Методическая разработка «Организация проектной деятельности»
Включает в себя методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы, которые могут быть использованы с целью приобретения и закрепления общих и профессиональных компетенций.
Данное методическое пособие предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения, применяющих в своей деятельности технологию метода проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_po_organizacii_proektnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx | 96.76 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСКИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
СУРГУТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Методическое пособие по организации проектной деятельности учащихся
Методическое пособие по организации проектной деятельности учащихся.
Сургутский профессиональный колледж, 2011 г.
Составитель: Шипаева Л.С.
Включает в себя методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы, которые могут быть использованы с целью приобретения и закрепления общих и профессиональных компетенций.
Данное методическое пособие предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения, применяющих в своей деятельности технологию метода проектов.
Рассмотрено на заседании ПМО «__» _________ ____г.
Протокол № ____ от «__» __________ _____г.
Рекомендовано к печати Методическим Советом СПК.
Протокол № ___ от «__» __________ _____г.
В пособии рассматриваются основные формы организации проектной деятельности учащихся, основные понятия о принципах, методах и последовательности построения проекта, виды и правила выполнения проекта.
Основная цель методического пособия:
формирование у учащихся установки на творческий подход к решению проблем из любой сферы человеческой деятельности, на развитие своих творческих способностей.
развитие способностей будущего выпускника к самостоятельному конструированию и переконструированию информации;
освоение принципов, методов и последовательности учебного конструирования;
дальнейшее развитие умений и навыков;
развитие умений решать информационные задачи методами разрешения различных противоречий.
Для достижения данных целей в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:
ознакомление учащихся с различными методами поиска новых решений различных проблем, в том числе информационных, коммуникационных и технических, и пополнения комплекса специальных заданий для развития творческих способностей;
ознакомление учащихся с принципами и методами обучения учащихся проектной деятельности;
формирование умений и навыков самостоятельной разработки проектной деятельности;
развитие умений пользоваться методической, технической и справочной литературой.
Воспитательные задачи данного пособия:
приобщить учащихся к непрерывному научному и профессиональному совершенствованию;
выработать у учащихся потребность в постоянном самообразовании;
стимулировать потребность учащихся к постоянному творческому поиску.
В свою очередь проектная деятельность опирается на ранее изученные дисциплины, как общеобразовательного так и профессионального цикла.
В пособии рассматриваются основные информационные задачи, применяемые в учебном процессе, а также методы решения проблемных ситуаций и методы поиска противоречий.
Учащиеся должны уметь:
решать творческие задачи, используя те или иные методы решения;
планировать свою деятельность;
самостоятельно разрабатывать этапы проектной деятельности;
анализировать свою деятельность на различных этапах проекта;
грамотно составлять письменную и демонстрационную части проекта;
осуществлять демонстрацию и защиту продукта своей проектной деятельности.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI-ого века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Данное методическое пособие предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения, применяющих в своей деятельности технологию метода проектов.
Что такое проект?
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в образовательную практику временами наталкивается на определенные трудности.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу учащихся, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами здесь довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которых проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у педагога не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а у учащихся – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы учащихся, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, давайте внесем ясность.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию , возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определенного оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект – не одно и то же.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников , в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом . Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы , на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата . Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Учебный проект – специально организованная учебная деятельность с целью:
приобретения и закрепления учащимися знаний, умений и навыков,
развития творческих способностей,
получения опыта самостоятельной деятельности в изучаемом направлении профессиональной подготовки.
Метод проектов — совокупность педагогических приемов и операций, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностно значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, направленных на достижение вышеперечисленных целей.
Цель проектной деятельности — формирование у учащихся умений и навыков проектной и исследовательской деятельности при компетентностном подходе к обучению, поэтому оценивать предлагается:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
практическое использование общеобразовательных и общепрофессиональных ЗУН ;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации (устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности);
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Проектная деятельность начинается с постановки проблемы, интригующего вопроса, который необходимо сначала раскрыть, показать его актуальность, исследовать содержание этой проблемы, а затем предложить решение (вывод). Вам предлагается провести исследование проблемного вопроса, показать этапы этого исследования, статистические данные, которые следует отобразить в таблицах и диаграммах, графических изображениях, слайд-шоу.
По окончании работы учащиеся должны защитить свой проект, т.е. проанализировать свою исследовательскую деятельность и сделать выводы. Результатом работы над проектом могут быть: предложения по решению проблемы, информационный буклет, видео-ролик, клип и т.п.
Организация индивидуальной работы учащихся над проектом.
2.1. Этапы работы над проектом.
Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала учащегося на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему.
Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учащимся проблемы, наделение ее личностным смыслом.
Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности. Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана.
Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот, объем предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки, пропадает уверенность в успешном завершении проекта (все это в значительной степени касается подростков). Очевидно, что на этапе реализации педагогу предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учащихся.
По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы.
Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия . Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта , который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи , которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы , которыми эти задачи будут решаться.
Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график . На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.
Еще несколько принципиальных моментов, на которые необходимо сразу обратить внимание.
Достижение цели проекта должно способствовать преодолению исходной проблемы. Например:
Проблема : девочки-шестиклассницы украшают свои нарядные платья дорогими аксессуарами. Для этого приходится просить разрешения у родителей, что не всегда удается. Согласитесь, проблема имеет личностно значимый характер для детей этого возраста, кроме того, уже на этом этапе предварительного обсуждения видна неявно сформулированная цель. При этом автор проекта украшает свои наряды самостоятельно изготовленными брошами из бисера. Получается недорого и очень красиво.
Цель – научить шестиклассниц делать украшения из бисера. В данном случае достижение цели проекта, несомненно, будет способствовать преодолению его исходной проблемы.
Проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта, причем это должен быть оптимальный способ, то есть наиболее эффективный и экономичный. Например:
Чтобы научить одноклассниц делать украшения из бисера можно:
— провести выставку работ автора проекта, но тогда дети лишь увидят, какие красивые вещи можно делать из бисера, но не научатся их делать сами;
— пригласить мастера по изготовлению бисерных украшений, чтобы он научил детей, но это дорого и трудно осуществимо;
— самой провести мастер-класс для своих одноклассниц и научить их делать красивые вещи из бисера. Таким образом, в данном случае проектным продуктом будет мастер-класс.
Необходимо обратить внимание на то, что, как правило, существует несколько возможностей достичь цели проекта с помощью различных проектных продуктов, задача автора проекта, взвесив все имеющиеся возможности, выбрать оптимальную.
Разработанный план обязательно должен вести к цели проекта. При этом в ходе работы могут возникнуть обстоятельства, которые внесут коррективы в первоначальный план работы, тогда его придется изменить (автор проекта должен своевременно это заметить и сделать). Возможно, также изменится и проектный продукт. Например:
В рамках проекта «Архитектура – застывшая музыка» в качестве проектного продукта автор запланировал экскурсию по архитектурным достопримечательностям Москвы. Однако оказалось, что в это время дня в городе большие пробки. Поэтому экскурсию пришлось заменить видеофильмом со специально подобранным музыкальным сопровождением. Это, конечно, несколько снизило эффект, но в сложившихся обстоятельствах было оптимальным способом достижения цели проекта.
Такого рода изменения являются вполне обоснованными, и автор проекта сможет это легко доказать. А вот если вместо запланированного слайд-шоу автор предлагает в качестве проектного продукта набор иллюстраций, скачанных из Интернета по причине собственной неорганизованности и, как следствие, нехватки времени, – такое изменение будет выглядеть необоснованным. То есть разница в том, что есть обстоятельства, не зависящие от автора и обстоятельства, на которые он вполне может повлиять.
Неизменной всегда должна оставаться цель проекта – она в любом случае направлена на решение исходной проблемы. При этом очень важно, чтобы эта цель была достижимой для его автора. В этом следует убедиться в самом начале работы, так как в противном случае автор, проделав часть работы и увидев, что цели ему достичь не удастся, окончательно утратит мотив и в дальнейшем будет избегать участия в проектной деятельности.
Несколько слов о темах и названиях проектов. Формулировка темы проекта должна заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать будущих слушателей или читателей поучаствовать в решении проблемы.
Этим отличаются названия проектов от названия школьных сочинений. Например. «Алхимики – колдуны или ученые?» (химия), «Все знают, что курить вредно, почему же люди курят?» (биология), «Климат будущего. Москва под водой?» (география), «Граффити: за и против» (иностранный язык), «Деньги правят миром?» (экономика); «Большой адронный коллайдер – конец или начало?» (физика).
2.2. Алгоритм планирования деятельности учащегося.
Задайте себе следующие вопросы:
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи .
Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.
Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.
Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов .
Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов .
Последовательно отвечая на эти вопросы, Вы сможете разработать план своего проекта.
На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:
Источник