Способы организации классного сообщества

Формирование классного коллектива

Автор: Коростелёва Ирина Николаевна

Формирование классного самоуправления

«Если каждый человек на кусочке своей земли

сделал бы всё, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!»

Классный руководитель — особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования.

Цели данной миссии — содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь.

Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

-Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители); -Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;

-Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

-Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;

-Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

-Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

-Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

В 2007 учебном году я взял классное руководство в моем 8 классе. И первым вопросами с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза малышей на первом классном часе (до начала учебного года). Для меня они были совершенно незнакомые дети. Прежде всего, я постарался определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?» Перед собой я поставил ряд задач, это, прежде всего:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно — ценностных взглядов учащихся.

4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, когда 5-ки пришли ко мне, я знал о них по рассказам учителя нач. классов и по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провел несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировал документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику).

Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Также были выявлены трудности в обучении у многих ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
В результате были поставлены следующие основные цели и задачи:

· Формирование и сплочение классного коллектива;

· Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

· Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

· Улучшение успеваемости и поведения учащихся;

· Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;

· Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбил на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Второе, что я сделал на пути по формированию классного коллектива, — это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в какой комиссии он хочет работать, затем в какой комиссии мог бы работать его одноклассник. После распределения по комиссиям выбрал представителя в актив класса, которому я передел некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства по школе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок, объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). Обязанности были строго распределены. Например, комиссия «Образование» отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий. «Спорт и здоровье» – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. «порядок и уют» – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. «культура и досуг» — за классный уголок, стенгазеты, за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя становление в течение нескольких лет, в этом учебном году, стало функционировать лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Всегда совместно оформляем классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения. В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба — это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Читайте также:  Сколько существует способов создания таблицы

Восьмиклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречался с родителями и детьми во внеурочное время, дома. В конце учебного года был проведён кл. час «Давайте поговорим о роли каждого в жизни класса».

Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей.

Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Проводятся внеклассные мероприятия с ребятами, класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях, конкурсах. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий работает на сплочение классного коллектива.

На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности– классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста, например: игра-настройка «Тактильный образ», «Групповая оценка» и другие.. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов: · Учимся сотрудничать» (3 часа); · «Нелегко жить дружно»; · «Этикет на каждый день»; · «Жить в мире с собой и другими»; · «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты; · «Моё место в классном коллективе»; · «На чём основано взаимопонимание» · «Азбука поведения или разговор о воспитанности»; · «Будь справедливым в словах»; · «Толерантность»; · «Мои жесты»; · «Трудности взаимоотношений в подростковом возрасте»; · «Как научиться быть ответственным за свои поступки»; · «Мои учебные успехи».

Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию самоуправления в классном коллективе дала свои результаты. Наш класс самый лучший, самый добрый, самый дружный, хотя мы не заняли в данном учебном году 1 место в конкурсе «Класс года!»

«Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ» (М.Цветаева).

Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его класс, — самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Читайте также:  Как солить грибы волнушки горячим способом без отмачивания

Источник

Формирование классного коллектива, способствующего становлению личности в условиях современного общества

Наталья Томилова
Формирование классного коллектива, способствующего становлению личности в условиях современного общества

Педагогическая проблема: Формирование классного коллектива, способствующего становлению личности в условиях современного общества (слайд №1).

Цель: обобщить систему работы по формированию классного коллектива за два года.

1. Изучение литературы о формировании коллектива.

2. Определение степени сформированности классного коллектива.

3. Анализ возможных путей дальнейшего формирования классного коллектива.

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведения в обществе, они знакомятся с принципами и социальными нормами общества. Получают практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности.

Актуальность формирования классного коллектива, способствующего развитию личности ребенка, в условиях современного общества выражается в решении различных проблем, так, например, массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Таким образом на мой взгляд главной целью классного руководителя является воспитание ребенка в ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе (слайд № 2).

Организация и воспитание ученического коллективабазируется на двух аспектах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

В качестве важнейшей среды в воспитании ученического коллектива выступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.В процессе организации указанных выше видов деятельности необходимо уделять внимание:

— Воспитанию ученического актива;

— Организации увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;

Формированию здорового общественного мнения;

— Созданию и развитию положительных традиций коллективной жизни.

Для коллективамладших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Создание сплочённого коллектива класса начальной школы, его развития и совершенствования является главным направлением усилий классного руководителя на протяжении всех лет работы с данным составом учащихся. (слайд 3) В целом можно выделить три стадии развития ученического коллектива (план на все 4 года).

На первой стадии мы имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы классного руководителя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований классных руководителей.

Вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он включается в работу, активно поддерживая требования учителя.

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом считается умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.

Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает с определенной меркой подойти к уровню развития и наметить правильную стратегию работы.

В первые дни работы с классом, нельзя опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей, так как ученик стремится показать себя.

Главная особенность первоклассников – острое осознание своего «Я».

На первой стадии развития ставим перед собой следующие задачи, представленные на слайде (слайд 4).

На первой стадии дети учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.

Необходимо, чтобы педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному поведению.

На первой стадии развития коллектива для того, чтобы наладить взаимодействие учеников проводились групповые игры с правилами на сплочение (слайд 5).

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения педагога с учениками. (слайд 6)

За первый год для формирования нашего классного коллектива мы успели сделать немало интересных, творческих работ и проектов, провести множество забавных и весёлых праздников. (слайд 7) Многие из этих мероприятий стали в дальнейшем традиционными.

На второй стадии огромное значение приобретает организация общей деятельности коллектива. Если педагог не находит учащимся дела по душе, они сами ищут его. Здесь ставятся следующие задачи (слайд 8):

Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив – ядро, верная опора педагога в руководстве коллективом. (Происходит проявление сильных и активных личностей, на которых можно положиться). Работа по самоуправлению началась с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира и помощника командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. На комиссии разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали.

Читайте также:  Совместные закупки способ определения поставщика

Интересной и, на мой взгляд, наиболее эффективной, формой сплочения коллектива на второй стадии развития стали коллективно-творческие дела. Как правило КТД привязаны к какому-нибудь событию или празднику. Все вместе готовим костюмы, декорации, плакаты, подарки родителям. Детям помогают не только учитель, но и родители. При подготовке сценария праздника, распределяются роли на весь класс. Вовремя работы над подготовкой мероприятия дети раскрепощаются и преодолевают барьер в общении друг с другом, хотя некоторые при родителях начинают стесняться. Конечно, большую активность в подобных мероприятиях проявляют дети тех родителей, которые посещают все наши мероприятия, и дома готовятся с детьми к праздникам. Уже третий год мы проводим праздники, на которые приглашаем родителей. Они тоже с удовольствием участвуют в конкурсах и играх. Происходит сплочение детского коллектива и коллектива родителей. (слайд 9)

В классе проводятся занятия по нравственному воспитанию и этикету. (слайд 10) Это клуб «Веселые знатоки». Проходит он в стенах Есаульского ДК. Дети учатся общаться, правильно себя вести в различных ситуациях, с помощью сценок и игр, а также интересных заданий и творческих домашних заданий. На таких занятиях учащиеся работают в парах, группах или все вместе.

Последний момент, на котором хотелось бы остановиться – это проекты. (слайд 11) Современные учебники предлагают разнообразные проектные работы по всем предметам, кроме того, дети с первого класса привыкли к разным творческим заданиям. Дети вместе с родителями подготовили ряд интересных проектов и представили их классу (учатся оформлять и представлять работу, обсуждать, задавать вопросы).Наши проекты: «Где я был и что я видел (Наши летние путешествия)», «Как помочь птицам зимой», «Моя семья», «Сочини сказку» и др.

Все наши достижения и творения можно увидеть в папках класса, а успехи каждого из ребят – в личном портфолио ученика. Для этого в каждой папке есть страницы учёта активности учащихся в жизни класса и школы, глядя на которые хорошо видно, кто какие работы выполнял, в каких мероприятиях и поездках участвовал в течение всего учебного года. Так же, это помогает учителю подвести итоги года по каждому из участников воспитательного процесса и добавить в его личное портфолио отчёт за год.

В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Чтобы оценить поведение товарища, ученик должен проделать большую работу над собой. А для этого необходимы определенные условия и время. Поэтому ежедневно проводятся «пятиминутки» в конце рабочего дня, где каждый ученик оценивает свою работу и поведение за учебный день. Тут учитывается мнение товарищей и учителя.

На третьей стадии развития коллектива уже меньше контроля со стороны классного руководителя и больше направленной деятельности коллектива. Коллектив вырос, он стремится к дальнейшему совершенствованию, и ставятся следующие задачи (слайд 12):

Очень важно своевременное оценивание успешности воспитательного процесса и уровня развития с помощью мониторинга. (Слайд 13)

Правильный выбор критериев и показателей сформированности детского коллектива – важнейшее требование, так как неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

По каждому критерию определены показатели, выбраны методы и методики педагогической диагностики. (Слайд 14)

Мониторинг начался с 1 класса. По результатам диагностической методики «Солнце, дождик, тучка» период адаптации в классе протекал тяжело, часто возникали конфликты между учащимися. На данном этапе необходимо было укрепить взаимодействие детей в классе. В конце 1 класса проводилась повторная диагностика (слайд 16, которая выявила положительную динамику в формировании классного коллектива. Уровень сформированности ученического коллектива соответствует завершению первого этапа. (слайд 17)

Во втором классе начался второй этап формирования ученического коллектива. Для определения психологического климата в классе использовали проективную методику «Дерево» (слайд 18).По итогам мониторинга были выявлены следующие показатели:

— позиция ребенка в ученическом коллективе (реальная и идеальная);

— ситуация адаптированности в классном коллективе.

В конце второго класса по результатам диагностики мы пришли к выводу, что второй этап формирования ученического коллектива не завершен. И задачей на третий год обучения стало – продолжить работу по формированию классного коллектива. (Эта задача до конца 4 класса).

Полученные данные мониторинга сформированности классного коллектива свидетельствуют о том, что на начало 2019-2020 учебного года классный коллектив имеет достаточно высокий уровень сформированности (на данный момент находится на второй стадии формирования коллектива).

87 % учащихся класса включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях, КТД. Уровень самоуправления коллектива класса средний. (слайд)

За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы.

И в заключение хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение двух учебных лет работа по формированию классного коллектива дает свои результаты.

Источник

Оцените статью
Разные способы