Способы организации психологического контакта

Установление психологического контакта и его стадии – какие приёмы лучше

Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Есть люди, с которыми знакомишься и, сразу кажется, что знаешь их сто лет. С ними приятно, легко; им ты можешь рассказать обо всех своих проблемах и радостях. Секрет в том, что они умеют устанавливать психологический контакт и к каждому человеку находят подход.

У кого-то из них к этому природный дар, другие прошли курсы по коммуникационным навыкам. Главное то, что и ты можешь узнать, что такое установление психологического контакта и как научиться пользоваться специальными приемами, техниками, способами.

Этапы установления психологического контакта

Дружелюбные отношения между людьми, которые дают начало искренней дружбе, любви, взаимовыгодному партнерству в бизнесе, начинаются с установления психологического контакта. Основная его цель – обнаружить общие интересы, начать доверять друг другу, понять, приятно ли вам общаться между собой.

Процесс взаимодействия проходит три основных этапа:

Люди наблюдают друг за другом, оценивают, интересен и приятен ли им партнер. В результате формируется первое впечатление, на основе которого собеседники делают вывод о заинтересованности в продолжении общения.

Между сторонами снижается напряжение, появляется некоторая расслабленность, ослабляются психологические барьеры.

  • Выполняются попытки установить контакт. В процессе этого собеседники задают уточняющие вопросы, пытаются расширить круг интересов. Паузы между вопросами становятся короче. Партнеры начинают предугадывать, что скажет другая сторона, бессознательно ищут подводные камни. У них возникает желание дальше общаться, быть ближе.
  • Формируются дружеские отношения, в которых есть доверие, взаимный интерес или понимание пользы взаимодействия. Собеседники могут договариваться о встречах, звонить, писать друг другу.

В результате установления психологического контакта расширяется сфера взаимодействия между сторонами. Если речь идет о бизнесе, партнеры начинают доверять друг другу; работа по строительству совместного дела идет более продуктивно. Так, продавец товаров для детей начинает более близко общаться с потенциальными покупателями, из дистрибьютора превращается в консультанта или даже приятеля. Девушка и юноша образуют пару, на первом этапе объединенную интересом друг к другу, а позже – нежными чувствами.

Приемы установления контакта

Общение имеет глубокий смысл для обеих сторон, приносит удовольствие и радость только тогда, когда есть доверие. Однако от того, что ты придешь к кому-то и просто скажешь: «Давай доверять друг другу», вряд ли между вами появится доверие.

Один из важных приемов – активное слушание. Во время беседы ты внимательно слушаешь собеседника, задаешь уточняющие вопросы, перефразируешь сказанное им. Когда нужно, поддерживаешь с помощью мимики, жестов, поддакиваешь. Можешь чуть заметно копировать движения, но так, чтобы это не выглядело, как фарс или насмешка.

Установление контакта в продажах

Читайте также:  Способы местной анестезии инфильтрационная анестезия

Во время общения не забывай уважать мнение собеседника, не подвергай его критике, не перебивай. Все это мгновенно разрушит доверие, которое только-только начинает формироваться. Если ты не сдержалась, сорвалась, сказала глупость, не стесняйся извиниться.

При разговоре тщательно выбирай слова. Пусть ты будешь больше молчать, но это лучше, чем болтать чепуху, говорить пустые фразы. Старайся передать словами смысл, настроение, интерес.

Способы установления психологического контакта

Некоторые способы позволяют быстро и эффективно установить психологический контакт. Другие могут быть эффективны только в определенных обстоятельствах, а в остальных препятствуют установке нормальных отношений.

Эффективные способы

Несколько методов, которые помогут в установлении контакта:

  • Проявляй дружелюбие – улыбайся, будь открытой в жестах, позе, словах, при этом не теряй естественности.
  • Старайся выяснить, что важно для твоего партнера, задавай вопросы по интересующей его теме.
  • Ищи способы включить его в диалог. Помимо того, что ты задаешь вопросы, можешь сама давать комментарии, рассказывать то, что обязательно вызовет у него реакцию или интерес.
  • Спрашивая о чем-то собеседника, пытайся подбирать такие вопросы, чтобы он мог чаще отвечать утвердительно.
  • Поддерживай его самооценку. Пусть твои вопросы, комментарии будут напоминать собеседнику, что он достоин уважения.
  • Три вида имен. Начиная общаться с незнакомым человеком, ты, чаще всего, обращаешься к нему по имени-отчеству. Затем переходишь на полное имя. В конце установления психологического контакта, когда ты почувствуешь свободу и раскрепощение, можно перейти на более легкое и свободное имя – Наташа, Ваня, Саша.

Если в процессе общения ты поняла, что человек тебе неинтересен, можно вежливо закончить разговор. Избегай резкого ухода от темы, не прерывай речь на середине. Кто знает, возможно, через пару лет судьба снова сведет тебя с ним, и тогда ты посмотришь на него с другой стороны.

Способы, которых лучше избегать

Если у тебя сын-подросток, понаблюдай, как он общается с незнакомыми сверстниками. Вот он знакомится, узнает имя, например, Иван, и тут же обращается к новому знакомому: «Ванька, Вано, Ванек». Его собеседника такое обращение может вполне устроить. Однако, если так начать знакомство со взрослым, тревожным и замкнутым в себе подростком, его это может покоробить, сильно обидеть.

Что может разрушить контакт:

  • Панибратское отношение – коверкание имен, дружеские хлопки по плечу со всей силы;
  • «Наезды» – пытаешься показать человеку, кто главный, идешь напролом, ломаешь партнера;
  • Ореол недосягаемости – ты знакомишься и сразу становишься слишком гордой, недоступной, неприступной;
  • Игра в жертву – после начала взаимодействия начинаешь демонстрировать свою мнимую слабость, подчиняемость, уязвимость.

Техники

Чтобы сделать общение более эффективным, обязательно используй особые психотехники.

  • Не обращайся к собеседнику по имени, которое ему не нравится. Познакомилась с Александром, используй в обращении Александр, Саша, Сашенька, Сашок, но если увидишь, что слово «Сашок» его бесит, извинись и больше так не говори.
  • При выборе тем для разговора можно допустить серьезную ошибку – поднять больную для собеседника тему. Ты увидишь, что он отреагирует на нее, возможно, у него загорятся глаза, но все это будет связано не с интересом, а с другой причиной. Возможно, он потерял работу, маму, друга, попал в аварию, чуть не утонул.
  • Соблюдай личные границы – не подсаживайся и не становись слишком близко.
  • Постарайся поменьше использовать местоимения «я», мое», «наше», избегай противопоставления и самовыпячивания.
  • Говоря комплименты, не лицемерь.
Читайте также:  Старинный способ снять порчу

Установление психологического контакта – ключевой этап в формировании прочных, живых взаимоотношений как в личной жизни, так и в бизнесе. Для этого нужно преодолеть внутренние барьеры, раскрыться, слушать человека так, чтобы он захотел продолжать общаться с тобой в будущем.

Источник

Как установить психологический контакт

Результативность общения значительно повышается, если сформируется доверие между собеседниками. При этом каждый достигает своих целей в общении, в выигрыше остаются все. Для того, чтобы Ваши отношения были эффективными, целесообразно знать как установить психологический контакт.

Общение является необходимым средством осуществления взаимодействия людей и подразумевает наличие у них общих целей: совместная деятельность, обучение, личностное развитие, общие интересы, времяпровождение и так далее. Самым Важным и распространённым способом общения является диалог, который характеризуется личностной вовлечённостью участников.

Отношения между собеседниками выходят на первый план, поэтому значимость невербального (без слов) контакта преобладает. Суть разговора, его деловой аспект лучше передаётся при помощи слов, а доверие возникает при осознании наличия общих целей взаимодействия и основывается на позитивном отношении собеседников друг к другу.

В отличие от стереотипных контактов, которые мы ежедневно осуществляем в большом количестве, психологический контакт включает в себя личностные отношения между участниками диалога. Подразумевается не только словесное (вербальное) общение, но и эмоциональное понимание друг друга при помощи невербальных компонентов: мимика, жесты, позы, дистанция, интонации и модуляции голоса.

Как правило в повседневной речи чаще используются следующие прилагательные в словосочетаниях со словом контакт: эмоциональный, доверительный, душевный, человеческий, межличностный, личностный, личный. В практической психологии применяется термин консультативный (терапевтический) контакт.

Техники помогающие установить психологический контакт

Техники используемые без положительного отношения к собеседнику и без учёта его интересов в диалоге не будут эффективными. При манипулировании и мошенничестве использование этих техник создают только иллюзию доброжелательной атмосферы, а целью беседы является принуждение человека к каким-либо действиям без учёта его интересов или вопреки им.

Существует много техник описывающих как установить психологический контакт. Выбирайте те, которые Вам по душе и помните, что они являются лишь инструментами в общении. Я предлагаю Вашему вниманию три упражнения, которые обязательно приведут к успеху во взаимодействии с другими людьми.

1. «Комфортная дистанция».

Находитесь на безопасном для собеседника расстоянии, сокращайте дистанцию постепенно. Большую часть времени смотрите на собеседника и разворачивайтесь к нему, примите открытую позу. В первую очередь люди, встретившись взглядами, понимают по движению, пойдёт ли человек на контакт или нет. Если он не хочет общаться, то будет отводить взгляд, отходить или отклоняться, чтобы не присутствовать в поле зрения. Согласие проявляется в ответном взгляде, одобрительном выражении лица, сокращении дистанции, в развороте в Вашу сторону.

Читайте также:  Теплопроводность это способ передачи теплоты
2. «Невербальный комплимент».

Отметьте, что вам нравится в конкретном человеке. Это может быть одежда, осанка, приятные черты лица. Даже если не получится в дальнейшем озвучить свои наблюдения в виде комплимента, то Ваш позитивный настрой к нему выразится через мимику, жесты, интонации голоса. А если Вам предстоит беседа с человеком, который Вам не нравится или Вы относитесь к нему с предубеждением, то тем более нужно искать положительные качества. Они есть у каждого!

3. «Эмпатия».

Это способность почувствовать то, что чувствует другой человек. Если Вы смогли это сделать, то настроились «на одну волну» с собеседником. Важно не просто угадать чувства другого человека, а почувствовать это тоже. Если проявить эмпатию не получается, то может помочь «подстройка» под собеседника. Зеркальное копирование позы важно делать незаметно и только для того, чтобы выразить сочувствие. Эмоциональному контакту способствует общение в одинаковом темпе, ритме, произношение с той же громкостью что и собеседник. Доверие возникнет тогда, когда Вы начинаете чувствовать то, что чувствует Ваш партнёр по общению.

При помощи дистанции Вы создаёте комфортную обстановку для общения. Позитивное отношение вызывает расположение друг к другу, формирует доверие. Эмпатия завершает установление психологического контакта. Если собеседники чувствуют друг друга, то начинают доверять.

Целью техник, способствующих тому, как установить психологический контакт, является формирование атмосферы доверия в диалоге. Чрезмерное или механическое их использование не даст результата, а то и вовсе разрушит доверие. Процесс установления контакта занимает несколько минут, а может и того меньше. Если за пять минут он не сформировался, то общение не состоится. Без психологического контакта можно поддерживать стереотипные диалоги.

Консультативный контакт

В практической психологии навык установления психологического контакта является необходимым условием для результативного общения. Поверхностное общение не затрагивает личности собеседников. Именно личностное отношение к человеку способно изменить его, прежде всего помогая раскрыться как личность.

Так как человек не осознаёт целей общения, то не может разобраться в отношениях с другими людьми. Этому мешает эгоистический настрой. Эгоистические цели предполагают неравную позицию в общении. Оппоненты воспринимают друг друга как «инструменты» реализации своих ожиданий. В результате эмоциональное понимание невозможно в следствие отсутствия общих целей и негативного отношения друг к другу.

В общении с психологом клиент проявляет отношения, которые свойственны ему в обычной жизни. Только открыто обсуждая используемые способы взаимодействия, он осознаёт неэффективность одних и целесообразность других. Формирование развитой личности происходит за счёт укрепления ответственного отношения к своей жизни и к окружающим.

Практический вывод

Так как доверие формируется в межличностном общении, важное значение приобретает навык — как установить психологический контакт. Прежде всего он характеризуется высоким уровнем доверия участников диалога. Психологический контакт повышает эффективность взаимодействия, при осознании общих целей взаимодействия, и основывается на позитивном отношении собеседников друг к другу.

Источник

Оцените статью
Разные способы