Способы организации основных видов движения

Основные виды движений

Елена Селиванова
Основные виды движений

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется : ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности. Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств.

Развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты.

Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:

1) сознательно управлять своими движениями;

2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.

Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности. Так, установлено, что в скелетной мускулатуре находятся проприорецепторы, стимулирующие импульсы, идущие в кору головного мозга. Они несут информацию о производимых мышечных усилиях организма: натяжении мышц, связок, сухожилий. Поступающие данные анализируются, и на их основе вырабатывается ответная реакция, опосредованно активизирующая и корректирующая работающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, что обеспечивает его непрерывность и стабильность.

В процессе выполнения движения активизируется мыслительная деятельность как необходимое условие овладения саморегуляцией движения.

Основные движения делятся на циклические и ациклические. ЦИКЛИЧЕСКИМИ называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относятся ходьба, бег,плавание, езда на велосипеде.

Ходьба — основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движений. Отличительной чертой циклических движений является их быстрая усвояемость и способность автоматизироваться. В целях совершенствования ходьбы, а также профилактики плоскостопия используется ряд специальных упражнений.

Физическая нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраченной энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, усиливает деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем, что в целом способствует повышению обмена веществ. Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства.

Бег вызывает значительно большую нагрузку, чем ходьба, но ходьба и бег в меньшей или большей мере активизируют работу всех органов, укрепляют мышцы, способствуют развитию двигательных качеств.

Основные показатели правильного бега— это естественное, напряженное положение тела, прекрасная координация движений рук и ног, наличие фазы полета.

Ползание, подлезание, пролезание, перелезание, влезание, лазание способствуют развитию опорно – двигательного аппарата, оказывают благоприятное влияние на сердечно — сосудистую и дыхательную системы.

ДВИЖЕНИЯ АЦИКЛИЧЕСКОГО ТИПА не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.

Метание – это движение ациклического типа, имеющее скоростно-силовой характер. Упражнения в метании развивают все группы мышц, но особенно мышцы плечевого пояса. Развиваются также ловкость, глазомер, гибкость, быстрота, равновесие. Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель.

Прыжки характеризуются сильными, но кратковременными мышечными усилиями.

В теории и методике физического воспитания прыжки по форме принято делить на подготовительные прыжки (подпрыгивание, спрыгивание в глубину, прыжки с короткой и длинной скакалкой, простейшие прыжки через горизонтальные препятствия (в длину с места и с разбега) и через вертикальные препятствия (в высоту с места и с разбега).В самом процессе прыжка выделяют 4 фазы: подготовительную, отталкивание, полет, приземление. Показателями правильного прыжка являются сильный толчок при отрыве от почвы и легкое, без потери равновесия, приземление.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видах прыжков через скакалку.

Успешное усвоение основных движений требует определенного уровня развития чувства равновесия. Развивается оно постепенно и связано с совершенствованием функций коры головного мозга, развития вестибулярного аппарата, своеобразного мышечного чувства, которое помогает ребенку определять положение тела в пространстве, а также изменение положения тела. У детей дошкольного возраста чувство равновесия развивается от возможности удерживать позу в статическом положении, до возможности сохранять равновесие в самых разнообразных движениях. Для развития равновесия используются специальные упражнения, выполняемые в основном на уменьшенной площади опоры. Эти упражнения предлагаются детям с раннего возраста. Наиболее интенсивно чувство равновесия развивается в пятилетнем возрасте.

Основные формы и виды физических упражнений Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических способностей, укрепления.

Основные сведения о ДОУ Основные сведения о ДОУ № п/п Основные показатели Сведения 1. Полное название дошкольного учреждения, его адрес Муниципальное бюджетное.

Основные виды движений для подготовительной группы детского сада. Ходьба: 1. Ходьба скрестным шагом 2. Ходьба в приседе и полуприседе 3. Ходьба выпадами 4. Ходьба спиной вперед 5. Ходьба гимнастическим.

Читайте также:  Способы выравнивания стен под плитку

Картотека по физкультуре «Основные виды движений для средней группы детского сада» Ходьба: 1. Ходьба в колонне со сменой ведущего, темпа 2. Ходьба в разных направлениях 3. Ходьба на пятках 4. Ходьба на внешней стороне стопы.

Основные виды движений для старшей группы детского сада. Ходьба: 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы 2. Ходьба широким шагом 3. Ходьба в полуприседе 4. Ходьба со сменой положения.

Картотека «Основные виды движений для второй младшей группы детского сада» Ходьба: 1. Ходьба обычная в колонне. 2. Ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую. 3. Ходьба на носках. 4. Ходьба с высоким подниманием.

Основные виды логоритмических упражнений Группа упражнений Цель Пример Вводные Учат детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой. обходить различные.

Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа №1155» Консультация для педагогов ДОУ «Основные виды музыкально-дидактических.

Основные этапы речевого развития Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, который начинает формироваться, когда слух,.

Основные задачи и виды театральной деятельности в разных возрастных группах Самым распространенным видом детского творчества является театральная деятельность. Театральная деятельность тесно связана с игрой, поэтому.

Источник

Способы организации детей на занятии

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движе-ния. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения.

Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Поточный способ предусматривает выполнение физии-ческих упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения трав-матизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физи-ческих упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Двигательно-оздоровительный режим программы «Физкульт-Ура!»

Основной целью урока является полноценное физичес-кое развитие ребёнка.

Программа включает в себя:

— обучение основным видам движений (разные виды ходьбы, бега, прыжки);

— развитие пространственной ориентации;

— развитие всех двигательных качеств (гибкость, ловкость, выносливость, быстрота реакции).

На каждом занятии дети вместе с учителем выполняют игровые упражнения на ковре, которые способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц.

В конце каждого урока учитель проводит подвижные игры.

Пособие предполагает один из вариативных подходов к организации физического воспитания дошкольников. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физического воспитания, примерный двигательно-оздаровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества.

Источник

Способы организации детей в процессе обучения движениям. Требования к их подбору.

Физическое воспитание детей в ДОУ и обучение их движениям состоит из следующих приемов:

Способ организации Характеристика способа Положительные стороны способа Недостатки
Фронтальный способ Все дети одновременно выполняют одно и тоже упражнение или одновременно –разные движения под руководством воспитателя. Обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Обесп. постоянное взаимодействие детей и воспитателя, повышает физическую нагрузку, способствует закреплению двигательных навыков, дети приучаются коллективно выполнять упражнения. Затрудненность индивидуального подхода
Групповой способ Воспитатель распределяет детей на несколько видов подгрупп, каждая подгруппа выполняет отдельное занятие, после подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования двигательных навыков Сохраняется высокая моторная плотность занятия. Повышается двигательная активность детей. Дается возможность упражняться в нескольких видах движений. Повышается физическая нагрузка.. Есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми. Ограниченная возможность воспитателя контролировать выполнения упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки.
Индивидуальный способ Каждый ребенок выполняет движения индивидуально, воспитатель проверяет качество и дает соответствующие указания, остальные дети наблюдают за исполнителем и оценивают движения. Достигается воспитание качества, точности, двигательной деятельности. Низкая моторная плотность занятия.
Посменный способ Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают. Обеспечивается отработка качества движений. Индивидуальный подход к детям. Низкая моторная плотность занятий.
Поточный способ Все дети делают одно и тоже упражнение по очереди, друг за другом непрерывно – поточно. Обеспечивается высокая моторная плотность занятия. Достигается у детей воспитание физических качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, ориентировки в пространстве. Трудность качественной оценки движения, исправления неточностей двигательного действия.
Читайте также:  Способ амортизации фсбу 6 2020

Вопрос №10

Строевые упражнения и их характеристика.

Строевые упражнения — неотъемлемая часть каждого занятия.

С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у детей воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Строй – установленное размещение занимающихся, для совместных действий.

Сомкнутый строй— строй в котором, занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Шеренга— строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

Фланги – правая и левая оконечности строя.

Интервал – расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге)

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне)

Направляющий – занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий – занимающийся, идущий в колонне последним.

Размыкание – способ увеличения интервала и дистанции строя.

Смыкание— приемы уплотнения разомкнутого круга.

Методика обучения строевым упражнениям в младшей группе и средней группе.

Строятся в одну шеренгу: по зрительными ориентирам (оказывает помощь воспитатель) педагог выходит на середину и отдает распоряжение «повернулись все ко мне.»

В колонну: по зрительным ориентирам, из шеренги (воспитатель подходит к первому ребенку и поворачивает его к себе.)

В круг: по зрительным ориентирам; из шеренги предлагает взяться детям за руки, берет за руку первого ребенка и соединяет с последним;

В движении(воспитатель ведет колонну за собой постепенно срезает углы и образует круг); размыкаются и смыкаются шагами.

В колонну и шеренгу детей учат строиться по росту, более самостоятельно строится круг, появляются навыки перестроения в колонну 2-3 и за звеньевыми. Перестраиваться в колонну по 2-4 за звеньевыми, усложнение зрительного ориентира, размыкаться всеми способами.

Вопрос №12

Двигательная активность.

Двигательная активность — включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.

Двигательная активность дошкольников состоит из:

— Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и физические упражнения в помещении и на прогулке выполняют организационно –оздоровительные задачи;

-Физкультминутка, двигательная разминка снимает утомление детей и повышают их умственную работоспособность

-на учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

-неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

-кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей

-индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

-корректирующая гимнастика (назначается врачом)решает лечебно – профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Модель двигательной активности вариативна, содержание может корректироваться в зависимости от условий, направленности образовательного учреждения.

Самостоятельной двигательной активности всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка. В физкультурном уголке должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, гимнастические палки разной длины, скакалки, текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами, шнуры – растяжки, мишень для метания

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками

Вопрос №13

Ходьба – это вид двигательной активности человека и животных, обеспечивающий активное передвижение в пространстве по твердой поверхности.

Виды ходьбы: -обычная ходьба, — ходьба на носках, на пятках, — ходьба с высоким подниманием колена, — ходьба широким шагом, — ходьба приставными шагами (прямо и боком), — ходьба перекатом с пятки на носок, — ходьба в полуприседе и приседе, — ходьба выпадами, — ходьба скрестным шагом, — гимнастическая ходьба. Определяющим условием формирования ходьбы является обучение. Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

Методика обучения ходьбе:

Возраст Особенности выполнения движения детьми Программные требования Педагогические требования при обучении движении
Младший дошкольный возраст — Нет согласованности движений рук и ног; — Не сформирована ступня – дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд; — Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй; — При ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив; — Плохо используется пространство зала — Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; — Учить ходить с высоким подниманием колен; — Учить перешагивать через предметы; — Учить ориентировке в пространстве — Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено); — При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги; — Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы
Средний дошкольный возраст — Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой; — Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд; — Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов; — В целом ходьба ещё недостаточно совершенна; — Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения — Формировать правильную осанку; — Учить детей ходить по наклонной плоскости; — Знакомить детей с техникой приставного шага; — Учить координировать движения рук во время ходьбы — Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок); — Следить за правильной осанкой; — Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д.
Старший дошкольный возраст — Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо); — В индивидуальных заданиях дети теряются — Учить детей правильно дышать; — Учить детей энергично размахивать руками; — Отрабатывать легкость походки и координацию движения — Обращать внимание на положения рук при ходьбе , на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка; — Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д.
Читайте также:  Палочка коха по способу питания

В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.). Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага. Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д. В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы. С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д. В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба: 1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата; 2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость; 3) ходьба приставным шагом; 4) с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Вопрос №14

Бег – это один из способов передвижения человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полета» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности в скелетных мышц и конечностей. Бег более быстрый способ передвижения. ВИДЫ БЕГА — бег на носках; — бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; — бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу; — бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.; — бег на ограниченной площади; — челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве; — бег наперегонки; врассыпную; — с увертыванием и ловлей. Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 2306 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы