Организация самостоятельных занятий учащегося.
Организация самостоятельных занятий учащегося. Роль педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnyh_zanyatiy_uchashchegosya_metodika.docx | 23.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУДО «Детская школа искусств им. Г.Кукуевицкого»
Методическое сообщение на тему:
«Организация самостоятельных занятий учащегося»
Преподаватель: Сухоногова Л.А.
Организация самостоятельных занятий учащегося. Роль педагога.
Обучение — это искусство, творчество, которое развивается по определенным законам. Знать их и применять — значит владеть этим искусством. Овладеть этими законами помогает изучение дидактики /раздел педагогики, изучающий вопросы теории обучения/. Обучение — процесс бесконечный, творческий. Учитель — руководитель этого процесса. Педагог-воспитатель обязан направлять деятельность обучающихся, ставить перед ними задачи, вызывать активную работу мысли, искать и находить лучший путь в их решении. Педагог обязан научить учиться!
Глагол учиться имеет возвратную форму. Это не случайно. Объект возвращает действие на самого себя /.учить себя, учить-ся/. Возвратная форма подчеркивает, что в процессе учебы главенствующее место занимает самостоятельная работа. Получив первоначальные навыки игры во время урока /т.е. под руководством педагога/, учащиеся должен закреплять и развивать их в ходе самостоятельных занятий. От умения учителя правильно организовать самостоятельную работу ученика зависит качество подготовки к следующему уроку, интенсивность и эффективность всего процесса обучения. Развитие культуры самостоятельного труда — предмет постоянной заботы мыслящего педагога.
Педагог – музыкант должен знать и применять наиболее общие принципы обучения, определяющие ход обучения и воспитания. Такими принципами являются:
3.Сознательность и активность процесса,
5.Прочность усвоения /умение самостоятельно применить знания на практике.
Раскроем эти принципы.
Доступность . Под этим мы понимаем в первую очередь:
1.Простоту и ясность целей и задач, поставленных перед учеником, определение главных и второстепенных.
2.Четкость изложения /устная речь/, профессиональный язык/терминология/.
3.Соответствие материала /от простого к сложному/.
Систематичность . Последовательное расположение и изложение материала, изучение нового на основе уже известного, в том числе и по другим дисциплинам /межпредметные связи /; стройная система проверки заданий.
Сознательность и активность. Создание условий для активной, творчески осознанной работы. Отсутствие зубрежки. Постоянное побуждение к самостоятельному решению пусть самых простых задач методом постановки проблемы.
Наглядность. Вопрос об играющем или не играющем учителе уже поднимался неоднократно и всегда решался в пользу играющего. Учитель обязан играть. Нельзя учить тому, чего ты сам не умеешь делать. Главная цель при этом, конечно, не копирование, а создание в этот момент особой творческой атмосферы, необходимой будущему исполнителю, и выработка умения вслушиваться в детали чужого исполнения. Только при этом условии можно воспитать у ученика умение слышать и самого себя.
Прочность усвоения. Значимость этого принципа вряд ли необходимо раскрывать. Однако следует подчеркнуть, что для проверки прочности усвоения полученных навыков нужно давать сочинения более легкие в художественном и техническом отношении.
Эти принципы являются наиболее общими и основополагающими на всех стадиях обучения.
Основной формой организации учебной работы является урок . Он позволяет учителю последовательно и систематически формировать личность исполнителя, развивать его умения и профессиональные навыки. То, что такая форма служит очень давно и еще не изжила себя, говорит о ее гибкости.
На уроке учащийся овладевает не только новыми знаниями, но и методами активной самостоятельной работы. Этот вид работы является не менее важной формой обучения, чем урок. Успешная самостоятельная работа учащихся — основа профессионального формирования будущего исполнителя. Владение навыками самостоятельной работы, умение ставить цели и задачи, находить и применять методы и приемы — все это определяет уровень культуры самостоятельного труда. Воспитывая высокопрофессионального музыканта-исполнителя, мы воспитываем прежде всего человека, умеющего организовать свой труд. Объяснить и научить учащихся организовывать свой труд — обязанность педагога. Для этого учителю необходимо знать некоторые дидактические правила организации и определения содержания самостоятельной работы. Они заключаются в следующем :
- Регулярность занятий.
- Соблюдение распорядка дня и регламента занятий.
- Учет психофизиологических данных ученика.
- Определение характера и методов домашней работы.
- Разбор в классе наиболее трудных элементов домашнего задания.
Регулярная самостоятельная работа совершенно необходима. Нужно требовать от учеников неукоснительного соблюдения этого правила, оно должно стать профессиональной привычкой. Нерегулярная работа сравнима с «топтанием на месте». Уместен пример человека, плывущего вверх по реке: стоит только перестать грести, как течением его снесет назад.
Необходимость твердого соблюдения распорядка дня не нуждается в особых комментариях. Это необходимо всем. И ученикам, и учителям. При этом следует помнить, что наиболее продуктивное время занятий на инструменте — утреннее.
Принято считать наиболее рациональной двухразовую систему занятий /утром и вечером/. При такой схеме утренний тренаж музыканта-духовика занимает гораздо меньше времени. Губной аппарат скорее приходит в норму и меньше утомляется, продуктивность работы повышается. Важно научить самостоятельно в каждом конкретном случае принимать оптимальное решение.
Регламент занятий. Преподаватель должен помочь учащемуся определить, а в дальнейшем научить самостоятельно решать, когда, сколько и каким видом домашней работы следует заниматься в настоящий момент.
Определяя объем, характер и методы самостоятельной работы, педагог должен учитывать особенности возрастной и индивидуальной психологии учащегося, его физическое развитие, реакцию, умение сосредотачиваться, утомляемость. Цели и задачи ставить четко, определять минимум и максимум задания, очерчивать магистральную проблему, создавать предпосылки для самостоятельного движения вперед в нужном направлении, развивать творческую самостоятельность. Некоторый материал /упражнения, гаммы, арпеджио, этюды/ музыканты используют повседневно на всех этапах своей деятельности, однако цели и задачи при этом меняются, меняются также характер и методы работы над ним. Следует заострять внимание учащегося на особенности новых проблем и необходимости самостоятельного выбора путей их решения.
Наиболее трудные стороны домашнего задания следует определить в классе и наметить пути их выполнения. Например: разбор новой пьесы начать в классе, а продолжить дома; освоить сложный аппликатурный переход; из нескольких аппликатурных вариантов выбрать наиболее удобный ; разъяснить особенности сложного ритмического рисунка.
Безусловно, этими правилами арсенал педагога не ограничивается.
Следующий очень важный вопрос. Как донести учебный материал до сознания учащегося? Как вызвать его активную деятельность, превратить знания в убеждения? Для этого существую свои методы. Лучшими следует признать методы, развивающие творческие способности, вырабатывающие профессиональные навыки с помощью самих учащихся.
Совершенно ясно, что для того, чтобы добиться высоких педагогических результатов уже в первые годы своей деятельности, педагогу-музыканту необходимо знать общие принципы дидактики и руководствоваться ими. В этом случае ему не придется «ломиться в открытую дверь» и «изобретать велосипед».
Педагог должен шире рассматривать свои задачи, главнейшая из которых — приучить своего воспитанника к самоанализу . Значение этого организующего элемента велико. Его подчеркивают многие педагоги-музыканты, например, известная английская пианистка Л. Маккинон . Она рекомендует метод самовопросов во время занятий. На взгляд автора, это очень полезный метод. Вот список подобных вопросов:
1.Составляю ли я хоть какой-нибудь план занятий?
2.Не занята ли моя голова во время работы посторонними вещами?
3.Разделяю ли я в процессе работы произведение на фразы или музыкальные разделы?
4.Не останавливаюсь ли я в середине фразы?
5.Стараюсь ли найти ошибку?
6.С какой целью я повторяю?
7.Уделяю ли я выразительности такое же внимание, как нотам?
8.Пытаюсь ли я находить оттенки выразительности, не указанные в тексте?
9.Интересно ли мне заниматься этой пьесой?
Анализируя этот круг вопросов, понимаешь, что они не случайны, в них есть четкая направленность. Они подсказывают, какие же основные качества необходимо развивать учащемуся для повышения уровня культуры самостоятельного труда.
Давайте их выделим:
- Организованность.
- Сосредоточенность в работе.
- Грамотность.
- Умение анализировать ошибки.
5.Озабоченность художественно-смысловой стороной исполнения.
Несомненно, что такой подход к обучению и воспитанию будущего профессионала приведет к более глубоким, осмысленным результатам, на качественно иной основе, и его следует активно внедрять.
Источник
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества
МБОУ Михайлово-Александровская СОШ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества
Самостоятельная работа — важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьезные затруднения, т. к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.
Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у ребят среднего звена, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
Я хочу осветить вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках, т. к. считаю, что она служит эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.
Самостоятельная работа — это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное — приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Требования к организации самостоятельной работы на уроке
Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:
1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.
3. Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача — развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
1. По методу самостоятельной работы учащихся:
• работа с текстом учебника.
2.По звеньям учебного процесса:
• задания на восприятие с целью изучения нового материала;
• задания на применение знаний и формирование умений;
• задания на закрепление и повторение учебного материала;
• задания на обобщение учебного материала.
3.По характеру познавательной деятельности:
• воспроизводящий по образцу;
• реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
• эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
• творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.
4.По характеру руководства:
5. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
• групповые;
Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).
2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).
3. Решение задач и выполнение практических работ.
4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).
5. Доклады и рефераты.
6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.
7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Техническое моделирование и конструирование.
При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
1. Предусматривать ее место в структуре урока.
2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.
3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.
4. Определить форму заданий.
5. Установить оптимальную длительность работы.
6. Подбирать соответствующий дидактический материал.
7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.
«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».
Организация методической работы в школе по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека.
Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Ягодка» Доклад на педсовет: «Организация подвижных.
Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.
Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования Слайд 1. Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования. В настоящее время.
Организация физкультурно-игровой среды как средство повышения двигательной активности детей Организация физкультурно-игровой среды, как средство повышения двигательной активности детей. Введение. Предлагаемый проект представляет.
Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 города Ставрополя Доклад на тему: «Организация информационного.
Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.
Применение современных педагогических технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся коррекционных классов Думать хорошо, а отгадывать – и того лучше. При обучении учащихся коррекционных начальных классов часто использую загадки, которые представляют.
Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла Куклы – это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Кукла — это ёмкий и иконичный.
Источник