Способы организации распределения ограниченных ресурсов

Ограниченность ресурсов и их распределение

Основной характеристикой окружающего мира является ограниченность. Именно ограниченность благ не позволяет удовлетворить все человеческие потребности.

Свободный доступ к благу на экономическом языке означает наличие количества бесплатных единиц этого блага, достаточного для удовлетворения потребности всех. Поэтому экономисты различают ограниченные блага и свободные блага. В основе ограниченности благ лежит ограниченность производственных ресурсов, при помощи которых эти блага (товары и услуги) создаются. Эти ресурсы мы называем факторами производства. Они в то же время являются затратами с целью производства благ.

С точки зрения исторической хронологии первым фактором производства, который стал применяться человеком, была земля. Это понятие в широком смысле включает все природные ресурсы (собственно землю, минеральные ресурсы, леса, водные ресурсы, кислород и т. д.). Собственно земля неизбежно принадлежит кому-то, кто получает доход, который называется рентой.

Для того чтобы использовать землю как источник благ, люди трудились и трудятся. Труд— второй фактор производства, представляющий комбинацию физических и духовных способностей человека, которые могут быть применены для производства благ. Владельцы этого фактора производства зарабатывают доход, называемый заработной платой. Третьим фактором производства является капитал— оборудование, здания, сооружения, материальные запасы, доступные для общества. Речь идет, во-первых, о физическом капитале, с помощью которого можно увеличивать продуктивность земли и труда. Но, во-вторых, продуктивность труда может быть увеличена благодаря человеческому капиталу, который возникает как следствие образования, профессиональной подготовки и поддержания физического здоровья. Капитал создается и увеличивается на основе сбережений, которые экономика может себе позволить. Они могут быть инвестированы с целью повысить отдачу земли и труда либо в машины и оборудование, либо в человека.

Плату за услуги капитала мы называем процентом.

Самостоятельно эти три фактора производства объединиться не могут, а поэтому должны быть кем-то объединены для производства товаров и услуг в одну из комбинаций. Эта работа выполняется предпринимательством, которое является четвертым фактором производства. Предпринимательство — специальные способности людей, позволяющие собрать другие факторы производства в эффективную комбинацию. Особенно важно то, что предприниматель берет на себя всю сумму риска: не только риск производить что-то, но и риск, связанный с обязательством заплатить владельцу земли ренту, владельцу рабочей силы — заработную плату и владельцу капитала — процент. В то же время никто не гарантирует предпринимателю, что сам он не сработает в убыток, а тоже получит доход. Доход предпринимателя мы называем прибылью. Мотивированная прибылью деятельность предпринимателя — основа экономического роста и развития.

Существует проблема распределения ограниченных ресурсов. Распределение ресурсов означает их размещение в определенных количествах с целью конкретного производительного применения или наделения ими индивидов и групп.

Есть два основных пути распределения ресурсов. Абсолютно доминирующим в мире является путь рыночного распределения. Однако существенная часть ресурсов распределяется посредством решений, которые принимают власти (государственное распределение). В рыночной системе ресурсы распределяются в соответствии с желанием платить за них, а в государственной системе — в соответствии с решением властей.

В обоих случаях существует конкуренция за доступ к ресурсам. Однако в рыночной системе ее главными факторами являются минимизация затрат и предложение новых продуктов и технологий. Напротив, при государственном распределении конкуренция приобретает формы, абсолютно не связанные с выигрышем общества в целом и каждого потребителя в отдельности.

Это такие формы, как: а) очередь, т. е. принятие государством принципа «первый пришел — первый получил»; б) привилегии, т. е. присвоенное политической элитой право перераспределения блага в свою пользу (своеГО рода право нерпой ночи); в) уголовно наказуемые или ненаказуемые формы(взяточничество, массовое воровство «несунов» и т. д.).

Рыночная система предполагает не только конкуренцию за доступ к ресурсам, но и кооперацию, сотрудничество.

Важнейшим проявлением сотрудничества является согласие конкурентов твердо соблюдать правила игры. В государственном распределении правила игры заменяются волевыми решениями (волюнтаризмом властей).

Распределение ресурсов при любых обстоятельствах решается посредством выбора. Выбор необходим, ибо всегда возможны многочисленные варианты использования факторов. Эти варианты конкурируют между собой. Следовательно, конкурируют и владельцы факторов. Окончательное решение о конкретном использовании фактора — результат выбора. При этом всегда ставятся три главных экономических вопроса, основанных на выборе.

ЧТО производитьиз ограниченных ресурсов (очередную ядерную подводную лодку или 1000 школ, содержать 4 млн. солдат и офицеров сверх необходимого для достаточной обороны количества либо 4 млн. хорошо оплачиваемых учителей, содержать министерство внутренних дел с сотнями генералов и работающим на себя огромным персоналом или выборных шерифов и офицеров, нанимаемых местным населением, оплачивать совхозам и колхозам производство низкокачественных продуктов или по-настоящему помочь встать на ноги фермерам и т. д.);

КАК производить, какая комбинация факторов окажется наиболее производительной (какой должна быть структура энергобаланса по производству и потреблению, какого размера должны быть заводы, стоит ли поддерживать убыточные предприятия);

ДЛЯ КОГО производитьблага из ограниченных ресурсов. Делать ли совокупный доход поровну или по каким-то иным критериям? Позволить ли накапливать имущественные различия от поколения к поколению?

Проблему выбора постоянно решают те, кто принимает экономические решения. К ним экономисты относят: а) домашние хозяйства (любая группа людей, живущих и действующих вместе как единица, принимающая решение (включая домашние хозяйства, состоящие из одного человека)), являющиеся владельцами факторов производства; б) фирмы — организации, производящие товары и услуги для продажи населению (домашним хозяйствам); в) государство (власти).

Данные основополагающие вопросы решаются через рыночную или через государственную систему доступа к ресурсам. Эти системы лежат в основе экономических систем.

Читайте также:  Отправка нарочным способом это как

Экономическая система — общая сумма институциональ­ных механизмовто есть действующих законов, традиций, мо­ральных ценностей, государственных (правительственных) структур в экономике, которые общество выбирает для решения вопросов ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО.

Институциональные механизмы — правила игры в экономике,которые управляют ею, определяют ее поведение.

Экономические системы обычно классифицируются по нескольким критериям. Первый из них — собственность на факторы производства. Второй — способ, при помощи которого координируются экономические решения.

Все реально существующие экономики современного мира представляют собой смесь рыночных и государственных элементов. Поэтому современные достаточно развитые экономики считаются смешанными экономиками. В теоретических целях обычно выделяют три чистых типа экономической системы.

Традиционная экономическая система —система, поведениекоторой основано на традициях, обычаях, привычках. Молодой человек делает то же, что и его отец (собирает жемчуг, ловит рыбу), молодая женщина — то же, что и ее мать. Ассортимент производимых благ почти не меняется. Технологии традиционны и устойчивы. Проблема выбора возникает не часто, и при статических внешних условиях такая экономика удовлетворяет нужды людей. Ее примеры мы можем найти не только в феодальной эпохе, но и сегодня (патагонские племена, канадские эскимосы, многие африканские народности).

Командная экономическая система (центрально планируемаясистема) — решения о выборе того, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимают власти и им принадлежат факторы производства. Мировая сфера этого типа сужается с 1989 г., сохраняя в своем составе Кубу, КНДР, Китай, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии.

Рыночная экономическая система основана на том, что факторамипроизводства владеют домашние хозяйства, а система принятия решений передана в основном индивидам и фирмам, которые в своих действиях руководствуются рыночными информационными сигналами. К этому типу экономической системы принадлежит подавляющее число стран современного мира — развитых и развивающихся.

Страны переходного периода образуют сегодня особую группу. Переходный период — время и действие перехода от одной системы к другой, то есть от одного набора институциональных механизмов к другому. Это время, в течение которого должны быть изменены законы, созданы новые традиции, государственные структуры и т. д. Но, помимо сотен новых законов, нужна традиция современной экономической этики, когда экономические споры и конфликты решаются в судах при помощи судебных процессов, а не путем киллерских разборок.

Основные концепции выбора

Альтернативные издержки. Каждый раз, принимая решение о выборе, мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного. Издержки, связанные с потерей того лучшего, что оказалось невыбранным, экономисты называют альтернативными издержками. Отдав предпочтение приобретению велосипеда, вы отказались от покупки пылесоса, то есть упустили выгоду от услуг пылесоса. Выбрав учебу в университете, вы упустили зарплату, которую могли бы получать, работая лаборантом, секретарем, токарем. Эта зарплата — альтернативные издержки вашей учебы в университете. Альтернативные издержки означают упущенную альтернативу — цену, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Концепция альтернативных издержек применяется к обществу, фирме, индивиду. Все решения неизбежно предполагают конкурентный выбор — «или-или». В каждом выборе есть выигрыш и издержки. Полные издержки нашего конкретного решения — то, что мы отдаем, чего мы лишаемся, принимая именно данное, а не альтернативное решение. Причиной существования альтернативных издержек является ограниченность. Сталкиваясь с ограниченностью, люди должны сделать выбор в пользу одного, отказываясь от другого.

У бесплатных (свободных) благ альтернативные издержки равны нулю. Экономические (платные) блага имеют положительные (> 0) альтернативные издержки. Чем ограниченнее благо, тем выше его альтернативные издержки.

Маржинальный анализ и принцип рационального поведения. Помимо альтернативных издержек, второй важнейшей концепцией, которой мы пользуемся, делая выбор, является концепция предельных (маржинальных) величин. Предельная величина — разница между величиной в существующей ситуации и после ее изменения. Потребитель покупает ежемесячно сотни товаров. Но он не покупает просто так: сегодня 1 литр молока, а завтра пять. Если он позавтракал дома, то, прежде чем войти в здание, где он работает, он не сбегает в кафе позавтракать еще раз. Выбор потребителя в отношении решения купить или не купить дополнительную единицу любого блага основан на знании того, принесет это дополнительное (предельное) благо ему удовлетворение (полезность) или нет.

Маржинальный анализ — метод нахождения наилучшего уровня вашего выбора, вашей деятельности: сколько часов посвятить такой-то работе, сколько работников нанять для выполнения нового проекта, сколько чашек чая пить в день и т. д. Маржинальный анализвыявление изменений в затратах и выигрышах в результате малых (на одну единицу) изменений. Эти предельные маржинальные изменения в затратах и выигрышах — основа и рационального экономического выбора. Каждое действие, которое мы предпринимаем, несет с собой выигрыши и затраты. Мы будем приобретать благо, пока удовлетворение от него будет превышать затраты. Но выявление этого преимущества выигрышей над затратами возможно только тогда, когда мы оцениваем их применительно к дополнительной единице получаемого блага.

Незачем спрашивать себя, нужен или не нужен мне второй проездной билет в месяц. Почему? Потому что предельные затраты на него превысят возможный предельный выигрыш, который в этом конкретном случае вообще равен 0.

Мы никогда не захотим максимизировать удовлетворение (полезность), выигрыш без сравнения с предельными затратами.

Предельные затраты — дополнительные затраты на производство, покупку дополнительной единицы блага, на дополнительноедействие.Тот, кто принимает решение, выберет любую альтернативу, в которой предельный выигрыш (полезность) будет превышать предельные (дополнительные) затраты, и отвергнет любую альтернативу, в которой предельные затраты превышают предельный выигрыш. Поэтому предельные затраты всегда равны альтернативным издержкам. А выделенная нами фраза является принципом рационального экономического поведения.По-другому его можно сформулировать так: «Принимающий экономическое решение должен предпринимать любое действие, которое приносит чистый выигрыш. Положительный чистый выигрыш существует, когда добавление к общему выигрышу (т.е. предельный, дополнительный выигрыш) превышает дополнениек затратам (т. е. предельные затраты)». Принцип рационального поведения определяет способ экономического мышления. Он основан на маржинальном анализе.

Читайте также:  Способы от покраснения век

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Ресурсы предприятия: что это такое, виды, классификация, характеристика — управление внутренними резервами организации

Обратим внимание на те возможности, которыми обладает юрлицо для развития. Рассмотрим ресурсы предприятия: что это такое, какими они бывают, как и зачем ими пользоваться и так далее.

Сразу отметим, что ими просто необходимо уметь рационально распоряжаться – это ключевой шаг на пути к развитию. Оптимизация затрат на основе грамотного планирования – залог победы в конкурентной борьбе. И важность этого момента отлично понимают серьезные игроки рынка – настолько, что нанимают одного или даже нескольких высококвалифицированных менеджеров для их распределения. Это помогает избежать различных ошибок и непредвиденных осложнений, обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а значит и повысить свои результаты.

Что такое ресурсы предприятия: определение

Под данным термином понимают все те средства и благоприятные возможности, которыми компания вправе воспользоваться – для развития в целом или для решения какого-то конкретного вопроса, например, для привлечения клиентов, выигрыша тендера, реализации проекта.

В традиционном смысле к ним относят все инструменты, находящиеся во владении юрлица – на его балансе. Такой подход позволяет сравнительно легко и, главное, комплексно анализировать состояние внутренней среды фирмы. Глобально же, если брать ситуацию максимально широко, это все то, что можно с пользой и на совершенно законных основаниях поставить себе на службу.

Задачи и цели управления ресурсами

Все возможности в общем случае должны быть направлены на достижение успеха – на улучшение имиджа, покорение рынка, повышение продаж, обход конкурентов, в зависимости от характера и сферы работы. Это подразумевает принятие сразу нескольких мер:

  • Обеспечение единства руководства, установка командной вертикали, подчинение сотрудников общему делу, грамотное разделение полномочий, контроль и дисциплина.
  • Привлечение и мотивация персонала для удержания ценных кадров, организация переобучения и повышения квалификации, снижение «текучки» до нормальных показателей.
  • Оптимизация всех видов затрат для восстановления финансовой стабильности, выход на нужный уровень доходов, корректировка стратегии развития для достижения экономического роста.
  • Планирование для грамотных вложений, взаимодействие с инвесторами для получения дополнительных средств, организация закупок и поставок, увеличение количества путей и механизмов размещения и выполнения заказов.
  • Модернизация производства, расширение площадей, улучшение оборудования и/или парка техники (в том числе и автомобилей), повышение контроля качества.

И в целом потребуется учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на развитие.

Готовые решения для всех направлений

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Какие бывают ресурсы предприятия: их классификация

Совокупность инструментов можно разделить сразу по нескольким признакам – наиболее наглядно это представлено в следующей таблице:

поступают на баланс извне

создаются и накапливаются фирмой

сырье и продукты, финансы, различные сооружения

репутация, имиджевые права, бренды и патенты, технологии, знания, опыт

созданные объекты, доходы (заработанные деньги или их эквивалент)

Совокупность применяемых механизмов, основанных на имеющихся навыках и теоретической подготовке, позволяющих оптимально сочетать и применять различные инструменты, включая и те, что дают конкретные конкурентные преимущества и позволяют достигать успеха.

Неотделимые от фирмы и производимые ею же средства, тесно связанные с квалификацией персонала, со способностями сотрудников рационально использовать существующие возможности для выработки различных благ, попадающих на баланс юрлица.

Также все эти виды ресурсов управления предприятием (компанией) подразделяются на осязаемые и нет – это видно по таблице и исходит из определений Thompson, Strickland. И данные подкатегории тоже заслуживают рассмотрения.

Материальные

Для удобства мы их свели в таблицу:

Что в себя включает

    объекты интеллектуальной собственности, патенты, права;

инфраструктурные продукты – базы знаний, IT-системы.

ценные бумаги, акции;

кредиты (история, рейтинг);

    недвижимость, земля;

база оборудования, основные фонды;

права на владение месторождениями;

география присутствия, дистрибуционная сеть, выгоды расположения.

Нематериальные

Понятие ресурсов предприятия (организации) в этом случае несколько сложнее, ведь они зачастую являются вспомогательными по отношению к осязаемым инструментам и помогают им быть еще полезнее. Поэтому им зачастую ошибочно отводят второстепенную роль. Учтите, без них эффективное развитие на рынке маловероятно, а значит их участие нельзя недооценивать, и они заслуживают внимания.

    способности к руководству;

коллективные знания, умение работать в команде;

образование, навыки, практический опыт, креативность сотрудников;

квалификация ведущих специалистов в ключевых вопросах.

Читайте также:  Ex 1 find english equivalents найдите английские эквиваленты лучший способ остановить кровотечение
    заключенные соглашения об объединении, альянсе;

высокий уровень доверия контрагентов;

сеть поставок и дистрибуции, привлеченные инвесторы.

    деловая репутация и приобретенный имидж, лояльность целевой аудитории;

торговые марки и бренды во владении;

fair dealing – честность в ведении сделок;

статус качества и надежности фирмы.

    принципы развития бизнеса и характер поведения при этом;

целесообразность используемой схемы мотивации персонала;

приверженность сотрудников идеям, декларированным руководством.

Трудовые

Это важные внутренние ресурсы компании (предприятия), представляющие собой сумму способностей всех подчиненных и наемных работников – как зачисленных в штат на постоянной основе, так и действующих удаленно или привлекаемых нерегулярно.

Другое их название, более распространенное в широких кругах, – кадры, хотя справедливости ради оно охватывает лишь людей, тогда как рассматриваемый нами термин шире, ведь он включает в себя еще и возможности каждого человека. Например, тот же ведущий специалист часто важнее целого отдела и «весить» для руководителя должен больше.

При определении ценности главное — избежать субъективизма – свое внимание нужно сосредоточить на объективных параметрах. Поэтому в перечень ресурсов предприятия, обязательных к учету, в случае с трудовыми фондами входят следующие показатели:

  • Общая численность сотрудников, взятая за какой-то определенный момент или за все время ведения бизнеса.
  • Количество подчиненных, отвечающих за решение производственных вопросов.
  • Соотношение между различными категориями персонала.
  • Динамика роста или сокращения активных работников.
  • Продуктивность, определенная сразу по нескольким ключевым параметрам.
  • Текучка кадров – либо по всем отделам, либо по каким-то конкретным.
  • Стаж людей и приобретенный ими опыт.

И это как раз тот случай, когда количество не равняется качеству. В фирмах с раздутым штатом какая-то значительная часть людей точно трудятся вполсилы, перегружая зарплатные ведомости. Плюс многие из выполняемых человеком функций сегодня можно делегировать компьютеру, и, кстати, в «Клеверенс» вы найдете разнообразные программные продукты для автоматизации.

Финансовые

Главные ресурсы деятельности – это именно те деньги (или их эквивалент), которые компания получает в результате взаимодействия с поставщиками, партнерами, дистрибьюторами, клиентами. Она может производить и перевозить товары, внедрять различные сервисы, осуществлять и принимать инвестиции и распоряжаться прибылями. Насколько правильно? Именно рациональность трат и определяет финансовую устойчивость юрлица.

Чтобы приумножать капитал, а не исчерпывать, его важно грамотно распределять, то есть добиться финансовой независимости, полностью оплачивать собственные расходы, сформировать резерв – для реакции на форс-мажоры и резко возникнувшие трудности, – вкладывать часть прибыли в модернизацию и так далее.

Поэтому так важно заниматься планированием, причем регулярным.

Ресурсы оборотных средств

Под ними понимают те активы, которые пребывают в работе. Специалисты разделяют их по тем сферам, где они должны приносить пользу, то есть по фондам. Первая их категория – факторы труда, используемые в рамках производственного цикла и включаемые в итоговую цену товара. Вторая – это те инструменты, что делают возможным само изготовление продукции.

Отдельной статьей идут те деньги, с помощью которых организовывается запас, то есть сырье и материалы для непосредственного выпуска, а также зарплатные выплаты сотрудникам.

Рассматривая, что относится к основным ресурсам управления предприятием, необходимо разделить оборотные на 2 группы.

Нормируемые, включающие в себя:

  • накопления фирмы;
  • предстоящие затраты – строго за определенный период;
  • объекты незавершенного производства;
  • выпущенные продукты, ждущие отгрузки на складах.

Ненормируемые, в эту категорию входят:

  • товары, пребывающие на одной из стадий логистического цикла;
  • различного рода дебиторские задолженности;
  • финансы, находящиеся на расчетных счетах.

Главное, что все эти средства необходимо постоянно контролировать – чтобы тратить их рационально, ведь они максимально ценны в рамках долгосрочного планирования.

Фондовые

В соответствии с основными принципами процесса эффективного управления ресурсами организации, это совокупность инструментов и составляющих производства, многократно использующихся и косвенно влияющих на цену выпущенной продукции. Их применение постепенно окупается – полученной прибылью.

Они разделяются на:

  • связанные с изготовлением товаров, например, программное обеспечение или станки;
  • покрывающие потребности персонала и обеспечивающие нормальное функционирование фирмы, допустим, транспорт для доставки.

Также их можно классифицировать по назначению – на:

  • периферийную технику и ПО;
  • сооружения, здания, постройки;
  • оборудование для непосредственного выпуска;
  • машины для логистики в рамках уже внедренной сети перевозок;
  • вспомогательные инструменты, многократно применяемые в течение цикла выпуска;
  • предметы инвентаря и хозприспособления, полезные в сопутствующих бытовых ситуациях.

Главная характеристика основных ресурсов организации – эффективность их использования, а она зависит от доли станков и другой аппаратуры в общей массе фондов. Чем этот процент выше, тем качественнее готовый товар, тем скорее модернизация окупится, а цикл выпуска выйдет на точку безубыточности.

Ресурсная концепция

Также часто встречаются другие ее названия, англоязычные – RVB или Resource Based View. Это подход, гласящий, что фирме необходимо реализовывать свои намерения исходя из имеющихся у нее средств и особенностей, и даже адаптировать стратегию под данный набор возможностей.

Она также запускает своеобразный круговорот применения инструментов в ходе ее реализации. Если ее исповедовать, сущность ресурсов предприятия сводится к следующему:

  • в совокупности они создают необходимый набор организационных компетенций;
  • последние, в свою очередь, определяют характер и форму развития;
  • от принятых решений напрямую зависят получаемые конкурентные преимущества и доходы;
  • из прибылей получаются новые инструменты для ведения бизнеса.

Теперь рассмотрим еще несколько важных терминов.

Понятие организационных способностей

Это умение на стабильно высоком уровне внедрять и/или реализовывать необходимые функции – как с помощью отдельно взятых средств, так и на основании целой их комбинации.

Наиболее яркие примеры:

  • оптимизация поставок;
  • проведение успешных PR-кампаний;
  • повышение эффективности работы со складскими остатками;
  • снижение закупочных цен;
  • улучшение коммуникаций между сотрудниками.

Они полезны на всех этапах управления ресурсами, базируются на приобретенных знаниях и являются элементами интеллектуального капитала. Поэтому оптимально, если они неотделимы от фирмы или накапливаются только среди ее сотрудников.

Источник

Оцените статью
Разные способы