Способы организации работы учащихся с применением икт

«Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»
статья

«Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»

Скачать:

Вложение Размер
statya_simonenko_e.e.docx 25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Симоненко Елена Евгеньевна

преподаватель информатики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Пищевой колледж № 33»

Секция 1. Информатика. Современные тенденции в преподавании информатики.

«Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»

Аннотация публикации: в статье рассмотрены различные формы и методы организации урока с использованием ИКТ-технологий, классификация ЭОР.

Ключевые слова: ИКТ- технологии; ЭОР.

«Modern forms and methods of organization of lesson using Internet technologies»

Author: Simonenko Elena computer science teacher, State budget vocational educational institution of Moscow city «Food College № 33»

Abstract publications: the article describes the various forms and methods of organization of lesson using ICT technologies, the classification of electronic educational resources.

Keywords: Information and communication technology; electronic educational resources.

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:

  1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
  2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
  3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

  • компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
  • учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
  • рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
  • медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

  • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
  • образовательные ресурсы сети Интернет;
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

  1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
  3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
  5. Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), — интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа .

В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами колледжа, внутриколледжные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение преподавателем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ;

использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач;

интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов .

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

  • развитию информационной компетентности учащихся;
  • реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
  • развитию учебной мотивации;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • развитию способности к самостоятельной работе;
  • развитию навыков работы в коллективе;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • корректировке самооценки учащихся;
  • укреплению веры ученика в свои силы;
  • развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

  • представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
  • изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
  • организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
  • использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
  • решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
  • формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
  • осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel

Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

Исходя из технического обеспечения, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:

  • фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
  • индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.

Источник

Использование ИКТ на уроках

Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Источник

Информационно-коммуникативные технологии как ресурс образовательного процесса. Цели и задачи использования ИКТ в образовательном процессе. Способы организации работы учащихся с применением ИКТ

Информацию по данной теме подготовила Л.В. Овчинникова, учитель математики МОУ СОШ № 40 г. Липецка.

Информационно-коммуникативные технологии как ресурс образовательного процесса. Цели и задачи использования ИКТ в образовательном процессе. Способы организации работы учащихся с применением ИКТ

Фундаментальной чертой развития человеческой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации в своих целях.

Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением и обработкой информации. Вообще, все человеческие знания – накопленная и систематизированная информация. Поэтому в настоящее время внедрение микропроцессорной техники, основ информатики, программирования и ЭВМ в содержание обучения в средней школе является насущной необходимостью.

«Вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе» — так ставится задача в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Для жизни и деятельности в информационном обществе необходимо обладать информационной культурой.

Поставленную самой жизнью задачу способно решить одно из новых направлений в современной методике – информационно-коммуникативные технологии, под которыми следует понимать использование компьютера на уроке как средства обучения, позволяющего не только заинтересовать ученика, мотивировать его познавательную деятельность, но и разнообразить урок методическими приёмами.

В учебнике Н. Угриновича «Информатика и информационные технологии 10-11» дается следующее определение информационным и коммуникативным технологиям: «Информационные и коммуникативные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации». В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

В условиях информатизации образования компьютер является не только инструментом в руках работника образования, но и дает возможность получения оптимального учебного плана, осуществления дифференцированного подхода к обучающимся, оптимизации распределения учебного времени и другое. Новые информационные технологии оказывают радикальное воздействие на содержание всех сторон человеческой деятельности и инициируют парадигматические изменения в образовании и науке.

Изменяется роль учителя на уроке такого типа. Он перестаёт быть ретранслятором знаний, единственным источником социального опыта. На первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий для детей различного уровня интеллекта, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.д. Всё это позволяет использовать ещё одну форму работы – проектную деятельность учащихся.

Проектная деятельность с использованием информационных технологий открывает широкие возможности перед юными исследователями. Сеть Интернет, электронные энциклопедии, наряду с привычной информацией на бумажных носителях, позволяют получить максимальный объём информации, а значит более объективно подойти к решению поставленной проблемы.

Информационные технологии – перспективное направление в современной методической науке, которое позволяет использовать достижения научно-технического прогресса в процессе образования.

«Информатизация образования — это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов управления образованием, учебных учреждений, общественных объединений на основе формирования и использования информационных образовательных ресурсов единого информационного пространства.» ( М.С.Шеин, начальник отдела информационных технологий и аналитического обеспечения, « ЕДИНОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ).

Основные цели процесса информатизации:

Интеграция школьных образовательных систем в единое информационное пространство;

формирование современной информационной культуры педагогов и учащихся, руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии в бытовой и профессиональной областях жизнедеятельности.

Задачи применения ИКТ в обучении:

— овладение компьютерной грамотностью учителями и учениками;

— обеспечение широкого использования компьютеров в процессе

изучения всех общеобразовательных учебных предметов;

обеспечение обратной связи в процессе обучения;

обеспечение индивидуализации учебного процесса;

повышение качества наглядности учебного процесса;

поиск информации посредством Интернет;

моделирование изучаемых процессов или явлений;

организация коллективной групповой работы;

Способы организации работы учащихся с применением ИКТ.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на современном этапе развития образовательного процесса при проведении уроков эффективно использовать применение информационных технологий при объяснении нового материала, обобщении изученного, организации проектной деятельности, проверке знаний, внеурочной деятельности. Причем формы и методы обучения с помощью применения ИКТ различны. Основными из них можно назвать: демонстрация, лабораторная или практическая работа, проектная работа, контроль знаний или компьютерное тестирование.

1. Демонстрация. В течение урока учитель использует демонстрационный экран, на котором отображаются различные учебные элементы курса данного предмета. При этом ученики либо ведут наблюдения, либо, если есть такая возможность, воспроизводят вслед за учителем все действия на своем компьютере.

2 . Лабораторная или практическая работа . Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами, переданными им учителем. Лабораторная работа может проводиться на этапе объяснения нового материала или же на этапе закрепления фронтально или по группам. Практический урок, например, с использованием табличного процессора Excel . С помощью программы Excel можно делать различные вычисления и строить практически любые графики. Такой урок позволяет проводить работу дифференцированно.

3. Проектная работа. Учащиеся получают индивидуальные задания для длительной самостоятельной работы. Учитель контролирует выполнение задания и если требуется ученику помощь, оказывает ее. Такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса.

4. Контроль знаний или компьютерное тестирование . Позволяет провести объективную оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков при массовой их проверке. Тестовые задания, как правило, позволяют оказать стимулирующее воздействие на познавательную деятельность школьников, обеспечивают быстроту проведения контроля.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении.

Литература

«Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе», составители В.М. Монахов, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Москва «Просвещение» 1987, стр.5-6, стр. 17

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. – М., 1984. – С. 45.

Применение информационных технологий на уроке. Гусева О.м., Вестник информатизации. — 5 выпуск. Липецк 2006 г.

Единое сетевое взаимодействие учреждения при проведении инновационной деятельности по направлению «Информатизация образования» М.С.Шеин. – липецк , Вестник Информатизации выпуск 7, 2006 г.

Источник

Читайте также:  Способы регуляции что это такое
Оцените статью
Разные способы