Способы организации проведения занятий

Основные способы организации занятий

1.4 Основные способы организации занятий

Фронтальный способ организации занятий (одновременное выполнение упражнений всеми учащимися) применяется при изучении большинства упражнений, предусмотренных учебной программой: гимнастические построения и перестроения, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах и др. Этот способ используется в ходе выполнения простых, не требующих страховки заданий. Фронтальный способ обеспечивает большую плотность урока, многократное повторение движений позволяет учителю одновременно следить за действиями всех учеников, но затрудняет индивидуальный контроль.

Поточный способ (поочередное выполнение упражнений, когда один ученик закончил задание, другой приступает к нему) применяется для выполнения прыжков с высоты и в высоту, упражнений в равновесии, акробатических упражнений, при подъемах и спусках с гор на лыжах и т. д. Чем больше потоков, тем выше плотность урока.

Посменный способ применяется при проведении занятий в тесном помещении и при недостатке учебных пособий. В этих случаях вес классы получают одно и то же задание, но выполняют его по очереди, сменами. Например, ученики I класса выполняют метание к цель, II — собирают мячи, III — отмечают ошибки метающих, а ученики IV класса готовятся сменить метающих мяч первоклассников.

Групповой способ наиболее удобен для учителя малокомплектной школы, но требует хорошей подготовки помощников учителя (физоргов). Каждая группа-класс, получив задание, работает отдельно под руководством физорга. Например, первоклассники повторяют комплекс упражнений с малыми мячами по карточкам-заданиям, группа второклассников выполняет упражнение с мячом на гимнастической скамейке, третьеклассники упражняются на бревне, учащиеся IV класса играют в «Бой петухов». Или, например: ученики I класса упражняются с длинной скакалкой; II — выполняют кувырок; III — занимаются на бревне. Учитель осуществляет общий контроль и страховку в наиболее опасных видах упражнений, в данном случае, т.е. бревне.

Индивидуальный способ применяется в тех случаях, когда отдельные ученики занимаются по карточкам. Этот способ во многом помогает учителю работать с отстающими[15, c. 19]

В условиях малокомплектной школы учитель иногда сочетает на уроке ряд способов: индивидуальный и групповой, поточный и групповой и т. д.

Таким образом по методическим особенностям мы можем увидеть различия между малокомплектной школой и общеобразовательной, какие плюсы и минусы проведения уроков могут существовать у малокомплектной школы.

Раздел 2. Организация и методика исследования

2.1 Методы и исследования

Метод анализа научно – методической литературы.

Используя метод анализа и обобщения литературных источников,мы изучили 19 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: И.П. Подласый, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужил источник « Малокомплектная школа » В.И. Пензулаева, а практической основой служил «Физическое воспитание в малокомплектной школе» Л.П.Горчаков.

Метод анализа и сравнения

Относится к методам теоретического поиска данных. Анализ-это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явлений, процесса или отношения явления, процессов, с целью их всестороннего изучения.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов. В нашей работе мы сравнивали и анализировали уроки в малокомплектной школе и общеобразовательной школе.

2.2 Организация и результаты собственных исследований

В своем исследовании мы проводили сравнения проведения уроков в общеобразовательной школе и малокомплектной школе. Исследования проходили на базе Кипеловской средне общеобразовательной школы и Сельской малокомплектной школы, для данного исследования мы брали методы, такие как сравнения и анализ.

На первом этапе исследования мы определились с образовательными учреждениями, методиками исследования, и изучили данную литературу.

На втором этапе мы провели уроки в общеобразовательной школе и в малокомплектной школе, где было проведено сравнение и анализ, а затем были выявлены положительные и отрицательные моменты данных уроков.

Для того чтобы провести урок в малокомплектной школе мы применили организационно-методические особенности такие как:

1 Сложность и дозировка упражнений так как при проведения урока в малокомплектной школе надо учитывать тот факт, что одновременно может присутствовать два класса. Следственно и дозировка для разных классов различна.

2 Применение карточек-заданий для самостоятельной работы учеников позволяет частично разделить класс: старшие занимаются по карточкам, а с младшими работает учитель.

3 Объединение близких по возрасту учащихся так как один класс изучает тему, а второй – совершенствует. Например, пятый класс изучает кувырок вперед, а шестой совершенствует. (Приложение 1)

4 Индивидуальный подход может осуществляться по причине того, что на уроке в малокомплектной школе присутствует мало человек, следственно, можно применять такую особенность как индивидуальный подход, который в общеобразовательной школе довольно трудно осуществить.

Читайте также:  Красивые вареники способ лепки

5 Работу начинаем с подготовки материально-технической базы. Так как в малокомплектной школе есть проблема нехватки инвентаря, поэтому подборку необходимо начинать заранее.

6 Объединение одной темой программного содержания то есть классы объединяются темами занятия, только для разных классов идут разные частные задачи.

7 Применение поточного метода выполнения упражнений. Так как на уроке присутствует мало человек и при выполнении упражнений плотность урока практически не снижается, а учитель постоянно следит за правильностью выполнения что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.

8 Предлагать более сложные задания старшим детям так как уровень подготовленности старших детей выше. Например, при изучении темы «гимнастика» старшим можно давать более сложные по технике упражнения или комбинацию из относительно простых.

9 Впереди колонны ставить старших ребят. Так как старшие ребята лучше усваивают на слух команды и задания, а младшим дается возможность зрительно воспринять задание.

10 Построение классов с не большим интервалом так как задания для классов различны и дети не путались в выполнении.

Данные особенности мы учитывали при проведении урока в сельской малокомплектной школе. После проведения урока мы проанализировали.

Анализ урока в Сельской малокомплектной школе:

В начале урока было проговорено, чем будут заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи 5,6 классу. Проговоренные задачи были реализованы на уроке. На уроке был использован групповой метод выполнения упражнений. Освобожденных детей не было. Все термины были использованы правильно.

Подготовка условий для проведения началась до начала урока. Были подготовлены: инвентарь, спортзал, проверено наличие спортивной формы у учащихся.

Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Из-за того, что на уроке присутствовали два класса, то периодически один из них оставался без присмотра и контроля учителя, следственно на уроке была плохая дисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку, применялась работа по карточкам. Из-за разности возраста учеников возникали трудности с регулированием нагрузки. При проведении урока не всегда правильно выбирала место нахождения.

Анализ урока в общеобразовательной школе:

В начале урока было проговорено, чем будут заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи 5 классу. Проговоренные задачи были реализованы на уроке. На уроке был использован групповой и поточный методы выполнения упражнений. Учитель смог занять освобожденных детей на помощь в проведении урока. Все термины были использованы правильно.

Подготовка условий для проведения была полностью соблюдена: и спортзал, и инвентарь и гигиенические требования.

Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Весь класс был постоянно занят, поэтому присутствовала хорошая дисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку. При проведении урока не всегда правильно выбирала место нахождения.

Мы сравнили два урока и увидели плюсы, минусы в обеих школах, но можно сказать о каждой отдельно.

Малокомплектная Сельская школа

Исправление ошибок старшими детьми

Показ и рассказ старшим классом

Повтор и зрительное закрепление младшими детьми

Помощь при раздаче инвентаря

Маленькая плотность урока

Разные возрастные особенности учащихся

Разные ОРУ и другие упражнения

Учитель не может видеть всех детей

На уроке присутствует плохая дисциплина

Общеобразовательная Кипеловская школа

положительное отрицательное

Хорошая плотность урока

Учитель не видит всех детей

Не полное исправление ошибок

Маленький объем знаний

Проведя сравнительный анализ мы можем сделать вывод,что проводить урок сложнее в малокомплектной школе чем в общеобразовательной. Это можем увидеть по результатам исследования,в проведение урока в малокомплектной школе мы видим,что большинство сельских школ имеют слабую материальную базу и учитывается разновозрастный контингент занимающихся,целесообразно планируются уроки смешанных типов и множество других отрицательных моментов в проведение физической культуры.

Поскольку отдельной программы физического воспитания в малокомплектной школе нет, в данной ситуации большее значение для организации учебно-воспитательного процесса приобретает планирование, многие темы учебной программы повторяется в каждом классе, но с разным уровнем требования к учащимся.

Исходя из этого мы приходим к одному,для того,что бы провести урок физической культуры нужно подобрать более эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания. Оптимально используя для этого средства, связанные со спецификой работы педагога в малокомплектной школе

1. «Настольная книга учителя» под редакцией Л.Б. Комана Москва 1998 г.

2. «Начальная однокомплектная школа» Москва 2000 г.

3. «Не классные модели» Народное образование 2005 г.

4. «Организация урока» У.Древа Москва 2003 г.

5. «Физическая культура в школе» № 3 1998 г.

6. Больевич В.К. «Физкультура и спорт – ваши дети» Москва 1998 г.

7. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей.-2-е изд., доп. И перераб. – М.: Просвещение, 2003 г. – 160 с.

8. Дубровина И.В., Данилова Е.Ё., Прихожина А.М. «Психология».. Москва 1999 г.

9. Загорския Б.И., Залетаев И.П. «Физическая культура, практические пособия» Москва 1989 г.

10. Качалкин В.М. «Методика физического воспитания» Москва. 1989 г.

11. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. 3-е издание М., 2001 г.

12. Крюкова В.С. «Книга учителя физической культуры» Москва 2003 г.

13. Пензулаева В.И. «Малочисленная школа». Москва 2000 г.

14. Подласый И.П. «Педагогика». Москва 2004 г.

15. Рыльцов П.А. «Воспитание и работа в сельской школе» Москва 2002 г.

16. Составский И.Ю. «Энциклопедия – словарь юного спортсмена» Москва 2001 г.

17. Стрезикозин В.П. «Организация занятий в малокомплектной школе». Москва 2000 г.

18. Фролов В.Г. «Физкультурные занятия с детьми младшего школьного возраста» Москва 2006 г.

19. Юркин В.Г. «От А до Я по стране спорта» Москва 2004 г.

Источник

2. Виды занятий, формы и методы их проведения. Основные требования к проведению занятий. Меры безопасности при проведении занятий

Основным принципом обучения в войсках является принцип обучения тому, что необходимо на войне. Данный принцип исходит из самой сущности предназначения Вооруженных Сил и отражает закономерную зависимость боеготовности и боеспособности войск от качества, содержания и направленности боевой, общественно-государственной и психологической подготовки.

Эта зависимость существовала во все времена и эпохи. На нее указывали многие выдающиеся полководцы. В современных условиях суворовское изречение «тяжело в учении – легко в бою» столь же актуально, сколь оно было актуально в XVIII веке. Его значение еще больше возрастает. Оснащение войск ракетно-ядерным оружием, радиоэлектронной и вычислительной техникой позволяет наносить неожиданные удары огромной разрушительной силы. Готовность Вооруженных Сил к отражению неожиданной агрессии требует высокой выучки личного состава, их умения действовать в сложной обстановке боя с применением средств массового поражения. Современный бой требует от специалиста любого рода войск, в том числе специалиста войск РХБ защиты, высокой технической грамотности, умения владеть совершенной боевой техникой и оружием, высокой моральной стойкости, способности действовать и управлять подчиненными в условиях чрезвычайно больших психологических нагрузок. Для этого необходимо соответствующим образом организовать подготовку личного состава, имея цель привитие ему высоких боевых качеств. Это значит, что полевой и практической выучке личного состава следует придавать первостепенное значение и отводить на это большую часть учебного времени. Занятия по тактике, на боевой технике, по радиационной, химической и биологической защите необходимо проводить в обстановке, максимально приближенной к боевой действительности. Следует всячески изживать упрощения, послабления и условности в учебе, возлагая на личный состав значительные физические, моральные и психологические нагрузки.

К другим принципам, определяющим содержание, формы и методы проведения занятий, относятся:

научность обучения. Это означает, что обучение должно базироваться на проверенном наукой материале. Он требует, чтобы преподавание велось на строго научной основе, с учетом последних достижений науки и техники.

сознательность и активность обучаемых. Сознательное усвоение знаний обеспечит их прочность. Приобретаемые знания будут играть свою роль лишь в том случае, если они глубоко осмыслены, приняты за истину и станут частью сознания человека. Сознательное усвоение преподаваемого материала формируется всем учебным процессом на базе глубокого понимания личным составом личной ответственности за защиту Родины, важности и необходимости военных знаний и умений. Сознательность в усвоении изучаемого материала рождает познавательную активность. Подчиненные становятся более внимательными на занятиях, больше задают вопросов. Сочетание сознательного усвоения материала с высокой учебной активностью обеспечивает успех в подготовке высококвалифицированных специалистов.

наглядность обучения. Натуральная наглядность обеспечивается использованием на занятиях конкретных образцов боевой техники, оружия, аппаратуры, устройств и приспособлений. К средствам изобразительной наглядности относятся схемы, плакаты, рисунки, фотографии, макеты, тренажеры, слайды, диафильмы, учебные кино (видео) фильмы.

систематичность, последовательность и комплексность в обучении. Учебный процесс, вооружая подчиненный личный состав определенным количеством военных знаний, умений и навыков, готовит коренное качественное изменение, поскольку превращает их в военных специалистов. Закономерный переход количественных изменений в качественные и лежит в основе принципа систематичности и последовательности обучения. Этот принцип требует, чтобы учебный материал был расположен в строгой логической последовательности по годам, периодам обучения, по каждому учебному предмету и каждому занятию. Логическая последовательность должна быть присуща не только подготовке специалистов в целом, но и преподаванию любой учебной дисциплины. (Например, изучение образца оружия: назначение – боевые свойства – основные узлы и механизмы – принцип работы – взаимодействие частей и механизмов – возможные неисправности и способы их устранения). Систематичность и последовательность теснейшим образом связаны с комплексностью в обучении. Эта связь обусловлена необходимостью строить учебный процесс таким образом, чтобы он на любой стадии развития целенаправленно способствовал формированию военных специалистов строго определенных специальностей, т. е. Знания, навыки и умения должны подаваться в тесной взаимосвязи – в едином комплексе, призванном обеспечить формирование специалиста.

преподавание на уровне доступной трудности. Принцип доступности обучения требует, чтобы учебный материал по своему объему и глубине был по силам подчиненному личному составу, соответствовал уровню их общего развития и имеющимся знаниям. Принцип доступной трудности обучения предполагает знание командиром уровня подготовки личного состава и требует в преподавании строго руководствоваться правилами, которые предписывают следовать от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Учебные занятия в армейском коллективе носят коллективный характер. Учебный процесс приобретает высокую эффективность, если офицеру-преподавателю (в том числе, командиру взвода) удастся сформировать положительное отношение личного состава к изучаемым дисциплинам, потребность их глубокого изучения, стремление подражать лучшим, товарищескую взаимопомощь и взаимовыручку, всеобщее осуждение негативных явлений. Вместе с тем успех учебного процесса в значительной степени зависит от индивидуальных качеств обучаемых. Это требует глубокого знания командиром каждого подчиненного, его способностей, особенностей познавательных и волевых процессов, общего уровня развития и уровня специальной подготовки, интересов, состояния здоровья и физического развития, отношения к воинской службе и изучаемым военным дисциплинам. Знание индивидуальных особенностей каждого студента обеспечивает возможность командиру конкретно и целеустремленно вести учебно-воспитательную работу.

прочность знаний, умений и навыков. Прочность знаний, умений и навыков достигается за счет понимания подчиненными их важности и необходимости. Всем ходом учебного процесса следует способствовать формированию у подчиненных ответственности за личную боевую подготовку, глубокой убежденности в практической потребности военных знаний. Для прочного усвоения знаний, умений и навыков большое значение имеет повторение и закрепление изученного материала. Для этого широко используются семинары, практические занятия, зачеты, экзамены. Важное значение имеет самостоятельная работа над изучаемым материалом.

Успех учебного процесса зависит от правильного использования приемов и методов учебной работы. Они указывают наиболее оптимальные пути доведения учебного материала до обучаемых, обеспечения его прочного и глубокого усвоения.

Методами обучения принято называть способы передачи и усвоения знаний, умений и навыков, формирования у подчиненных высоких морально-боевых и психологических качеств, развитие их способностей по овладению военной специальностью.

Ведущим в учебном процессе является метод устного изложения материала. К разновидностям этого метода относятся: рассказ, объяснение, учебная лекция. В процессе рассказа используются такие методические приемы, как повествование, описание, рассуждение.

К методу устного изложения материала близок по своему характеру такой метод, как беседа. Он строится в форме диалога преподавателя с обучаемым или в форме вопросов и ответов.

Наглядные методы. Они являются средствами практической реализации принципа наглядного обучения. Основными методами являются: демонстрация и показ. Демонстрация – использование в учебном процессе образцов техники, вооружения, наглядных пособий, схем, плакатов и т.д.

Показ – когда преподаватель демонстрирует какие-то конкретные действия. Этот метод используется в преподавании большинства учебных дисциплин практического характера: строевой подготовки, действий с оружием, работы на боевой технике и т.д.

Упражнение. Выработка умений и навыков требует многократного сознательного повторения изучаемых приемов и действий. Это повторение и принято называть упражнением. Упражнения должны проводиться систематически. Это позволяет поддерживать умения и навыки на должном уровне, делает их совершенными и прочными.

Важнейшим методом усвоения знаний, умений и навыков является самостоятельная работа личного состава. Наиболее характерными видами самостоятельной подготовки являются: самостоятельное усвоение теоретических знаний и самостоятельное закрепление практических умений и навыков.

В боевой подготовке войск используются самые разнообразные виды занятий (формы обучения). Основными видами учебных занятий являются:

Источник

Читайте также:  Оттеночный спрей для волос venita 1 day способ применения
Оцените статью
Разные способы
Положительное Отрицательное