- Как увеличить продажи в оптовой торговле: шесть неочевидных приемов, которые помогут зарабатывать больше
- Подключить торговлю через интернет
- Автоматизировать бизнес-процессы в оптовой торговле
- Передать бухгалтерию на аутсорс и интегрировать бухгалтерское ПО со складским
- Оптимизировать прайс-лист
- Организовать хранение товаров на складе
- Обучить сотрудников работе с ПО
- Как поднять продажи в оптовой торговле: коротко о главном
- Организация оптовой торговли
- Суть и особенность оптовой торговли
- Основная задача оптовой торговли
- Какие функции выполняют предприятия оптовой торговли
- Виды деятельности предприятий оптовой торговли
- Примеры схем работы оптовых компаний
- Какие магазины получают товары по оптовым ценам
- Плюсы оптовой торговли
- Минусы оптовой торговли
- Можно ли открыть этот бизнес с нуля без вложений
Как увеличить продажи в оптовой торговле: шесть неочевидных приемов, которые помогут зарабатывать больше
Техники продаж в оптовой торговле не меняются десятилетиями: менеджеры все так же «в холодную» обзванивают потенциальных клиентов, назначают встречи и рассылают прайсы, получают заявки и обеспечивают поставки. В какой-то момент владельцы расслабляются, перестают искать возможности для роста, и компания начинает топтаться на месте. Более активные конкуренты не дремлют и вырываются вперед. Чтобы не потерять позицию на рынке, важно вовремя задуматься о том, как поднять продажи в оптовой торговле.
В этой статье мы разобрали шесть неочевидных способов оптимизации оптовой торговли, которые помогут повысить продажи. О некоторых из них вы даже не задумывались!
Подключить торговлю через интернет
Немногие владельцы оптовых компаний решаются попробовать этот канал продаж, так как считают, что представителям B2B рынков там ловить нечего. На самом деле, спрос на приобретение крупных партий онлайн есть, что подтверждает статистика.
Если исключить ситуативный спрос на маски, связанный с пандемией, остаются спорттовары, одежда, игрушки, ткани и другие товары, оптовых продавцов которых клиенты ищут через интернет.
Согласно отчёту Intershop , после перевода продаж в онлайн B2B компании увеличивают средний чек на 45%.
Полноценно торговать онлайн, как это делают представители B2C сферы, вы не начнете, но получите дополнительный канал привлечения покупателей, что позволит быть на шаг впереди большинства конкурентов и не думать о том, как увеличить продажи в оптовой торговле.
Приятный бонус: снизится нагрузка на менеджеров, которые раньше вели каждого покупателя с момента первого обращения до завершения сделки. Им нужно было ездить на встречи или консультировать по телефону, отправлять прайсы, рассказывать о характеристиках товаров, помогать в выборе, проверять наличие на складе, оформлять заказы.
Интернет-магазин, если подойти к его созданию с умом, позволяет частично автоматизировать работу отдела продаж: клиент видит описания товаров, их актуальные цены, информацию о наличии, может сравнить позиции и сформировать корзину. Ваши сотрудники будут подключаться по необходимости: чтобы ответить на вопросы, предложить альтернативы, отгрузить товар и проконтролировать доставку. В среднестатистической оптовой компании отдел продаж состоит из десяти человек — подключив онлайн-продажи, штат можно сократить до двух.
Автоматизировать бизнес-процессы в оптовой торговле
Общая проблема многих российских оптовых компаний — неоптимальные бизнес-процессы. Работа большинства завязана на людях, что заставляет раздувать штат, делает бизнес зависимым от конкретных сотрудников и человеческого фактора.
Так выглядит работа менеджеров до автоматизации процессов.
Источник
Ваша задача — определить бизнес-процессы в оптовой торговле, которые можно автоматизировать, и заменить сотрудников на этих участках ботами или специализированным ПО. Во многих сферах это уже стало само собой разумеющимся.
Например, обратившись в поддержку банка или мобильного оператора, не так просто добраться до человека — сначала в чате вам предложат типовые вопросы с готовыми ответами, и только потом, если ничего не подошло, подключат менеджера. В Фингуру тоже есть чат-бот, который помогает клиентам в стандартных ситуациях и оформляет некоторые документы без участия специалистов. Посмотрите, как он действует:
Оптимизировать можно и нужно:
- работу менеджеров по продажам: специализированное ПО может формировать заказы поставщикам, отслеживать оплаты и т.д;
- взаимодействие между управленческой программой и сайтом. Сайт принимает заявку и передает в систему, которая ее обрабатывает: назначает ответственного менеджера, отправляет клиенту смс или письма об изменении статуса заказа и так далее. От управленческой программы на сайт поступают данные о наличии товаров и сроках поставки — это снижает риск заказа того, чего нет, и недовольства со стороны клиента.
Используя ПО, можно минимизировать риск возникновения ошибок, а также уменьшить количество менеджеров, оставив только самых перспективных.
Так будет выглядеть процесс работы после внедрения ПО.
Источник
Передать бухгалтерию на аутсорс и интегрировать бухгалтерское ПО со складским
Классический подход к ведению бухучета, подразумевающий обязательное наличие штатного бухгалтера или отдела бухгалтерии, постепенно уходит в прошлое — все больше российских бизнесменов выбирает аутсорсинг бухгалтерии. Мы уже рассказывали о преимуществах такого подхода и о том, как выбрать сервис, которому не страшно доверить финансы.
Для торговых компаний важна интеграция складской программы и бухгалтерии. У такого подхода есть 4 основных преимущества:
- Корректный учет. Благодаря исключению бухгалтера из процесса оприходования товаров, удается избежать путаницы в номенклатуре, пересортицы и отрицательных остатков. Продукцию принимает на склад и учитывает сотрудник, который курирует закупки и ориентируется в ассортименте, а в бухгалтерию выгружаются только необходимые документы и данные. Нет ошибок — нет переплат в бюджет, которые могут достигать 1000% суммы, которая получилась бы при корректном учете!
- Дополнительный контроль. Бухгалтер, получив данные из управленческой программы, может обнаружить там неточности и вернуть документы на корректировку. Он становится еще одной парой глаз, которая не помешает, когда речь идет о деньгах компании.
- Экономия времени сотрудников. Бухгалтер выгружает данные из программы и ведет учет, не отвлекая от работы остальных.
- Быстрая и простая инвентаризация. Используя складскую программу, вы сможете проводить инвентаризацию, не привлекая к этому процессу бухгалтера. Он будет выгружать необходимые данные из системы самостоятельно.
Поможем навести порядок в вашей оптовой компании! Подключим «1С:УНФ» или «Мой склад» для управления бизнесом, интегрируем программу с онлайн-бухгалтерией Фингуру, обеспечим перенос данных в систему и обучение сотрудников.
Оптимизировать прайс-лист
Грамотно оформленный прайс-лист может существенно повлиять на увеличение продаж в оптовой торговле. Он должен быть четко структурированным, с использованием артикулов, корректными названиями.
Желательно сделать два документа — внутренний и для контрагентов. Во внутреннем прайс-листе можно указать информацию о поставщиках и себестоимость товара, чтобы было проще рассчитать скидку.
Вот несколько общих рекомендаций по оформлению прайса для клиентов:
- не используйте слишком мелкий или крупный шрифт;
- укажите название и контакты организации, адреса точек, описание компании и преимущества;
- не сокращайте названия, чтобы избежать путаницы;
- если у вас много товаров, разбейте ассортимент на группы.
Так может выглядеть ваш прайс-лист.
Источник
Прайс обязательно должен содержать информацию о том, что цена в нем — не публичная оферта. Иначе потом будет сложно изменить стоимость и придется продавать товар по той цене, которая указана в документе.
Организовать хранение товаров на складе
Чтобы поддерживать остатки на оптимальном уровне и не переживать о том, что товар закончится в самый неподходящий момент, важно грамотно организовать хранение и контроль. Мы уже писали о том, как организовать складской учет, а сейчас расскажем, как оптимизировать работу склада.
Вот несколько рекомендаций:
- Зонируйте пространство. Выделите зоны длительного хранения, комплектации, брака, а также блоки мест для товаров разных категорий. Например, более востребованные и объемные позиции лучше разместить ближе к зоне отгрузки, а хрупкие предметы — в глубине склада.
- Используйте адресное хранение. При таком подходе пространство делят на пять зон: хранение, товарный вход и выход, статическое и динамическое хранение. За каждым грузом закрепляют номер, за каждым элементом (стеллаж, зона отгрузки) — цифру или букву. Все вместе образует код, который фиксируется в товароучетной программе, — по нему вы быстро отыщете необходимое.
- Измените упаковку. Казалось бы, такая мелочь. А на деле от упаковки зависит и скорость, и количество затраченных на погрузку сил. Чтобы оптимизировать этот процесс, можно заменить тяжелую тару на более легкую. Например, использовать облегченные контейнеры.
- Пересмотрите процессы комплектации и отгрузки. Часто из-за того, что они плохо организованы, сотрудники тратят много времени на выгрузку, погрузку, маркировку, размещение и упаковку товаров. Чтобы ускорить работу, ежедневно фиксируйте, сколько времени уходит на каждый этап. Учитывайте все, вплоть до маршрутов проезда поддонов по складу. Затем проанализируйте перемещения, найдите точки оптимизации и составьте инструкцию. Такой подход поможет избавиться от суеты и хаоса.
Обучить сотрудников работе с ПО
Часто, внедряя в компании ПО для автоматизации процессов, сотрудников обучают 2-3 основным функциям, а ознакомление с остальным функционалом откладывают на потом. «Потом», как правило, не наступает — люди стремятся выполнять задачи привычным способом, с минимальными усилиями. Это приводит к тому, что бизнес-процессы в оптовой торговле вроде автоматизированы, потрачены немалые деньги, а на практике почти ничего не изменилось.
Например, пришел заказ с сайта. В заявке только номер телефона и имя: менеджер должен позвонить, уточнить реквизиты для выставления счета, внести информацию в CRM. А если в форме добавить поле «ИНН организации», то программа по нему сможет заполнить остальные реквизиты. Менеджер, получив заявку в работу, будет видеть, кто клиент, из какого он региона, сможет проверить его благонадежность. Минимальное изменение на сайте и несколько минут, потраченных на ознакомление сотрудников с новой возможностью, дают экономию рабочего времени на постоянной основе.
Вам, как владельцу бизнеса, и руководителям отделов, важно сначала самим изучить ПО, а потом помочь с этим сотрудникам либо поручить обучение поставщику сервиса. В дальнейшем нужно будет следить за тем, как менеджеры справляются, какая работа еще не автоматизирована, и сделать так, чтобы большую часть функций «взяла на себя» программа.
Как поднять продажи в оптовой торговле: коротко о главном
- Подключить торговлю через интернет. Это даст вам новый источник клиентов, а также позволит упростить формирование заказов и ускорить их обработку. Менеджерам не придется созваниваться с потенциальными покупателями или ездить на встречи, рассылать прайсы и отвечать на десятки вопросов. Наладив работу, вы сможете сократить штат или перевести часть менеджеров на другие должности.
- Автоматизировать процессы. Передайте максимум задач специализированному ПО или ботам. Они могут обрабатывать заявки и отправлять сообщения покупателям, собирать информацию в базу данных, анализировать остатки товаров и планировать закупки, вести учет движения товаров и так далее. Менеджерам останется отвечать на вопросы клиентов и контролировать обработку заказов.
- Передать бухгалтерию на аутсорс и интегрировать складское ПО с бухгалтерским. Отказавшись от штатного бухгалтера, вы платите только за реальные задачи, не оборудуете рабочее место и не несете ответственность за чужие ошибки. А связь между складом и бухгалтерией снижает риск возникновения отрицательных остатков и других недочетов, которые ведут к переплате налогов до 1 000%!
- Оптимизировать прайс. Структурированный и детальный прайс-лист увеличивает шансы на заключение сделки. Заполнять его можно в свободной форме, главное — включить туда подробную информацию о товарах.
- Организовать хранение товаров. Оптимизировать работу можно несколькими способами: зонировать пространство, изменить упаковку, пересмотреть процесс комплектации и отгрузки, использовать метод адресного хранения.
- Обучить сотрудников работе с программами. Если они будут использовать только 2-3 базовые функции, считайте, что потратились на автоматизацию зря — большинство возможностей вы упустите.
Поможем автоматизировать складской учет и интегрировать его с бухгалтерией, а также научим ваших специалистов использовать возможности этой связки по максимуму.
Источник
Организация оптовой торговли
Люди на многое готовы пойти ради приобретения товаров по оптовым ценам. Они едут на оптовые базы, находящиеся где-то на окраине города. Также часами стоят в огромных очередях за колбасой или сахаром по оптовой цене. Я недавно на лестничную клетку вышел и учуял какой-то зловонный запах. Этажом выше обнаружил соседа. Он полз по лестнице с двумя мешками муки на плечах, издавая на ходу характерные пукающие звуки – купил муку на оптовом рынке. Я стоял в противогазе, глядел ему вслед сквозь запотевшие стёкла и думал: «Надо бы рассказать посетителям сайта temabiz.com об особенностях организации оптовой торговли». В общем, поехали!
Суть и особенность оптовой торговли
Чтобы сформулировать суть оптовой торговли, надо чётко понять в какой точке пересекаются интересы покупателя и продавца. Покупателя, прежде всего, интересует оптовая цена – он хочет купить дешевле. Продавца же интересует количество – он желает быстрее продать товар и получить прибыль. Готов ли продавец снизить цену? Да, готов! Но при условии, что покупатель выкупит у него определённое количество товара. А теперь формулировка:
Суть оптовой торговли заключается в готовности продавца продать определённое количество товара по интересным (оптовым) ценам.
И здесь есть одна важная особенность:
Особенность оптовой торговли: Чем больше покупатель выкупает товара (больше сумма сделки), тем интереснее (ниже) цены готов предложить продавец.
Мой сосед затащил в свою квартиру два мешка муки, затем постирал штаны и принялся бегать по соседним квартирам с одним вопросом: «Вам не нужна мука дешевле, чем в магазине?» Через неделю он арендовал машину и привёз 40 мешков муки. В тот день многие решили, что в нашем доме прорвало канализацию…
Однако сосед рассуждал, как настоящий предприниматель:
Деньги не пахнут! Да и лучше пропукать дырку в трусах, проворачивая сделку по оптовой продаже муки, чем это же сделать лёжа на диване перед телевизором!
Вот так сам того не осознавая, мой сосед выполнил основную задачу оптовой торговли. О ней и пойдёт дальше речь.
Основная задача оптовой торговли
Зачем вообще вся эта муть со снижением цен и оптовыми закупками? Всё очень просто:
Задача оптовой торговли заключается в стимулировании сбыта продаваемой продукции.
В нашем примере ушлый армянин Зураб, загружая на оптовом рынке два мешка муки на плечи моему соседу, тихо шепнул ему на ухо: «Слушай, дорогой! Если купишь у меня 40 мешков муки, то сделаю для тебя цену ещё на 15% дешевле, чем сейчас!» После этих слов у соседа безумно заблестели глаза, и тут же произошёл первый радостный «выхлоп», от которого Зураб чуть не задохнулся. Но Зураб быстро вспомнил, что деньги не пахнут, а потому собрал волю в кулак, улыбнулся и сказал: «Иди, дорогой! Иди! Быстрее иди! И хорошенько подумай над моими словами, дорогой!»
Дома сосед посчитал на калькуляторе сумму ожидаемого дохода и понял, что игра стоит свеч. Далее интуитивно сосед, сам того не понимая, выполнил функции оптовика-посредника:
- провёл маркетинговые исследования рынка на местном уровне (опросил соседей);
- сформировал заявку на покупку оптовой партии муки (составил список соседей, желающих купить муку дешевле);
- собрал необходимую сумму на закупку товара (взял задаток с тех, кто заинтересовался его предложением);
- обеспечил логистику (арендовал автомобиль на пару часов);
- купил товар у поставщика по оптовой цене (Зураб за свои слова отвечает);
- поставил товар покупателям (радости соседей не было предела).
Благодаря чему мой сосед с энтузиазмом проделал такую колоссальную работу? Правильно, благодаря материальной заинтересованности, которую ему предложил Зураб. А откуда взялась эта заинтересованность? Верно, из прибыли Зураба. По сути, сосед стал торговым представителем Зураба – оптовым звеном в его сбытовой цепочке. В общем, задача по стимулированию сбыта была выполнена предприимчивым армянином на «отлично»! Кстати, вот вам ещё одна важная мысль:
Оптовая торговля нацелена на получение прибыли не за счёт высоких наценок, а за счёт больших объёмов продаж.
С одной стороны Зураб заработал меньше, сделав скидку 15% моему соседу, но с другой стороны он продал 40 мешков муки всего за 15 минут. В то время как мой сосед потратил несколько дней на организацию этой сделки.
Но оптовая торговля – это не только продажа муки на рынке. Здесь всё гораздо сложнее, такие предприятия выполняют больше функций.
Какие функции выполняют предприятия оптовой торговли
Из основных функций оптовой торговли я бы хотел выделить следующие: поставки товаров в розничные торговые точки, снабжение производственных предприятий и оптово-розничные продажи со склада. Давайте их детальнее рассмотрим.
- Поставки товаров в розничные торговые точки. Итак, с одной стороны есть Ашот, он занимается оптовыми поставками сахара, есть Махмуд – у него крупы, Зураб мукой торгует, Изя Маркович скромно руководит из Израиля компанией по производству подсолнечного масла. С другой стороны есть магазины, которых не волнуют дела этих мутных ребят, но которым требуется обеспечить на своих прилавках наличие сахара, круп, муки и подсолнечного масла.
Понимаете в чём «фишка»? Оптовики «сидят» на конкретных товарных позициях, а вот магазинам выгоднее торговать всеми товарами одновременно. Поэтому менеджеры по сбыту магазинов созваниваются с оптовиками и заказывают у них поставку определённого количества товаров. Оптовики, получив заявки от магазинов, отбирают на складе товар, загружают его в машины и развозят в розничные торговые точки. Но просто развезти товар, это ещё полвопроса. Нужно договориться, чтобы его выложили в торговой точке на видном месте. Ведь в магазине, кроме сахара от Ашота, может продаваться ещё и сахар от Абрама. И надо сделать ну очень интересное УТП, чтобы убедить директора магазина в том, что твой сахар белее, переливистее, вкуснее, натуральнее, и именно его надо выложить на самом видном месте, а сахар Абрама поставить в подвале поближе к мышиной норке.
Снабжение производственных предприятий. Для полноценного функционирования, производителю необходимы бесперебойные поставки сырья, материалов, а также комплектующих и запчастей для производственного оборудования. Всё это закупается оптовыми партиями на регулярной основе. Надеюсь, вы уже уловили, что в данной теме работать интересно.
Многие предприимчивые дельцы «присасываются» как паразиты к крупным производителям и поставляют им оптом определённые товарно-сырьевые позиции, которые перекупают у других поставщиков. Удобно, блин! Но следует отметить, что вот такие «паразиты» с годами деградируют, теряют чуйку и превращаются в тупых овец, которые после отторжения от «кормушки» не способны заработать себе даже на кусок хлеба. Так что, если примете решение работать по такой схеме, то старайтесь держать себя в тонусе и помнить о главном:
«Кормушка» рано или поздно прикроется, и придётся вступить в равную конкурентную борьбу, а потому надо активно продолжать работу по освоению новых рынков.
В то же время есть масса производителей и импортёров производственного сырья, которые твёрдо стоят на ногах и уверенно смотрят в будущее. Так что, тему снабжения производственных предприятий можно и нужно рассматривать, но только с правильной, перспективной позиции.
Оптово-розничные продажи товаров со склада. Многие из вас были на оптовых базах или на оптовых рынках. Стоит себе такой контейнер, и из него активно ведётся мелкооптовая торговля. Некоторые торгаши отпускают товары и поштучно (в розницу), но, естественно, по розничным ценам (без оптовой скидки).
На таких складах и базах закупаются представители розничной торговли (мелкие магазины, рыночные торговцы, владельцы киосков и т.д.), а также простые люди, которые не поленились приехать на окраину города.
Мелкооптовые склады преимущественно располагаются на профильных оптовых базах или оптовых рынках.
Открывать такой бизнес лучше или на территориях оптовых баз (рынков), или непосредственно возле них. Правда, можно пойти и другим путём – открыть свою оптовую базу и перетащить туда всех оптовиков, но это будет уже совсем другая история…
Также, некоторые крупные отраслевые оптовики открывают свои склады отдельно от оптовых баз и рынков. Например, поставщики мебельных материалов и фурнитуры, поставщики стройматериалов, поставщики тканей и т. д.
С функциями разобрались, теперь давайте выясним, какими видами деятельности занимаются оптовики.
Виды деятельности предприятий оптовой торговли
Какими видами деятельности занимаются оптовые предприятия? Кто может быть оптовиком? Лично я выделяю четыре типа компаний: производители, импортёры, дистрибьюторы (дилеры) и посредники. Думаю, есть смысл рассказать о них подробнее.
- Производители. Любой крупный производитель заинтересован в оптовых продажах своей продукции. Я говорю именно о крупных производителях. Например, молокозавод не станет торговать в розницу своей продукцией. Для этого есть магазины, а непосредственно с завода осуществляются отгрузки товара оптовыми партиями. Аналогичная ситуация и у крупных производителей пива, макаронных изделий, кетчупов, мебели, стройматериалов и т.д.
- Импортёры. Спросом пользуются, как товары отечественного производства, так и зарубежная продукция. И удовлетворить этот спрос помогают импортёры. Они завозят в страну крупными партиями импортные товары, а затем так же, как и производители, реализуют их оптом внутри страны.
- Дистрибьюторы и дилеры. Эти ребята приходят на помощь производителям и импортёрам в реализации их продукции. Они скупают товары крупным оптом и осуществляют их мелкооптовые поставки розничным торговым точкам. Как правило, дистрибьюторы и дилеры работают со своими поставщиками на постоянной основе, так как являются частью их сбытовой системы.
- Посредники – самые «мутные» участники оптового рынка. Они зарабатывают деньги на медленных и неповоротливых игроках. Схема простая:
У продавца есть товар, на который нет покупателя. Посредник находит покупателя на этот товар, и продаёт его со своей наценкой.
Понятно, что если бы покупатель и продавец знали друг о друге, то и не нужен был бы посредник. Но в бизнесе часто случается так, что без посредника расшевелить этих черепах просто нереально.
Посреднические сделки чаще всего носят разовый характер, потому, этот бизнес подходит активным, целеустремлённым и стрессоустойчивым предпринимателям со стальными яйцами.
Вот такие они – четыре вида деятельности предприятий оптовой торговли. Но это лишь самые распространённые направления. Об остальных могу сказать одной фразой:
Оптовой торговлей может заниматься любое предприятие, способное продавать товары по оптовым ценам.
Бизнес настолько многогранен, что просто невозможно описать все схемы, по которым компании получают товары. Казалось бы, вот есть производитель со своей минимальной оптовой ценой. По логике, дешевле быть не может. Но это по логике, а на практике…
Примеры схем работы оптовых компаний
В оптовой торговле наиболее популярны три схемы работы. Давайте их детально рассмотрим на конкретных примерах:
- 1.Продавец → Покупатель. По данной схеме поставщики работают напрямую со своими клиентами (без дистрибьюторов, дилеров и посредников). Чаще всего эту схему сбыта используют компании, работающие с небольшим количеством клиентов в регионах. Например, производители (импортёры) тканей поставляют свою продукцию магазинам тканей, швейным фабрикам и швейным ателье. Даже в самом крупном регионе таких клиентов наберётся максимум 50-70. Такому производителю (импортёру) проще и дешевле создать у себя мощный отдел сбыта, менеджеры которого будут напрямую работать с этими клиентами.
Также напрямую с розничными точками могут работать и мелкие поставщики продуктов питания, которые просто физически не в состянии освоить весь рынок. Например, владельцу небольшого предприятия по производству кваса, для полной загрузки своих производственных мощностей, достаточно заключить прямые договора с несколькими крупными продуктовыми магазинами и не заморачиваться с построением сети дистрибьюторов или дилеров.
2.Продавец → Дистрибьютор (дилер) → Покупатель. По такой схеме работают крупные игроки продуктового рынка. Например, производители кондитерских изделий, пива, безалкогольных напитков, колбас, мороженного и т.д. Они создают сети дистрибьюторов по всей стране, которым и производят оптовые поставки продукции, а те поставляют её мелкими партиями в розничные торговые точки.
Данная схема оправдывает себя при работе с огромным количеством клиентов в регионах. Например, мороженное продают в продуктовых магазинах, кафе, на пляжах, на АЗС и т.д. То есть, количество торговых точек даже в небольшом регионе исчисляется сотнями. Понятно, что только местный дистрибьютор сможет обеспечить эффективное взаимодействие со всеми этими клиентами.
3.Продавец → Посредник → Покупатель. Когда продавец и покупатель не проявляют активности в поиске друг друга, им на помощь приходит посредник. Он способен найти покупателя на товар, который годами лежит у кого-то на складе. Также он способен достать то, чего другие достать не могут. Иногда посредники умудряются продавать товары по ценам ниже, чем у производителя. В общем, посредники – это, как я уже говорил, самые мутные и загадочные ребята.
Я сам когда-то выполнял функции посредника. Это был мой самый интересный предпринимательский опыт, о котором я и сейчас вспоминаю с ностальгией.
Итак, мы рассмотрели примеры трёх схем работы предприятий оптовой торговли. Как видите, схемы очень простые и сводятся либо к работе с клиентами напрямую, либо – через дистрибьюторов, дилеров или посредников.
Какие магазины получают товары по оптовым ценам
Речь пойдёт о продуктовых позициях, которые продаются только через дистрибьюторов или дилеров. Производители (импортёры), использующие такую схему, не отгружают свою продукцию напрямую розничным магазинам. Другими словами, если хитрый еврей Наум Эммануилович попробует в обход дистрибьютора напрямую связаться с производителем пива и попросит его отгрузить пару ящичков по дистрибьюторской цене на свой унылый ларёк, то менеджер по сбыту культурно пошлёт Наума прямо к дистрибьютору. Такие правила!
Однако некоторым магазинам удаётся получать товар напрямую от производителя по дистрибьюторским ценам. Кто они, эти везунчики?
Всё очень просто. Существуют мелкие прыщи, такие как Наум Эммануилович. Кто он такой? Для крупного производителя – никто. А есть крупные торговые сети, которые работают по всей стране и готовы выкупать такие объёмы продукции, какие не выкупают даже некоторые дистрибьюторы. По сути, эти сети одновременно являются розничными продавцами и крупными оптовыми покупателями. Вот они-то и получают товары в обход дистрибьюторов по дистрибьюторским ценам. Ничего личного! Это всего лишь бизнес!
Плюсы оптовой торговли
Предприятия оптовой торговли имеют следующие преимущества:
- Месторасположение не играет роли. Так как оптовая торговля ориентирована на работу с конкретными торговыми точками и производственными предприятиями, то нет смысла открывать этот бизнес где-то в центре города. Можно арендовать самый дешёвый склад на окраине и успешно производить с него отгрузки клиентам. Исключение составляют оптово-розничные точки, расположенные на оптовых рынках и базах. У них существует привязка к конкретной территории.
- Нет расходов на рекламу. Оптовый бизнес ориентирован на индивидуальную работу с каждым клиентом. Здесь нет отлова покупателей на улице или привлечения их через газетную рекламу. Оптовики не ждут клиента, сидя в тёплом офисе за чашечкой кофе. Они ведут активную борьбу за каждого покупателя: устанавливают личные контакты с директорами торговых точек, постоянно следят за ситуацией на рынке, регулярно обзванивают клиентов, обеспечивают наличие у них всего ассортимента товаров, формируют заявки, подписывают договора и т.д. В общем, пассивная реклама в этом бизнесе занимает одно из последних мест.
- Можно работать с узким товарным ассортиментом. Если владелец магазина старается заинтересовать покупателя широким выбором товаров, то оптовик может работать только с самыми интересными для него позициями. Главное, чтобы его клиентов устраивало качество продукции, условия поставки и, конечно же, цены.
- У оптовика самые выгодные закупочные цены. Если оптовая компания откроет свои розничные торговые точки, то она сможет зарабатывать больше остальных магазинов на своих товарах за счёт более низких закупочных цен. Многие оптовики именно так и делают.
Минусы оптовой торговли
Если говорить о недостатках оптовой торговли, то это:
- Оптовая наценка меньше, чем в рознице. Как я говорил выше, оптовые компании зарабатывают за счёт больших объёмов продаж. Кроме того, оптовая торговля осуществляется не конечным потребителям, а розничным магазинам. Получается, что оптовик должен дать возможность заработать своим клиентам. Как правило, размер оптовой наценки гораздо меньше розничной. И это неудивительно! Ведь, по сути, оптовые предприятия быстро сбывают крупную партию продукции, а все хлопоты по её продаже конечным покупателям ложатся на плечи магазинов. Тут уж надо выбирать, или продаёшь быстро большой объём по оптовой цене, или долго торгуешь поштучно в розницу с максимальной наценкой.
- Ограниченный круг клиентов. Если продавец продуктового магазина случайно нахамит покупателю, то в глобальном смысле ничего страшного не произойдёт. Ну, перестанет обиженный покупатель отовариваться в этом магазине. Ну, будет приходить в него не 2500 человек в день, а 2499. На бизнесе это никак не отразится. Хотя, такое поведение продавца, конечно же, недопустимо – с ним надо обязательно провести разъяснительную работу. Ведь сарафанное радио имеет мощный антирекламный эффект.
Если же менеджер оптового предприятия рассорится с директором магазина, и эта торговая точка перестанет закупать у него товары, то такой оптовик может в итоге потерять часть рынка – его недовольные клиенты убегут к более сговорчивым конкурентам. В общем:
Оптовый бизнес надо строить на толерантности и дипломатии.
Можно ли открыть этот бизнес с нуля без вложений
Ох уж эта сладкая фраза «бизнес без вложений». Как нам охота зарабатывать деньги, ничем не рискуя. Честно говоря, я уважаю тех, кто ищет способы оптимизации своих расходов и рисков. Всё правильно!
Зачем вкладывать миллион в бизнес, который можно поднять без вложений или вложив в десятки раз меньше?
Это риторический вопрос, можете на него не отвечать. Однако надо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что в некоторых направлениях оптовой торговли стартовать с нуля просто нереально. Вот как открыть сеть супермаркетов с нуля? Или как поднять без вложений серьёзное производство? А как стать крупным импортёром, имея дыру в кармане? Да никак!
Выходит, что открыть оптовый бизнес без вложений невозможно? Расслабьтесь, конечно же, всё возможно:
Если вы хотите заниматься оптовой торговлей, не вкладывая ни копейки, тогда смотрите в сторону посреднической деятельности.
Помните историю про моего соседа, который оптом продал 40 мешков муки? Он что, вложил в эту сделку какие-то деньги? Ага, сейчас! Этот вложит! Да он ни копейки не вложил – всё провернул за счёт денег, собранных с заказчиков.
По такому же принципу осуществляется множество посреднических сделок. Например, лежит у какого-то продавца на складе товар, который он уже год не может продать. Тут к нему приезжает посредник и говорит: «Эй, чувак! Хочешь, я выкуплю весь тот шлак, которым забит твой склад? Только сделай мне нормальную скидку, ну и дай немного времени на его реализацию!» Продавец, конечно же, с радостью согласится на такое предложение и передаст товар посреднику без оплаты. Посредник же отвезёт товар покупателю, получит за него деньги, заберёт свой «навар», а разницу вернёт продавцу. Как видите, со стороны посредника опять не было вложено ни копейки. В общем, вот вам реальный пример оптовой торговли без вложений. Осваивайте на здоровье!
Что же, друзья, вот мы и закончили рассмотрение интереснейшей темы по организации оптовой торговли. Извините за огромное количество букв. Я искренне верю, что вам было интересно, и вы не жалеете о потраченном времени. Дальше я вам расскажу о дистанционной продаже товаров.
Источник