Способы организации общения детей с зпр

Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития

Бабарико Жанна Сергеевна
Содержание и способы организации коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально.

Дошкольный возраст наиболее ценный и благоприятный период в становлении коммуникативной функции, освоение нравственных и эстетических ценностей.

Современная ситуация в дошкольном образовании является непростой:

• неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии детей;

• рост психогенных нарушений у детей, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушении поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искаженных процессов социализации.

• в помощи нуждаются дети, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеобразовательного вида.

Понятие и структура общения

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);

— интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);

— перцептивная сторона общения (процесс воспитания друг друга партнерами по общению).

Структурные компоненты коммуникативной деятельности

Предмет общения – это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект.

Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении, состоящая в стремлении человека к показанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.

Под мотивом деятельности согласно концепции А. Н. Леонтьева понимается то, ради чего предпринимается деятельность.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение,связаны с тремя его главными потребностями:

— потребностью во впечатлениях;

— потребностью в активной деятельности;

— потребностью в признании и поддержке.

В каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим (М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова 1979):

• в первые полгода жизни, ведущим в общении является личностный мотив;

• в раннем возрасте — деловой мотив;

• в первой половине дошкольного детства — познавательный мотив;

• во второй половине снова личностный мотив.

Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется действие общения.)среди них можно выделить три основные категории:

— экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

— предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

— речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);

— формирование и развитие межличностных отношений;

— познание людьми друг друга.

Способностьк общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу”); умение организовать общение (“Я умею”, характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю”). Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возраст общение имеет свою специфику.

Этапы развития общения ребенка со взрослым

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка.

Известный отечественный психолог М. И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения,включающие в себя: потребности, мотивы, средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На протяжении детства складываются и развиваютсячетыре различных формы общения:

1. Возникает в онтогенезе (2-3мес.) — ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых.

2. Появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет., где основной выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой.

3. Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого.

Читайте также:  Периодический способ приготовления сортировки

4. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.

К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это сумма всех достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:

— определенный уровень развития психических процессов;

— наличие произвольности поведения;

Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.

Общение со сверстниками:

— дает возможность ребенку стать равным партнером в общении;

— дает возможность ребенку проявлять личностные характеристики (всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность);

— дает возможность ребенку проявлять инициативу.

Общение дошкольников охватывает целый спектр функций:

— управление и контроль действиями партнера;

— навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так);

— постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты).

От того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье и в детском саду.

Условия успешного развития коммуникативных способностей у дошкольников

Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова и др.выделяют следующие условия: личность педагога, содержание деятельности, в которую он вовлекает ребенка.Социализирующая роль педагога заключается:

а) в передаче ребенку специфических навыков общения и типичных способов поведения в различных ситуациях;

б) в создании условий, способствующих положительному эмоциональному настрою ребенка в группе;

в) в предъявлении ребенку определенных требований и контроле за их выполнением;

г) в умении проникнуть в настроение, посочувствовать огорченному, оказать эмоциональную поддержку;

д) в умении видеть, какое место занимает ребенок в социометрической структуре группы, кому из детей требуется помощь в установлении контактов со сверстниками;

е) овладение культурой речевого общения;

ж) умение владеть собой даже в трудных ситуациях.

Трудности, влияющие на характер общения у дошкольников с задержкой психического развития.

Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями (Л. М. Шипицина, Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Т. О. Журавлева, Е. С. Слекович, Р. Д. Триггер, Е. А. Чернышева)

В исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы (Д. И. Бойков, Е. Е. Дмитриева, Л. В. Кузнецова, Е. С. Слекович).

У детей с ЗПР:

• снижена потребность в общении;

• наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения;

• общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.

• незрелость мотивационно-потребностной сферы;

• возникают трудности адаптации к среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие;

• несформированность эмоционального поведения;

• несформированность устойчивых навыков и привычек дружеского общения с другими детьми;

• возникает обходимость в специальном педагогическом воздействии.

Коррекционная работа по преодолению негативных особенностей коммуникативной деятельности детей с ЗПР должна способствовать повышению уровня их социального развития.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются различные потребности (в том числе и в общении). Однако игровая деятельность детей с ЗПР по мнению многих исследователей (О. С. Никольская, У. В. Ульенкова, Л. И. Плаксина) не становится ведущей деятельностью, так как отклонения в психическом и речевом развитии, несовершенство предметной деятельности, трудности общения со взрослыми препятствуют появлению необходимых предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию.

Программа коррекции, разработанная Е. В. Дмитриевой, нацелена на преодоление отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведение их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей. Она опирается на общую программу коррекции негативных особенностей этой категории детей, которая реализуется в коррекционных группах детского сада и предусматривает расширение знаний детей об окружающем мире, развитие мышления, речи, формирование общей способности к учению.

Читайте также:  Способы совладания с кризисными ситуациями

Формирование коммуникативных навыков происходит:

— на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

— на индивидуальных и групповых занятиях.

— в свободной и игровой деятельности детей и под руководством воспитателя вне занятий.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: «Завязать и застегнуть»Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Источник

Особенности общения детей с ЗПР
статья на тему

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.

Общение — это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.

У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obshcheniya_detey_s_zpr.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения детей с ЗПР

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.

Общение — это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.

У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у дошкольников с ЗПР весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями.

В возрасте 5 — 7 лет дети с ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти — шестилетнего возраста с ЗПР, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они, молча, действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Нередко дети с ЗПР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:

— быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

— отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

— непонимание собеседника — дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Дошкольники с задержкой психического развития по собственной инициативе крайне редко обращаются к «чужому» взрослому за оценкой своей деятельности. Вместе с тем они очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Их удовлетворяют тактильный контакт (касание руки, поглаживание головы), улыбка, краткие недифференцированные вербальные оценки («молодец», «хороший мальчик»). Дети охотнее идут на контакт, легче принимают помощь, реже ссылаются на усталость и отказываются от предложенной им деятельности, если общение со взрослыми имеет положительную эмоциональную модальность, создается ситуация успеха, доверия.

Ведущее положение в общении со взрослыми занимают мотивы, побуждающие к овладению предметными, практическими действиями. Отсутствие выраженного интереса к явлениям физического мира определяет однообразие познавательных контактов, их поверхностный характер. Низкий уровень познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития определяет качественное своеобразие познавательных мотивов:

— отсутствие относительно широких и глубоких интересов к явлениям окружающего мира;

— однообразие и бедность познавательных контактов со взрослыми.

Общение дошкольников с задержкой психического развития, в отличие от их нормативно развивающихся сверстников, характеризует низкий уровень речевой активности. По собственной инициативе дошкольники с задержкой развития редко обращаются ко взрослым, используя речевые средства. Одновременное обращение ко взрослому нескольких детей затрудняет возникновение и развитие содержательных контактов. Ребенок, как правило, не ожидает возможности задать возникший у него вопрос, показать свою работу, а отходит от воспитателя. Можно предположить, что для этих детей малозначимо общение со взрослыми, находящимися вне их семейных связей. Однообразие по теме, функции, содержанию высказываний отличает их во всех ситуациях общения. В речевом общении со взрослыми у дошкольников с задержкой психического развития преобладают «ситуативные социальные по теме, информативно-констатирующие по функции и содержанию высказывания». Примером могут служить такие суждения, как «Это – плохие дети», «Девочка хорошая, маме дает спать», «Дима пролил воду». При обсуждении со взрослыми нравственно-этических тем дети с задержкой психического развития в основном констатируют соблюдение или нарушение сверстником правил поведения: «Вытер рот салфеткой», «Правильно несет тарелку» и т. п. Оценки нравственных качеств взрослых или сверстников присутствуют в речи этих детей крайне редко.

Дети с задержкой психического развития охотно сотрудничают со взрослыми в игре. Однако в ситуации познавательной и личностной беседы эти дети чувствуют себя дискомфортно, часто вообще прекращают общение со взрослыми. Обращение ребенка ко взрослому, как правило, связано с желанием привлечь его внимание к себе, убедиться, что взрослый его замечает, видит, слышит. При этом более половины таких контактов дети устанавливают не вербальными, а жесто-мимическими или тактильными средствами.

По собственной инициативе дети с задержкой психического развития не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно-игровыми действиями, рисованием, работой с конструктором других детей. Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый.

Коррекционная работа обеспечивает полноценное проведение сюжетных игр, содержанием которых являются предметные действия. Переход к играм, основным содержанием которых являются отношения между людьми, крайне затруднен. Дети испытывают трудности в построении ролевого поведения, требующего определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности. Мир отношений моделируется детьми поверхностно, примитивно, зачастую просто неадекватно.

У детей с задержкой психического развития нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Для них сверстник, находящийся вне семейных уз, не имеет субъективной значимости. «Чужой» сверстник – достаточно безразличный, не имеющий личностного значения объект.

Таким образом, общение детей с ЗПР с взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. У детей с ЗПР, несмотря на крайне низкие средние показатели, которые также свидетельствуют о сниженной потребности в общении, сохраняется поступательный характер развития деятельности общения от низших форм к высшим. Общение детей с ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ЗПР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.

Источник

Читайте также:  Гречка способ приготовления рассыпчатой
Оцените статью
Разные способы