Способы организации педагогической деятельности школьников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
статья на тему

как организовать интересно работу детей на уроке

Скачать:

Вложение Размер
lipovskaya_i.v.docx 42.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ № 2 с УИОП»

Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Нельзя успешно осуществить образование, развить творческие силы каждого ученика, приучить к самообразованию, не пробудив желание и стремление к учению. Для этого можно предложить множество различных приемов работы на уроке.

Одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке, является игровой прием. Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительные эмоции, улучшает работоспособность, способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Это игры: «Доскажи словечко», «Дерево слов», «Закончи фразу», «Кто последний?», «Восстанови «рассыпанное» стихотворение», «Найди лишнее слово». А также приемы «Лесенка» и «Пирамидка», смысл которых в том, что в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше. Интересен также прием «Наборщик», способствующий развитию логического мышления. Составляются слова из букв какого-либо слова. Их можно использовать на различных уроках с учениками любого возраста, в качестве закрепления пройденной темы, развития словарного запаса на уроках русского языка. Для повышения познавательного интереса используется прием развития речи и мышления «Одинаковые буквы». Составить текст, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы.

Приём «Диктант значений». Это приём экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта. Учитель диктует не слова, а их значения. Ученики по значениям определяют слова и записывают их. Это развивает мыслительную деятельность, умение делать выводы, по признакам определять значение.

Интересен прием «кроссенс» — ассоциативная головоломка. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Для разгадки кроссенса, составленного из девяти картинок, надо найти цепь ассоциаций между двумя соседними картинками. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок. Применение кроссенса: при выведении темы урока; при закреплении и обобщении изученного материала; творческое домашнее задание; способ организации групповой работы. Способствует развитию логики, сотрудничества, коммуникации.

Прием «речетворчества» «Брошенный камень». Выбирается тема. Ученики записывают как можно больше слов на эту тему. Получается, что заданное слово — вроде камня, брошенного в воду, а расходящиеся круги — это слова и ассоциации, которые всплывают в памяти. Прием позволяет развивать творческое мышление, фантазию детей, учит находить логическую взаимосвязь между предметами, явлениями, событиями.

Нельзя не остановиться на приёме «Хорошо – плохо». Приём ТРИЗ, направленный на умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы.

1.Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Что «хорошо», а что «плохо».

2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация.

3. Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы). Вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Развитию познавательного интереса способствует работа с приемом «Рассуждайка», которая позволяет решить проблемные вопросы. Ставится вопрос, требующий рассуждения. «О чем спорят суффикс и окончание?», «Какие знаки препинания важней?», Почему дерево грустит осенью?», «В чем проявляются «фокусы» воды?». Интересны сочинения-рассуждения: «Почему я лучше всех?», «Почему грустит тетрадь?», «О чем плачет сосулька?».

Очень интересен прием, способный увлечь и младших школьников, и старшеклассников. Это прием «Да — нет». Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет».

Следующий прием – прием создания проектов. Учебное проектирование развивает познавательный интерес учащихся, повышает качество обучения, учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Все эти приемы способствуют развитию познавательного интереса учащихся на уроках как в начальной школе, так и в основной школе. А если у детей есть интерес, то будет и высокий результат.

Список использованной литературы:

1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. —

М.: Просвещение, 2003.

2. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных

действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная

Источник

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся
статья

Наиболее эффективными являются методы, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника:

Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом

Скачать:

Вложение Размер
metody_formy_i_sredstva_obucheniya.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся.

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Наиболее эффективными являются методы, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника:

Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

  1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные , практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а)методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в)методы практического контроля и самоконтроря

• объяснение — это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

• рассказ — это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);

• работа с печатным словом (с книгой) — это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

• беседа — форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты — самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

• частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

• исследовательские методы — способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Кейс-метод . Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.

Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д. Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа . Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся . Учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.

Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, выделил составляющие:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

Работа в парах . Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.

С формами и методами обучения сочетаются средства обучения , однако если методы отвечают на вопрос «как учить?», то средства — «чем учить?», «с помощью чего учить?». Средства обучения используются учителем и учащимися как орудия познавательной (учебной) деятельности. В обучении они участвуют дважды: вначале как предмет усвоения, а затем как средство усвоения новых знаний.

Средства обучения представляют собой материальные или духовные ценности, избранные для достижения учебно-воспитательных целей. Педагогические средства — это инструменты, с помощью которых достигаются педагогические цели.

Традиционно в учебном процессе используются следующие средства обучения:

а) идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и др.), учебные компьютерные программы; организующе-координирующая деятельность учителя; формы учебной деятельности на занятиях;

б) материальные: отдельные тексты из учебников, пособий и книг, отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; текстовой материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.

Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенных новых знаний; идеальные средства — с пониманием материала, логикой рассуждений, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта.

Источник

Читайте также:  Современные способы лечения акне
Оцените статью
Разные способы