Основные способы организации занятий
1.4 Основные способы организации занятий
Фронтальный способ организации занятий (одновременное выполнение упражнений всеми учащимися) применяется при изучении большинства упражнений, предусмотренных учебной программой: гимнастические построения и перестроения, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах и др. Этот способ используется в ходе выполнения простых, не требующих страховки заданий. Фронтальный способ обеспечивает большую плотность урока, многократное повторение движений позволяет учителю одновременно следить за действиями всех учеников, но затрудняет индивидуальный контроль.
Поточный способ (поочередное выполнение упражнений, когда один ученик закончил задание, другой приступает к нему) применяется для выполнения прыжков с высоты и в высоту, упражнений в равновесии, акробатических упражнений, при подъемах и спусках с гор на лыжах и т. д. Чем больше потоков, тем выше плотность урока.
Посменный способ применяется при проведении занятий в тесном помещении и при недостатке учебных пособий. В этих случаях вес классы получают одно и то же задание, но выполняют его по очереди, сменами. Например, ученики I класса выполняют метание к цель, II — собирают мячи, III — отмечают ошибки метающих, а ученики IV класса готовятся сменить метающих мяч первоклассников.
Групповой способ наиболее удобен для учителя малокомплектной школы, но требует хорошей подготовки помощников учителя (физоргов). Каждая группа-класс, получив задание, работает отдельно под руководством физорга. Например, первоклассники повторяют комплекс упражнений с малыми мячами по карточкам-заданиям, группа второклассников выполняет упражнение с мячом на гимнастической скамейке, третьеклассники упражняются на бревне, учащиеся IV класса играют в «Бой петухов». Или, например: ученики I класса упражняются с длинной скакалкой; II — выполняют кувырок; III — занимаются на бревне. Учитель осуществляет общий контроль и страховку в наиболее опасных видах упражнений, в данном случае, т.е. бревне.
Индивидуальный способ применяется в тех случаях, когда отдельные ученики занимаются по карточкам. Этот способ во многом помогает учителю работать с отстающими[15, c. 19]
В условиях малокомплектной школы учитель иногда сочетает на уроке ряд способов: индивидуальный и групповой, поточный и групповой и т. д.
Таким образом по методическим особенностям мы можем увидеть различия между малокомплектной школой и общеобразовательной, какие плюсы и минусы проведения уроков могут существовать у малокомплектной школы.
Раздел 2. Организация и методика исследования
2.1 Методы и исследования
Метод анализа научно – методической литературы.
Используя метод анализа и обобщения литературных источников,мы изучили 19 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов: И.П. Подласый, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы послужил источник « Малокомплектная школа » В.И. Пензулаева, а практической основой служил «Физическое воспитание в малокомплектной школе» Л.П.Горчаков.
Метод анализа и сравнения
Относится к методам теоретического поиска данных. Анализ-это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явлений, процесса или отношения явления, процессов, с целью их всестороннего изучения.
Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов. В нашей работе мы сравнивали и анализировали уроки в малокомплектной школе и общеобразовательной школе.
2.2 Организация и результаты собственных исследований
В своем исследовании мы проводили сравнения проведения уроков в общеобразовательной школе и малокомплектной школе. Исследования проходили на базе Кипеловской средне общеобразовательной школы и Сельской малокомплектной школы, для данного исследования мы брали методы, такие как сравнения и анализ.
На первом этапе исследования мы определились с образовательными учреждениями, методиками исследования, и изучили данную литературу.
На втором этапе мы провели уроки в общеобразовательной школе и в малокомплектной школе, где было проведено сравнение и анализ, а затем были выявлены положительные и отрицательные моменты данных уроков.
Для того чтобы провести урок в малокомплектной школе мы применили организационно-методические особенности такие как:
1 Сложность и дозировка упражнений так как при проведения урока в малокомплектной школе надо учитывать тот факт, что одновременно может присутствовать два класса. Следственно и дозировка для разных классов различна.
2 Применение карточек-заданий для самостоятельной работы учеников позволяет частично разделить класс: старшие занимаются по карточкам, а с младшими работает учитель.
3 Объединение близких по возрасту учащихся так как один класс изучает тему, а второй – совершенствует. Например, пятый класс изучает кувырок вперед, а шестой совершенствует. (Приложение 1)
4 Индивидуальный подход может осуществляться по причине того, что на уроке в малокомплектной школе присутствует мало человек, следственно, можно применять такую особенность как индивидуальный подход, который в общеобразовательной школе довольно трудно осуществить.
5 Работу начинаем с подготовки материально-технической базы. Так как в малокомплектной школе есть проблема нехватки инвентаря, поэтому подборку необходимо начинать заранее.
6 Объединение одной темой программного содержания то есть классы объединяются темами занятия, только для разных классов идут разные частные задачи.
7 Применение поточного метода выполнения упражнений. Так как на уроке присутствует мало человек и при выполнении упражнений плотность урока практически не снижается, а учитель постоянно следит за правильностью выполнения что положительно сказывается на качестве образовательного процесса.
8 Предлагать более сложные задания старшим детям так как уровень подготовленности старших детей выше. Например, при изучении темы «гимнастика» старшим можно давать более сложные по технике упражнения или комбинацию из относительно простых.
9 Впереди колонны ставить старших ребят. Так как старшие ребята лучше усваивают на слух команды и задания, а младшим дается возможность зрительно воспринять задание.
10 Построение классов с не большим интервалом так как задания для классов различны и дети не путались в выполнении.
Данные особенности мы учитывали при проведении урока в сельской малокомплектной школе. После проведения урока мы проанализировали.
Анализ урока в Сельской малокомплектной школе:
В начале урока было проговорено, чем будут заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи 5,6 классу. Проговоренные задачи были реализованы на уроке. На уроке был использован групповой метод выполнения упражнений. Освобожденных детей не было. Все термины были использованы правильно.
Подготовка условий для проведения началась до начала урока. Были подготовлены: инвентарь, спортзал, проверено наличие спортивной формы у учащихся.
Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Из-за того, что на уроке присутствовали два класса, то периодически один из них оставался без присмотра и контроля учителя, следственно на уроке была плохая дисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку, применялась работа по карточкам. Из-за разности возраста учеников возникали трудности с регулированием нагрузки. При проведении урока не всегда правильно выбирала место нахождения.
Анализ урока в общеобразовательной школе:
В начале урока было проговорено, чем будут заниматься в течение урока, доступно разъяснены задачи 5 классу. Проговоренные задачи были реализованы на уроке. На уроке был использован групповой и поточный методы выполнения упражнений. Учитель смог занять освобожденных детей на помощь в проведении урока. Все термины были использованы правильно.
Подготовка условий для проведения была полностью соблюдена: и спортзал, и инвентарь и гигиенические требования.
Урок был начат со звонком, закончен так же со звонком. Весь класс был постоянно занят, поэтому присутствовала хорошая дисциплина. Команды подаваемые учителем были четкие. В процессе обучения учитель следил за правильностью выполнения и оказывал страховку. При проведении урока не всегда правильно выбирала место нахождения.
Мы сравнили два урока и увидели плюсы, минусы в обеих школах, но можно сказать о каждой отдельно.
Малокомплектная Сельская школа
положительное | отрицательное |
Положительное | Отрицательное |