- Обществознание. 11 класс. Политический процесс.
- Обществознание. 11 класс.
- Политический процесс.
- Этапы принятия политических решений.
- Политический процесс
- Содержание:
- ↑ Особенности политического процесса.
- ↑ Структура политического процесса
- ↑ Типы (виды) политических процессов
- ↑ Этапы (стадии) политического процесса
- Функционирование политического процесса
- Факторы, влияющие на функционирование политического процесса
- Готовые работы на аналогичную тему
- Способы функционирования и этапы политического процесса
- Особенности функционирования политического процесса
Обществознание. 11 класс. Политический процесс.
Обществознание. 11 класс.
Политический процесс.
Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.
Политический процесс отражает технологию осуществления власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.
Структура политического процесса, то есть его элементы:
- субъект;
- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
- средства, методы, исполнители процесса;
- ресурсы – это могут быть знания, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Субъекты политического процесса:
- государство,
- социальные, этнические, конфессиональные группы,
- политические институты,
- граждане как индивиды,
- граждане как совокупность избирателей (электорат).
Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений.
Этапы принятия политических решений.
Подготовительный этап.
Содержание:
формирование круга проблем, которые необходимо решать политическим средствами.
Участники:
формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ.
Этап принятия решений.
Содержание:
- формирование долгосрочных и краткосрочных декларативных и фактических целей политического развития;
- разработка альтернативных вариантов действий для достижений необходимых результатов;
- выбор оптимального политического решения проблем.
Участники:
должностные лица государства, политики, политические партии.
Этап реализации политических решений.
Содержание:
- придание решениям правовой формы,
- определение адреса, круга лиц и организаций, ответственных за исполнение,
- осуществление административных мероприятий для воплощения в жизнь принятых решений.
Участники:
органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция.
Виды политических процессов.
- базовые – проходят на общенациональном уровне, охватывает всё общество, население участвует в государственном управлении; это процессы, влияющие или ведущие к изменению системных свойств политической жизни (например, процесс формирования властных структур государственного уровня).
- периферийные – проходят на региональном или местном уровне, это и формирование отдельных политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления; характеризуются менее существенными изменениями, не оказывающими существенного влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
- открытые (явные) – протекают гласно, открыто; политические интересы граждан проявляются систематически в электоральных волеизъявлениях, программах партий и общественных движений;
- закрытые политические процессы характеризуется полным произволом государственной власти, на население оказывается жесткое давление; граждане государства оказываются полностью отстраненными от управления государством.
- теневые – характеризуются закрытостью, бесконтрольностью, базируются на официально не оформленных институтах и центрах власти, которые не были легитимизированы и признаны обществом.
- внутриполитические – протекают в рамках одной страны;
- внешнеполитические – развёртываются на международном уровне.
- консенсусные – ориентированные на сотрудничество;
- конфликтные – ориентированные на соперничество.
По характеру участия масс:
- демократические процессы – в них сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия;
- недемократические – характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов.
По характеру протекания:
- революционный процесс – развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней, характеризуется быстрым качественным изменением власти, использованием как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима;
- эволюционный процесс — характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, легитимностью власти.
По общественной направленности:
- инновационный политический процесс – направленный на внедрение новых политических институтов;
- стабилизирующий – направленный на сохранение всего ценного в существующих структурах;
- консервативный – направленный на сохранение всех старых институтов и форм взаимодействия;
- реакционный – заинтересованный в восстановлении институтов прошлого.
Источник
Политический процесс
Содержание:
↑ Особенности политического процесса.
Взаимодействие субъектов политики (личность, группа, класс, государство) по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.
Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений.
Политический процесс – это деятельность общественных организаций, политических партий, социальных групп и индивидов, преследующих определенные политические цели.
Особенности политического процесса:
- данный процесс, как правило, складывается из бесконечной суммы политически значимых действий, включенных в него участников – субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, СМИ)
- эти действия связаны с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества.
- эти действия оказывают самые серьезное влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений.
↑ Структура политического процесса
1) Субъект политического процесса – это индивид или группа лиц, которые преследуют какие-либо политические цели.
Субъектами политического процесса также выступают: государство, политические элиты, классы, нации, мировое сообщество.
2) Участник политического процесса.
В отличие от субъекта участник политического процесса, как правило, не заинтересован в достижении политических целей, а зачастую случайно вовлечен в политические события (выборы, референдум).
2) Объект политического процесса — политическая проблема.
↑ Типы (виды) политических процессов
С позиции осуществления власти политические процессы делятся на
1) Демократические
2) Недемократические
1) Демократический тип характеризуется следующими основными принцами:
- конституционность и легитимность политического процесса;
- приоритет интересов большинства социальных групп населения;
- правовая защита интересов социального меньшинства;
- корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией;
- гражданский контроль деятельности органов государственной власти;
- правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе;
- приоритетность прав человека и гражданина;
2) Недемократический тип характеризуется следующими основными принципами:
- тоталитарный политический режим;
- верховенство интересов малой группы лиц;
- отсутствие гражданского общества;
- нарушение прав человека и гражданина.
1) Внутриполитический процесс
2) Внешнеполитический (международный процесс)С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений:
1) Базовые (характеризуют изменения в различных областях политической жизни);
2) Периферийные (выражают изменения в не столь значимых для общества областях);
3) Явные (интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти);
4) Скрытые (опираются на деятельность публично неоформленных политических институтов и центров власти).↑ Этапы (стадии) политического процесса
1) Формулирование политической проблемы;
2) Выдвижение проблем на повестку дня политики;
3) Принятие политического решения;
4) Исполнение принятых решений;
5) Контроль над функционированием и направлением развития политической системы общества
6) Оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений.Политико-управленческое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.
Процесс принятия политических решений, его основные этапы:
1) Анализ потребностей общества, выработка решений
2) Выбор наиболее эффективного решения
3) Легитимация (принятия закона)
4) Реализация принятых решений и контроль за их исполнением.Эффективность политического решения зависит от следующих факторов:
Координации — поскольку в политическом процессе всегда принимает участие множество людей с высокой степенью различия в интересах, то существует постоянная необходимость в согласовании их усилий;
Корреляции — внесение изменений в тактику движения, политического действия, ибо обстоятельства постоянно изменяются;
Программирования — осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, методов, ресурсов (знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.) для их реализации. Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества
Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако политический процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. — пока длится существование самой политической системы.
Источник
Функционирование политического процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Факторы, влияющие на функционирование политического процесса
Функционирование политического процесса – это способы деятельности политической системы общества, которые изменятся во времени и в пространстве; совокупная деятельность субъектов политики.
Эффективность функционирования политических процессов находится под влиянием определенных факторов, таких как:
- уровень централизации / децентрализации власти;
- степень разделения властей (судебной, законодательной и исполнительной), их уравновешенность;
- способы принятия и реализации политических решений;
- качество взаимодействия государственных и партийных структур, косвенно или прямо воздействующих на процесс принятия политических решений;
- взаимосвязи внутри правящего слоя (между оппозиционной и правящей элитой, между политическим руководством и аппаратом управления, между отраслевыми сегментами элиты и др.);
- соотношение прерогатив и прав центральных и местных органов власти.
Центром политического процесса выступает политическое решение — процесс определения задач и целей политического действия, форм, этапов, способов и методов их достижения, который осуществляется в индивидуальной или коллективной форме.
В зависимости от определенных объективных и субъективных факторов политические процессы имеют разные режимы протекания:
- функционирование – воспроизводство политических отношений, которое периодически повторяется (стабильный период развития политической системы и общества без острых политических кризисов и конфликтов; удержание в руках легитимной политической элиты власти; одобрение и поддержка большинством населения конституции государства);
- развитие – это адекватная реакция структур и механизмов власти на социальные требования и изменения в политической системе (частичные изменения в органах власти, что позволяет поднять уровень воздействия правящей элиты, ее роль и авторитет в решении вопросов жизни общества);
- упадок – распад целостности всей политической системы (политическая система на определенном уровне своего развития претерпевает застой и стагнацию; оппозиционная элита начинает набирать политический вес и влияние, становится возможным формирование новых форм организации политической жизни; данная динамика политического процесса обладает негативными чертами относительно существующего института власти, вследствие чего правящая элита и политические институты, связанные с нею, теряют свою легитимность).
Готовые работы на аналогичную тему
Способы функционирования и этапы политического процесса
В политологии выделяют два способа функционирования политического процесса:
- Консервативно-рутинный способ функционирования. Ориентирован на сохранение уже сложившихся и существующих относительно продолжительное время форм правления (определенный политический режим) и политических институтов (административный аппарат, государство, общественные объединения, партии, законодательная власть, судебная система, исполнительная власть). Консервативно-рутинный способ отличается большим количеством разнообразных регламентов, в задачи которых входит упорядочивание поведения людей в разных сферах их жизни, делегирование широкого спектра властных полномочий наверх, отсутствие оппозиции и плюрализма политической системы.
- Радикально-реформаторский способ функционирования. Характеризуется направленностью на удовлетворение новых общественно-политических интересов. Обладает гибкими формами организации. Предполагает качественно новое обновление стоящих прежде задач, изменение способов и средств политической деятельности. Новое всегда воспринимается, как нечто позитивное, противостояние инновациям носит разумный характер.
Политический процесс представляет собой совокупную деятельность различных общественных групп и организаций, социальных общностей, отдельных лиц, которые преследую конкретные политические цели. Политические процессы, протекающие внутри определенной страны всегда отличаются от международных политических процессов.
Каждый политический процесс имеет собственные этапы развития. Так, Г. Пауэлл и Г. Алмонд выделяют пять этапов динамики политического процесса:
- 1 этап — происходит артикуляция групповых и индивидуальных интересов, носителями групповых интересов групповые объединения;
- 2 этап — агрегирование интересов вследствие объединения разнородных интересов разных групп и индивидов в единой партийно-политической позиции;
- 3 этап – разработка нового политического курса, основанного на интеграции коллективных решений институтов государства;
- 4 этап — реализация принятых решений посредством деятельности институтов исполнительной власти, организующих для этих целей соответствующие мероприятия и изыскивающие необходимые средства и ресурсы;
- 5 этап — арбитраж и контроль через функционирование институтов конституционного и судебного надзора, осуществляющих функции устранения различий между другими группами и организациями на базе общепризнанных норм.
Особенности функционирования политического процесса
Политические процессы распространяются на конвенциональные (нормативные, договорные) изменения, характеризующие поведенческие акции, механизмы конкуренции за власть в государстве и отвечающие нормам и правилам политической игры, принятым в обществе, они захватывают изменения, которые указывают на нарушение субъектами ролевых функций, определенных в нормативной базе и превышение полномочий.
Политический процесс можно рассматривать, как комплекс локальных, относительно самостоятельных трансформаций политического функционирования субъектов (институтов, отношений), которые появляются на пересечении разнообразных факторов. Их показатели и параметры не могут быть абсолютно точно определены или спрогнозированы.
Политический процесс характеризует возможности модификации определенных параметров явления, дискретность изменений и одновременно с этим сохранения других его характеристик и черт в неизменном виде. Дискретность и уникальность изменений исключает возможности экстраполяции, то есть переноса значений современных фактов в будущее, оценок политического процесса, усложняет политическое прогнозирование, затрудняет предвидение перспектив политического функционирования.
Источник