ЛЕКЦИЯ: МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов:
1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).
2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.)
3. Частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие “социальные технологии” – способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере.
Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы. К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.
Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.
Регламентирование – способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).
Нормирование – установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).
Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).
Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).
Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе – пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.
Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть – в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном – концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).
Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:
1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
2. изучение и анализ проблемной ситуации;
3. определение целей и задач совместной работы;
4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
5. оценка прогресса и результат совместной работы.
Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
· малая группа способствует выходу из роли “только слушателя”;
· в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
· в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
· малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.
Метод групповой социальной работы не имеет некоего “застывшего” вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.
Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. “Община” (коммьюнити) – сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. Всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:
1. развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей;
2. разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.
Реализация этих задач направлена на достижение главной цели – активизация развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности.
Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность.
Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).
Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов – врачей, юристов, психологов и т. п.
Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.
Источник
Лекция 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: рассмотреть социальную работу как систему деятельности.
Система социальной работы, объекты и субъекты социальной работы, институты социальной работы, индивидуальный уровень социальной работы, групповой уровень социальной работы, социально-административный уровень социальной работы, сферы социальной работы.
Как любой вид деятельности, социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой связан с другими и выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами.
Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную систему, состоящую из следующих элементов (компонентов):
объекты и субъекты социальной работы;
институты социальной работы;
основные сферы социальной работы;
методы и формы социальной работы.
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В. П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиентом социальной службы. Однако чаще всего под понятием «клиент» понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.
В качестве клиентов могут выступать любая отдельная личность, группа, семья, социальные структуры, организации, общины (например, секта) или население какой-либо территории полностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него возможности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обладать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.
Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникальная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойственные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жизни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индивидуальными проблемами клиентов являются семейные и внутри- личностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.
Для обозначения общих проблем, объединяющих обратившихся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно отнести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, людей с различными формами зависимостей.
В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с которыми им предоставляются социальные услуги.
В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изменениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни клиента и его личности позволяет ему более четко определить характер необходимой помощи.
Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:
клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
клиент должен видеть в социальном работнике специалиста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.
Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализировать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за принятие решений социальный работник должен брать на себя только в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболевание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опыта, недостаточных ресурсов или иных причин.
В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:
сфера бытового обслуживания.
Субъектами социальной работы могут выступать:
организации, учреждения, в том числе государство со своими структурами, социальные службы различного подчинения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
общественные, благотворительные организации и их учреждения;
специалисты различных социальных служб, а также представители общественных, благотворительных организаций и частных социальных служб, профсоюзов;
преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений;
научные работники (исследователи).
В качестве ведущего субъекта социальной работы на федеральном уровне выступает Министерство здравоохранения и социального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.
Содержание социальной работы на федеральном уровне определяется законодательной и социальной политикой государства в масштабе всей страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более содержательный характер. Местный уровень определяется адресной социальной деятельностью.
Среди субъектов социальной работы можно выделить административно-управленческие структуры, которые на различных стадиях государственной иерархии формируют и осуществляют социальную политику.
Важное значение имеет деятельность различных общественных объединений на местах, которые активно решают социальные проблемы как группы самопомощи.
Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется помощь населению (официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно-общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи.
К специально созданным институтам помощи и защиты (формализованные институты социальной работы) относят: государственные институты социальной защиты населения, образование, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.
Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.
Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать содействие государственным и негосударственным организациям.
Существует и другое деление институтов социальной работы — на общепрофильные и специализированные.
К общепрофильным институтам относят учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориальных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений — оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.
Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).
Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить характер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных программ. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.
Основные сферы социальной работы — это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки населению. Так, социальная работа в здравоохранении направлена на профилактику распространения различных заболеваний, включает мероприятия по организации медико-социальной экспертизы и другие виды социальной работы в здравоохранении. Приоритетным направлением медико-социальной работы являет ся реабилитация больных, т. е. комплекс медицинских, социально- экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, восстановление функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека.
Показатели здоровья населения проявляют себя как важнейшие индикаторы уровня социально-экономического развития страны. Целью социальной работы в здравоохранении является Достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.
Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.
Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения для создания реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры.
Осуществление социально-медицинской работы требует от специалистов более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области социально-медицинской помощи, включая разные аспекты сохранения и восстановления здоровья, его профилактики, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение в социально-медицинской работе отводится первичной, вторичной и третичной профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний. Первичная профилактика включает систему мер предупреждения возникновения риска заболеваний (вакцинация, организация качественного питания, оздоровление окружающей среды и др.). Вторичная профилактика, проводимая социальными работниками совместно с другими специалистами, предусматривает следующие мероприятия: динамическое наблюдение за здоровьем населения, организацию своевременной медико-социальной помощи. Третичная профилактика — это комплекс мер по реабилитации больных, инвалидов, утративших возможность полноценной жизнедеятельности, для обеспечения условий интеграции в общество.
В настоящее время наиболее активно социальная работа развивается в области психиатрии, наркологии, онкологии, планирования семьи.
Социальная работа в Вооруженных силах характерна для большинства стран. Ее функции постоянно усложняются, сфера социальных услуг и социальной помощи увеличивается (от ускорения возвращения в строй госпитализированных солдат до проведения консультаций в период отбора новобранцев на призывных пунктах). Основными направлениями в деятельности социальных работников в настоящее время являются: помощь в кризисных ситуациях лицам из группы повышенного риска, информационносправочные услуги, организация психолого-социальной работы в воинских коллективах, анализ случаев алкоголизма, наркомании, насилия, агрессии и т.д., консультации командиров и офицеров. Социальная работа проводится с допризывной молодежью, военнослужащими срочной службы, военнослужащими по контракту и их семьями, с уволенными в запас, с военными пенсионерами и их семьями по вопросам социальной защиты, охраны прав, предоставления широкого спектра социальных услуг.
Социальная работа в сфере производства включает следующие мероприятия социальной политики: заключение трудовых договоров, обеспечение функционирования системы социального обеспечения на предприятии, медицинского страхования, реализация социального плана, составление социальных паспортов, оказание социальной помощи семьям работников, антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда в производственных коллективах.
Сфера образования включает в себя все виды и формы обучения, начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями. В различных учреждениях системы образования в настоящее время работают социальные работники и социальные педагоги. Социальный педагог — это специалист, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности и семьи, общества, призванный способствовать повышению педагогической
культуры и обеспечивать защиту прав ребенка и семьи.
Социальная работа активно развивается в сфере культуры (организация отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности), в пенитенциарной системе (исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушения), в сфере бытового обслуживания населения, в социально-этнической среде и т. д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и слоев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.
Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для решения задач социальной работы. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы (рис. 5).
На микроуровне социальная работа строится на основе за просов клиентов по конкретному случаю ( case work ). Здесь социальная работа рассматривается в большей степени как практическая психосоциальная деятельность.
На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления.
Рис. 5. Уровни практической социальной работы
Она разворачивается на базе профильных социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание проблемных групп населения. Данный уровень предполагает ее совмещение с территориальной социальной политикой, направленной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями.
На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целенаправленного влияния на формирование и реализацию социальной политики на всех уровнях (от муниципального до федерального) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализации социальных программ обеспечивается взаимодействием государственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.
На макроуровне социальная работа связана с социальным администрированием, с решением вопросов законодательного характера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важнейшими направлениями деятельности являются:
обеспечение должного уровня благосостояния населения;
развитие системы социального обслуживания;
профилактика социальных отклонений и патологий;
проведение социально-политических акций, направленных на регулирование общественных отношений в ситуациях социальной напряженности.
Условием действенного влияния социальных служб на общественные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализации профилактических мер по их предупреждению.
Важной сферой деятельности социальных работников становится оказание чрезвычайных мер, включая помощь населению так называемых зон социально-экономического неблагополучия. Для данных территорий разрабатываются социально-реабилитационные программы, имеющие целью оздоровление социально-экологической среды, оказание помощи пострадавшему населению.
Таким образом, социальная государственной (советская модель социального обеспечения). В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно –общественную.
Таким образом, к факторам воздействия на развитие современной социальной работы можно отнести:
процессы глобализации — взаимозависимости государств, сходности социальных проблем и различных форм и методов их решений;
процессы институционального закрепления социальной работы в большинстве стран мира;
развитие социальной работы как области научного социо-гуманитарного знания, которое объединяет достижения теории и практической деятельности по оказанию помощи нуждающимся;
интернационализацию обучения социальной работе или обобщение лучших образовательных практик подготовки социальных работников.
В системе общественных отношений социальная работа выступает как целостный самостоятельный социальный институт, который имеет свои особенности, обусловленные организационно правовыми формами, существующими в конкретной общности или государстве в определенный исторический период.
Список используемых источников:
Курбатов В. И., Социальная работа: учеб. пособие. — М., 2014.
Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — М., 2012.
Павленок П. Д., Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. — М., 2014.
Социальная работа: история, теория, технологии (научная школа профессора Е.И.Холостовой). — М., 2014.
Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е.И.Холостова, Р. С. Сорвина. — М., 2012.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. — М., 2014.
Вопросы и задания
Обоснуйте целесообразность рассмотрения социальной работы как целостной системы.
Дайте содержательную характеристику каждого элемента социальной работы как деятельности.
Перечислите уровни практической социальной работы и раскройте их задачи.
Перечислите объекты социальной работы.
Назовите институты социальной работы.
Темы для докладов и рефератов
Системный подход в социальной работе.
Институты социальной работы.
Содержание современной социальной работы.
Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами.
Источник