- Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий
- Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий
Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Основной формой организации обучения, характерной для современной школы, является урок. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств ИКТ для системы общего среднего образования. Обучение школьников большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в специальных кабинетах. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. В этой связи на информационные и телекоммуникационные технологии возлагаются большие надежды.
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской. Учитель на таком уроке, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями ИКТ. Для этого необходимы, прежде всего, ОЭИ, которые можно легко встраивать в структуру урока.
К сожалению, основные усилия отечественных разработчиков образовательных программных продуктов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Тактически более целесообразно дать учителю такие средства ИКТ, которые он мог бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы.
На сегодняшний день одним из перспективных и важных может стать комплексный подход к использованию средств ИКТ при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения) в условиях класса, оснащенного необходимым оборудованием.
Вряд ли можно говорить, что произошел какой-то существенный перелом в сознании учителей-предметников и методистов в отношении перспектив использования средств ИКТ в организации учебного процесса. В обозримом будущем массовая школа по-прежнему останется классно-урочной, а подавляющее большинство существующих средств ИКТ рассчитано на индивидуальную работу.
В настоящее время для школ наиболее доступными образовательными средствами ИКТ являются имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски. Правда, за редкими исключениями эти материалы пока мало отличаются от обычных печатных изданий. По-прежнему основной теоретический материал представляется в знаково-символьной форме и сопровождается привычными готовыми статичными чертежами и рисунками. Учителей, в первую очередь, не устраивает то, что использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично. Такие средства ИКТ, как правило, рассчитаны на внеурочную индивидуальную самостоятельную работу.
Необходимо переосмыслить и всесторонне использовать большой методический опыт, накопленный методикой обучения в области использования традиционных технических средств обучения. До недавнего времени все такие средства было принято подразделять на аудитивные (грамзаписи, магнитофонные записи), визуальные («немые» кинофильмы и киноконцовки, диафильмы, серии диапозитивов, транспаранты — пленки с нанесенным на них рисунком — для графопроектора, наборы материалов для эпипроекции) и аудиовизуальные (звуковые кино- и видеофильмы, материалы телепередач, озвученные диафильмы).
Имеется многочисленная методическая литература, посвященная использованию на уроке как отдельных технических средств, так и их комплексов. Описаны достоинства и недостатки конкретных технических средств обучения. Для разных видов технических средств разработаны рекомендации по их применению, созданы варианты заданий для самостоятельной коллективной и индивидуальной работы и пр.
Несмотря на все сказанное, перечисленные технические средства обучения удачно (или неудачно) дополняли и сопровождали учебный процесс, но никогда не определяли его лицо. Компьютер и соответствующие средства ИКТ позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.
Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать достоинства учебного кинофильма: оптимальное сочетание разных выразительных языковых средств (текста, звука, статических и динамических демонстраций), выбор нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т. п. Столь же просто реализовать наиболее популярные приемы работы с графопостроителем: наложение и снятие пленок, каширование. (Посмотреть флеш-анимацию)
ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки.
Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с появлением и использованием современных средств ИКТ.
Метод проектов. В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых с использованием средств ИКТ оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).
Основой учебного процесса следует считать деятельность ученика, мобилизацию его интеллектуальных, волевых усилий, эмоциональных переживаний. Учитель должен направлять, корректировать эту деятельность. Важно, чтобы содержание учебного материала, формы, методы, средства обучения соответствовали реальным и потенциальным возможностям учеников, выступали фактором мотивации обучения.
Источник
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций
статья по теме
Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность и потребность возникают в учебно-воспитательном процессе не механически, не сами с собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций
Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность и потребность возникают в учебно-воспитательном процессе не механически, не сами с собой. Потому, наверное, и существует понятие педагогической технологии. Современному учителю невозможно не использовать различные технологии обучения. Но, тем не менее, я считаю, главенствующей является одна, а другие используются с целью как вспомогательного по отношению к основной действующей технологии. В моей практике приоритетной является технология личностно ориентированного обучения. Эта модель образовательной технологии предполагает применение деятельностного и личностного подхода к формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Смысл технологии в совершенно новой организации учебного процесса и воспитания. В основе технологии – создание условий для личностного развития ученика. Для этого используется:
интерактивные методы обучения
Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Применение данных методов в личностно — ориентированном образовании способствует повышению качества обучения: слабые ученики испытывают учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности; сильные же быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности – и в итоге повышается не только успеваемость, но и качество знаний учащихся на уроке.
Степень проявления активности ученика – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на активно-творческий. Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырех основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Групповые технологии или педагогику сотрудничества (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, а также на уроках-семинарах, при подготовке устных журналов, творческих заданий. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из “сильных”, если задание сложное, или из “слабых”, если задание не требует творческого подхода. Приёмы, используемые на таких уроках, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (проект, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Рассмотренные выше методы и приёмы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к формированию коммуникативной компетенции.
Наиболее отработанной в моей системе работы остается технология проблемного обучения в его различных вариантах: создание проблемных ситуаций, проведения проблемных семинаров, организация мини-исследований и т.д.
На современном этапе реализация коммуникативной цели обучения опирается на использование информационных технологий. Широко применяю на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ, используя компьютерные презентации, тестирование, материалы из Интернета.Компьютер помогает устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до логического завершения, опираясь на необходимую помощь. Используя в своей работе педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств и интерактивные формы обучения, достигаю следующих целей:
формирования у учащихся умений работать с информацией, развития коммуникативных способностей;
представления учащимся возможности выбора форм и методов работы с учебным материалом, использования дополнительной информации;
формирования исследовательских умений и умений принимать оптимальное решение.
С помощью информационно-коммуникационных технологий, возможно не только подобрать необходимый интересный материал к уроку, но и организовать эффективный контроль, который так сложно продумать и реализовать на уроках литературы. Всевозможные тесты, кроссворды в режиме он-лайн увлекают ребят интерактивностью, быстротой полученных продуктов собственной деятельности. Такой контроль можно организовать в виде индивидуальной работы в компьютерном классе или фронтально с помощью проектора. Но самое главное, что информационные технологии позволяют ребятам реализовать свои идеи и возможности, причем выполнить и оформить свои творческие работы на высоком уровне. Учащиеся создают проекты и представляют их в виде презентаций. На уроках литературного чтения ученики не только анализируют произведения, но и выполняют задания творческого характера. Например, оформляют сборник стихов учащихся класса, пишут проекты. Использование Интернета способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору, анализу и представлению полученной информации. Формируется иной тип учебной рациональности, дающей возможность усваивать большой учебный материал в ограниченное время.
Формирование коммуникативных умений учащихся разного возраста веду с использованием различных способов и средств обучения. На I ступени обучения дети учатся составлять высказывания на основе анализа композиционной формы текста-образца и собственных рисунков, отбирая при этом необходимые языковые средства. Учащиеся третьего и четвёртого классов уже самостоятельно планируют композицию высказывания, пишут творческие изложения типа описания или повествования с элементами рассуждения, при этом также опираясь на собственный рисунок. Накопленный опыт по использованию изобразительной наглядности показал, что творческие изложения по каждому типу речи с опорой на рисунок и составление учащимися высказываний разных типов речи на основе текста-образца и собственного рисунка хорошо подготавливают учащихся к написанию сочинений. Традиционно в школьном обучении предполагается первоначально изучить какое-либо произведение, а затем написать о нем отзыв. Таким образом, авторство ребенка уже является вторичным по отношению к кому-либо. Мне же представляется более эффективным и психологически оправданным процесс, в котором ребенок создает и сюжет, и художественное исполнение, исходя из собственного опыта. И только затем ученик может сравнить своеобразие созданного им текста с красотой художественного своеобразия текстов известных писателей, классиков мировой художественной литературы. Логичнее начать с создания коротких текстов на определенную тему, например: «Музыка природы», «Начало осени», «В зимнем лесу». Для этого детям предлагается записать возникшие слова-ассоциации с выбранной темой и на их основе создать текст-описание в одной из предложенных сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической. В работе можно использовать текст из 5 — 10 предложений, написанный языком одной из модальностей, например, визуальной, в котором ученики могут расширить его сенсорные границы, сделав полимодальным (то есть содержащим речевые структуры всех трех систем). Обычно учащиеся не могут написать сочинение, потому что не знают, о чем писать. Это чаще всего связано либо с отсутствием субъектного опыта, либо со сложностями его актуализации. Для преодоления этой трудности важно помочь ученикам собрать сенсорную информацию: актуализировать, извлечь из памяти звуки, образы, чувства. Неслучайно некоторые дети любят рисовать на уроке, пробуждая фантазию. Так они получают доступ к их собственной информации, а не привнесённой извне. В построении личностно-ориентированной технологии это особенно важно учитывать.Поэтому, перед тем как переходить непосредственно к написанию сочинений, целесообразно предложить ученикам нарисовать рисунки, комиксы на тему предстоящего сочинения или мысленно создать кинофильм, а потом перенести на бумагу основные фрагменты сюжета в заранее нарисованные контуры кинопленки. Таким образом, детям будет значительно легче наполнить описание звуками и ощущениями, а также развить способности к созданию внутренних образов.
Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, данный Богом, услышать и понять самого себя «в путешествии по временам и пространствам», ощутить познавательную энергию культуры, ибо такие формы деятельности, в том числе уже давно и хорошо известные в школьной практике, должны превосходить качественный потенциал обычных уроков.
Метод проблемного обучения позволил изменить привычные формы организации урока. В процессе урока, где реализуется этот метод, учащиеся заняты не сколько заучиванием и воспроизведением заданий, а сколько решением проблем, подобранных в определенной системе. Нужно организовать работу учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно отыскивали в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делали необходимые обобщения и выводы, сравнивали и анализировали фактический материал. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности. Самое главное, при таком методе формируется у учащихся информационно-коммуникативная компетенция. Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает не только хорошее знание учителем своего предмета, но и умением моделировать эвристические беседы: ставить вопросы, организовать ход дискуссии, подводить её итоги, давать учащимся рекомендации по организации самостоятельной работы с книгой (учебником, справочным материалом, дополнительной литературой по данной теме, словарем и т.д.). Проблемное обучение ориентировано на активизацию мышления учащихся, которое формирует коммуникативную компетенцию.
Словом, компетентностный подход востребован постольку, поскольку современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток безуспешного реформирования образования на основании внедрения современнейших педагогических идей и концепций.
Источник