Способы общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие способов общения
Существует два основных варианта организации общения: вербальная и невербальная коммуникация. Также, современное общество развило еще один вариант общения – взаимодействие в Интернет пространстве.
Вербальная коммуникация – это процесс установления контактов между людьми на основе применения речевых навыков, слов и символов языка. Невербальная коммуникации – это процесс организации коммуникативного взаимодействия, исключающий использование речи, т. е. общение в этом случаепроисходит за счет мимических жестов, системы знаков.
Правила организации общения
Коммуникативное взаимодействие людей играет важное значение в организации успешной жизнедеятельности любого человека. Чтобы оно имело успех, приносило должный эффект требуется его грамотное построение. Общение должно приносить положительные эмоции, быть комфортным всем его участникам.
Действенность общения достигается путем соблюдения следующих правил его организации:
- При общение, отношение его субъектов должно быть таким, чтобы они могли чувствовать свою интеллектуальную значимость, притягательность, очарование и заинтересованность в построение коммуникативных связей с ними;
- Беседа должна проходить в акцентировании внимания на партнере. Недопустимо отвлекаться на что-то постороннее. Это может развить чувство ненужности, неважности у партнера по общению. Значимым средством общения является мимика и изменение интонации;
- Перед ответом на вопрос собеседника необходимо выдержать несколько секундную паузу;
- Выражать реальные, искренние чувства во время общения. улыбка обязательно должна быть настоящей, иначе такое общение моментально приведет к потере расположения партнера;
- Общение должно опираться на уверенность в себе его участников. Какой человек захочет общаться с замкнутым и неуверенным в себе человеком?;
- Обеспечить собеседнику чувство непринужденности при общении. Это возможно при не акцентировании внимания на оговорках, неверных словах, речевых конструкциях, фразах;
- Речь должна быть придержана определенного ритма и темпа, монологов должно быть оптимальное количество.
Готовые работы на аналогичную тему
Классификация способов общения
На рисунке 1 приведена классификация средств общения. Кратко охарактеризуем каждое из них.
Вербальная коммуникация. Такой способ общения основан на применении речи и ее структур. Общение реализуется на практике посредством применения систем знаков. Эту систему составляет язык, характеризующий способности человека выражать свои мысли и чувства, эмоции и желания. Язык находит свое практическое воплощение в речи. Она имеет два значения:
- Специфическая деятельность каждого индивида, реализуемая посредством устного или письменного применения системы знаков и символов;
- Речь – это итоги деятельности в контексте условий и целевого назначения общения.
Речь и язык являются, хоть и на первый взгляд очень похожими, но они имеют различное значение. Вот основные отличия между языком и речью:
- Речь обладает исключительностью и своеобразием. Ее можно реализовать в пространственно-временном континууме;
- Речь является более активным и динамичным процессом;
- Речь относится к слабо регламентируемым процесса и определяется контекстом конкретной ситуации.
Невербальная коммуникация. Такое общение реализуется посредством знаковой системы, которая в данном случае представляется мимическими жестами. Невербальное общение представлено разнообразными типами. К ним относятся следующие:
- Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка), визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта);
- Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.;
- Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.;
- Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Рисунок 1. Средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Общение в Интернет- пространстве
Формирование информационного общества и развитие научно-технического прогресса привели к оформлению новых средств общения. Оно связано со взаимодействием посредством применения разнообразных электронных аппаратов или в Интернет-пространстве.
Такое общение имеет свои особенности, поскольку оно, в некоторых случаях, исключает наличие визуального контакта с собеседником, а иногда и устную речь, если происходит переписка в чате. Это приводит к недополучению какой-то части информации, которую возможно было бы получить при взгляде на собеседника, его мимике, жестов или из его речи, ведь она была более расширенной и подробной, нежели сообщение в чате.
При общении в интернет-пространстве все пользователи имеют возможность сохранять свою анонимность. Если, вы не знаете человека в реальной жизни, то те факты, которые он сообщает о себе в интернете не всегда могут быть правдивыми. Собеседник может оказаться выдуманным персонажем, если захочет таким предстать. Виртуальное общение иногда очень интересно именно этим, а иногда и опасно. Все зависит от собеседника, который попался вам. Анонимность в виртуальном общении подкрепляется применением псевдонимов пользователями, которые носят название «ники».
Если вы общаетесь путем использования электронных средств и информационных ресурсов, то необходимо соблюдать некоторые правила организации продуктивности такого общения. Они состоят в выполнении простых действий:
- Обязательное редактирование написанного;
- Соблюдение правил грамматики, пунктуации и синтаксического построения речи;
- В письмах должны быть сформулированы те же положения, что и были присланы вам пользователем, поскольку он не может помнить каждое свое послание и его суть;
- Если пользователь применяет нестандартные формулировки и выражения, то с ними необходимо ознакомиться и повторить в ответном послании, возможно перефразировав их;
- Чтобы сообщение было воспринято пользователем как нужно т.е. он прочувствовал его эмоциональный настрой, необходимо учесть тот факт, что невербальные жесты тут неприменимы. Поэтому, сообщение должно содержать выразительные обороты, прилагательные и смайлики;
- Старайтесь сохранить суть и смысловое назначение послания. Для этого следует избегать сокращений, которые могут оказаться непонятными для собеседника;
- Мысли должны быть изложены ясно;
- Электронное общение, по своей сути, не является тайным. Оно может быть сохранено на нескольких площадках, проходя путь до собеседника. В этой связи, секретную информацию лучше не передавать в Интернет-пространстве. Возможно, конечно, зашифровать послание, но это тоже не самый надежный способ.
Источник
12.2. Формы и организация общения
Формы общения. Всякое общение отличается не только содержанием, но и формой. Форма общения — это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу. Главное в выборе форм общения состоит в том, чтобы в его процессе «друзей не сделать врагами, а врагов сделать друзьями» (Инге фон Ведемайер).
В данном случае речь должна идти о качестве общения, а точнее, о его культуре. Поэтому важно выделить компоненты общения:
коммуникатор — тот, кто инициирует общение, кто сообщает информацию;
аудитория (реципиенты) — тот, кому говорят, сообщают информацию;
сообщение — то, что говорят, содержание информации;
средства общения — форматы или технические средства, благодаря которым информация попадает к получателю.
В преобладающем большинстве случаев решающее значение имеет содержательность общения, его насыщенность для дела смыслом (даже самая лучшая форма общения без содержательной части не может привести к желаемому результату). Однако удачно выбранная форма общения способствует достижению целей организации. Поэтому в каждом конкретном случае форма общения будет разной.
В связи с этим можно выделить две основные формы общения:
опосредованное (косвенное) — через посредников, по телефону, факсу, посредством обмена телеграммами и т.п.;
непосредственное (контактное) — вступление собеседников в контакт «с глазу на глаз». Непосредственное общение имеет больше достоинств, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведение. В данном случае применяются два вида коммуникаций: вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимика, тембр голоса и т.п.).
Поскольку наибольший удельный вес в общении занимают вербальные коммуникаций, умение говорить является важной составной частью авторитета менеджера и эффективности достижения целей организации. Люди теряют уважение к тем, кто не красноязычен, и они часто проникаются уважением к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Слово — это раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует так же, как и на физические нагрузки. Поэтому впечатление о руководителе (особенно первое) в значительной степени складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом. («Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал». Саади.) Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя, многообразны. Здесь важны простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и др.
Чтобы понять, почему одни менеджеры в процессе общения добиваются успеха, а другие терпят неудачу, необходимо выявить роль информации, которая проходит по каналам общения в организации. Данная информация может быть разделена на три категории:
функциональная, передается всем или определенной (заинтересованной в ней) группе лиц для того, чтобы они могли выполнять свои функции. Это информация о политике, целях и задачах организации, директивы и т.п. Она поступает в разных направлениях (вертикально и горизонтально) независимо от степени централизации или децентрализации фирмы. Традиционно обмен такой информацией называется формальным общением, так как она передается по официальным каналам организации;
координационная, циркулирует между функциональными подразделениями организации (например, между отделом сбыта и отделом маркетинга). Поток координационной информации обычно движется в горизонтальном направлении. Необходимое общение здесь происходит при встречах, посредством телефона, служебных писем, объявлений и др. По сути это общение (взаимодействие), связанное с организацией совместной деятельности по решению задач фирмы;
оценочная, происходит общение, которое имеет отношение к понятиям, статусу и уважению сотрудников, восприятию партнерами по общению друг друга. Каналы передачи оценочной информации обычно включают награды, поощрения за заслуги, поощрительные письма с благодарностью за выдающийся вклад в деятельность организации.
Организация общения. Общение отличает то, что в его процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется и изменяется. Каждый менеджер заинтересован в том, чтобы информация, которую он адресует собеседнику, была не просто им принята, но и достигла главной цели. Все это указывает на то, что менеджер должен соответствующим образом организовать общение. Слагаемыми организации общения являются его цель, подготовка, непосредственное общение, решение (рис. 12.3).
Рис. 12.3.Организация (технология) общения
Цель общения. Процесс общения начинается с формулировки идеи. Этот шаг называется идеизацией, т.е. человек, который хочет общаться, должен передать появившуюся идею. Чтобы идею менеджера понял и осознал собеседник, он сам должен иметь о ней четкое представление: что он хочет получить в результате воплощения идеи и какого характера воздействие необходимо оказать на партнера по общению, чтобы цель была достигнута.
Практика показывает, что многие идеи не реализуются лишь потому, что у менеджера нет ясности и продуманности постановки вопроса.
Подготовка к общению. На данном этапе анализируются участники общения (мужчина, женщина, темперамент, характер, уровень профессиональной подготовки и другие качества), тема и оценивается сложившаяся ситуация.
Каждая личность характеризуется потребностями, мотивациями деятельности, интересами, присущими только ей. Поэтому менеджер на стадии подготовки к общению и должен учитывать все мотивы и выбрать из имеющегося арсенала наиболее эффективные средства воздействия на партнера уже на стадии непосредственного общения.
Важно не только оценить своего будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и продумать манеру своего поведения, чтобы эффективно управлять им, создавать своим личным поведением и поступками благоприятные условия для общения, выяснить ситуацию и тему общения, проработать в соответствии с проблемой дополнительный материал.
Место общения. Если менеджер хочет подчеркнуть власть и свое превосходство, то беседа должна проходить в его кабинете. Если же руководитель желает добиться хорошего контакта с подчиненным и его поддержки, встреча должна проходить в кабинете подчиненного. В этом случае применяется принцип территориальности: большая часть людей более уютно чувствуют себя в своем кабинете, нежели в кабинете своего начальника.
Расстановка мебели. В типичном кабинете руководитель сидит за большим столом, а место для посетителей расположено через стол от него. В кабинетах, где кресла и диваны размещены под правильным углом, обстановка способствует более расслабленному личному общению. В кабинете, где имеется большой стол начальника, подчеркивается власть сидящего за таким столом, что символизирует неравенство при общении. Поэтому для устранения чувства неравенства предпочтительны столы круглой формы.
Определение стратегии и тактики общения. На этом этапе следует определить главную и второстепенные цели общения (в частности, чем можно и чем нельзя пожертвовать). Важно уяснить, что можно отдать, чтобы получить большую прибыль.
Выбор возможных альтернатив. Нужно продумать, как Вы будете себя вести в случае, если Ваш партнер:
во многом с Вами согласится;
решительно возразит и перейдет на повышенный тон;
сделает вид, что согласен с Вашим предложением (идеей);
никак не прореагирует на Вашу идею.
Процесс непосредственного общения. Общение начинается с создания контакта. Эта фаза связана с преодолением определенного психологического барьера. Некоторым лицам этот барьер кажется таким непреодолимым, что они отказываются вообще обращаться к кому бы то ни было. Чтобы такого не происходило, менеджер должен знать, что любой собеседник подвергается воздействию со стороны авторитета инициатора беседы; содержания беседы; достаточности (недостаточности) информации по обсуждаемой теме; силы личности (рис. 12.4).
Рис. 12.4. Факторы воздействия на собеседника
Начальная фаза общения на практике осуществляется частично либо вообще пропускается. Вместе с тем считается, что на данном этапе создается мост между партнерами по общению. Именно по этой причине на начальной фазе важно проявить искренний интерес к личности собеседника, к его проблемам, корректно отнестись к различным аспектам беседы. В связи с этим можно сформулировать основные задачи начальной стадии общения:
установление контакта (задайте, например, такие вопросы: как долетели? как устроились и отдохнули? какие Ваши первоочередные пожелания? как самочувствие? и т.д.);
создание приятной атмосферы для общения (удобная мебель; нормальные физико-химические условия; предложите чай, кофе, другие напитки; приятно улыбнитесь. );
привлечение внимания (говорите о том, что интересует Вашего собеседника, акцентируйте внимание на вещах, которые он больше всего ценит);
пробуждение интереса к беседе (найдите такие нюансы в Вашей идее, которые неизвестны собеседнику, но важны для обоих).
Передача (получение) информации. Она логически продолжает начало беседы и одновременно является барьером для перехода к фазе аргументации. Цель этой части общения состоит в решении следующих задач: сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; выявление мотивов и целей собеседника; передача собеседнику запланированной информации; анализ и проверка позиции собеседника.
Передача информации — это процесс общения между менеджером и собеседником.
В этом контексте можно выделить следующие элементы:
наблюдение за реакциями собеседника;
анализ реакций собеседника.
Особую сложность в процессе общения составляет проблема умения слушать. Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего». Специалисты в области менеджмента говорят о том, что умение слушать — один из главных показателей культуры человека.
Умение слушать — дело не столь простое, как это может показаться на первый взгляд. Исследования показывают, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника. «Никто так ярко не признает свое невежество, — говорил Саади, — как тот, кто, слушая рассказ другого, прерывает его и сам начинает говорить». Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто хорошо говорит, а с тем, кто умеет слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Предлагаем несколько рекомендаций менеджеру по решению проблемы: «уметь слушать собеседника»:
когда Вы слушаете, делайте соответствующие пометки на бумаге (это касается и телефонных разговоров); никогда не отвечайте на телефонный вызов без карандаша в руке;
пытайтесь сводить к минимуму или вовсе исключить то, что отвлекает ваше внимание;
научитесь находить самый ценный материал, содержащийся в полученной вами информации;
установите, какие слова и идеи возбуждают Ваши эмоции и постарайтесь нейтрализовать их действие; в состоянии сильного эмоционального возбуждения Вы слушаете не очень хорошо;
когда Вы слушаете, спросите себя: «В чем цель говорящего? В чем моя цель как слушателя?»;
когда Вы слушаете, нельзя обдумывать следующий вопрос (готовить контраргументы);
сконцентрируйте внимание на сущности предмета беседы и отбросьте все второстепенные вопросы.
Аргументация. В момент аргументации необходимо продумать вопросы, которые Вы будете задавать, а также предусмотреть возможные варианты ответов на них. Вместе с тем следует просчитать варианты уточнений и вопросов, которые может задать Вам Ваш партнер по общению, а также возможные ответы на его вопросы. В процессе этой работы появятся аргументы, которые Вы будете использовать для утверждения своей позиции (ссылка на конкретные документы, на лучшие предприятия, имеющийся опыт и т.п.).
С помощью аргументов можно полностью или частично изменить позицию и мнение своего собеседника. Вот некоторые правила, которых необходимо придерживаться для достижения эффекта в процессе аргументации [1, с.72]:
1) оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;
темп и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;
аргументация должна быть корректной по отношению к собеседнику;
следует избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих восприятие сказанного.
Решение. Это заключительный элемент процесса общения. Подводятся общие и частные итоги беседы, оговаривается полученный результат; конкретизируются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы.
Таким образом, межличностное общение базируется на навыках, которые постоянно совершенствуются в процессе всей трудовой деятельности менеджера. Руководитель не должен недооценивать навыков межличностного общения, без которых невозможно эффективное управление организацией.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник