- Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства. материал (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Дидактические требования
- Дидактическая задача
- Содержание знаний (раздел обучения)
- Методы и приемы организации обучения
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения статья (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
материал (старшая группа)
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы, формы и средства работы | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
Мной широко используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения . Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.
Первая часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть — анализ выполнения задания и его оценка.
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности Гигиенические требования:
· непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
· воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, · не допускать переутомления детей на занятиях.
· предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
· точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
· творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
· определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
· выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
· обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
· использовать в целях обучения дидактические игры (настольнопечатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игрыинсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
· систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
· иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
· четко определить цель и дидактические задачи НОД;
· грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
· поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
· не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения. · НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
· НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
· организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.
Классификация занятий в ДОУ
Дидактическая задача
- Занятия усвоения новых знаний, умений;
- Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
- Занятия творческого применения знаний и умений;
- Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний (раздел обучения)
- Классические занятия по разделам обучения;
- Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
Формы организации обучения в повседневной жизни.
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
· прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
· дежурство детей по столовой, на занятиях
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
· чтение художественной литературы;
· показ кукольного театра;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
· сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Методы и приемы организации обучения
В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Методы формирования сознания : словесные методы рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения : упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.
Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки : наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
- Цель воспитания.
- Содержание и направленности воспитательных задач.
- Возраст детей
- Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
- Особенности детского коллектива и его традиций.
- Особенности и традиции региона.
- Технические и материальные возможности ДОУ.
- Уровень профессионализма воспитателя.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся: — знаковые символы;
- материальные средства;
- способы коммуникации;
- мир жизнедеятельности воспитанника;
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
- технические средства;
- культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства. );
- природа (живая и неживая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
Формы реализации образовательной программыИгра — ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, ком.
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является испол.
методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
конспект занятия по лепке на тему «Зайчонок".
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
Наиболее действенными методами и приемами для повышения эффективности образования, считаю нестандартные формы занятий (например: занятие-сказка, занятие-путешествие.
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
laquo;Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – комму.
Источник
Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения
статья (1 класс) на тему
Статья может быть полезна учителям начальных классов. В статье рассмотрены формы предшкольной подготовки, проблемы организации и возможные подходы к решению проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andriyauskas_predshkola.docx | 22.41 КБ |
predshkolnaya_podgotovka_detey_problemy_organizatsii_i_sposoby_resheniya.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Андрияускас Надежда Васильевна
Учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
пос.Советский Республика Марий Эл
Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения
Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в настоящее время признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Ежегодно от 23 до 25% первоклассников приходят в школу неподготовленными, что существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Стартовые возможности первоклассников, посещавших ДОУ в течение 3 – 4 лет и детей, не охваченных дошкольным обучением не равны. В качестве ключевого решения данной проблемы рассматривается введение новой формы обучения — «предшкольного образования» для детей с 5-лет 6 месяцев до 7 лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте.
Е. Г. Зима рассматривает предшкольное образование, «с одной стороны, как целенаправленный, организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу. С другой стороны, этот процесс представлен как совокупность особых институциональных и неинституциональных практик взаимодействия различных субъектов: родителей, воспитателей, учителей, самих детей» [1].
На основании анализа работ различных авторов – С. А. Езоповой [2], Д. Константиновского [3], М. Ю. Стожаровой [4] и др. – можно считать, что основными целями введения предшкольного образования являются:
– создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс;
– выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в школу как важнейшей составляющей успешности обучения;
– обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
– сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребёнка; при необходимости коррекция незначительных нарушений в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей, что позволит психологически подготовить ребёнка к последующему школьному обучению.
В настоящее время существуют несколько организационных форм предшкольной подготовки:
– подготовительные к школе группы детского сада;
– подготовительные к школе группы детского сада, являющегося модулем СОШ-центра образования;
– группы предшкольной подготовки полуинтернатного типа для детей пяти-шести лет при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами»; подготовке к школе при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами»;
– группы кратковременного пребывания по подготовке к школе, организованные на базе центров дополнительного образования, психолого-педагогических центров и других образовательных организаций – как государственных, так и негосударственных.
Подобное разнообразие организационных форм, казалось бы, должно являться хорошим показателем реализации принципа вариативности предшкольного образования. Однако в данном случае оно рождает конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в образовательной политике предшкольной подготовки.
Отсутствие единых правил подготовки детей к школе приводит к тому, что дети приходят в школу с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% — устная речь. Остается без внимания социальная составляющая образования, связанная с приобретением навыков эффективной коммуникации с разными людьми, сотрудничества, конструктивного соперничества, умения регулировать свое состояние и т.п. Отсутствует согласованность программ дошкольных учреждений и школ. Сегодня происходит фактический перенос программы 1-го класса в дошкольное учреждение.
Урбанская М.В. выделяет ряд следующих проблем, возникающих при организации предшкольной подготовки: неготовность детей к изменениям социального статуса; доминирование у них игровой деятельности; отсутствие четкого доминирования мотивов; неустойчивость самооценки; произвольность и неустойчивость поведения. Для решения этих проблем она рекомендует следующие выводы по организации занятий педагогами.
Вместо жесткого регламентированного обучения школьного типа применять форму организации учебного процесса «проживание дня», которая предполагает отсутствие деления на отдельные занятия. При «проживании дня» процесс обучения носит целостный характер, весь необходимый учебный материал объединяется общим сценарием.
Развивать деятельностный, проблемно-поисковый, проектный методы проведения занятий, активизирующие мышление, воображение и творчество детей с использованием средового влияния.
Обеспечивать ребенку возможность ориентироваться на партнера – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого), чему способствует организация обучения в группах.
Ведущей в образовательном процессе должна стать диалогическая форма общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие речевой активности – одного из качеств, необходимых для обучения в школе.
Формировать детское сообщество, обеспечивающее каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями). Целесообразно провести цикл бесед (5 ‐ 7), позволяющих подготовить родителей (законных представителей) к оказанию помощи ребёнку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе.
В задачу обучения в предшкольном классе не должно входить обучение навыкам чтения и письма. У ребёнка необходимо сформировать круг индивидуальных качеств, наиболее важных для начала школьного обучения, так называемые учебно ‐ важные качества. Уровень развития учебно ‐ важных качеств прямо или опосредованно определяет успешность усвоения на ранних этапах обучения в школе [5].
Предшкольное образование есть реализация идеи становления и развития личности ребенка и должно рассматриваться как образование, осуществляемое на базе образовательных учреждений разных типов и видов, реализующее развивающие, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении.
Содержание предшкольного образования должно быть ориентировано на:
— формирование положительной самооценки, уверенности в себе;
— формирование стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру;
— развитие мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции;
— формирование коммуникативных умений и навыков;
— становление основ духовно-нравственного облика личности, определение и усвоение общечеловеческих ценностей;
— овладение средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения);
— формирование «детской компетентности» в различных сферах деятельности человека;
— физическое развитие ребенка, сохранение и восстановление здоровья.
Список использованных источников:
1.Зима Е. Г. Особенности предшкольного образования в современном российском обществе : дис. канд. социол. наук. – М., 2005. – 123 с.
2.Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. – 2007. – №6. – С.8 ‐ 10.
3.Стожарова М. Ю. Предшкольное образование: модели и реальность : учеб. пособие для вузов. – Ростов ‐ на ‐ Дону: Феникс, 2008. – 221 с.
4.Константиновский Д. Предшкольное образование: проблемы решения // Народное образование. – 2007. – №8. – С.107 ‐ 114.
5.Урбанская М.В. Проблемы организации предшкольного образования и способы их решения //Человек и образование. — №3 (20). – 2009. – С.171-175.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы решения» Андрияускас Н.В., учитель начальных классов МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2» ГБОУ ДПО ПК (С) «Марийский институт образования» Отраслевой орган «Отдел образования и по делам молодежи» МО «Советский муниципальный район» МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2»
Актуальность темы Обеспечение равных стартовых возможностей детей — приоритетное направление развития образовательной системы РФ Ежегодно от 23 до 25% первоклассников приходят в школу неподготовленными Стартовые возможности первоклассников , посещавших ДОУ и без дошкольной подготовки, не равны
Цель предшкольной подготовки Создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в школу как важнейшей составляющей успешности обучения
Школа будущего первоклассника «Всезнайка» МОУ «СОШ №2» пгт.Советский «Предшкола нового поколения» Включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания Цель — выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе Основа -«Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста»
Комплект «Предшкола нового поколения» Светский характер образования, общечеловеческая культура Оптимальная нагрузка на ребенка Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми Взаимосвязь и взаимозависимость целей и задач образования, воспитания и развития Преемственность целей и задач ДО и НШО Вариативность организационных форм дошкольного образования
Отбор содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей; использование различных видов деятельности ребенка (игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т.д.) Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие направлений развития детей: физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического Преемственность « Предшколы нового поколения» и УМК «Перспективная начальная школа»
«Программы по началам обучения грамоте» Программы « Предшколы нового поколения» Планируемые результаты дошкольного образования в « Предшколе нового поколения» Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) Программа по началам обучения грамоте Формируемые УУД: — удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; — выполнять инструкции взрослого; — обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор; — по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно; — пользоваться книгой и простейшими инструментами. Коммуникативные УУД (взаимодействие): — формулировать собственное мнение и позицию; — задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; — строить монологичное высказывание; — вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; — слушать собеседника. Познавательные УУД ( общеучебные ): — использовать общие приёмы решения задач ; — ставить и формулировать проблемы; — осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; — осуществлять смысловое чтение; — выбирать вид чтения в зависимости от цели. Личностные результаты ( смыслообразование ): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
Проблемы, возникающие при организации предшкольной подготовки
Принципы работы с детьми обеспечение двигательной активности детей использование многообразных форм организации обучения, обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей создание развивающей предметной среды, широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей широкое использование игровых приёмов, игрушек формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Форма организации учебного процесса- «Проживание дня» Процесс обучения носит целостный характер, весь необходимый учебный материал объединяется общим сценарием Используются деятельностный , проблемно-поисковый, проектный методы обучения
Психологическое сопровождение предшкольной подготовки Диалогическая форма общения взрослого с детьми, детей между собой Обеспечение каждому ребенку чувства комфортности и успешности Возможность ориентироваться на партнера – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого) Беседы с родителями (законными представителями)
Планируемые результаты обучения в ШБП «Всезнайка» У детей сформирована положительная самооценка, уверенность в себе, стремление к познанию нового, интерес к окружающему миру; развита мотивация достижения успеха, активная, деятельная позиция; сформированы коммуникативные умения и навыки; дошкольниками усвоены общечеловеческие ценности; наши воспитанники в достаточной мере овладели средствами и способами познавательной деятельности (память, мышление, речь, воображение).
« Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы решения» Андрияускас Н.В., учитель начальных классов МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2» ГБОУ ДПО ПК (С) «Марийский институт образования» Отраслевой орган «Отдел образования и по делам молодежи» МО «Советский муниципальный район» МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок «Хочу все знать»»Программа предшкольной подготовки детей 6 лет «Первые шаги.Путь к успеху»
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью.
Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки.
Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа
Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии.
Презентация выступления по теме: « Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа»
Презинтационный материал по подготовке детей к школе.
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме.
Образовательная программа по предшкольной подготовке детей.
«Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы)
Организация предшкольной подготовки имеет большое значение при подготовке к школе детей, не имеющих возможности посещать дошкольное учреждение. В этой работе описан опыт работы в Каменском лицее.
Источник