Организация наблюдений в природе
Виктория Гуляева
Организация наблюдений в природе
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью ним наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие,активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) .
Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Дневники наблюдений Новопетропавловском детском саду «Ромашка», в средней группе «Звездочка» был организован проект «Огород на подоконнике» под руководством.
Календарь наблюдений за птицами Дошкольный возраст-благоприятный период для привития детям основ экологической культуры. На данном этапе происходит накапливание конкретных,.
Картотека наблюдений ВЕСНА Карточка № 1 Наблюдение Наблюдение за таянием снега Цель: показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать,.
Картотека наблюдений. Лето ЛЕТО Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета. Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»: Лето солнышком.
Картотека наблюдений в природе Наблюдения в природе. Наблюдение за цветником (Осень) Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.
Картотека наблюдений в природе (старшая группа) Картотека наблюдений в природе Старшая группа Сентябрь Наблюдение в природе Деятельность детей на участке 1. Учить детей самостоятельно.
Картотека наблюдений. Весна ВЕСНА Наблюдение № 1 Обсудить с детьми (в солнечный день, почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает.
Картотека наблюдений. Зима ЗИМА Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.
Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» МБДОУ «Детский сад № 134» Проект По формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» Составил.
Источник
Формы и методы организации ознакомления с природой детей дошкольного возраста.
статья на тему
Статья раскрывает формы организации при ознакомлении детей с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_po_oznakoml.s_prirodoy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы организации ознакомления с природой
детей дошкольного возраста.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой.
Занятия и экскурсии проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
К наглядным методам обучения относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, длительное и планомерное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Цель наблюдения – усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов, сезонных изменений. Для успешного достижения цели воспитатель продумывает и использует различные приемы, организующие активное восприятие детей (вопросы, обследование, сравнение объектов между собой, установление связи между отдельными объектами и явлениями природы).
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым или фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным, итоговым (обобщающим).
Подготовка к наблюдению. Воспитатель определяет место наблюдения, задачи. Затем выбирает объект для наблюдения, который должен для детей быть интересным, в тоже время доступным для восприятия. Воспитатель должен подготовить все необходимые для наблюдения предметы. Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним.
Требования к организации наблюдения.
- Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, искать ответ на поставленный вопрос.
- Для каждого наблюдения воспитатель должен отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы у детей формируются постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, расширяя и углубляя первоначальные представления.
- В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
- Наблюдение должно способствовать умственной и речевой активности детей.
- Наблюдение должно возбудить интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.
- Знания, полученные детьми в процессе наблюдения должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
- В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств, используется распознающее наблюдение.
Проводя наблюдение воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.
1 этап. Воспитанники должны получить общие представления об объекте. Детям дается время для пробного его осмотра.
2 этап. Воспитатель использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного , состояния растения и т.д., устанавливает различные связи.
Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.
Наблюдая за животными, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растений начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья).Затем по порядку рассматривают особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т.д.). Воспитатель таким образом приучает детей вести наблюдение планомерно.
3 этап. Подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, опыта и навыков детей.
Наблюдение с использованием раздаточного материала. Проводится, начиная со средней группы. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.
Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугаи, канарейки, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой природой и т.д.
Организуя длительное наблюдение воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Запомнить детям происходящие изменения с объектом помогут рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение.
Младшая группа. В наблюдение включаются отдельные поисковые действия, наблюдения за растениями и животными неоднократно повторяются.
Средняя группа. Рассматривая окружающие предметы, дети средней группы способны воспринимать их в деталях, могут выделить характерные признаки отличия увидеть общие признаки у нескольких объектов, дети учатся рассказывать о результатах наблюдения.
Используется личный опыт детей.
Старшая группа. Дети способны не только воспринимать поставленную задачу воспитателем, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности; дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Восприятие становится более расчлененным, дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщений.
Подготовительная группа. Основная тенденция деятельности детей – стремление к обобщению. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Детям задаются вопросы поискового характера. Заканчивается наблюдение обобщением.
П.Г. Саморукова «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»- стр.95 – 106.
О.А.Соломенникова «Ознакомление детей с природой». – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 18 с.
Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»-
Детство-Пресс,2016
Л.А.Нифадьева «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой»- Могилев,2011
Источник