Содержание и способы организации педагогической деятельности в ДОУ с учетом ФГОС
ольга суконникова
Содержание и способы организации педагогической деятельности в ДОУ с учетом ФГОС
«Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому — и я научусь»
Добрый день, меня зовут Суконникова Ольга Анатольевна, я работаю воспитателем в МБДОУ ДС №68 «Ромашка», в средней группе №6 «Весёлые ребята».
Современная жизнь диктует свои законы, они влияют на все общество, меняются вместе с ней и наши дети, а изменилось ли наше отношение к детям? Исследования ученых педагогов, психологов показывают, что «современные дети, обладают уже новым типом сознания системно смысловым, а не системно – структурным, характерным для детей прошлого века» Если раньше дети, в основном задавали вопрос – «Почему?», то теперь это вопрос «Зачем?».
Скажите, что главное в современном детском саду – это деятельность дошкольников.
ФГОС ДО направлен на развитие дошкольного образования в РФ основная задача детских садов — создавать условия, при которых ребенок развивается, полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Новый ФГОС ДО дает возможности изменения педагогического подхода – так как, это стандарт «социо-культурной нормы поддержки разнообразия в мире дошкольного детства, стандарт развития, социализации, приобщения к ценностями традициям разных культур, а не стандарты дрессуры, натаскивания дошкольников письму, чтению и счету…»
По мнению академика РАО Александра Григорьевича Асмолова: — «Ключевой принцип стандарта – это принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности…»
Из современных способов организации педагогической деятельности в ДОУ (технологий,таких как:
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Проблемно – поисковая деятельность и прочее, мы видим что деятельность – это их движущая сила.
Современный ФГОС дает нам такие возможности
Содержание образовательной деятельности в ДОУ отражено в Программе и должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие определенные направления развития и образования детей —
5 образовательных областей:
1. Социально – коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно – эстетическое развитие.
5. Физическое развитие
Их содержание и реализовывается через 9 видов деятельности:
1. Игровая деятельность.
2. Коммуникативная деятельность.
3. Познавательно- исследовательская деятельность.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
7. Изобразительная деятельность.
8. Музыкальная деятельность.
9. Двигательная деятельность.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Что же такое системно — деятельностный подход?
Это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Системно — деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).
Роль педагога в осуществлении системно — деятельностного подхода велика, именно он — ключевая фигура в образовательном процессе.
Ребенок — деятель в образовательном процессе, а педагог- организатор и координатор этого процесса.
На экране представлен алгоритм деятельностного подхода, реализуемый в работе с детьми.
1. Введение в ситуацию (создание проблемной ситуации)
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).
2. Мотивирование к деятельности и целевая установка
1. Это очень короткий этап, на котором мы уточняем цель деятельности.
Мотивирование к деятельности.
1. Во время прогулки осенью.
– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.
Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?»
2. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном,он обращается к детям: «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас».
3. Актуализация знаний (Проектирование решений проблемной ситуации).
1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор.
2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.
4. Затруднение в ситуации.
Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. С помощью системы вопросов «Смогли?» — «Почему не смогли?» мы помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
5. Открытие детьми нового знания (способа действий)
6. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка,
На этом этапе мы предлагаем детям ситуации или дидактические игры, в которых новое знание используется с освоенными ранее знаниями.Для этого мы ставим вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?». В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях
7. Осмысление (итог).
С помощью системы вопросов «Где были?» — «Чем занимались?» — «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» мы подводим детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали что-то новое и чему-то научились. Таким образом, мы сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаём ситуацию успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились…».
Источник
Методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Юлия Павловна
Методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Метод – последовательность целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий педагога и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.
Методы обучения должны удовлетворять требованиям:
• Воспроизводимости (другими педагогами);
Методы выбираются в зависимости от:
• поставленных целей и задач,
• индивидуальных особенностей детей.
Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).
Приём – конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные;
повторные и сравнительные; распознающего характера;
за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Дидактические требования к наблюдению (Е. А. Флерина, Е. И. Радина, П. Г. Саморукова):
1-объект наблюдения должны быть интересны для детей;
2-объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;
3-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает их связь с опытом детей;
4-детям предлагается целевая установка для наблюдения;
5-стимулирование умственной активности и самостоятельности детей;
6-усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое развитие в деятельности детей;
7-последовательность и планомерность наблюдения;
8-сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.
2 — Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
показ способов действий;
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
указание (целостное и дробное);
беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
Дидактические правила проведения упражнений:
1-ставить перед детьми учебную задачу;
2-показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением;
3-многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования;
4-контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля.
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).
В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
внезапное появление объектов;
выполнение воспитателем игровых действий;
загадывание и отгадывание загадок;
введение элементов соревнования;
создание игровой ситуации.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
— оснащенности педагогического процесса;
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в музей Гигиены». Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Разноцветные фонарики». Цель: Учить детей запоминать цвета.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.
«Потешники». Методическое пособие по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.
Источник