Способы организации самостоятельной деятельности детей

Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Нурслу Аймуратова
Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, логические задачи и кубики; игры на составление целого из частей.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

И так, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Одним из важных факторов развития самостоятельной деятельности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Я пытаюсь организовать разнообразную развивающую предметно – пространственную среду в своей группе для детей 3-4 лет, которая поможет им обеспечить познавательную активность, будет соответствовать их интересам и иметь развивающий характер. Среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Самостоятельная деятельностьобладает большими возможностями в развитии личности ребенка: развивается инициатива, активность, закрепляются имеющиеся навыки, поднимается самооценка, уверенность в себе и в своих возможностях.

Поэтому очень важно правильно организовать развивающую среду для самостоятельной деятельности детей. А чтобы правильно организовать развивающую среду надо правильно планировать. Планирование – это творческий и трудоемкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

утренний отрезок времени

1. Внесение новой игрушки (рассматривание ее, определение ее места в игровом уголке, уточнение правил пользования).

Читайте также:  Способы соединений бревен при строительстве

2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

3. Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества.

4. Обогащение материалами игры «Библиотека».

5. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

6.Работа в центре творчества: оформление книжек-самоделок.

7. Экпериментирование с художественным материалом (при изготовлении иллюстраций к книжкам-самоделкам).

8. Самостоятельные игры детей

9.Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра;

10. С/Р. игры «Магазин», «Больница».

1. Игры с песком (со снегом).

2. Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер).

5. Вынос оборудования для труда на участке

вечерний отрезок времени

1. Строительная игра (совершенствование конструктивных решений, работа над формированием взаимоотношений детей).

2. Труд по уходу за растениями группы.

3. Работа в книжном уголке (внесение новой книги, рассматривание иллюстраций).

4. Внесение настольно-печатной игры.

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Театр».

6. Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.

7. Подбор книг для выставки (сказки народные, авторские)

8. Добавление в природный уголок оборудования для ухода за растениями.

9.Выставка книг: русские народные сказки,

сказки народных писателей.

10. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

11. С/Р. игры «Библиотека», «Семья».

12. Внесение дид. игры «Собери сказку».

В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, игры для самостоятельной деятельности, художественная и справочная литература, картины, иллюстрации схемы и другой дидактический материал вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей

Самостоятельная деятельность на прогулке. С\р. игры по желанию детей. – Игры с выносным материалом. Обручи, формочки, лопатки, санки. – Внесение настольно-печатных игр «Лото» (ПДД, «Что такое хорошо и что такое плохо?» — закреплять знание детьми правил игры; развивать внимание, формировать умение играть в паре, рассказывать партнеру правила игры, поощрять доведение игры до конца. – Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений – закрепить представления детей о разнообразии стеблей.

— Работа в центре «Рисования»: лепка «Красивые рукавички» — развитие мелкой моторики пальцев рук» — Трудовая деятельность: сгребание снега в определенное место.Цель: учить, правильно пользоваться лопатками, наполнять ведра до определенной мерки. – Работа в центре «Почемучка»: игры на формирование мелкой моторики. – Активизация познавательной деятельности детей в центре «Познания», приобщение к социальным ценностям через внесение демонстрационного картинного материала по теме «Огород» — Активизация познавательной деятельности детей в центре «Песка и воды», игра «Гора из песка» — развивать силу рук, соотношение с движением рук. — Активизация познавательной деятельности детей в центре «Математического и сенсорного развития» — развитие мелкой моторики. Нанизываем бусины разного размера. – Центр «Конструирования»«Магазин» — закреплять умения отбирать нужные для постройки детали.

Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до Семинар «Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» Тема: «Организация двигательной деятельности в режиме.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей» Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания.

Консультация для воспитателей «Ежедневное планирование в соответствии с ФГОС» Консультация для воспитателей «Календарные планы по ФГОС» Многие воспитатели задают вопрос: Как писать календарные планы по ФГОС ДО?.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду в соответствии с ФГОС» В настоящее время, нравственно- патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном.

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — вот самое.

Консультация для воспитателей. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Консультация для воспитателей Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС В соответствии с.

Консультация для воспитателей «Развитие самостоятельной активной речи детей раннего возраста» (2–3 года). Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством.

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатель: Бабушкина И. Э. Слайд.

Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя.

Презентация «Родительское собрание «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Работа в детском саду осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами: — Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об.

Читайте также:  Как выбирают способы получения цилиндрических обечаек

Источник

Самостоятельная деятельность детей

Юлия Зинченко
Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, приоритетами которой являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. А также- это организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей — это может быть эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.

Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Практика показывает, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно — пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группусверстников.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Совместная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей)

Совместную деятельность разделяют:

— непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

Читайте также:  Сверхмощный словообразовательный разбор способ

— совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

— совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода.

В дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей планируется с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации НОД и процессе режимных моментов.

Все образовательные области связываются друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, логопед осуществляет работу над четкостью, выразительностью, чистотой произношения стихов, потешек к праздникам. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения видов деятельности с детьми, разминок, гимнастик и др.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с одним ребенком;

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная)

их интереса к данному занятию;

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

При проведении режимных моментов.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» и придерживаться проблемно-диалогического обучения.

Детский мастер-класс «Мы юные конструкторы». Самостоятельная деятельность детей. Тематическая неделя «Космос далёкий и близкий» в нашем дошкольном учреждении построена так, что позволяет не только проводить систематические.

Консультация для воспитателей «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты» МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ. Ребёнок 2-3 лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание,.

Консультация для воспитателей «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты» Основные причины нервно –.

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет Дошкольный возраст — уникальный период развития самостоятельности. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации.

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть) Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (1-я часть).Дошкольный возраст — уникальный период развития самостоятельности. В режиме дня.

Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса» Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста осуществляет многие воспитательные задачи, развивает такие качества.

Самостоятельная игровая деятельность детей подготовительной к школе группы Как известно, ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. Но зачастую, в подготовительной группе этому не уделяют.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей по теме «Грибы» Здравствуйте, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня хочу предоставить Вашему вниманию отчёт по продуктивной.

Совместная и самостоятельная деятельность воспитателя с детьми СОВМЕСТНАЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ понедельник утро Тематические беседы Игровая деятельность Дидактические.

Источник

Оцените статью
Разные способы