Способы организации контроля противодействия

Способы организации контроля противодействия

Статья 9.1. Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

(введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

1. Предметом контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является соблюдение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).

2. Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения осуществляется контрольными (надзорными) органами в соответствующей сфере деятельности, а также в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами саморегулируемой организации аудиторов, — саморегулируемой организацией аудиторов.

В случае отсутствия контрольных (надзорных) органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, контроль (надзор) осуществляется уполномоченным органом. Указанные организации, индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для целей учета при осуществлении контроля (надзора).

Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении адвокатов осуществляется адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации.

Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении нотариусов осуществляется нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

3. Уполномоченный орган в целях выявления риска несоблюдения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, организует и проводит дистанционный мониторинг, заключающийся в анализе поступающей в уполномоченный орган информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информацию по результатам дистанционного мониторинга уполномоченный орган передает контрольным (надзорным) органам, адвокатским и нотариальным палатам субъектов Российской Федерации, саморегулируемым организациям аудиторов в целях осуществления ими контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также самостоятельно использует при осуществлении контроля (надзора) в указанной сфере в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы.

4. При организации контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения органами и организациями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий отнесение деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, к определенному уровню риска несоблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, формируемому ими в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.

Уполномоченный орган и соответствующие контрольные (надзорные) органы в установленном каждым из них порядке проводят оценку рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков) с учетом результатов национальной оценки рисков.

5. Порядок организации и осуществления контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения органами и организациями, указанными в абзацах первом, втором пункта 2 настоящей статьи, за исключением Центрального банка Российской Федерации, устанавливается положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Способы работы с хором

Указанное положение определяет в том числе порядок организации и проведения дистанционного мониторинга, права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статье 7.1 настоящего Федерального закона, возникающие в связи с организацией и осуществлением контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, порядок взаимодействия уполномоченного органа с контрольными (надзорными) органами и организациями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, по вопросам организации указанного контроля (надзора).

Порядок организации и осуществления Центральным банком Российской Федерации контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статье 7.1-1 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, определяется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.

Источник

Методы противодействия корпоративному мошенничеству

Защита от мошенничества
с помощью DLP-системы

К орпоративное мошенничество – одновременно и скрытое, латентное, и крайне опасное для общества явление. Оно причиняет вред компаниям и гражданам, приводит к серьезному финансовому ущербу, серьезно ухудшает инвестиционную привлекательность страны. Многие зарубежные компании отказываются вступать в деловые отношения с теми российскими субъектами предпринимательского оборота, в деятельности которых они смогли бы заподозрить признаки корпоративного мошенничества. Помимо этого, существенная часть активов выводится из легального оборота, благодаря чему бюджет государства и бенефициары конкретной компании лишаются части доходов.

Понятие корпоративного мошенничества

Необходимость защиты собственников бизнеса от корпоративного мошенничества обусловлена стабилизацией бизнес-среды. Эпоха передела рынка, рейдерских захватов, корпоративных войн ушла в прошлое, правовое поле стабилизировалось, и уже уверенные в своем статусе собственники хотели бы защитить себя от хищения активов со стороны наемных менеджеров и сотрудников. Общий термин таких хищений – корпоративные мошенничества – подразумевает под собой широкую совокупность форм и методов хищения и присвоения активов и имущества.

Российский законодатель не дал самостоятельного определения термина, необходимо исходить из его доктринального толкования или описывать несколькими присущими ему признаками. Эта одна из проблем, из-за которой возникает сложность привлечения к ответственности. Вторая сложность связана с тем, что издавна существующие в практике правоохранительных органов методы борьбы с понятными им приписками, хищениями, завышениями смет, оставшимися неизменными со времен СССР, оказываются неэффективными в ситуациях с искажением финансовой отчетности, дроблением бизнеса, выводом денег за рубеж и аналогичными технологичными и современными способами мошенничества. Советская школа позволяет выявлять существенное количество преступлений в области государственных финансов с их планированием и контролем, а вот для определения корпоративных мошенничеств с финансовой отчетностью иногда требуется обратиться к зарубежному опыту. В иностранной практике корпоративным мошенничеством признаются три вида нарушений:

  • искажение финансовой отчетности;
  • коррупция на корпоративном уровне;
  • хищение и вывод активов. Здесь могут инкриминироваться такие составы, как «мошенничество», «присвоение или растрата», «преднамеренное банкротство», «злоупотребление полномочиями».

В российской практике каждое из этих деяний будет иметь собственную уголовно-правовую квалификацию, а некоторые виды, например махинации с отчетностью, преследуются в уголовном порядке только в сфере финансовых организаций, банков. Остальные участники рынка при совершении такого типа правонарушения отделаются ответственностью в рамках ст. 15 КоАП РФ. Помимо указанных, теория называет такой вид мошенничества, как использование служебного положения в личных целях, не сопровождающееся прямым выводом активов, оно называется у практиков «неценовая коррупция».

Типичные характеристики корпоративного мошенничества

Следствие, имея уже определенный опыт выявления преступлений, имеющих признаки корпоративного мошенничества, выделяет следующие их типичные признаки:

  • объектом хищения становятся активы определенного корпоративного субъекта. Таким образом, потерпевшими являются не граждане вообще, а отдельные лица, вовлеченные в предпринимательский оборот. Это акционеры и собственники компаний, в ситуациях с коммерческими банками и финансовыми организациями – их клиенты и вкладчики;
  • лица, которые совершают преступление, имеют отношение к корпоративному субъекту с другой стороны, они его инсайдеры;
  • процесс совершения мошеннических действий практически всегда сопровождается внесением продуманных искажений в финансовую отчетность, в отчетность, составляемую для целей размещения акций на организованном рынке ценных бумаг;
  • способы совершения преступлений можно классифицировать по типам операций и уровню ответственности преступника.
Читайте также:  Ингавирин детский способы применения

Совокупность этих признаков характерна практически для каждого случая совершения корпоративного мошенничества. Его следует отличать от краж, которые практически никогда не несут в себе интеллектуальной составляющей.

Если исходить из классификации, предложенной ACFE, можно увидеть «конструктор мошенничества», совокупность обязательных элементов, из которых легко собирается любое сложное и организованное корпоративное мошенничество. Это:

  • все виды хищения и присвоения активов, примерами которых могут быть переоценка и вывод недвижимого имущества, создание фиктивной задолженности, выставление фиктивных счетов на компанию, растраты и т. д.;
  • самостоятельные коррупционные действия (взятки-откаты, взятки-благодарности, оплата за общее покровительство – все ситуации, в которых топ-менеджер бизнеса использует свое служебное положение вопреки интересам компании для влияния на финансово-хозяйственные операции с целью получения личной выгоды;
  • мошенничество с финансовой отчетностью – различные механизмы, позволяющие искажать финансовую отчетность в целях как ее улучшения, например, для указания большей выручки или большей стоимости активов, чтобы совершить обман инвестора, кредитора, покупателя бизнеса, так и ухудшения отдельных показателей и формирования убытка (налоговые преступления).

Субъекты корпоративного мошенничества

Каждое из определений корпоративного мошенничества в качестве его субъекта признает руководителя, должностное лицо или сотрудника компании. В некоторых корпоративных нормативных актах, например в «Политике противодействия коррупции и мошенничеству» ПАО «Газпром нефть», самостоятельными субъектами могут стать и юридические лица.

Можно составить следующую классификацию:

  • корпоративные субъекты – юридические лица или специализирующиеся на мошенничестве, или специально созданные в качестве орудий его совершения;
  • акционеры и собственники бизнеса, выводящие из него активы в ущерб другим собственникам;
  • руководители и топ-менеджеры, создающие схемы хищения имущества и причиняющие ущерб акционерам;
  • наемные сотрудники.

Часто различные субъекты создают устойчивые организованные группы, и их деятельность крайне сложно выявить и пресечь, так как опыта в подделке документов и сокрытии доказательств у них может быть намного больше, чем у аудиторов или следователей, которым поручено расследование дела.

Ущерб от корпоративного мошенничества

Не надо считать, что единственным видом ущерба от корпоративного мошенничества могут стать утраченные активы или денежные средства. Существуют и нематериальные потери, к которым относятся утраченная репутация, сложность с приемом на работу квалифицированных кадров и многое другое. Можно выделить следующие основные типы ущерба:

  • прямой вывод активов, их списание, вывод за рубеж;
  • снижение стоимости акций компаний в случае, если станет известно о том, что их стоимость была искусственно завышена;
  • потеря выгодных контрактов;
  • потеря средств при заключении контрактов на невыгодных условиях;
  • потеря клиентов;
  • потеря доли рынка.

Все эти последствия сопровождаются еще и упущенной выгодой. Как показывает практика, взыскание средств в порядке возмещения причиненного ущерба с корпоративных мошенников маловероятно, так как привлечь их к суду возможно в крайне редких случаях, особенно когда организатором схемы выступает сам собственник или топ-менеджер бизнеса.

Аудит и корпоративное мошенничество

В Европе и США аудиторские компании, специализирующиеся на выявлении ошибок и финансового мошенничества, создали особое направление аудиторской деятельности, так называемый fraud auditing. Это направление деятельности выработало стандарты и практики, призванные выявить типичные случаи мошенничества, а также найти и новые разработки, так как механика хищения средств постоянно совершенствуется. Ряд крупных мошенничеств, которые сотрясали зарубежные рынки в 1990–2000-х годах, потребовал серьезной перестройки корпоративного законодательства. Инициативный аудит махинаций стал краеугольным камнем, на котором держится система противодействия корпоративному мошенничеству. Он не исключает корпоративный контроль и обычный аудит, выявляющий достоверность отчетности, а является самостоятельной услугой, активно развивающейся в своем секторе рынка.

Но нельзя сказать, что даже этой отрасли удалось разработать общепризнанную методику выявления и предотвращения корпоративных мошенничеств. Используется комплекс мер, более или менее эффективных, некоторые из них уже прошли апробацию на российской почве. За координацию деятельности различных аудиторских компаний, отдельных исследователей, детективных агентств и других профессионалов отвечает Международная ассоциация сертифицированных специалистов по выявлению, расследованию и предупреждению корпоративных мошенничеств (ACFE – Association of Certified Fraud Examiners). Эта организация объединяет более 40 тысяч участников в большинстве стран мира, поставивших перед собой цель снизить роль так называемой «преступности белых воротничков». В России отделение ассоциации работает с 2007 года.

Читайте также:  Первые препятствия способ связи

Собственных российских методических разработок в области противодействия корпоративному мошенничеству практически не существует, поэтому приходится ориентироваться или на традиционные методы расследования, принятые у правоохранительных органов, или на аудиторские стандарты.

Методы противодействия корпоративному мошенничеству

Практика выработала несколько групп методов противодействия корпоративному мошенничеству. Они делятся на три группы:

  • методы предупреждения;
  • методы выявления;
  • методы расследования.

В каждой из трех групп можно выделить организационные и технические методы, а также в качестве отдельного рассмотреть оперативный метод расследования.

Организационные

Наибольшую роль в выявлении и предотвращении мошенничеств в корпорациях играют организационные способы, основанные на развитой правовой и методической базе. В качестве организационных мер предупреждения выделяются:

  • принятие нормативно-правовой документации, описывающей все типы запрещенных деяний и меры ответственности за них, ознакомление персонала с этими документами;
  • создание в компании корпоративной культуры, полностью исключающей возможность совершения мошенничества;
  • широкая практика привлечения к ответственности, как дисциплинарной, так и уголовной, всех виновных лиц;
  • внесение в контракты сотрудников норм, позволяющих упростить их увольнение;
  • создание в компании подразделений, отвечающих за контроль: службы экономической безопасности и внутреннего аудита.

Помимо этого, необходимо в качестве мер выявления регулярно проводить отдельные и полные проверки деятельности компании, ревизии, инвентаризации. Привлечение независимой аудиторской компании позволит получить доказательственную базу, на основе которой правоохранительные органы смогут возбудить уголовное дело.

Технические

Технические способы можно разделить на программные и иные. К программным средствам относятся все программные продукты, позволяющие:

  • защищать информацию финансового характера от внесения в нее искажений;
  • предотвращать утечку информации из компании;
  • выявлять ошибки, несостыковки в отчетности и базах данных, указывающие на факт совершения мошенничества.

Защиту информационного периметра можно произвести путем установки программных продуктов, имеющих характеристики DLP-систем и SIEM-систем. Кроме того, необходимо контролировать уровни доступа сотрудников, использовать такие степени защиты финансовой информации и пароли, которые помогут выявить каждый факт несанкционированного вмешательства и своевременно информировать о нем службы безопасности.

При анализе отчетности и документации некоторые моменты поможет выявить программа Project Expert, аудиторы имеют собственные методики, позволяющие сравнивать показатели разных лет и находить пиковые искажения, которые могут свидетельствовать о совершении преступления и выводе активов.

Оперативные и следственные

Среди методов предотвращения корпоративных мошенничеств оперативные играют незаслуженно небольшую роль. Связано это с тем, что в крайне редких случаях компании принимают решение на стадии выявления деяния, имеющего признаки мошенничества, приглашать специалистов из правоохранительных органов. Самостоятельное же использование оперативных способов для служб безопасности компаний может стать поводом для нарушения законодательства. Тем не менее допустимы такие меры, как:

  • оборудование помещений системами видеоконтроля и звукозаписи;
  • проведение контрольных закупок;
  • не связанное с вторжением в частную жизнь изучение образа жизни сотрудника, заподозренного в мошенничестве.

Все эти способы помогают превратить подозрение в уверенность, но в большинстве случаев, в отличие от действий органов дознания, их результаты не смогут стать допустимыми доказательствами для суда в уголовном деле. Привлечение на самом раннем этапе органов дознания и следствия позволит использовать их наработанный аналитический аппарат, программные продукты, способы контроля сообщений СМС и переговоров в социальных сетях для того, чтобы собрать необходимые доказательства. Профессионалы в процессе проведения оперативных действий смогут выявить:

  • непосредственных виновников преступления и их пособников;
  • мотивы совершения преступления, не всегда ими бывает только обогащение, иногда существенными факторами становятся внешнее давление, угроза, запугивание;
  • механизм совершения преступления, характер и размер ущерба.

Важно, что правоохранительные органы могут работать в тесной связке с внутренними субъектами, отвечающими за защиту компании от мошенников. К ним могут относиться:

  • сотрудники служб безопасности;
  • ревизоры, аудиторы;
  • представители членов Совета директоров, осуществляющие корпоративный контроль.

Спецификой российского бизнеса становится частое использование в схемах фирм-однодневок. Их выявление возможно при работе в тесном контакте с налоговыми органами. Часто выявление одной частной схемы приводит к вскрытию развернутой сети, в рамках которой происходит обналичивание, отмывание денег, подкуп государственных служащих. Комплексная работа поможет очистить российский рынок от многих рудиментов 90-х годов.

Корпоративное мошенничество – серьезная общественная проблема. Методы его выявления и предотвращения должны исключить нанесение ущерба интересам общества и граждан, а это приведет к повышению инвестиционной привлекательности страны на мировой арене, большей налоговой дисциплине, существенному пополнению бюджета и препятствованию финансирования криминалитета.

Источник

Оцените статью
Разные способы