудника.

Сложность реализации такого способа подключения заключается в технической настройке АТС. При использовании стандартного функционала вы сможете обойтись силами сотрудников технического отдела, но если вам нужны все возможности современной связи и тонкая настройка очерёдности звонков, то без внешнего специалиста в этой ситуации не обойтись.

Интеграция CRM и телефонии

Правильное использование СRM-системы состоит в том, чтобы фиксировать любой контакт с потенциальным покупателем, чтобы потом иметь возможность анализа и выработки правильной стратегии. Интеграция CRM и телефонии позволяет снять большую часть рутинных действий с сотрудника и высвободить время для более эффективной работы с клиентами.

Источник

Основы IP-телефонии, базовые принципы, термины и протоколы


Добрый день, уважаемые хабражители. В данной статье я постараюсь рассмотреть основные принципы IP-телефонии, описать наиболее часто используемые протоколы, указать способы кодирования и декодирования голоса, разобрать некоторые характерные проблемы.

Под IP-телефонией подразумевается голосовая связь, которая осуществляется по сетям передачи данных, в частности по IP-сетям (IP — Internet Protocol). На сегодняшний день IP-телефония все больше вытесняет традиционные телефонные сети за счет легкости развертывания, низкой стоимости звонка, простоты конфигурирования, высокого качества связи и сравнительной безопасности соединения. В данном изложении будем придерживаться принципов эталонной модели OSI (Open Systems Interconnection basic reference model) и рассказывать о предмете “снизу-вверх”, начиная с физического и канального уровней и заканчивая уровнями данных.

»
Модель OSI и инкапсуляция данных

Принципы IP-телефонии

При осуществлении звонка голосовой сигнал преобразуется в сжатый пакет данных (подробнее этот процесс будет рассмотрен в главах “Импульсно кодовая модуляция” и “Кодеки”). Далее происходит пересылка данных пакетов поверх сетей с коммутацией пакетов, в частности, IP сетей. При достижении пакетами получателя, они декодируются в оригинальные голосовые сигналы. Эти процессы возможны благодаря большому количеству вспомогательных протоколов, часть из которых будет рассмотрена далее.

В данном контексте, протокол передачи данных — некий язык, позволяющий двум абонентам понять друг друга и обеспечить качественную пересылку данных между двумя пунктами.

Отличие от традиционной телефонии

В традиционной телефонии установка соединения происходит при помощи телефонной станции и преследует исключительно цель разговора. Здесь голосовые сигналы передаются по телефонным линиям, через выделенное подключение. В случае же IP-телефонии, сжатые пакеты данных поступают в глобальную или локальную сеть с определенным адресом и передаются на основе данного адреса. При этом используется уже IP-адресация, со всеми присущими ей особенностями (такими как маршрутизация).

При этом IP-телефония оказывается более дешевым решением как для оператора, так и для абонента. Происходит это благодаря тому, что:

  • Традиционные телефонные сети обладают избыточной производительностью, в то время, как IP-телефония использует технологию сжатия голосовых пакетов и позволяет полностью использовать емкость телефонной линии.
  • Как правило, на сегодняшний момент доступ в глобальную сеть есть у всех желающих, что позволяет сократить затраты на подключение или совсем исключить их.
  • Звонки в локальной сети могут использовать внутренний сервер и происходить без участия внешней АТС.

Вместе с вышеперечисленным, IP-телефония позволяет улучшить качество связи. Достигается это, опять же, благодаря трем основным факторам:

  • Телефонные серверы постоянно совершенствуются и алгоритмы их работы становятся более устойчивыми к задержкам или другим проблемам IP-сетей.
  • В частных сетях их владельцы обладают полным контролем над ситуацией и могут изменять такие параметры, как ширина полосы пропускания, количество абонентов на одной линии, и, как следствие, величину задержки.
  • Сети с коммутацией пакетов развиваются, и ежегодно вводятся новые протоколы и технологии, позволяющие улучшить качество связи (например, протокол резервирования полосы пропускания RSVP).

Благодаря IP-телефонии очень элегантно решается проблема занятой линии, так как переадресация, либо перевод в режим ожидания могут быть осуществлены несколькими командами в конфигурационном файле на АТС.

Физический уровень (Physical Layer)

На физическом уровне осуществляется передача потока битов по физической среде через соответствующий интерфейс. IP-телефония практически полностью опирается на уже существующую инфраструктуру сетей. В качестве среды передачи информации используются, как правило витая пара категории 5 (UTP5), одномодовое или многомодовое оптическое волокно, либо коаксиальный кабель. Тем самым в полной мере реализуется принцип конвергенции телекоммуникационных сетей.

Интересно рассмотреть технологию PoE (Power Over Ethernet) — стандарты IEEE 802.3 af-2003 и IEEE 802.3at-2009. Ее суть заключается в возможности обеспечения питанием устройств посредством стандартной витой пары. Большинство современных IP-телефонов, в частности, модельный ряд Cisco Unified IP Phones 7900 Series, поставляются с поддержкой PoE. Согласно стандарту 2009 года, устройства могут получать ток мощностью до 25,5 Ватт.

При подаче питания используются лишь две витых пары кабеля 100BASE-TX, однако некоторые производители задействуют все четыре, достигая мощности до 51 Ватт. Необходимо заметить, что технология не требует модификации уже существующих кабельных систем, в том числе и кабелей Cat 5.

Для определения того, является ли подключаемое устройство питаемым (PD — powered device) на кабель подается напряжение 2,8 — 10 В. Тем самым вычисляется сопротивление подключаемого устройства. Если данное сопротивление находится в диапазоне 19 — 26,5 кОм, то процесс переходит на следующий этап. Если же нет — проверка повторяется с интервалом ≥2 мс.

Далее происходит поиск диапазона мощностей питаемого устройства путем подачи более высокого напряжения и измерения тока в линии. Вслед за этим на линию подается 48 В — питающее напряжение. Также осуществляется постоянный контроль перегрузок.

Согласно спецификации IEEE 802 канальный уровень разделяется на два подуровня:

  1. MAC (Media Access Control) — обеспечивает взаимодействие с физическим уровнем;
  2. LLC (Logical Link Control) — обслуживает сетевой уровень.

На канальном уровне работают коммутаторы — устройства, обеспечивающие соединение нескольких узлов компьютерной сети и распределение фреймов между хостами на основе физической (MAC) адресации.

Необходимо упомянуть механизм виртуальных локальных сетей (Virtual Local Area Network). Данная технология позволяет создавать логическую топологию сети без оглядки на ее физические свойства. Достигается это тегированием трафика, что подробно описано в стандарте IEEE 802.1Q.

Читайте также:  Капсулы lbb способ применения


Формат фрейма

В контексте IP-телефонии отметим Voice VLAN, широко применяющуюся для изоляции голосового трафика, генерируемого IP-телефонами, от других данных. Ее использование целесообразно по двум причинам:

  1. Безопасность. Создание отдельной голосовой VLAN уменьшает вероятность перехвата и анализа голосовых пакетов.
  2. Повышение качества передачи. Механизм VLAN позволяет задать повышенный приоритет голосовым пакетам, и, как следствие, улучшить качество связи.

Сетевой уровень (Network Layer)

На сетевом уровне происходит маршрутизация, соответственно основными устройствами сетевого уровня являются маршрутизаторы (Router). Именно здесь определяется, каким путем данные достигнут получателя с определенным IP-адресом.

Основной маршрутизируемый протокол — IP (Internet Protocol), на основе которого и построена IP-телефония, а также всемирная сеть Интернет. Также существует множество динамических протоколов маршрутизации, самый популярный среди которых OSPF (Open Shortest Path First) — внутренний протокол, основанный на текущем состоянии каналов связи;

На сегодняшний момент существуют специальные VoIP-шлюзы (Voice Over IP Gateway), обеспечивающие подключение обычных аналоговых телефонов к IP-сети. Как правило, они имеют и встроенный маршрутизатор, позволяющий вести учет трафика, авторизовать пользователей, автоматически раздавать IP-адреса, управлять полосой пропускания.

Среди стандартных функций VoIP-шлюзов:

  • Функции безопасности (создание списков доступа, авторизация);
  • Поддержка факсимильной связи;
  • Поддержка голосовой почты;
  • Поддержка протоколов H.323, SIP (Session Initiation Protocol).

Для борьбы с возможными задержками передачи IP необходимо дополнять дополнительными средствами, например протоколами установления очередности (чтобы голосовые данные не конкурировали с обычными).
Как правило, в этих целях на маршрутизаторах используется очередность с малой задержкой (LLQ — Low-Latency queuing), либо взвешенная организация очередей на основе классов (CBWFQ — Class-Based Weighted Fair Queuing).
Кроме того, необходимы схемы маркировки с заданием приоритетов для рассмотрения голосовых данных, как наиболее важных для передачи.

Транспортный уровень (Transport Layer)

Для транспортного уровня характерны:

  • Сегментация данных приложений верхнего уровня;
  • Обеспечение сквозного соединения;
  • Гарантия надежности данных.

Основные протоколы транспортного уровня — TCP (Transmission Control Protocol), UDP (User Datagram Protocol), RTP (Real-time Transport Protocol). Непосредственно в IP-телефонии используются протоколы UDP и RTP, причем основное их отличие от TCP заключается в том, что они не обеспечивают надежность доставки данных. Это является более приемлемым вариантом, нежели осуществление контроля за доставкой (TCP), так как телефонная связь чрезвычайно зависима от задержек передачи, но менее чувствительна к потерям пакетов.

UDP базируется на сетевом протоколе IP и предоставляет транспортные услуги прикладным процессам. Его главное отличие от TCP — обеспечение негарантированной доставки, то есть при отправке и получении данных никаких подтверждений не запрашивается. Также при отправке информации не обязательно установление логического соединения между модулями UDP (источник и приемник).

Несмотря на то, что RTP принято считать протоколом транспортного уровня, как правило он работает поверх UDP. С помощью RTP реализуется распознавание типа трафика, работа с метками времени, контроль передачи и нумерация последовательности пакетов.

Основное назначение RTP состоит в том, что он присваивает каждому исходящему пакету временные метки, обрабатывающиеся на приемной стороне. Это позволяет принимать данные в надлежащем порядке, снижает влияние неравномерности времени прохождения пакетов по сети, восстанавливает синхронизацию между аудио и видео данными.

Уровни данных (Data Layers)

Три последних уровня модели OSI рассмотрим совместно. Такое объединение допустимо, так как процессы, происходящие на данных уровнях тесно связаны между собой, и описывать их безотносительно разделения на подуровни будет логичнее.

Первым делом необходимо описать стек протоколов H.323, разработанный в 1996 году. Данный стандарт содержит описание оборудования, сетевых служб и терминальных устройств, предназначенных для осуществления аудио- и видеосвязи в сетях с коммутацией пакетов (Интернет). Для любого устройства стандарта H.323 обязательна поддержка обмена голосовой информацией.

Рекомендации H.323 предполагают:

  • Платформенную независимость.
  • Стандарты кодирования аналоговых данных.
  • Управление полосой пропускания.
  • Гибкость и совместимость.

Отметим очень важный факт: в рекомендациях не определены физическая среда передачи, транспортный протокол и сетевой интерфейс. Это значит, что устройства, поддерживающие стандарт H.323 могут работать в любых существующих сегодня сетях с коммутацией пакетов.

Согласно H.323 четырьмя основными компонентами VoIP-соединения являются:

  • терминал;
  • шлюз;
  • контроллер зоны;
  • контроллер управления многоточечной конференции (MCU — Multipoint Control Unit).


Пример структурной схемы сети в IP-телефонии

1. Управление соединением и сигнализация:
1.а. H.225.0: протоколы сигнализации и пакетирования мультимедийного потока (использует подмножество протокола сигнализации Q.931).
1.б. H.225.0/RAS: процедуры регистрации, допуска и состояния.
1.в. H.245: протокол управления для мультимедиа.
2. Обработка звуковых сигналов:
2.а. G.711: импульсно-кодовая модуляция тональных частот.
2.б. G.722: кодирование звукового сигнала 7 кГц в 64 кбит/с.
2.в. G.723.1: речевые кодеры на две скорости передачи для организации мультимедийной связи со скоростью передачи 5.3 и 6.3 кбит/с.
2.г. G.728: кодирование речевых сигналов 16 кбит/с с помощью линейного предсказания с кодированием сигнала возбуждения с малой задержкой.
2.д. G.729: кодирование речевых сигналов 8 кбит/с с помощью линейного предсказания с алгебраическим кодированием сигнала возбуждения сопряженной структуры.
3. Обработка видеосигналов:
3.а. H.261: видеокодеки для аудиовизуальных услуг со скоростью 64 кбит/с.
3.б. H.263: кодирование видеосигнала для передачи с малой скоростью.
4. Конференц-связь для передачи данных:
4.а. T.120: стек протоколов (включает T.123, T.124, T.125) для передачи данных между оконечными пунктами.
5. Мультимедийная передача:
5.а. RTP: транспортный протокол реального времени.
5.б. RTCP: протокол управления передачей в реальном времени.
6. Обеспечение безопасности:
6.а. H.235: обеспечение безопасности и шифрование для мультимедийных терминалов сети H.323.
7. Дополнительные услуги:
7.а. H.450.1: обобщенные функции для управления дополнительными услугами в H.323.
7.б. H.450.2: перевод соединения на телефонный номер третьего абонента.
7.в. H.450.3: переадресация вызова.
7.г. H.450.4: удержание вызова.
7.д. H.450.5: парковка вызова ( park ) и ответ на вызов ( pick up ).
7.е. H.450.6: уведомление о поступившем вызове в состоянии разговора.
7.ж. H.450.7: индикация ожидающего сообщения.
7.з. H.450.8: служба идентификации имен.
7.и. H.450.9: служба завершения соединения для сетей H.323.


Сценарий установки соединения на основе протокола H.323

SIP (Session Initiation Protocol)

SIP — протокол сигнализации, предназначенный для организации, изменения и завершения сеансов связи. SIP независим от транспортных технологий, однако при установлении соединения предпочтительно использовать UDP. Для передачи самой голосовой и видеоинформации рекомендовано применять RTP, но возможность использования других протоколов не исключена.

В SIP определены два типа сигнальных сообщений — запрос и ответ. Также существует шесть процедур:

  • INVITE (приглашение) — приглашает пользователя принять участие в сеансе связи (служит для установления нового соединения; может содержать параметры для согласования);
  • BYE (разъединение) — завершает соединение между двумя пользователями;
  • OPTIONS (опции) — используется для передачи информации о поддерживаемых характеристиках (эта передача может осуществляться напрямую между двумя агентами пользователей или через сервер SIP);
  • АСК (подтверждение) — используется для подтверждения получения сообщения или для положительного ответа на команду INVITE ;
  • CANCEL (отмена) — прекращает поиск пользователя;
  • REGISTER (регистрация) — передает информацию о местоположении пользователя на сервер SIP, который может транслировать ее на сервер адресов (Location Server).


Сценарий сеанса связи SIP

Кодеки

Аудиокодеком называют программу или алгоритм, который сжимает, либо разжимает цифровые звуковые данные, позволяя снизить требования к пропускной способности канала передачи данных. В IP-телефонии на сегодняшний день наиболее распространено преобразование посредством кодека G.729, а также сжатие G.711 по А-закону (alaw) и μ-закону (ulaw).

G.729 является кодеком, который сжимает исходный сигнал с потерей данных. Основная идея, заложенная в G.729 — передача не самого оцифрованного сигнала, а его параметров (спектральной характеристики, количества переходов через ноль), достаточных для последующего синтезирования на принимающей стороне. При этом все основные характеристики голоса, такие как амплитуда и тембр сохраняются.

Пропускная способность канала, на которую рассчитан данный кодек — 8 кбит/с. Длина кадра обрабатываемого G.729 — 10 мс, частота дискретизации — 8 кГц. Для каждого из таких кадров определяются параметры математической модели, которые в дальнейшем и передаются в канал в виде кодов.

При использовании кодирования G.729 задержка составляет 15 мс, из которых 5 мс тратится на заполнение предварительного буфера. Отметим также, что кодек G.729 предъявляет достаточно высокие требования к ресурсам процессора.

G.711 — голосовой кодек, который не предполагает никакого сжатия, помимо компандирования — метода уменьшения эффектов каналов с ограниченным динамическим диапазоном. В основе данного метода лежит принцип уменьшения количества уровней квантования сигнала в области высокой громкости, сохраняя при этом качество звука. Две широко использующиеся в телефонии схемы компандирования — alaw и ulaw.

Сигнал в данном кодеке предоставлен потоком величиной 64 кбит/с. Частота дискретизации — 8000 кадров по 8 бит в секунду. Качество голоса субъективно лучше, нежели при применении кодека G.729.

alaw или А-закон — алгоритм сжатия звуковых данных с потерей информации. В основном используется на территории Европы и России.

Для сигнала x преобразование по алгоритму alaw выглядит следующим образом:

Где А — параметр сжатия (обычно принимается равным 87,7).

ulaw или μ-закон — алгоритм сжатия звуковых данных с потерей информации. В основном используется на территории Японии и Северной Америки.

Читайте также:  Как собрать кубик рубика новичковый способ

Для сигнала x преобразование по алгоритму ulaw выглядит следующим образом:

где μ принимается равным 255 (8 бит) в стандартах Северной Америки и Японии.

Импульсно кодовая модуляция (PCM — Pulse Code Modulation)

Импульсно кодовая модуляция — передача непрерывной функции в виде серии последовательных импульсов.

Для получения на входе канала связи модулированного сигнала, мгновенное значение несущего сигнала измеряется АЦП с определенным периодом. При этом количество оцифрованных значений в секунду (иначе, частота дискретизации) должно быть большим или равным двукратной максимальной частоте в спектре аналогового сигнала.

Далее полученные значения округляются до одного из заранее принятых уровней. Заметим, что количество уровней необходимо принимать кратным степени двойки. В зависимости от того, сколько было определено уровней, сигнал кодируется определенным количеством бит.


Квантование сигнала

На данном рисунке представлено кодирование с помощью четырех битов (то есть все промежуточные значения аналогового сигнала будут округляться до одного из заранее заданных 16 уровней). Для примера, при времени равном нулю сигнал будет представлен подобным образом: 0111.

При демодуляции последовательность нулей и единиц преобразуется в импульсы демодулятором, уровень квантования которого равен уровню квантования модулятора. После этого ЦАП на основе данных импульсов восстанавливает сигнал, а сглаживающий фильтр окончательно убирает неточности.

В современной телефонии число уровней квантования должно быть большим или равным 100, то есть минимальное количество бит, которым может кодироваться сигнал — 7.

Вопросы качества обслуживания в IP-телефонии (Quality of Service — QoS)

В сетях на основе стека TCP/IP высокое качество обслуживания трафика, чувствительного к задержкам передачи не обеспечивается по умолчанию. При использовании протокола TCP имеется гарантия достоверной доставки информации, но ее перенос может осуществляться с непредсказуемыми задержками. Для UDP характерна минимизация задержек, но гарантия верной доставки пакета отсутствует.

В то же время добротность речевого трафика сильно зависит от качества передачи, и в сети, где не реализованы механизмы, гарантирующие соответственное качество, реализация IP-телефонии может быть не удовлетворяющей требованиям пользователей.

Основными показателями качества обслуживания являются пропускная способность сети и задержка передачи. Задержка при этом определяется как промежуток времени, прошедший с момента отправки пакета, до момента его приема.

Также существуют такие характеристики, как готовность сети и ее надежность (оцениваются по результатам контроля уровня обслуживания в течение длительного времени, либо по коэффициенту использования).

Для улучшения качества связи используются следующие механизмы:

  1. Перемаршрутизация. При перегрузке одного из каналов связи позволяет осуществить доставку при помощи резервных маршрутов.
  2. Резервирование ресурсов канала связи на время соединения.
  3. Приоретизация трафика. Дает возможность помечать пакеты в соответствии с уровнем их важности и производить обслуживание на основе меток.

Как было сказано ранее, голосовой трафик чрезвычайно чувствителен к задержкам передачи. Максимальное время задержки не должно превышать 400 мс (сюда включается и продолжительность обработки информации на конечных станциях). Различают два основных типа задержек:

— Задержка при кодировании информации в голосовых шлюзах или терминальном оборудовании. Уменьшается путем улучшения алгоритмов обработки и преобразования голоса.
— Задержка, вносимая сетью передачи. Уменьшается путем улучшения сетевой инфраструктуры, в частности, сокращением количества маршрутизаторов и использованием высокоскоростных каналов.


Источники задержки в IP-телефонии

Джиттер

Еще одно явление, характерное для IP-телефонии — джиттер, или, иначе, случайная задержка распространения пакета.

Обуславливается джиттер тремя факторами:

  • Ограниченная полоса пропускания или некорректная работа активных сетевых устройств;
  • Высокая задержка распространения сигнала;
  • Тепловой шум.

Наиболее часто применяющийся метод борьбы с джиттером — джиттер-буфер, хранящий определенное количество пакетов.

Обычно предусматривается динамическая подстройка длины буфера в течение всего времени существования соединения. Для выбора наилучшей длины используются эвристические алгоритмы.

Джиттер буфер

Для компенсации неравномерной скорости поступления пакетов на приемной стороне создают временное хранилище пакетов, или так называемый джиттер буфер. Его задача, собрать поступающие пакеты в правильном порядке в соответствии с временными метками и выдать их кодеку с правильными интервалами и правильном порядке.


Джиттер буфер

Размер буфера приемное VOIP устройство рассчитывает в процессе работы, либо принудительно задается в настройках. С одной стороны он не может быть слишком большим, чтобы не увеличивать транспортную задержку. С другой стороны, маленький размер буфера вызывает потери пакетов при изменениях времени задержки в IP сети.

Отсюда и происходит одно из главных противоречий, между интернет провайдерами и пользователями IP телефонии. С точки зрения провайдера все пакеты доставлены абоненту, то есть, потерь нет. А с точки зрения VoIP устройства, разница во времени между приходом пакетов значительно превышает джиттер буфер. Поэтому фактически потери есть. На практике потеря более 1% вызывает определенные неприятные ощущения. При 2% разговор оказывается затруднен. При значениях больше 4% разговор уже практически невозможен.

Размер джиттер буфера

Случайная задержка распространения Ji для i-го пакета может определяться по формуле:

где:
Di – отклонение от ожидаемого времени прибытия i-го пакета.
Отклонение от ожидаемого времени прибытия i-го пакета Di определяется по формуле:

где:
R – время прибытия пакета в метках времени RTP,
S – временная метка RTP, взятая из пакета.

Приведем пример расчета ожидаемого размера случайной задержки распространения 5-го пакета, на основе двух предыдущих.

Пусть J4=10 мс; R4=10, R3=11, S4=6, S3=5, тогда D5 будет равно (10-11)-(6-5)=-2.

В среднем, случайная задержка времени распространения для одного пакета в текущем примере составит 10 мс (точнее можно посчитать по формуле, приведенной выше). Тогда для того, чтобы ни один пакет не был отброшен, размер джиттер буфера должен быть равным 10 мс.

Для определения требуемого размера джиттер буфера в мегабайтах, домножим полученное значение на 100 мбит/сек – среднюю пропускную способность сети: 10•10^-3•100 = 128 кб.

Размер джиттер-буфера должен быть больше, чем флуктуация транзитного времени в сети. Например, если для 10 пакетов время транзита колеблется от 5 до 10 мс, то буфер должен быть хотя бы 8 мс, чтобы ни один пакет не был потерян. Лучше, если буфер еще больше, например 12 мс, тогда сможет работать механизм перезапроса потерянных пакетов.

Решения для развертывания телефонной сети

Asterisk

Asterisk — программная АТС, способная коммутировать как VoIP вызовы, так и вызовы, осуществляемые между IP-телефонами и традиционной телефонной сетью общего пользования.

Поддерживаемые протоколы: IAX, SIP, H.323, Skinny, UNIStim.
Поддерживаемые кодеки: G.711 (ulaw и alaw), G.722, G.723, G.729, GSM, iLBC, LPC-10, Speex.

Asterisk — динамично развивающееся открытое программное обеспечение, которое может быть установлено без оглядки на лицензирование. Это делает данную программную АТС привлекательной для малого и среднего бизнеса. Количество абонентов в сети может достигать 2000 и ограничено только мощностью сервера.

Еще одно достоинство Asterisk — возможность гибкой настройки. Весь необходимый функционал либо уже реализован, либо может быть дописан самостоятельно без существенных временных и денежных затрат. Этому способствует принцип: одна задача — один программный модуль.

В сравнении с решениями от таких вендоров, как Cisco или Avaya, Asterisk привлекателен еще и стоимостью развертывания. Фактически все затраты сводятся только к покупке телефонных аппаратов и сервера, способного обеспечить требуемую нагрузку на сеть. Сама программа абсолютно бесплатна.

Cisco Unified Communication Manager (CallManager)

CallManager предназначен скорее для крупных сетей, включающих до 30000 абонентов. Данный программно-аппаратный комплекс обеспечивает надежность работы и позволяет конфигурировать множество параметров, таких как переадресация звонков или голосовое меню. Существует и “облегченная” express версия, предназначенная скорее для небольших офисов.

Из преимуществ Cisco CallManager следует отметить в первую очередь знаменитую техническую поддержку корпорации Cisco. При соответствующем уровне контракта на обслуживание, любая проблема, начиная с вопросов по настройке и заканчивая вышедшим из строя оборудованием, будет решена практически мгновенно. Поэтому Cisco CallManager подойдет компаниям, готовым платить немалые деньги, но и получать при этом высочайшее качество обслуживания.

Avaya IP Office

Система IP Office может стать неплохим выбором для среднего размера телефонной сети. Количество абонентов здесь ограничено не только мощностью сервера, но и количеством приобретенных лицензий. Лицензировать необходимо практически все — платы расширения, используемые приложения и т.д., что может доставить определенные неудобства.

Конфигурирование может осуществляться через ряд программ, но наиболее популярная и простая в обращении — Avaya IP Office Manager. Также возможно управление через консоль с помощью Avaya Terminal Emulator.

В целом, продукция корпорации Avaya не ограничивается одним IP Office. Avaya, в 2009 году слившаяся с еще одним известным производителем Nortel, является признанным лидером на рынке оборудования для IP-телефонии.

Что можно почитать по теме:

  • Wendell Odom — все его книги хороши.
  • “IP-телефония в компьютерных сетях”. И.В. Баскаков, А.В. Пролетарский, С.А. Мельников, Р.А. Федотов.
  • “IP-телефония”. Б. С. Гольдштейн, А. В. Пинчук, А. Л. Суховицкий.
  • “Asterisk. Будущее телефонии”. Джим Ван Меггелен, Лейф Мадсен, Джаред Смит.
  • “Протокол SIP. Справочник”. Б. С. Гольдштейн, А. А. Зарубин, В. В. Саморезов.

Источник

Оцените статью
Разные способы