- Организация рефлексивной деятельности на уроке. методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Приёмы организации рефлексивной деятельности на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация рефлексивной деятельности на уроке.
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizacii_refleksivnoy_deyatelnosti_na_uroke.pptx | 2.95 МБ |
organizaciya_refleksivnoy_deyatelnosti_na_uroke.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
организация рефлексивной деятельности на уроке
— физическую (успел – не успел) — сенсорную (комфортно – дискомфортно) — интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал) — духовную (стал лучше – хуже) четыре сферы человеческой сущности
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. рефлексия
рефлексия настроения и эмоционального состояния
Ничего хорошо средне отлично замечательно не понял
Мир – это __________ ________________ _ _ __________________ __________________ __________________ Урок литературного чтения
Урок трудового обучения
Урок русского языка
рефлексия содержания учебного материала
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
„Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10 Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял « + » « — » « ? »
Предварительный просмотр:
Аулова С. И. учитель начальных классов
Выступление на педагогическом совете
МБОУ «Гимназии — №12» города Белгорода
Завершающим этапом любого урока является организация рефлексивной деятельности. Именно этот этап позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности.
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел)
- сенсорную (комфортно – дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
- духовную (стал лучше – хуже)
Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия?
- Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
- Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
- Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
- В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Что можно применять?
- карточки с изображением лица;
- геометрические фигуры;
- «раскрась свой мир» — большую роль играет выбор цвета, а также определение своего мира;
- «розочка» — выбор цвета является показателем настроения ученика на данный момент;
- «солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось и т.д.
(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
- «лесенка успеха» — нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены — у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны — у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх — мне всё удалось;
- «дерево успеха» — зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
- «наряди ёлку» — успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
3. Рефлексия содержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… — теперь я знаю…).
- Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Источник
Приёмы организации рефлексивной деятельности на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками
материал на тему
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы организации рефлексивной деятельности на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками
Слово рефлексия происходит от лат. reflexio – обращение назад.
Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. (Словарь иностранных слов).
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Также рефлексия может осуществляться не только по итогам урока, но и по итогам других временных отрезков (изучения темы, учебной четверти, года и т. п.)
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
Виды учебной рефлексии:
- физическая (успел – не успел);
- сенсорная (отражает самочувствие учащегося: комфортно — дискомфортно);
- интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия по форме деятельности:
- индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
- групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
- коллективная
Рефлексия по содержанию :
- Символическая (ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.)
- Устная (предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции)
- Письменная (самая сложная и занимает больше всего времени; уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы).
В психологии различают несколько видов рефлексии:
- Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
- Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
- Интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения;
2 этап — анализ своих успехов;
3 этап – анализ работы одноклассников;
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме занятия.
Приемы организации рефлексии на занятии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Смайлики. Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального или дорисовывание улыбки «смайлику».
- Использование различных изображений (например, грустная девочка — весёлая девочка)
- Букет настроения. Если ребенок чувствует себя комфортно, если понравилось на уроке, то прикрепляет на доску красный цветок, если нет — синий.
- Солнышко и тучка. Сравнить свое настроение.
- Музыкальная рефлексия. Звучат два фрагмента музыки (тревожная и радостная/спокойная), учащиеся выбирают один из фрагментов, соответствующих настроению и объясняют свой выбор. Можно ответить на вопросы: Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь? Почему?
- Комплимент. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок; такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Данный вид рефлексии удобнее проводить после завершения очередного этапа занятия: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
- Незаконченное предложение. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»
«Я похвалил бы себя…»
«Особенно мне понравилось…»
«После урока мне захотелось…»
«Сегодня мне удалось…»
«Меня удивило…» и т. п.
- Лесенка успеха . Каждая ступень — один из видов работы; чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
- Дерево успеха . Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Листочки прикрепляются на дерево, изображенное на доске. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
- Поезд . Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Посадить человечков (животных, положить жетон) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Вышеперечисленные приемы рефлексии способствуют развитию следующих универсальных учебных действий:
- Личностные (умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий , развитие мотивов учебной деятельности личностного смысла учения, развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей и эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность слушать собеседника, уважать его мнение, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою)
- Познавательные ( формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера)
- Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
- Регулятивные ( обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе.
Обобщение педагогического опыта.
Общие методические рекомендации по развитию эмоциональности и артистичности у детей.
формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, истории; создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития.
Статья «Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников».
Представляю Вам конспект занятия на тему «Школа добрых дел».Целью данного занятия является раскрытие понятия «доброта» как нравственной ценности.Также ставятся такие задачи как.
Занятие формирование целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово.
Источник