Способы организации собственного профессионального развития

Содержание
  1. 5.3 Способы организации собственного профессионального развития
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
  5. 5.1. 5.2. 5.3. Наличие диагностично заданных целей саморазвития. Наличие путей самосовершенствования. Способы организации собственного профессионального развития
  6. 5.1.Наличие диагностично заданных целей саморазвития
  7. 5.2. Наличие путей самосовершенствования
  8. 5.3. Способы организации собственного профессионального развития.
  9. 5.3.Способы организации собственного профессионального развития:
  10. Скачать:
  11. Предварительный просмотр:
  12. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
  13. Раздел 1. Информационная справка о лицее
  14. Раздел 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
  15. Раздел 3. Цели и задачи программы, целевые показатели
  16. Раздел 4. Механизм реализации программы
  17. Радел 5. Управление Программой
  18. Раздел 6. Конечный результат

5.3 Способы организации собственного профессионального развития

Модернизация образования невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность педагога становится перспективой развития обучающегося.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
  • во-вторых, управляется самим человеком;
  • в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

Поэтому необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  4. Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Составляя план самосовершенствования, педагог в первую очередь выбирает актуальную тематику и занимается фактически самоинформированием. В план входит список литературы и педагогико-методических данных, которые будут изучены и проанализированы на протяжении четко определенного времени. В план также вносится информация о том, как полученные знания могут изменить план воспитания и педагогической деятельности по четко определенному направлению, и как полученные знания могут быть в дальнейшем применены на практике.

Скачать:

Вложение Размер
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА 172.58 КБ

Предварительный просмотр:

Депобразования и молодежи Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Мегион, 2018

на заседании ЦМК

Протокол № 1 от 12.09.2018 г.

БУ «Мегионский политехнический колледж»

Протокол № 1 от 09.09.2018 г.

Литвинчук Т.С. — заместитель директора по методической работе.

1.ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА………4
2. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА………………………………………………………………….…4
3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………..4
4. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ПРОГРАММЫ…………………………………………….4
5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ…………………………………. …4
6. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………5
6.1. САМООБРАЗОВАНИЕ………………………………………………………………….5
6.2. ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………………………….6
6.3. УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ (КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ФОРУМЫ, СЕМИНАРЫ, КОНФЕРЕНЦИИ)…..6
6.4. УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ……………………………………………………………..6
6.5. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ…………………………6
7. ИТОГИ РАБОТЫ……………………………………………………………………………6

1. Основания для разработки программы индивидуального профессионального развития педагога

• Федеральный государственный образовательный стандарт;

• Программа развития образовательного учреждения.

2. Цели программы профессионального развития педагога:

• Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы реализовывать такие подходы и методы обучения обучающихся, при которых они приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях;
• Создание условий для полноценного развития каждого обучающегося, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию, осознанно ведущего здоровый образ жизни (ФГОС).

3. Задачи программы индивидуального развития педагога:

• Продолжать овладевать технологиями, методами и приемами, позволяющими учебной деятельности приобретать исследовательский и практико-ориентированный характер и самой становиться предметом усвоения;
• Продолжать строить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской;
• Обеспечить адаптацию обучающегося к изменениям в колледже, инициированными процессом модернизации российского образования (организация профильного, дистанционного обучения);
• Определить оптимальное содержание образования обучающихся с учетом требований современного общества, с учётом социального заказа;
• Обеспечить сохранность и укрепление здоровья обучающихся за счет создания безопасных и комфортных условий в колледже.

4. Основные постулаты программы для разработки программы:

5. Прогнозируемый желаемый результат:

• Повышение уровня обученности обучающихся, соответствия их уровню госстандарта, переход на новые образовательные стандарты;
• Повышение готовности обучающихся к осознанному выбору программ профессионального образования и обучению в ВУЗе;
• Включение достижений педагогики и технологии в свою повседневную практику;
• Рост уровня профессиональных навыков и умений для нововведений;
• Формированию компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности;
• Изменение деятельности в соответствии с общественными преобразованиями, гарантирующими инновационный характер педагогической деятельности.

6. Реализация программы развития педагога.

Для успешной реализации программы собственного развития и моделирования нового качественного состояния в условиях модернизации российского образования предусматривается одновременная работа по следующим направлениям:
• Самообразование;
• Разработка и внедрение инновационных образовательных проектов, разработка рабочих программ, сотрудничество и обмен опытом;
• Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего самообразования, развития педагога , самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения и воспитания.

Основные направления, в которых в соответствии с программой будет проводится самосовершенствование и самообразование:
• Профессиональное (предмет преподавания);
• Психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей);
• Психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества);
• Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
• Правовое;
• Информационно-компьютерные технологии;
• Охрана здоровья.

6.2. Освоение современных научно-практических достижений в области управления методическим содержанием процесса обучения.

Современные условия требуют от педагога применение инноваций в сфере эффективного проектирования и конструирования учебного процесса на основе использования новых образовательных технологий. В ходе реализации программы самообразования предполагаю сформировать комплекс знаний о системе управления технологическим содержанием процесса обучения, критериях выбора и механизмах освоения новых образовательных технологий.
Для успешной реализации данного направления программы самоподготовка разделена мной на следующие основные блоки:
• освоение методологических основ проектирования и конструирования учебного процесса на основе использования новых образовательных технологий;
• применение технологии выбора новой образовательной технологии;
• внедрение технологии управления методическим содержанием учебного процесса.

6.3. Участие в работе педагогических сообществ (круглые столы, методические объединения, форумы, семинары, конференции).

В ходе работы в группе появляется возможность услышать различные точки зрения большого количества людей на актуальные вопросы педагогики и образования, скорректировать свое понимание современных психолого-педагогических проблем, приобрести определенные навыки по общению, диагностике, профессиональному поведению, необходимые в педагогической деятельности при личностно-ориентированном образовании. Это позволяет сразу собрать единомышленников или оппонентов.

6.4. Участие в конкурсах.

Участие в конкурсах разного ровня рассматривается как один из важнейших показателей эффективности работы современного педагога. В ходе реализации программы самообразования намечено принять участие в конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В течении каждого учебного года планируется подготовиться и принять участие не менее чем в 20 конкурсах.

6.5. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса с применением ИКТ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения предмету относится к наиболее эффективным формам подачи материала. Такие формы подачи материала помогают педагогу реализовать свой творческий потенциал, проявить индивидуальность и избежать формального подхода к проведению урока. В ходе реализации программы намечено создание серии мультимедийных лекций по наиболее сложным темам. Мультимедийная лекция позволяет воспринимать учебный материал как систему ярких опорных образов, каждый из которых содержит структурированную информацию. Такой способ подачи информации позволяет запоминать не только факты, но и формировать связанную с ними ассоциативную цепочку мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной лекции экономит время, необходимое для изучения конкретного материала, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Результаты работы за период реализации программы индивидуального профессионального развития предполагается оформить в печатных и интерактивных материалах. Все материалы будут размещены на персональном сайте педагога (указать адрес персонального сайта в сети интернет) по завершении срока действия программы.

Источник

5.1. 5.2. 5.3. Наличие диагностично заданных целей саморазвития. Наличие путей самосовершенствования. Способы организации собственного профессионального развития

5.1.Наличие диагностично заданных целей саморазвития

Цель саморазвития ставлю исходя из анализа собственных профессиональных возможностей, затруднений и ограничений в соответствии со стратегией развития образования организации, города и региона ХМАО-Югры: повышение профессиональной компетентности, профессиональных навыков и умений, соответствующих профессиональному стандарту педагога в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, через освоение и внедрение в образовательную деятельность инновационных технологий, форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО и освоение образовательной программы.

5.2. Наличие путей самосовершенствования

Пути моего совершенствования – непрерывное самообразование на основании рефлексии собственной профессиональной деятельности. Эффективными путями самосовершенствования считаю: самообразование (изучение современных педагогических технологий, форм, методов организации образовательной деятельности, анализ психолого-педагогической литературы, реализацию индивидуального плана профессионального развития, совершенствование владением ИКТ); самовоспитание (повышение уровня коммуникативной компетентности); саморазвитие (совершенствование психологических процессов, рефлексия собственной педагогической деятельности).

5.3. Способы организации собственного профессионального развития.

Применяю способы организации собственного профессионального развития: прохождение курсов повышения квалификации, участие в конференциях, семинарах, вебинарах; активное участие в сетевом взаимодействии с коллегами через социальную сеть работников образования «Наша сеть», в городских педагогических сообществах, обобщение и диссеминация опыта собственной профессиональной деятельности, участие в реализации внутрикорпоративной модели повышения квалификации дошкольного учреждения. Пути самосовершенствования, способы организации собственного профессионального развития представлены в «Индивидуальном плане профессионального развития педагога».

Источник

5.3.Способы организации собственного профессионального развития:

5.3.Способы организации собственного профессионального развития:

Скачать:

Вложение Размер
Программа развития» Школа развития и самоопределения» МБОУ «Лицей №1» на 2013-2017гг 163.9 КБ
Олимпиада «Требования к современному уроку по ФГОС». Диплом 1 степени. 227.82 КБ
Олимпиада «ФГОС начального общего образования». Диплом 1 степени. 318.78 КБ
Олимпиада «Знание основ ФГОС начального общего образования». Диплом 1 степени. 1.45 МБ

Предварительный просмотр:

образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска

приказом МБОУ «Лицей №1»
от 13.11.2013 № 339

«Школа развития и самоопределения»
2013 – 2017 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей №1» на 2013 – 2017 гг.

Программа развития муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей № 1»

«Школа развития и самоопределения» на 2013 – 2017 годы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1»

Создание условий для построения модели образовательного пространства уровня основного общего образования, способствующего формированию образовательных (метапредметных) результатов.

  1. Создание специально организованных пространств для проявления учебной и социальной активности подростков.
  2. Воспитание современного профессионального мышления педагогов.
  3. Разработка системы оценки качества образовательных результатов.
  4. Разработка и реализация основной образовательной программы Лицея уровня основного общего образования, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов (внедрение ФГОС ООО).

Ожидаемые
непосредственные результаты
реализации
Программы

Увеличение доли педагогов, реализующих модульное межпредметное обучение

Увеличение доли педагогов, занимающихся исследовательской работой

Увеличение доли педагогов, владеющих деятельностными технологиями

Увеличение мест проб для предъявления учащимися творческих работ

Увеличение доли учащихся 6-8 классов, вовлечённых в исследовательскую и проектную деятельность.

Увеличение доли учащихся 6-8классов, включённых в Интернет образование.

Увеличение доли учащихся, формулирующих и оформляющих собственный интерес (замысел) через пробу разных действий

Увеличение доли учащихся 9-х классов, осознанно определившихся с выбором дальнейшего пути обучения.

Процент учащихся в системе дополнительного образования.

Доля учащихся, имеющих проблемы в учебной деятельности и социальной жизни.

2013 — 2017 годы

Проект I «Школа выбора, проб и ответственного действия»

Проект II «Школа социальных инициатив (проб)»

Проект III «Лаборатория профессионального самоопределения и самореализации»

Объёмы
и источники
финансирования Программы

Выполнение программы обеспечивается за счёт консолидированных средств: средств местного бюджета на выполнение муниципального задания и целевых субсидий, поступлений от иной приносящей доход деятельности.

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы

1.Модель образовательного пространства уровня основного общего образования, способствующего формированию новых образовательных (метапредметных) результатов.

2.Внутренняя система оценки качества образовательных результатов.

3.Основная образовательная программа уровня основного общего образования.

Раздел 1. Информационная справка о лицее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей №1»

628310, РФ, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ — Югра, г. Нефтеюганск , 16А микрорайон, здание № 84 помещение № 1

8 (3463) 236001, 236046, 236693, 236043

муниципальное образование город Нефтеюганск в лице администрации города Нефтеюганска

ведомственное подчинение Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска

Количество учащихся,
из них:

уровень начального общего образования:

уровень основного
общего образования:

уровень среднего
общего образования:

Количество педагогических работников, из них:

отличник народного
образования:

почётный работник
общего образования:

Имеют квалификационную категорию:

Раздел 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Разработка новой программы развития является важным этапом дальнейших системных изменений в образовательном пространстве муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1».

Модель образовательного пространства уровня основного общего образования на основе деятельностных технологий.

Современная модель образования, концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения определили стратегическую цель образования. Сегодня школа должна перейти от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к взращиванию новых способностей, позволяющих человеку, в том числе и выпускнику школы, успешно встраиваться в профессиональное, социальное сообщество, адекватно реагировать на меняющийся уклад жизни. Сейчас гораздо более остро, чем несколько лет назад, стоит вопрос об универсальных способностях, о новых поведенческих моделях выпускника средней школы, так как полностью изменился стиль жизни. А это значит, что выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям. Образ выпускника современной школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения новых образовательных результатов.

Таким образом, проектируя образование, нам необходимо стремиться сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности — самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть её подлинным субъектом .

Вместе с тем, анализ современной практики школьного образования указывает на весьма существенные проблемы, не решив которые, невозможно выполнить данный социальный заказ. Среди них следующие:

1.Разрыв между целями и задачами введения в систему образования нового федерального государственного образовательного стандарта и отсутствием педагогических средств и инфраструктурных условий их реализации.

2.Недостаточная готовность учителей и педагогов дополнительного образования к реализации деятельностных технологий, обеспечивающих формирование новых образовательных (метапредметных) результатов.

3.Отсутствие механизмов межуровневой преемственности образовательных результатов и технологий.

4.Отсутствие преемственности между основным и дополнительным образованием в формировании новых образовательных (метапредметных) результатов.

В связи с этим поиск новых методологических подходов и педагогических технологий, направленных на формирование новых образовательных (метапредметных) результатов, становятся актуальной проблемой в теории и практике.

2.2. Анализ состояния и перспектив развития

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Нефтеюганска основано в 2008 году, в результате слияния муниципальных образовательных учреждений «Основная общеобразовательная школа №16» и «Лицей». Обе школы ставили своей приоритетной задачей создание принципиально новой практики общего образования, основанного на деятельностном содержании.

Положительный опыт двух образовательных учреждений позволил выстроить систему, обеспечивающую успешную реализацию ФГОС. Сегодня в Лицее образовательный процесс строится:

1)На основе деятельностных технологий:

— (развивающее обучение системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (1 – 4 классы);

— задачная форма организации учебной деятельности, технология «Дебаты», технология «Проблематезация» (5 – 11 классы);

— исследовательские проекты (1-11 классы);

— социальное проектирование (внеурочная деятельность).

2)Разработана основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС.

3)Разработана и апробируется внутришкольная система оценки качества образования.

4)При образовательном учреждении открыто отделение дополнительного образования.

5)Действует Управляющий совет (родители, учащихся, общественность).

Благодаря сложившейся системе работы, Лицей имеет достаточно высокий рейтинг среди образовательных учреждений города, учащихся, родителей по показателям качества образования и воспитания.

Так, при 100% успеваемости общее качество знаний учащихся стабильно высокое.

Однако, на диаграмме видно, что качество обучения уровня основного общего образования значительно ниже общего показателя.

Результаты умения учащихся выстраивать взаимоотношения и планировать свою деятельность:

  1. Как складываются твои отношения с педагогическим коллективом?

2.Как складываются твои отношения со сверстниками?

3.Как складываются твои отношения с родителями?

4.Придерживаешься ли ты определённого распорядка дня (3 года)

Анализ анкет учащихся уровня основного общего образования показывает низкую степень умения учащихся выстраивать взаимоотношения и планировать свою деятельность.

Результаты опроса родителей

1.Как складываются Ваши отношения с педагогическим коллективом?

2.Удовлетворены ли вы уровнем знаний вашего ребенка?

3.Определился ли ваш ребёнок с выбором будущей профессии (9-й класс)?

4.Последователен ли ваш ребёнок в достижении цели?

5.Способен ли ваш ребёнок самостоятельно решать трудности, связанные с учебностью?

Анализ анкет родительской общественности показывает высокую степень удовлетворённости качеством работы Лицея, однако, анализ изучения потребностей внешней среды (родителей) показывает, что метапредметные результаты, связанные с самоопределением и самостоятельностью, у учащихся сформированы не на должном уровне.

Раздел 3. Цели и задачи программы, целевые показатели

На основе анализа деятельности Лицея за предшествующий период, образовательных потребностей и внутреннего потенциала Лицея определены цели и задачи Программы.

Цель: Создание условий для построения модели образовательного пространства уровня основного общего образования, способствующего формированию новых образовательных (метапредметных) результатов.

1. Анализ внутришкольных ресурсов для моделирования образовательного пространства , способствующего формированию новых образовательных (метапредметных) результатов.

2. Обеспечение готовности педагогов к осуществлению данного процесса через освоение и внедрение деятельностных технологий.

3. Создание пространства для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.

4. Создание и (или) апробирование диагностического инструментария для отслеживания новых образовательных (метапредметных) результатов.

5. Разработка и реализация основной образовательной программы Лицея уровня основного общего образования, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов (внедрение ФГОС ООО).

Целевые показатели Программы

Наименование показателей результатов

Базовый показатель на начало реализации Программы

Значения показателя по годам

Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы

Цель: Создание условий для построения модели образовательного пространства уровня основного общего образования, способствующего формированию новых образовательных (метапредметных) результатов.

Показатели непосредственных результатов

Увеличение доли педагогов, реализующих модульное межпредметное обучение

Увеличение доли педагогов, занимающихся исследовательской работой

Увеличение доли педагогов, владеющих деятельностными технологиями

Увеличение доли учащихся 6-8 классов, вовлечённых в исследовательскую и проектную деятельность.

Увеличение мест проб для предъявления учащимися творческих работ

Увеличение доли учащихся 6-8 классов, включённых в Интернет образование.

Увеличение доли учащихся, формулирующих и оформляющих собственный интерес (замысел) через пробу разных действий

Увеличение доли учащихся 9-х классов, осознанно определившихся с выбором дальнейшего пути обучения.

Процент учащихся в системе дополнительного образования.

Доля учащихся, имеющих проблемы в учебной деятельности и социальной жизни.

Показатели конечных результатов

Повысится удовлетворенность населения

качеством образовательных услуг

Увеличение качества обучения уровня основного общего образования

Увеличение количества учащихся, способных к выстраиванию собственного образовательного маршрута.

Раздел 4. Механизм реализации программы

Поставленные задачи решаются через реализацию проектов на основе матричного управления.

ПРОЕКТ «Школа выбора, проб и ответственного действия»

Сущность и цель нового образования — это действительное развитие способностей человека, обретение им универсальных способов деятельности и мышления (А. С. Арсеньев, Г. С. Батищев, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.). Именно поэтому идея развития должна стать основой всей идеологии перестраивающегося образования.

Сформировать учебную самостоятельность подростка, способного на заключительном этапе школьного образования построить собственную индивидуальную образовательную программу и выполнить её — основная задача уровня основного общего образования. В основной школе на первый план в жизни ребенка выходит линия смыслообразования, и образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте − личной инициативе и индивидуализации.

В данной программе сделан акцент на интегративный, межпредметный характер учения; усиление проектной деятельности учащихся. Особую значимость этому виду деятельности учащихся придаёт то, что она носит выраженный поисково-исследовательский характер, как и всякая продуктивная работа, рефлексивна иначе, чем учение.

Управленческая задача: к метапредметным результатам через особо выстроенное предметное содержание

Организация проб предметных знаний и общих способов действий в новых нестандартных ситуациях

1.Введение информационных источников сложной структуры (ИИСС)

«Межпредметные физико-математические модули в основной школе» Б.Д.Эльконин, С.Ф.Горбов

«Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»

ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

2.Решение проектных задач (5-6классы)

3.Введение межпредметных экзаменов.

Ученик,
способный создавать
средства для
собственного
продвижения,
развития

Ученик,
способный
выстраивать
самообразовательную
траекторию,
создавать
необходимые
для собственного
развития
ситуации и адекватно

их реализовывать
(образовательная
инициатива)

Ученик,
способный
действовать
в определённых
нестандартных
ситуациях
(образовательная
ответственность)

Организация исследовательской и экспериментальной деятельностей учащихся

1.Проведение читательских сессий

2.Работа лабораторий: «Архимед», «Мир Левенгука», «Удивительная физика», «Оптические явления»

3.Введение предметных модулей

Организация выбора, пробы и ответственного действия с предъявлением и публичной защитой результата

1.Проведение рекламных акций для учеников младших классов «Выбери свой курс» (5-6 классы)

2.Проведение профориентационного фестиваля «Шанс на успех» (7-9 классы)

3.Решение НооГеновских задач (новые миры)

4.Проведение предметных интенсивных недель

Организация сетевого взаимодействия

1.Определить круг взаимовыгодных партнёрских связей.

2.Совместное проведение on-line конференций, вебинаров, телемостов

3.Участие в междисциплинарных проектах www.openclass.ru .

4.Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия.

ПРОЕКТ «Школа социальных инициатив (проб)»

Происходящее в социуме изменения ставят ребенка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа – школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности. Это направление предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельностью, практике субъект-субъектных отношений, пространстве событийной общности, пространстве рефлексирующего сознания.

Детско-взрослые сообщества, это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. В совместном поиске ценностей, в исследовании законов жизни, норм взаимоотношений, в пробах себя подросток присваивает образцы нравственной и духовной культуры. Сразу от подростка не ожидается непременного достижения результата собственных проб. Важно, чтобы таких проб случилось как можно больше, поскольку это способствует накоплению у подростка опыта проб и техник работы по реализации собственного замысла.

Уклад школьной жизни является базой для организации таких проб, опробования себя в разных видах деятельности, эффективной социализации и своевременного взросления.

Управленческая задача: Создание развивающей среды, содействующей приобретению учащимися опыта нравственной, творческой, социальной деятельности.

Создать поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах

Построение лицейского пространства: ОДИ «Есть Идея» — группового проектирования социальных событий,

социальные проекты классов, сквозные проекты (проекты вертикали: «Свой мир строим сами», «Здравия желаем», «У истоков», «Я — гражданин»)

организация конференций, мастер – классов.

Возникновение
субъект-субъектных
(партнерских)
отношений:

Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий

Работа творческих клубов «Живое слово», «Диалог», реализация события «Признание»

зритель –
реализатор —
инициатор

Оформление возрастных переходов через рождение традиций

Рождение традиций школы: «Дебютанты», «Бал восьмиклассников» (фестиваль дружбы, Робинзонада, интеллектуально-познавательные игры, коммуникативные бои, …)

Ученик,
понимающий
значимость
и важность
возраста

ПРОЕКТ «Лаборатория профессионального самоопределения и самореализации».

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Освоение и внедрение деятельностных технологий (развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова, задачная форма организации учебной деятельности, социальное проектирование) по многим существенным признакам отличаются от того, что принято называть традиционным подходом к обучению. Другая система целей-ценностей, иная логика содержания, иные требования к контролю и оценке, особая «управленческая» позиция учителя предполагают наличие учителя «нового типа». Основной его задачей является не передача знаний, а организация учебной деятельности. В прежнем опыте учителя оказывается слишком мало опор для выращивания принципиально новой практики.

Необходима эффективная модель подготовки учителя, внедряющего деятельностные технологии.

Управленческая задача: перевод методической работы в качественно новое содержание, способствующего формированию и развитию субъекта педагогической деятельности.

Методическое
сопровождение
учителя в освоении
деятельностных
технологий

1.Анкетирование, собеседование с учителями на предмет выявления дефицитов своих профессиональных возможностей при соотнесении с требованиями ФГОС.

2.Прописывание педагогических задач, их обоснование. Анализ поставленных задач.

3.Создание проектных групп педагогов:

-«Урок в развивающем обучении»,

-«Задачная форма организации учебной деятельности»,

-«Контрольно-оценочная самостоятельность учащихся»,

— «Позиционный анализ текста».

4. Проектирования занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности, построенных в деятельностнойтехнологии.

5.Анализ видеозаписей уроков, мероприятий.

6.Организация педагогических проб.

Учитель
способен в условиях
изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций,
выбору новых форм
и методов работы.

Развитие
профессиональных
компетенций педагогов
посредством включения
в инновационную
деятельность

Организация
межпредметной
координации

1.Создание межпредметныхмодулей, обеспечивающих формирование метапредметных и предметных результатов.

2.Внедрение методик междисциплинарного обучения (проектные задачи, погружения, межпредметные проекты, экзамены).

3.Конструирование инструментария для оценки метапредметных результатов.

1.Создан банк данных модулей.

2.Спроектированы проектные задачи, погружения, межпредметные проекты.

3.Выстроены контрольно диагностические материалы, измеряющие метапредметные результаты.

Создание сетевого
образовательного
сообщества

1.Определить круг взаимовыгодных партнёрских связей.

2.Совместное проведение обучающих семинаров по освоению деятельностного подхода в обучении «Чтение и понимание художественного текста», «Место схемы в процессе понимания текста» (на основе чтения рассказов русских писателей начала ХХ века), «Решение текстовых задач с помощью модели прямоугольника».

3.Участие в междисциплинарных проектах www.openclass.ru .

4.Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия.

1.Возникновение субъект-субъектных взаимодействий.

2.Расширение сферы сотрудничества

Радел 5. Управление Программой

Для оптимизации управления Программой созданы службы сопровождения:

  1. Мониторинговая
  2. Методическая
  3. Информационная

Деятельность всех служб согласовывает координационный совет, в который входит по одному представителю от каждой службы.

Реализация Программы развития сопровождается ведением ежегодной аналитической отчётности. Программа системы оценки качества образовательных результатов лицея, отражает объективные показатели изменений в работе лицея в отношении к предыдущим годам и позволяет в целом оценить влияние Программы развития на развитие лицея.

Раздел 6. Конечный результат

Модель образовательного пространства

Образовательное пространство выстраивается как совокупность учебной и внеучебной деятельностей, направленных на достижение метапредметных результатов через:

-межуровневую преемственность деятельностных технологий;

-интеграцию основного и дополнительного образования;

-переход от классно-урочной системы к внеурочным формам организации деятельности, к формам инициативного образования.

Источник

Читайте также:  Тестирование гигиена рук медицинского персонала показания способы гигиены рук
Оцените статью
Разные способы