Способы организации корпоративных информационных систем

1.3 Корпоративные информационные системы. Принципы организации корпоративных информационных систем.

КИС- это информационная система, поддерживающая оперативный и управленческий учет на предприятии и предоставляющая информацию для оперативного принятия управленческих решений.

Главной задачей такой системы является информационная поддержка производственных, административных и управленческих процессов (далее — бизнес-процессов), формирующих продукцию или услуги предприятия.

Основное назначение корпоративных систем — своевременное предоставление непротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятия управленческих решений.

КИС создаются с учетом того, что они должны осуществлять согласованное управление данными в пределах предприятия (организации), координировать работу отдельных подразделений, автоматизировать операции по обмену информацией как в пределах отдельных групп пользователей, так и между территориально удаленными подразделениями. Основой для построения таких систем служат локальные вычислительные сети.

КИС имеют следующие характерные черты:

1. охват большого числа задач управления предприятием;

2. детальная разработка обобщенной модели документооборота предприятия с учетом внутренних связей документов и реализация функций системы производной междокументных связей;

3. наличие встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать ее под себя;

4. развитая технология объединения и консолидация данных удаленных подразделений.

Так же КИС характеризуются в первую очередь наличием корпоративной БД. Под корпоративной БД понимают БД, объединяющую в том или ином виде все необходимые данные и знания об автоматизируемой организации. Создавая КИС, разработчики пришли к понятию интегрированных БД, в которых реализация принципов однократного ввода и многократного использования информации нашла наиболее концентрированное выражение.

1.4. Корпоративные информационные технологии. Технологии клиент/сервер. Управление распределенными вычислениями.

Корпоративные информационные технологии — это технологии, ориентированные на коллективную обработку, сбор, накопление, хранение, поиск и распространение информации в масштабах предприятия.

Самой простой для реализации хранения данных является их централизованная организация, при которой на одном сервере находится единственная копия базы данных. Все операции с базой данных обеспечиваются этим сервером. Доступ к данным выполняется с помощью удаленного запроса или удаленной транзакции. При такой организации хранения информации легко обеспечить корпоративную политику доступа к данным, обеспечить их надежную защиту, регулярное архивирование, и так далее.

В настоящее время на предприятиях повсеместно используются персональные компьютеры, соединенные каналами связи, которые стоят на рабочих местах, т.е. на местах возникновения и использования информации. Это предоставляет возможность распределить информационные и аппаратные ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности, и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации.

Распределенная обработка данных заключается в том, что пользователь и его прикладные программы (приложения) получают возможность работать со средствами, расположенными в рассредоточенных узлах сетевой системы.

Преимущества распределенной обработки данных:

большое число взаимодействующих между собой пользователей, выполняющих функции сбора, регистрации, хранения, передачи и выдачи информации;

снятие пиковых нагрузок с централизованной базы данных путем распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных ЭВМ;

обеспечение доступа информационного работника к вычислительным ресурсам сети ЭВМ;

обеспечение симметричного обмена данными между удаленными пользователями.

Корпоративные ИТ должны обеспечить централизованную и распределенную обработку данных, доступ пользователей и прикладных задач к централизованным и распределенным БД и знаний, обеспечивать эффективную балансировку загрузки системы в целом.

Читайте также:  Способ применения этого лака

Система централизованной обработки данных

. Система распределенной обработки данных

Существует схема, объединяющая достоинства централизованной и распределенной систем. Эта технология называется ─ технология «клиент-сервер».

Основными элементами этой технологии являются клиенты, серверы и соединяющая их сеть. Серверы предоставляют ресурсы, а клиенты пользуются ими.

Сервер — объект, предоставляющий услуги другим объектам по их запросам. Здесь объект может выступать либо как элемент аппаратуры, предоставляющий совместно-используемый сервис в сетевой среде, либо как программный компонент, предоставляющий общий функциональный сервис другим программным компонентам. И в том и в другом случае сервисная функция обеспечивается комплексом программ.

Основные функции сервера:

1.обслуживание запросов к совместно используемым ресурсам;

2. управление приложениями и данными;

3. обработка транзакций;

Объект, который вызывает сервисную функцию, называется клиентом (им может быть программа или пользователь). Его функции:

1. презентация, вывод;

2. взаимодействие с пользователем;

3. логика приложения;

4. формулировка запросов.

Основная идея технологии «клиент-сервер» заключается в том, чтобы серверы расположить на более мощных машинах, а приложения клиентов -на менее мощных машинах.

Работа клиентов с базой данных основана не на физическом дроблении данных, а на логическом, т.е. сервер отправляет клиентам не полную копию базы, а только логически необходимые порции, тем самым сокращая трафик сети (поток сообщений в сети). В технологии клиент-сервер программы клиента и его запросы хранятся отдельно от СУБД. Сервер обрабатывает запросы клиентов, выбирает необходимые данные из БД, посылает их клиентам по сети, производит обновление информации, обеспечивает целостность и сохранность данных.

Различают режимы удаленного узла и дистанционного управления. В режиме удаленного узла основные процедуры приложения исполняются на клиенте (local node), а с сервером (remote node) связь используется для пересылки файлов. Дистанционное управление применяют при выполнении вычислительного процесса на сервере. При этом клиент используется только для интерфейса с пользователем и передачи команд управления, а основные процедуры приложения исполняются на удаленном узле (сервере).

Системы распределенных вычислений основаны на режиме дистанционного управления. Поэтому в сетях распределенных вычислений должны быть выделены серверы приложений.

При организации распределенных вычислений решаются вопросы размещения функций по узлам сети. Различают четыре модели распределенных вычислений:

файловый сервер (FS — File Server);

доступ к удаленным данным (RDA — Remote Data Access);

сервер баз данных (DBS — Data Base Server);

сервер приложений (ApS — Application Server).

В модели FS информация хранится на файловом сервере, а обработка производится на клиенте. Недостатком модели FS является перегрузка сети из-за необходимости пересылать файлы с сервера на клиента для вычисления и с клиента на сервер после вычисления полностью.

В модели RDA, как и в модели FS, информация хранится на сервере, а обработка производится на клиенте. Но файлы пересылаются по сети не полностью, а только необходимая для вычислений информация, отобранная в результате выполнения запроса на языке SQL.

Дальнейший переход к системе распределенных вычислений приводит к перемещению прикладного программного обеспечения (ПО) или его части на специальный сервер или на сервер БД, т.е. реализуются двух- и трехзвенные схемы.

Читайте также:  Способ кодирования числовой информации кодирование

DBS — двухзвенная структура дистанционного управления, основана на разделении прикладных процедур на две части: индивидуальные для каждого пользователя и общие для многих задач. В этой структуре под приложением понимают совокупность именно общих процедур. Эти процедуры обычно написаны на SQL и сохраняются в специальном словаре БД. В альтернативных вариантах (например, в RDA) все прикладные процедуры включаются в прикладные программы, и, следовательно, при необходимости их изменения приходится модифицировать практически все прикладное ПО.

ApS — модель, известная также под названием «трехзвенная схема», или «монитор транзакций». В ней имеют место связи как между терминалом пользователя и приложением, так и между приложением и СУБД.

Источник

Структура корпоративных информационных систем

Структуру КИС определяют реализующие целевую функцию технологии. С этой точки зрения современные ИС должны отвечать целому набору обязательных требований. Среди них, в первую очередь, стоит выделить.

Обязательные требования к информационным системам

использование архитектуры клиент-сервер с возможностью применения промышленных СУБД,

обеспечение безопасности методами контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам,

поддержку распределенной обработки информации,

модульный принцип построения из оперативно-независимых функциональных блоков с расширением за счет открытых стандартов (API, COM и другие),

поддержку технологий Internet/Intranet ,

эксплуатационные характеристики: легкость администрирования, эргономичность, наличие локализованного интерфейса.

Наиболее органичным и эффективным способом построения КИС, при котором были бы выполнены вышеперечисленные функции и требования к технологичности, является использование в качестве ядра всего информационного комплекса системы автоматизации бизнес-процессов. Такой подход объясняется тем, что, деятельность любой организации фактически представляет собой совокупность выработанных в повседневной практике бизнес-процессов, в которые вовлечены финансовые, материальные, кадровые, информационные и прочие виды ресурсов. Именно деловые процессы определяют порядок взаимодействия отдельных сотрудников и целых отделов, а также принципы построения информационных систем.

Корпоративная информационная система как комплекс ИС

На любом предприятии или фирме в состав КИС должно входить несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. На рисунке показан один из таких вариантов.

Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим количеством работающих в фирме систем, и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными. Современный подход к организации связи основан на применении локальных компьютерных сетей с выходом в аналогичную ИС другого предприятия или подразделения корпорации. При этом используются ресурсы региональных и глобальных сетей.

Требования к корпоративным базам данных

Особенность корпоративной информационной системы

Главная особенность КИС — обеспечение доступа из подразделения к центральной или распределенной базе данных предприятия (организации) — ИС предоставляют пользователю возможность работать как с общефирменной базой данных, так и с локальными базами данных.

Для корпоративных БД характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов. Они строятся на корпоративных SQL-серверах БД (Oracle7, Informix-OnLine, Informix-DSA, Sybase, CA-Ingress и др.) и соответствующих инструментальных средствах. Помимо собственных средств разработки часто находят применение независимые многоплатформенные инструментальные средства, дополненные интерфейсами, драйверами и шлюзами для связи с разными СУБД. Такой общий взгляд на организацию позволяет сформулировать некоторые общие требования как к БД, так и СУБД ИС масштаба всего предприятия.

Читайте также:  Кто хочет быть с тобой найдет способ

Требования к базам данных информационных систем

Распределенная обработка данных

Современные корпорации практически всегда имеют разветвленную географическую структуру, отдельные узлы которой расположены в различных городах, странах и даже на разных континентах. Распределенная сеть требует иного подхода, чем локальная, — стоит недешево, не всегда можно обеспечить быструю и надежную связь между узлами. Поэтому встает задача обеспечения той или иной степени автономности работы узлов распределенной сети обработки данных. Степень автономности обычно обратно пропорциональна степени согласованности данных в различных узлах. Современная корпоративная СУБД должна предлагать ряд вариантов построения распределенных баз данных, с тем чтобы в каждом конкретном случае можно было обеспечить заданные автономность и согласованность.

Требование распределенной обработки данных может быть продиктовано не только географической структурой, но также желанием повысить производительность за счет распределения нагрузки между серверами. Кроме того, в организации может функционировать ряд приложений, каждое из которых работает со своей базой данных, и эти (часто разнотипные, гетерогенные) базы данных нужно поддерживать в согласованном состоянии.

Технологии Хранилищ Данных

Любая корпорация сегодня должна анализировать накопленные данные — без такого анализа невозможно принимать управленческие решения. Анализ должен быть всесторонним (иначе решение будет неправильным) и быстрым (иначе решение запоздает). Для этого средства анализа должны быть гибкими и понятными конечному пользователю.

Выполнить эти требования невозможно без организации хранилища данных и построения на его базе системы поддержки принятия решений, базирующейся на OLAP-технологиях, так как именно они обеспечивают интуитивно понятную модель анализа и приемлемые скорости переработки больших объемов данных. Таким образом, современная корпоративная база данных должна располагать средствами построения хранилищ данных и OLAP-анализа.

Применение систем обработки данных в корпоративном масштабе всегда подразумевает большой объем данных, большую интенсивность транзакций и большое количество пользователей. Конечно, мало сказать «большой», необходимы цифры. Сегодня большой объем данных — это сотни гигабайт и даже терабайты, большая интенсивность транзакций — это миллионы транзакций в день, большое количество пользователей — тысячи и десятки тысяч.

Но масштабируемость — это не только высокая производительность на быстрой и дорогой аппаратуре. Это возможность использования одного и того же программного решения в узлах обработки данных разных масштабов — от настольных и мобильных компьютеров индивидуальных пользователей до серверов отделов и мощных кластеров, обслуживающих целые корпорации. При этом наращивание мощности аппаратуры должно адекватным образом отражаться на производительности приложений. Кроме самой производительности важна, конечно, и цена, которую приходится за нее платить.

Снижение стоимости владения

В сфере корпоративных систем обработки данных в последнее время большое значение придается совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO) . Этот показатель учитывает не только начальные вложения в систему обработки данных — приобретение аппаратуры и системного ПО, но и дальнейшие затраты — разработку прикладного ПО, внедрение, обучение пользователей, текущее сопровождение, модернизацию.

Стоимость владения определяется совокупностью качеств продукта. Вовсе не обязательно, что дешевый программный продукт обеспечит минимальную стоимость владения, — его поддержка и модернизация может обойтись дороже, чем у его более дорогих конкурентов.

Источник

Оцените статью
Разные способы