Способы организации общения ученик ученика

Модель взаимодействия «ученик-ученик» на уроках английского языка (из опыта работы)
материал на тему

Модели, которые активно использую в своей работе.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_20.11.docx 27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: развитие коммуникативных навыков устной речи посредством построения учителем моделей взаимодействия и сотрудничества между обучающимися.

Сегодня я буду говорить как на своих уроках я организую модель взаимодействия «ученик-ученик» в парной работе.

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать друг другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха. Работая в парах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других.

Обучение в сотрудничестве, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Парная работа – это форма коллективной работы, в рамках которой участники решают поставленную задачу, взаимодействуя друг с другом посредством изучаемого языка. Данная форма работы используются в связке с индивидуальной и фронтальной, так как деление на группы и пары происходит, когда учителю необходимо чтобы дети решали определенную языковую задачу в маленьких группах.

Традиционно занятия кружка в первом классе начинается с приветствия и прощания. После отработки всех звуков, которые произносятся в словах приветствия и прощания, и отработав маленькие диалоги в парах, можно отработать реплики для знакомства и благодарности. Например:

Данную реплику проговаривают все пары. И повторив эту же реплику на следующем занятии можно добавлять другие реплики:

-What’s your name?

И через занятие можно усложнить диалог добавив следующие реплики.

-What’s your name?

— My name is . . And what’s your name?

— Nice to meet you.

— Nice to meet you too. Bye!

Если на первых занятиях дети будут произносить реплики не четко, то с каждым разом они будут запоминать их и произносить четче.

Можно такие диалоги разыгрывать при помощи различных персонажей и зверей. Детям даже будет интересно представить себя в роли другого человека и животного.

Можно использовать дидактические карточки которые пара должна правильно сгруппировать.

На занятиях во втором классе можно использовать работу в парах при проверке домашнего задания при правильном написании слов. К доске выходят две пары учеников и пишут пропущенные буквы в написанных на доске словах. Используя такой метод можно сразу проверить готовность к уроку нескольких учеников. Также можно продолжить работу с диалогами на различные темы.

В старших классах при проведении организационного момента можно разыгрывать диалог между детьми о погоде, дне недели. Причем каждый раз дети будут меняться.

Диалоги на данном этапе будут более сложные и уже дети их составят самостоятельно, опираясь на шаблон.

Можно предложить детям ролевые игры. Допустим на листке бумаги написана тема например «Shopping», также написано кто с кем разговаривает и ситуация. Дети опираясь на изученную лексику и грамматику должны разыграть ситуацию. Такое задание можно задать на дом. Обязательно надо будет при оценка учитывать все пункты, которые прописаны в задании.

И конечно же проекты в паре.

Детям нравиться проверять своего товарища. Можно провести словарный диктант и попросить детей самим проверить работы товарищей.

При изучении грамматики детям можно предложить выполнить грамматические упражнения вместе, а затем обсудить их решение всем классом.

Безусловно, работа в парах предоставляет учащимся возможность активного использования английского языка. Однако, как любая форма работы, она имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

-участники учатся, слушая друг друга;

-используется больший языковой объём по сравнению с фронтальной работой;

-развивается беглость речи;

-делается акцент на сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга;

-повышается чувство ответственности;

-создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается психологический барьер;

-стимулирует самостоятельное общение учащихся;

-позволяет высказаться большему числу учащихся.

-нежелание одних учащихся работать с другими;

-использование учащимися родного языка;

-невозможность контролировать всех учащихся одновременно.

Следует придерживаться некоторых правил, при организации парной работы. Например, стоит использовать эту форму работы как можно чаще, лучше всего на каждом уроке. Также, следует чаще менять состав пары. При этом следует учитывать, что пара более сильный ученик + менее сильный ученик оправдывает себя в работе с грамматическим заданием, тогда как с заданием на развитие разговорных навыков лучше справятся учащиеся одного уровня. Кроме того, важна чёткая постановка цели для каждого парного задания.

Работая в паре, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого задания. Чтобы парное речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

Формируются пары учащихся. При этом в каждой паре должны быть ученики как одаренные так и неуспевающие;

Паре дается одно задание;

Оценивается работа не одного ученика, а пары. Важно, что оцениваются не только и не столько знания, сколько усилия учащихся;

Учитель выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы пары, ответить на вопросы другой пары, значит, цель достигнута и пара справилась с заданием, т.к. цель любого задания — не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником пары.

Следует отметить, что недостаточно сформировать пару и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания.

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Работая в парах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение взаимодействию в парах на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются пары, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Но следует отметить, что учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.

Источник

Технологическая карта практики «Дети учат детей» (форма наставничества ученик-ученик).
статья

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора. Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся. Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных уровней и форм обучения

Скачать:

Вложение Размер
tehnolog.karta_.doc 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта практики «Дети учат детей» (форма наставничества ученик-ученик).

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора. Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся. Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных уровней и форм обучения. Использование технологий наставничества успешно способствует решению различных проблем и задач, систематически находящихся в «поле зрения» администрации и педагогического коллектива:

— закрепление в образовательной организации молодых педагогов и новых сотрудников, их профессиональный рост;

— передача навыков, знаний, формирования ценностей у обучающихся и педагогов, сохранение лучших практик и уникальных исторически сформированных компетенций;

— формирование профессиональных методических сообществ;

— подготовка кадрового управленческого резерва из числа педагогов и будущих педагогов из числа обучающихся;

— создание условий для успешности обучающихся, в том числе показывающих стабильно низкие результаты, а также условий для реализации талантов у одаренных детей;

— создание условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, в том числе в целях профориентации и профессионального самоопределения.

В МБОУ Мучкапской СОШ с 1 сентября 2021 года одной из основных выбрана форма наставничества «ученик-ученик», которая предполагает взаимодействие обучающихся образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Данная практика рассчитана на обучающихся 4-11 классов, привлечено к наставнической деятельности 102 ученика. В процессе деятельности базы наставников и наставляемых корректируются.

Цель практики: создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет.

1. Улучшение показателей МБОУ Мучкапской СОШ, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;

2. Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

3. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные и образовательные процессы образовательной организации;

рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций и т.д.;

повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации.

Система наставничества реализуется через организацию работы в наставнических парах или группах по следующей форме: − «ученик – ученик». Организация работы по данным формам в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа.

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик»

Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик».

Проводится отбор наставников из числа

активных учащихся школьного сообщества.

Использование базы наставников.

Обучение проводится куратором.

Проводится отбор учащихся, имеющих

особые образовательные потребности,

низкую учебную мотивацию, проблемы с

адаптацией в коллективе, не включенные в

школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование. Листы опроса.

Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.

Предоставление конкретных результатов

взаимодействия (проект, улучшение

показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.

Рефлексия реализации формы наставничества

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и

заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу.

Поощрение на ученической конференции.

Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества:

∙ Низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции; отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

∙ Невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы; отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;

∙ Низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

∙ Конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;

Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений способствует качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении с привлечением обыкновенных учеников.

Среди основных проблем:

невключенность в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая учебная мотивация; коммуникационные проблемы, возможно возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом. Данная форма наставничества предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенного тем не менее, строгой субординации.

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.

Построение школьного сообщества.

Отдельно стоит пояснить термины «школьное сообщество» и «сообщество благодарных выпускников», так как формирование подобных структур видится нам необходимым для решения сразу нескольких задач: от подготовки будущих наставников до мотивации всех участников наставнических отношений.

Процесс формирования школьного сообщества базируется на принципах эффективности школы, лидерства, коллегиальности, демократии и, что немаловажно, – интереса обучающихся друг к другу. Подход применим как к результатам и их оценки, так и к самим процессам обучения и преподавания. В нашем случае школьное сообщество является изначальным и конечным пунктами, точками сборки системы при реализации наставничества. Сообщество предполагает активное сотрудничество, связь учеников и учителей (а также администрации и родителей) в процессе творческого решения всех проблем – от образовательных до поведенческих.

Результатом правильной организации работы наставников является высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что оказывает несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Подростки-наставляемые получают необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов:

повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов.

Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций: социальные (отношения, поведения, коммуникации);

когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование); функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе профессиональные, навыки).

Наставник . Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.

Наставляемый . Социально/ценностно дезориентированный учащийся низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. Учащийся с особыми образовательными потребностями, например, увлеченный определенным предметом ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Вариант. Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт нашей школы, основными вариантами могут быть:

– взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

– взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

– взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности, в кружковом движении, при реализации индивидуальных учебных планов, а также в онлайн-среде. Зачастую обучающиеся через социальные сети, интернет группы, сформированные по интересам, находят эффективные методики решений с пошаговым объяснением, интересные подборки компетентностных заданий. Такого рода обучение снимает завесу стереотипов с любого участника, позволяет взглянуть на свои способности более объективно, и при этом показывает, насколько более широк круг возможностей каждого.

За 1 год реализации формы наставничества «ученик-ученик» в нашей школе по итогам диагностики выявлены:

положительная динамика успеваемости, восстановление социального статуса в классе, снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение самооценки и успешности — 98% наставляемых;

занятость наставляемых в объединениях дополнительного образования, участие во внеурочной деятельности – 100%;

Источник

Читайте также:  Кислород электролитический способ получения
Оцените статью
Разные способы