Способы организации коллективного труда детей

Организация коллективного труда в ДОУ
материал (старшая группа) на тему

трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной коллективной трудовой деятельности. Совместный труд способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Ключевые слова: коллективный труд, сотрудничество, трудовые поручения.

Скачать:

Вложение Размер
трудовое воспитание в доу 14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей, в ходе которого они переживают радость сотрудничества, у них появляется чувство ответственности за выполняемую работу, возникает желание работать сообща.

Чтобы работа приняла целенаправленный, систематический характер, воспитатель должен наметить перспективный план, в котором предусмотрены следующие виды коллективного труда:

  1. Уборка в игровых центрах.
  2. Мытьё игрушек.
  3. Мастерская Доктора Айболита (ремонт книг).
  4. Украшение группы к праздникам.
  5. Уборка участка.
  6. Посев семян овощей на огороде.
  7. Прополка огорода и цветника.
  8. Полив растений на огороде и в цветнике.
  9. Сбор овощей, семян, цветов лекарственных растений.
  10. Подвешивание кормушек, подкормка птиц зимой.
  11. Труд в природном уголке.

К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно. В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения. На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей.

Уже в средней группе воспитатель, формируя у детей новые трудовые навыки, использует форму объединения – труд «рядом». По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе, помогать друг другу.

В организации труда в старшей группе воспитатель выделяет три последовательных этапа: распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривается к взаимоотношениям между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности. Педагог подчёркивает: «Как сегодня дружно работали дети, помогая помощнику воспитателя заправлять постели! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне уютно».

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей. Они приобретают трудовые умения и навыки, осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих, повышается интерес к труду. В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться. А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда, навыками которых дети достаточно владеют.

  1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
  2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
  3. Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. , Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.

Источник

Консультация «Коллективный труд как форма организации детской деятельности»

Ольга Туркова
Консультация «Коллективный труд как форма организации детской деятельности»

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей, в ходе которого они переживают радость сотрудничества, у них появляется чувство ответственности за выполняемую работу, возникает желание работать сообща. По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками воспитатель переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе, помогая друг другу (в ст. гр.).

В организации коллективного трудая четко выделяю 3 последовательных этапа:

I. Распределение предстоящей работы между участниками;

II. Выполнение детьми разных заданий;

III. Обсуждение результатов трудовой деятельности.

1 этап – распределение заданий между детьми идет в определенной последовательности. Я сначала разъясняю детям пользу труда, насколько он нужен и важен для коллектива (убрать участок от мусора, чтобы детям было удобно играть на ровной и чистой площадке, перечисляю объем предстоящего труда, как одно общее задание для всех детей.

Пр. : Мы будем сегодня убирать нашу комнату. Что же нужно сделать? Протереть все игрушки в шкафу и поставить их на место, в игровом уголке – помыть посуду, причесать кукол, в уголке природы полить комнатные растения, клетку промыть.

Затем я всю группу детей делю на звенья, где учитываю их индивидуальные особенности (чтобы рядом с нерешительным оказался самостоятельный, рядом с неумелым – умелый, с быстрым – медлительный).

Белков – Перов, Бусыгина – Попова и т. д.

Я постоянно напоминаю детям, что много дел можно выполнить только сообща, если все будут работать.

Состав детей в звеньях всегда постоянный, что дает возможность менять содержание труда между звеньями. Затем я распределяю работу в звеньях и даю указания о способах выполнения работы,ее последовательности:

1 звено посеет овес для попугаев. Взять коробку, насыпать земли и посеять овес.

2 звено в игровом уголке промыть шкаф, полки, вымыть посуду, …

В следующий раз я меняю содержание для звеньев, этим самым вовлекаю детей во все виды работы.

В период распределения работы формирую у детей представление о значимости труда, который они будут выполнять, рассказываю о содержании общей работы и задания для каждого отдельного звена; показываю возможные способы распределения работы внутри звена (заранее договорившись, кто какое дело будет выполнять, распределять работу справедливо, поровну, уступать друг другу, чтобы самое интересное задание выполняли по очереди, тогда никому не будет обидно) ввожу правила, регулирующие взаимоотношения между детьми (сделал свое задание, помоги другому).

Сейчас я стараюсь, чтобы дети сами справедливо самостоятельно распределяли работу между собой (обсуждая с детьми насколько справедливы они были друг к другу в процессе распределения работы, сумели ли договориться, кто был особенно внимательным к просьбам товарищей).

2 этап – выполнение детьми трудовых заданий. Я стараюсь, чтобы выполняя задания, дети рационально организовывали свою деятельность, т. е. имели все необходимое для труда, предусмотрели последовательность работы. Я задаю вопросы. Что понадобится для работы? «С чего начать? Что будешь делать потом?». Дети вырабатывают привычку продумывать работу перед ее началом по определенному плану. В процессе труда направляю усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели. Уделяю особое внимание детям торопливым, невнимательным. (Никита, Вова, Таня)Ввожу для них правила: «Прежде чем передать работу другим надо проверить ее качество. (Сделаешь плохо – подведешь товарищей)».

Я учу ребят помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Пр. : Шура очень нерешительная, поэтому Марина всегда помогает ей.

Есть и такие ребята в группе, которые выполняют работу медленно, но старательно и аккуратно (Макс, Ярик) поэтому я разъясняю, что торопить их не надо, лучше немного подождать или помочь. «Нельзя оставлять товарищей в беде», «Товарищам всегда надо прийти на помощь».

Я всегда стремлюсь представить работу каждого ребенка, как часть общего задания, подчеркиваю, что они вместе отвечают за результата труда, даю советы, как наладить работу так, чтобы никто не ждал другого.

Координирую работу в звеньях. Если какое то звено закончило работу,то стараюсь подчеркнуть взаимовыручку: «Молодцы, уже закончили свое дело, но я знаю что вы не откажитесь помочь товарищам».

Стараюсь вызвать у детей радость от участия в общем труде. «Как интересно работать, когда все стараются, помогают друг другу».

Итак, в процессе совместного труда я внимательно присматриваюсь к взаимоотношениям между детьми в звеньях, побуждаю их к проявлению товарищества, ответственности.

3 этап – обсуждение результатов детского труда – ставлю задачу на конкретных примерах показать преимущества коллективного труда.

Ставлю вопросы: Что мы с вами умеем сделать? Как изменилась комната, после уборки? Дети перечисляют выполненную работу. Я постоянно отмечаю, что работая дружно вместе можно сделать много дел. Оценивая качество работы я привожу в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело, но не забываю о том, что каждый может так же работать хорошо.

Отмечаю тех детей, которые пришли на помощь к товарищу. Побуждаю детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.

С обсуждением положительных примеров, привлекаю внимание детей к отдельным недостаткам, но указываю на недостатки мягко, доброжелательно, убеждая детей, что они сами поняли свои ошибки и больше их не будут повторять.

За 2 года дети приобрели трудовые навыки, осознали жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, повысился интерес к труду. В коллективном труде они научились работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

(Вова: Я накрою завтрак и обед, а Марина – полдник и ужин).

Организация коллективного труда. Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей. в ходе которого они переживают радость соотрудничества. У них появляется чувство.

План самообразования педагога План самообразования педагога Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Коллективная трудовая деятельность дошкольников

Наталья Ткаченко
Коллективная трудовая деятельность дошкольников

Методическая разработка: Коллективная трудовая деятельность дошкольников в детском саду.

Разработала воспитатель : Ткаченко Н. И.

1. Коллективный труд детей.

2. Организация работы.

3. Выполнение задания.

4. Обсуждение результатов трудовой деятельности.

Труд становится великим воспитателем,

Когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

побуждает первое гражданское чувство — чувство

созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Труд в детском саду является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей. Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства. Вот об организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста я хочу изложить в своей контрольной. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд. Так воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Цель: Участие детей в организованном труде коллектива сверстников; формирование положительного отношения к труду и его результатам.

— Закреплять и расширять знания детей о трудовых процессах: уход за растениями в уголке природы и на участке, мытье игрушек, дежурство.

— Формировать привычку к здоровому образу жизни.

— Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе коллективного труда.

— Формировать умение планировать свою деятельность, взаимодействовать в коллективе, распределять между собой обязанности.

Развивающие: — Развивать умение детей ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы.

— Формировать навыки самостоятельности, сотрудничества и инициативности.

— Развивать у детей наблюдательность и любознательность.

Воспитывающие: — Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

— Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь.

— Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка). Итак, основной формой организации работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, — такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, воспитатель замечает, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает. Большая часть наблюдений и работы в уголке природы ведётся утром, до завтрака, или после дневного сна. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений. Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. Поэтому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации. При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять, но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи формирования начал коллективизма, и потому его методы направлены на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе.В процессе распределения общего дела он решает несколько задач: — учитывает трудоемкость разных работ, с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания; — организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой; — продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым — умелый и т. д; — учитывает задачи воспитания,которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником. — помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания. Ведущим приемом обучения детей новому трудустановится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. В процессе руководства трудомдетей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя. В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу». Оценка носит положительный характер,но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям,он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.Например: «Вика выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Диане. Она увидела, что Диане одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей».Или: «Вадим хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Алена тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь,но делала все небрежно: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Андрей хорошо работал,но брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 5-7 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется. Воспитатель говорит о том, что ребята хорошо потрудились, работали дружно, помогали друг другу; игрушки стали чистыми, а цветы от правильного ухода порадуют всех красивой зеленью и цветами. Напоминает,что не зря в народе говорят: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Уменье и труд все перетрут, «Без труда нет добра». Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. А задача воспитателя — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить и пригодиться потом в жизни, ведь ребенок с детства приучается к труду и к работе в коллективе. Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри коллективного труда происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Дошкольники, имеющие развитые трудовые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, коллективизма, что является важной предпосылкой школьной готовности.

Трудовая деятельность дошкольников «Скучен день до вечера, коли делать нечего». В трудовой деятельности у детей формируется активность, интерес и желание выполнять поручения.

«Трудовая деятельность наших — Непосед» (фотоотчет) Мы знаем, какую важную роль в личности ребенка играет трудовое воспитание. Трудолюбие и полезность труда является главной целью. Сначала.

Коллективная творческая деятельность Коллективная творческая деятельность С поступлением в ДОУ большое значение получает образование у малыша установки на готовность к творчеству.

Трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста На 4-5 -ом году жизни у ребенка повышается активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координи-рованнее становятся движения.

Трудовая деятельность детей на прогулке. Фотоотчёт Цель : учить детей оказывать посильную помощь, развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями;.

Трудовая деятельность дошкольников Трудовая деятельность в детском саду. «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду се­рьезного.

Трудовая деятельность дошкольников в природе через исследовательскую деятельность Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Задачи:.

Трудовая деятельность в ДОУ Вашингтон Б. «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать.

Трудовая деятельность в летнее время Не секрет, что дети очень любят подражать и помогать взрослым. В летнее время предоставляется отличная возможность научить детей сажать.

Трудовая деятельность в летнее время Трудовая деятельность в летнее время Не секрет, что дети очень любят подражать и помогать взрослым. В летнее время предоставляется отличная.

Источник

Читайте также:  Способ получения водорода лавуазье
Оцените статью
Разные способы