14 Принципы организации декоративной композиции
Лекция 14. Принципы организации декоративной композиции
Выделяют два способа художественного видения при организации композиции:
- Сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему.
- Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность.
Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.
Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место положения элементов.
Р. Арнхейм вывел простейшие схемы построения композиций
Рекомендуемые файлы
При построении композиции немаловажную роль играют масштаб, пропорции и модуль. От корректности их применения зависит выразительность композиции.
Масштаб – это соизмерение величин изображаемого объекта по отношению к действительным величинам. Любая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат, а мелкое – увеличивает.
Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы.
Модуль – единица измерения, находящаяся в пропорциональном отношении к величине изображения.
Каждый элемент композиции имеет свой вес. Так, элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной оси композиционно весит меньше, чем элемент вне этих основных линий.
Совпадение изображения с линиями структурного плана композиции вносит стабильность.
Большую роль играет форма объекта. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Компактность также влияет на вес. Компактное изображение выглядит тяжелее. Вертикально расположенные формы кажутся тяжелее, чем наклоненные, неустойчивые.
Направление расположения элементов также влияет на равновесие (диагональ в квадрате).
Простота и сложность формы влияет на равновесие композиции. Квадрат в устойчивом положении – самая тяжелая фигура, это свойство усиливается или ослабляется цветом. Но внутри себя он имеет скрытые движения.
Круг – форма, сосредоточенная в себе, в ней соединены центробежная, центростремительная силы и круговые движения. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив.
Параллельные линии композиционно проще, чем пересекающиеся, т.к. взаимоотношения определяются постоянным расстоянием между ними. Прямой угол также воспринимается проще, чем другие, потому что делит пространство на равные углы.
Чтобы фигура казалась изображенной в центре, ее нужно немного поднять относительно осей формата. Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз. Этот эффект усиливается, если низ круга окрасить в темный цвет.
Крупная фигура слева уравновешивается небольшим контрастным элементом справа.
Статическое – возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.
Динамическое – возникает при ассиметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.
Членение плоскости на части
Композиционный прием членения плоскости используется для достижения равновесия, когда перегруппировка элементов нежелательна или недостаточна. Чаще такой прием используется с другими выразительными средствами.
Членение плоскости предполагает установление различных отношений, тональных или цветовых, между образовавшимися частями. Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает момент статики, если на неодинаковых – динамики.
Членение осуществляется кривыми или прямыми линиями и поддерживается тоном.
Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств.
В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной (элементы располагаются симметрично) или динамичной: при одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции; элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга.
Варианты организации доминанты:
- Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
- Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.
- Контрастность форм.
- Увеличение в размерах одного из элементов композиции или уменьшение его. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.
- Образовавшаяся пустота (композиционная пауза).
Возможны два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиняться первому. Доминанта должна располагаться в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.
- В области соотношений: малое рядом с большим кажется еще меньше. Вертикали, заключенные в прямоугольник, делают его шире.
- В области направлений: диагональ, пересекающая две параллельные линии, делает их кажущимися непараллельными.
- В области инерции: заданное направление мысленно продолжается, хотя линия, выражающая это направление, уже оборвалась. Кривые линии заставляют глаз искать центры дуг, из которых они слагаются.
Особенности построения монокомпозиции
Монокомпозиция – художественное произведение, заключенное в рамки формата, заданного автором или ситуацией.
- Монокомпозиция всегда строится на плоскости, ограниченной заданными размерами, поэтому располагать все элементы нужно так, чтобы создавалось впечатление замкнутости:
А) близость мотивов к границам плоскости мешает созданию замкнутой структуры, поэтому необходимо определить минимальное расстояние от краев плоскости;
Б) большую роль играет общий характер силуэта – для четкого восприятия он должен иметь форму, близкую к простым геометрическим фигурам.
- Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует сгруппировать так, чтобы внимание акцентировалось на центральной части плоскости (например, по кругу в нужном направлении).
- Все элементы художественного произведения, независимо от сложности композиции, должны быть в равновесии.
Оверлеппинг в декоративной композиции
Оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Возможны два случая оверлеппинга:
- Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт и его контур перекрывается в двух местах. Незавершенность способствует сплоченности и непрерывности. Контур одной из изобразительных частей заблокирован в двух точках пересечения. Объект, имеющий непрерывный сплошной контур, будет восприниматься находящимся впереди другого, а объект с прерванным контуром займет заднюю позицию.
- Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, т.к. одно и то же пространство принадлежит сразу двум объектам (или нескольким для группы предметов). Завершенность разрушает, исчезает пространственность, т.к. пока контуры пересекаются, но не прерывают друг друга, пространственный эффект ослаблен. Такая неопределенность уничтожает соподчинение главного и второстепенного, переднего и дальнего в первом случае. Обе изобразительные единицы являются одновременно и целыми, и сокращенными, обе находятся и на переднем плане, и сзади. Пропадает ясность взаимных отношений одного объекта с другим. Изображение каждого предмета претендует на завершенность, но его целостность нарушается вторжением другого, при этом непонятно, какой именно объект вторгается.
Действие оверлеппинга можно максимально усилить за счет введения тональных или цветовых контрастов в местах наложения одного объекта на другой.
Оверлеппинг можно использовать в сочетании с приемом членения изобразительной плоскости на части и введением тональных или цветовых контрастов.
При оверлеппинге, когда изображаются контуры обоих предметов, наблюдается стремление уменьшить или нарушить единство целого посредством раскалывания композиции на две части. Подобную тенденцию можно усилить или ослабить путем перекомпоновки объектов. Если структурные линии планов совпадают, то момент членения ослабевает.
Такой прием используют при минимальном или максимальном наложении плоскостей. Создается впечатление напряженности, объекты стремятся в одну из двух крайностей: либо полного совпадения, либо размежевания (при минимальном наложении).
Чтобы уменьшить напряженность композиции и сохранить общую схему группировки объектов, следует подвинуть их в сторону совпадения структурных линий.
- Изображение глубины на плоскости.
Отсчитать расстояние, соответствующее расстоянию между различными пространственными планами, при этом изображение условно делится на три плана: передний, средний и дальний.
Передний и дальний планы не видятся отчетливо, второй план мы видим ясно, рельефно.
Если мы хотим, чтобы все было видно одинаково, то необходимо дальний план приблизить к среднему, а первый отодвинуть на уровень второго отчетливого плана. Тогда все планы выстроятся в положение среднего.
Изображение сохраняет все начертательные свойства глубинности и приобретает условие двухмерной свободы, когда первый план не выпирает бесконечно, а глубина является неизмеримой.
В цветовой композиции это происходит так: цвета, движущиеся в глубину (холодные), займут первый план в контрасте с нарастающей величиной фигуры переднего плана. Цвета третьего плана (теплые) наоборот приближаются к зрителю.
- Сложившиеся системы перспективы:
- Линейная. Пространство в глубину движется от переднего плана, т.е. от рамы и краев плоскости, когда параллельные линии сходятся в точках на горизонте;
- Обратная, когда художник находится в точке схождения и пространство развивается от него назад, расширяясь в глубину;
- Двухмерная. Художник находится в среднем плане изобразительного пространства. При этом происходит уменьшение значимости заднего и переднего планов, которые соответственно деформируются. Композиция выразительная, т.к.все планы приравниваются к среднему, наиболее активному. Он как бы зажимается передним и задним планами.
При двухмерной перспективе глубина картины считывается легко, ближний и дальний планы не являются разновременными моментами в процессе зрительного восприятия. Двухмерная перспектива больше всего подходит для изображения пространства в декоративной композиции.
- Сферическое восприятие пространства
Луч нашего зрения при охвате окружающего пространства чертит полусферу. Поэтому все вертикали и горизонтали искривляются внутри этой полусферы. Вследствие этого их изображение на плоскости будет осуществляться изогнутыми линиями (Петров-Водкин).
Способы организации пространства
Недопустимо в композиции декоративного характера передавать пространство с использованием линейной перспективы. Если же необходимо изобразить различные перспективные планы, то нужно располагать планы условно, за счет фронтального изображения объектов друг над другом.
В декоративной живописи объем показывается условно, минимальной модулировкой или темным пятном в теневой части, либо округлые предметы изображаются абсолютно плоскими. Степень условности передачи объема во всех планах одинакова.
Если предметы, не входящие в передний план, воспринимаются удаленными, возможна корректировка цветом, т.е. дальний план подтягивается на уровень переднего, а передний отодвигается на дальний план и эти два плана фиксируются за счет встречи на среднем уровне и распределения цвета в плоскости формата.
На дальнем плане композиции должны преобладать теплые, лучше желто-красные цвета. На переднем – цвета, имеющие концентрическое движение (уход внутрь себя и удаление от зрителя одновременно (холодные сине-зеленые и сине-фиолетовые).
Усилить впечатление декоративности композиции можно следующими приемами:
2) членение плоскости на части;
3) насыщение орнаментом;
4) дробление изображения;
5) введение постоянного модуля и фиксация его цветом (прием Филонова).
Источник
Разбираемся в законах композиции за 10 минут
Законы композиции пригодятся иллюстраторам, визуализаторам и дизайнерам. Чтобы узнать все самое необходимое, достаточно нашей статьи.
Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или
3D-сцена, начинается с построения композиции.
Связь между объектами
Построение композиции стоит начинать с распределения ролей задействованных объектов. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймет, чему посвящена картинка, и, скорее всего, посчитает ее неинтересной. Именно поэтому важно подчеркнуть главный объект визуализации и, уже отталкиваясь от него, строить композицию, пользуясь приемами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.
Золотое сечение
Про принцип построения композиции на основе золотого сечения слышали даже те, кто не имеет ничего общего с миром искусства. Интересно, что он использовался еще древними египтянами при строительстве пирамид, хотя историки и спорят о том, насколько осознанно жители Древнего Египта применяли золотое сечение.
Первое упоминание принципа связывают с именем Евклида, который применил золотое сечение для построения правильного прямоугольника. В искусстве принцип получил широкое распространение начиная с Леонардо да Винчи — наверняка вы знаете его легендарный рисунок «Витрувианский человек», наглядно демонстрирующий связь этого принципа с пропорциями человеческого тела.
Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.
Источник
Составление декоративной композиции
Декоративная композиция
Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее.
Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.
Сочинение композиции:
1. Понятие композиционного центра
Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.
Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:
— расположение на плоскости;
Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.
Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения. Например, в работе Альфонса Мухи «Мечтательность» композиционным центром является девушка, а растительный повторяющийся орнамент служит дополнением к образу.
В станковой композиции действуют те же принципы и законы. Например, работа А.А. Иванова «Явление Христа народу» — фигура Христа расположена обособлено, она небольшая по сравнению с монолитной группой людей на переднем плане. Взгляд зрителя направляется на фигуру Христа от левого нижнего края картины вправо вверх к композиционному центру.
При составлении композиции (станковой и декоративной) художник должен позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным в работе. Приведем и плохой пример с отсутствием центра – работа разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.
2. Организация пространства композиции
Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но поделюсь самым простым способом, которым активно пользуюсь непосредственно я при работе над композицией – наложение плоскостей друг на друга.
А) Очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.
Б) Предположим, что я создаю композицию на основе прямоугольников (можно сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы видите, что в пределах заданного формата я нарисовала пять прямоугольников.
В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги наложенные друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта называется оверлеппингом (при этом становится не ясно, какой из объектов находится на переднем плане, а какой на заднем).
Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать «врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.
Д) Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся прямоугольники цветом, орнаментом, фактурой, а также определить центр композиции.
Ж) Важно! При выборе орнаментов или фактур для вашей композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу.
З) То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.
И) Центр композиции, как мы уже говорили выше, должен хорошо просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может быть просто наложен поверх линий плоскости.
К) При выборе орнаментов также не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Все орнаменты должны подходить друг к другу, например, по форме. Также орнамент должен соответствовать центру и находиться с ним в гармонии.
3. Стилизация природных форм
Стилизации посвящено много различной литературы. Здесь я хотела бы отметить лишь то, что при выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию, необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении композиции и выборе орнаментов. Опять же обратимся к работам чешского художника. Пластика линий тела девушки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности, тягучести, женственности изображаемых форм.
Про композицию можно говорить бесконечно долго, я постаралась в данной статье, максимально кратко сказать об основных моментах, без учета которых сложно скомпоновать и связать объекты между собой. Надеюсь, статья пригодится мастерам, ведь если не думать о композиции в произведении, то и произведения не получится. Успехов в творчестве!
Источник