Способы организации работы с задачами

5 способов ставить задачи, чтобы их понимали и выполняли в срок

Когда задачи не выполняются, виноват часто не только тот, кто их делал, но и тот, кто ставил. Ведь от правильной постановки напрямую зависит качество и эффективность выполнения. Не приложили инструкций, не объяснили целей и ожидаемых результатов, не дали инструментов – вот у сотрудника или подрядчика и не получилось сделать все, как нужно.

Сложность еще и в том, что часто с позиции постановщика сложно оценить, какая именно информация, данные и инструменты нужны исполнителю. Первому кажется, что все очевидно, а для второго это не так. Чтобы этого избежать, можно использовать методы постановки задач, которые помогают разложить все по полочкам, не упустить ничего важного и повысить шансы на успех. В статье рассмотрим 5 таких методов с примерами.

SMART

Один из самых популярных подходов, который позволяет собрать воедино всю необходимую информацию и сформулировать задачу максимально четко и понятно. Изначально использовался для постановки целей, но подходит и для задач.

Буквы аббревиатуры обозначают критерии правильно поставленной задачи:

Time bound – ограниченная во времени.

Важно, чтобы задача отвечала всем пяти критериям

Пример. Допустим, заказчику нужно получить больше трафика из контекстной рекламы в высокий сезон – с июня по август. Для этого он ставит задачу исполнителю – подрядчику по контекстной рекламе. Чтобы она соответствовала SMART-критериям, ее можно сформулировать так:

Увеличить трафик с контекстной рекламы на 20% к 1.06.2020 за счет запуска РСЯ, Google Ads и YouTube.

В такой формулировке задача:

конкретная – показывает, какой нужно получить результат и каким способом;

измеримая – указан процент, на который нужно увеличить трафик;

достижимая – учитывая, что РСЯ, Google Ads и YouTube еще даже не запускали;

значимая – компании важно получить больше трафика в сезон, чтобы максимизировать прибыль;

ограниченная во времени – указан срок.

Модель ориентирована на постановку задач программистам, так как работает по принципам алгоритма, но и для взаимодействия с сотрудниками и подрядчиками других специальностей тоже подойдет. Особенно полезна для работы с новичками, так как раскладывает задачу и процесс работы над ней по полочкам.

В отличие от метода SMART, здесь буквы аббревиатуры обозначают не критерии, а главы ТЗ и отчасти этапы работы над задачей:

Test1 – какой результат нужно получить или что конкретно сделать;

Operation – какие действия нужно выполнить, чтобы получить результат;

Test2 – как мы поймем, что двигаемся к результату;

Exit – как мы поймем, что достигли результата.

Такой подход помогает исполнителю лучше понять задачу, потому что показывает, как достигнуть результата и убедиться, что получили именно то, что нужно.

Четкий алгоритм постановки задачи по TOTE

Пример. Специалист по контекстной рекламе взял в помощники новичка и решил начать практику с самого простого, например с составления объявлений. Такая задача, поставленная по TOTE, может выглядеть так:

Подготовить объявления для рекламной кампании Ателье

T1: Нужно составить объявления в соответствии с согласованной с клиентом концепцией (в файле) по шаблону (прилагаю) и нашим правилам (в чек-листе). Объявления должны содержать по два заголовка, тексты, быстрые и отображаемые ссылки.

O: Чек-лист задачи:

1. Изучить концепцию и чек-лист по созданию объявлений;

2. Скопировать в шаблон ключевые фразы и заполнить все поля для каждой;

3. Проверить объявление по чек-листу и на соответствие ограничениям Директа;

T2: Чтобы не переделывать, делай все в этой последовательности.

E: Результатом будет заполненный и согласованный шаблон, готовый к загрузке в Яндекс.Директ.

HD-RW-RM

Способ позволяет дать исполнителю всю необходимую информацию, не забыв ничего важного. Отчасти пересекается со SMART, но учитывает не критерии, а информационные блоки ТЗ.

Буквы аббревиатуры обозначают разделы шаблона, по которому удобно заполнять задачу:

Header – заголовок, отвечает на вопрос «Что нужно сделать»;

Description – описание, погружает в контекст задачи и детали;

Result – результат, описывает критерии, по которым будем определять, что задача выполнена;

Way – путь, может показывать, с чего начать, или содержать четкий алгоритм с точками контроля;

Redline – время и приоритет, выставляет сроки и показывает, насколько задача важна;

Motivation – мотивация, объясняет, зачем результат нужен поставщику, исполнителю и другим заинтересованным сотрудникам.

Главное отличие от других методов – в блоке «Мотивация». Понимая, зачем это нужно, исполнитель может более ответственно подойти к выполнению задачи.

Шаблон для постановки таких задач может выглядеть так

Пример. Небольшая команда специалистов по контекстной рекламе растет, и, чтобы масштабироваться безболезненно и поддерживать уровень качества на каждом проекте, нужно стандартизировать процессы. Руководитель ставит одному из самых опытных членов команды задачу описать процесс настройки кампании в Яндекс.Директе. Важно учесть все нюансы, ведь от четкости процессов может зависеть доход всей команды в целом и каждого специалиста в отдельности.

Поставленная по методу HD-RW-RM, задача может выглядеть так:

Стандартизировать настройку кампаний в Яндекс.Директе

Описать процесс настройки кампании в Яндекс.Директе

Нам нужно стандартизировать все процессы работы над проектами. Начать решили с настройки кампаний в Директе, так как таких задач сейчас в работе больше всего. Нужен четкий алгоритм, по которому смогут работать и опытные сотрудники, и новички.

Результатом станет пошаговая инструкция в Google Docs и чек-лист, который мы сможем прикладывать к таким задачам в таск-менеджере.

Начни со своего опыта – опиши алгоритм, по которому настраиваешь сам. Собери все моменты, в которых можно ошибиться. Потом обсуди с парой опытных ребят. Возможно, они подскажут, как сделать эффективнее какие-то этапы. Покажи 2-3 новичкам, чтобы собрать их вопросы. Доработай и согласуем.

Время и приоритет

У задачи первый приоритет после клиентских проектов. Будет здорово, если сможем запустить работу по новому процессу через месяц, 25 июля.

Читайте также:  Методы управления представляют собой способы создания организаций

Мы продолжаем расти. Этот алгоритм поможет делать кампании быстрее без потери качества и не упускать важных деталей. А значит, мы сможем взять дополнительные проекты и все вместе будем зарабатывать больше.

Задача важная, поскольку влияет на репутацию и прибыль, но сотрудник опытный, поэтому ему можно не расписывать весь процесс по шагам.

Кстати, получать больше прибыли от ведения контекстной рекламы можно не только за счет роста клиентской базы, но и с помощью партнерских программ. Например, участники партнерской программы Click.ru получают до 18% от рекламного оборота клиентов.

CLEAR

Методику разработал канадский бизнес-тренер и гребец Адам Крик в качестве альтернативы модели SMART. В отличие от нее, CLEAR позволяет ставить более гибкие задачи, которые могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Буквы аббревиатуры обозначают критерии, которым должна соответствовать правильно поставленная задача:

Collaborative – командная, мотивирует сотрудников работать вместе;

Limited – ограниченная, по аналогии со SMART – достижимая и ограниченная во времени;

Emotional – эмоциональная, интересна исполнителям;

Approachable – доступная, можно разбить на мелкие подзадачи;

Refinable – гибкая, может изменяться в процессе выполнения.

Первый критерий подразумевает, что метод лучше использовать, когда нужно поставить задачу нескольким сотрудникам или группе исполнителей, иначе в нем теряется смысл.

Критерии другие, принцип тот же

Пример. Системы контекстной рекламы регулярно выпускают обновления и новые инструменты. Чтобы оставаться в тренде и не растерять клиентов, в отделе контекстной рекламы решили поставить регулярную задачу для всех специалистов: ежемесячно изучать обновления, проверять, на каких проектах они могут быть полезны, и направлять предложения по оптимизации клиентам.

Вот как можно сформулировать эту задачу по CLEAR:

Направлять клиентам предложения по подключению новых инструментов рекламных систем до 10 числа каждого месяца.

Так она соответствует методике:

командная – задачу поставили всему отделу, сотрудники могут помочь друг другу разобраться в обновлениях и составить предложения;

ограниченная – она достижима и имеет сроки (до 10 числа);

эмоциональная – выходит за рамки стандартных процессов и позволяет проявить свои навыки и знания в маркетинге;

доступная – можно разбить на подзадачи: изучить обновления, проанализировать проекты в работе и т. д.;

гибкая – в один месяц Яндекс.Директ выпускает обновления одно за другим, в другой – едва меняет что-то по мелочи.

Еще одна альтернатива методу SMART, разработанная Массачусетским технологическим институтом. Эта методика также ориентирована на командную работу и амбиции исполнителей, поэтому вряд ли подойдет для рядовых задач вроде сбора семантики или анализа площадок в РСЯ.

Так же как в SMART и CLEAR, буквы аббревиатуры обозначают критерии задачи:

Frequently discussed – часто обсуждаемая, о задаче в команде постоянно говорят, чтобы не упустить ее из виду;

Ambitious – амбициозная, выполнимая, но не слишком легкая, чтобы могла вдохновить исполнителей на достижение большего;

Specific – конкретная, по аналогии со SMART;

Transparent – прозрачная, сама задача и цель, для достижения которой ее нужно сделать, видны всей команде.

Методика помогает ставить и работать с важными для компании или проекта задачами так, чтобы они оставались в фокусе и выполнялись качественно.

Пожалуй, выбирать между SMART, CLEAR и FAST можно в зависимости от типа и важности задачи, а также от того, кому она адресована

Пример. В агентстве решили повысить уровень клиентского сервиса за счет более прозрачных и понятных отчетов по контекстной рекламе. Перед отделом стоит глобальная задача: подобрать подходящий инструмент и перенести в него всю клиентскую отчетность.

По FAST задачу можно сформулировать так:

Подобрать и внедрить до 1 июня систему визуализации данных с возможностью строить динамические отчеты по контекстной рекламе, чтобы сделать отчетность быстрее для специалистов и понятнее для клиентов.

Пройдемся по критериям:

часто обсуждаемая – задача затрагивает всех сотрудников отдела, поэтому ее будут обсуждать;

амбициозная – она непростая, потому что глобальная, но выполнима;

прозрачная – всем сотрудникам понятно, что сделать (подобрать и внедрить) и зачем это нужно (ускорить процессы и сделать отчеты понятнее).

7 полезных инструментов для постановки задач

Выбрать какой-то один метод и оттачивать его или использовать разные способы для постановки задач разной сложности сотрудникам разного уровня – решать вам. В любом случае все задачи нужно где-то фиксировать. Поэтому делимся подборкой таск-менеджеров, в которых можно ставить задачи по любой из этих методологий. Выбирайте, исходя из потребностей и размеров вашей команды:

Источник

Различные приемы работы над задачами

Просмотр содержимого документа
«Различные приемы работы над задачами»

Различные приемы работы над решением текстовых задач

Текстовые задачи на уроке математики в начальных классах могут быть использованы для самых разных целей: для подготовки к введению нового понятия (в частности, арифметических действий); для ознакомления с новым понятием; для углубления и расширения математических знаний и умений; для формирования вычислительных навыков; для обучения методам и приемам решения задач и др.

Характер работы над той или иной задачей должен соответствовать поставленной на уроке цели.

Наиболее распространенными видами работы над задачами являются следующие: решение задач, выполнение части решения задачи, составление задачи учащимися.

Рассмотрим каждый вид работы поподробнее.

Наиболее распространенный вид работы над задачей – решение задач, который может отличаться формой организации деятельности детей, характером и степенью руководства процессом решения, содержанием решаемых задач, способом оформления решения и т.п. Исходя из этого даже решение задач на разных уроках в разных классах в зависимости от целей урока может осуществляться по-разному: фронтальное (коллективное) решение задачи под руководством учителя; фронтальное решение под руководством учащегося; самостоятельное решение задачи учащимися.

1. Фронтальное (коллективное) решение задачи под руководством учителя наиболее известно, однако содержание такого решения не скорректировано на конкретную учебную цель. Поэтому учащиеся видят цель решения только в скорейшем получении ответа. Однако такая форма работы может преследовать различные цели. Так, например, коллективное решение может использоваться для знакомства детей с решением задач определенного вида и на понимание и запоминание основных шагов такого решения. Например, данный прием работы запланирован учителем для ознакомления учащихся с решением задач на нахождение числа по двум разностям: «Купили 2 куска ленты. В одном куске 6 метров, а в другом 4 метра. За второй кусок заплатили на 1 рубль меньше, чем за первый. Сколько рублей стоит каждый кусок?».

Читайте также:  Таблетки кофеина способ применения

Коллективную работу полезно начать так:

-Прочитайте задачу. Скажите, решали ли мы раньше такие задачи? (Нет, не решали.)

-Что нового в содержании, почему вы сделали такой вывод. (Не дана ни цена ленты, ни стоимость какого-либо количества метров ленты).

После решения задачи полезно вновь задать вопрос об особенностях задач данного вида и их решения, обобщить ход решения.

Коллективное решение задач под руководством учителя полезно также использовать для того, чтобы дети запомнили этапы работы над задачей, приемы, помогающие решению задач.

2. Фронтальное решение задачи под руководством учащегося – эта форма работы может быть использована для овладения учащимися умением последовательно выполнять этапы решения задачи, для закрепления умения пользоваться определенными приемами и методами решения. Учитель в этом случае только побуждает детей к руководству решением. Работа также должна завершаться обобщенными выводами в соответствии с её целями.

3. Самостоятельное решение – одна из форм работы над задачами, ориентированный на различные цели: формирование умения решать задачи определенного вида; решать задачи с помощью определенных средств, приемов, методов; проводить проверку и самопроверку, оценку и самооценку; использовать при решении задач свойства действий, вычислительные приемы.

Другой вид работы – выполнение части решения. Основные цели – формирование у учащихся выполнять определенный этап решения, формирование представлений учащихся об арифметических действиях. Задания, которые определяют данный вид работы могут быть следующие:

Сделайте рисунок, чертеж к данной задаче.

Прочитайте задачу. Представьте то, о чем в ней говориться. Расскажите, что представили.

Пользуясь схемой разбора задачи от вопроса к данным, составьте план решения данной задачи.

Проверьте, правильно ли решена эта задача, определив смысл каждого действия (решив задачу другим способом, решив задачу графически, решив задачу схематично).

Реализовать разнообразные функции задач возможно и выполнение такого вида работы над задачей как составление задач самими учащимися. Само составление задач тоже может осуществляться в разных видах работ, с различной степенью полноты. Например, дополнение задачи недостающими данными; постановка вопроса к данному условию, составление задачи по краткой записи, рисунку, чертежу, числовым данным; составление задачи, аналогично данной по способу решения, по сюжету, по величинам; дополнение условия задачи; дополнение условия задачи сведениями, меняющими способ решения, но не меняющим результат; составление задачи по данной записи решения, по уравнению; составление и решение задачи, обратной данной; устное сочинение «О чем может рассказать данное математическое выражение?».

Также существует большое число видов дополнительной работы над уже решенной задачей. Цели такой работы самые различные: формирование у учащихся смысла арифметических действий; формирование умений находить другие способы решения задачи, решать задачи разными методами, проводить анализ содержания задачи, ставить вопросы к условиям задач; формирование нахождения особенностей способа решения задач определенного вида, обучение элементам исследования задачи, обучение умению обосновывать правильность решения задачи.

Виды дополнительной работы над решенной задачей:

Изменение условия задачи так, чтобы она решалась другим действием.

Постановка нового вопроса к решенной задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые еще можно найти по данному условию.

Сравнение содержания данной задачи и её решения с содержанием и решением другой задачи.

Решение задачи другим способом или с помощью других средств, методов.

Изменение числовых данных задачи так, чтобы появился новый способ решения или, наоборот, чтобы один из способов решения стал невозможен.

Исследование решения. (Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Какие приемы наиболее целесообразны для поиска решения этой задачи? Возможны ли другие методы решения данной задачи?)

Обоснование правильности решения задачи (проверка решения задачи любым из известных приемов).

Задачи на пропорциональное деление вводятся по-разному: можно предложить для решения готовую задачу, а можно сначала составить её, преобразовав задачу на нахождение четвертого пропорционального. Полезны упражнения на составление задач учащимися с последующим решением их, а также упражнения по преобразованию. Можно предлагать для составления задач краткую запись с числовыми данными или рисунок.

При ознакомлении с задачами на нахождение неизвестного по двум разностям также можно использовать различные пути: можно сначала составить задачу, преобразовав её на нахождение четвертого пропорционального, а можно сразу предложить готовую задачу кратко представленную в таблице или выполнить рисунок и после коллективного составления плана записать решение.

Среди составных задач особое внимание должно быть уделено задачам на встречное движение и движение в противоположных направлениях. В данном случае используется прием решение трех взаимообратных задач, их сравнение; также составление задач по чертежу, по данным в таблице значениям величин и соответствующим выражениям. Например,

1) 60х4; 2) 75х4; 3) (60+75)х4; 4) (75-60)х4

Здесь учащиеся знакомятся с новым для них способом решения задач – способом отношений. В дальнейшем учащиеся решают задачи преимущественно самостоятельно, причем при затруднении можно предложить им записать задачу кратко.

С целью формирования умения решения задач различными способами используются следующие приемы:

разъяснения плана решения задачи;

пояснение готовых способов решения;

соотнесение пояснения с решением;

продолжение начатых вариантов решения;

нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных.

Рассмотрим каждый из приемов на конкретных примерах.

Разъяснение плана решения задачи.

Учащимся предлагаются планы решения в различных формах: повелительной, вопросительной и т.д. На основе плана решения необходимо составить арифметические действия к каждому способу. Например, согласно пояснениям арифметических действий решить задачу различными способами.

На одной из станций метро 9 пропускных автоматов. За один день в каждый из них опустили 8000 пятаков. Эти пятаки с помощью счетных машин расфасовывают в специальные мешочки по 2000 штук в каждый. Сколько рублей составят все пятаки, поступившие в пропускные автоматы за день на этой станции метро? Сколько рублей составят все пятаки в каждом мешочке?

Читайте также:  Масло для волос advance techniques способ применения

1) … — рублей в каждом автомате за день.

2) … — рублей в 9 автоматах за день.

3) … — рублей в каждом мешочке.

1) … — пятаков в 9 автоматах. 8000*9 = 72000 (п.).

2) … — рублей в 9 автоматах. 5*72000 = 360000 (к.)=3600(р.).

3) … — рублей в каждом мешочке. 5*2000 = 10000 (к.)=100(р.).

… — пятаков в 9 автоматах. 8000*9 = 72000 (п.).

… — мешков. 72000 : 2000 = 36 (м.).

… — рублей в 9 автоматах. 5*72000 = 360000 (к.)=3600(р.).

1) … — мешка с каждого автомата. 8000 : 2000 = 4 (м.).

2) … — мешков с 9 автоматов. 4*9 = 36 (м.).

3) … — штук монет с 9 автоматов. 2000*36 = 72000 (м.).

4) … — рублей с 9 автоматов. 5*72000 = 360000 (к.)=3600(р.).

5) … — рублей в мешке. 5*2000 = 10000 (к.)=100(р.).

1) … — рублей в каждом мешочке. 5*2000 = 10000 (к.)=100(р.).

2) … — мешка с одного автомата. 8000 : 2000 = 4 (м..).

3) … — рублей с одного автомата. 100*4 = 400 (р.).

4) … — рублей с 9 автоматов. 400*9 = 3600 (р.).

1) … — мешка с одного автомата. 8000 : 2000 = 4 (м..).

2) … — мешков с 9 автоматов. 4*9 = 36 (м.).

3) … — рублей в мешке. 5*2000 = 10000 (к.)=100(р.).

4) … — рублей с 9 автоматов. 100*36 = 3600(р.).

1) … — рублей в одном мешке. 5*8000 = 40000(к.)=400(р.)

2) … — мешка с одного автомата. 8000 :2000 = 4 (м.).

3) … — рублей в одном мешке. 40000 : 4 = 10000 (к.)=100(р.).

4) … — рублей с одного автомата. 400*9 = 3600(р.).

1) … — монет в 9 автоматах. 8000*9 = 72000(м.).

2) … — мешков с 9 автоматов. 72000 : 2000 = 36 (м.).

3) … — рублей в каждом мешке. 5*2000 = 10000(к.)=100(р.).

4) … — рублей с 9 автоматов. 100*36 = 3600(р.).

Пояснение готовых способов решения.

Учитель предлагает возможные варианты решения и модель задачи. Учащиеся поясняют каждое арифметическое действие способов.

Например, можно предложить задачу с последующим обсуждением.

Задача: Длина пришкольного участка прямоугольной формы 120 м., а ширина 85 м. Третья часть площади участка занята цветами, а остальная площадь – овощами и ягодами. Чему равна площадь участка, занятого овощами и ягодами?

1-ый способ 5-й способ

120 * 85 = 10200 1) 120 * 85 = 10200

10200 : 3 = 3400 2) 10200 : 3 = 3400

10200 – 3400 = 6800 3) 3400 * 2 = 6800

2-й способ 6-й способ

1)120 * 85 = 10200 1) 120 : 3 = 40

2) 120 : 3 = 40 2) 40 * 2 = 80

3) 40 * 85 = 3400 3) 80 * 85 = 6800

10200 – 3400 = 6800

3. Соотнесения пояснения с решением.

Учащимся предлагаются несколько планов и способов решения. Нужно каждому плану сопоставить вариант решения. Желательно, чтобы количество арифметических действий в каждом варианте было одинаковое.

Задача: В трех школах 1945 учеников. В первой и второй вместе 1225 учеников, а во второй и третьей 1300 учеников. Сколько учеников в каждой школе?

1945

1-ый способ 3-й способ

Учеников в III школе 1) Учеников в I школе

Учеников во II школе 2) Учеников в I и III школах

Учеников в I школе 3) Учеников во II школе

2-й способ 4-й способ

Учеников в I школе 1) Учеников в III школе

Учеников во II школе 2) Учеников в I школе

Учеников в III школе 3) Учеников во II школе

Возможны и различные способы решения.

Продолжение начатого способа решения.

Учащимся предлагается часть решения задачи, которую они должны пояснить, затем самостоятельно дополнить вариант суждения.

Существуют 4 способа решения.

5. Нахождение «ложного» способа решения.

Предлагаются различные математические записи без пояснения арифметических действий, так как возможны варианты, где в ответе на требование задачи численные значения совпадают, а пояснения к ним – различны. Учащиеся должны найти неверное решение и доказать, что оно ложно. Данные виды упражнений вооружают учащихся умением решать сходные задачи различными способами и приобщают к культуре математических суждений..

Решая задачи, учащиеся часто не задумываются над их жизненным содержанием, над теми отношениями, в которых находятся их компоненты, не улавливают сущности поставленного вопроса. Это приводит к формальному решению задачи, а затем к механическому (решению задачи) подражанию при самостоятельной составлении задач.

Дети достаточно быстро привыкают к тому, что в условии всегда имеются нужные сведения, исходя из которых можно решить задачу. Если учитель читает задачу, значит она правильная, и все данные могут быть использованы при ее решении. Это не только приводит часто к ошибочному решению, но и препятствует развитию мыслительной деятельности, ведет к неумению осуществлять поиск рациональных путей решения задачи. Практика показывает, что именно нестандартные, «нестандартные» задачи активизируют мыслительную деятельность, создают возможности поиска «открытий», которые в свою очередь способствуют повышению интереса к учению, ощущению радости от достигнутого результата. К числу таких задач относятся задачи с меньшими и недостающими данными. Дети не сразу замечают особенности таких задач, хотя они внимательно слушают чтение задачи учителем.

Задачи с недостающими данными, в сущности, — это задачи, которые дети составляют самостоятельно. Таким образом, первоклассники незаметно для самих себя, ненавязчиво, легко и интересно включаются в процесс решения задач, овладевая целым рядом умственных действий, необходимых в усвоении математических знаний.

Для развития мыслительной деятельности первоклассников учитель применяет прием проверки правильности решения задачи.

Первоклассники быстро адаптируются вариативному решению задач. Как показывают наблюдения, решение «неправильных» задач воспитывает внимание, активизирует поиск рациональных способов решения, тесно увязывает обычное понимание подходов к решению задач с умениями находить правильный ответ на вопрос любой стандартной или нестандартной задачи.

1. Клименченко Д. Задачи с многовариантными решениями. // Начальная школа. – 1991 г., №6.

2. Лебедь Л.В., Юсим Е.Д. Один из приемов обучения решению задач. // Начальная школа. – 1987 г., №10.

3. Матвеева Н.А. Различные арифметические способы решения задач. // Начальная школа. – 2001 г., №3.

Источник

Оцените статью
Разные способы