Способы организации исследовательской деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
учебно-методический материал по теме

Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы школьников.

Скачать:

Вложение Размер
Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рымша Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Введение
Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности.

При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся?

Цель данной работы: познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников.

1. Раскрыть роль проведения научных исследований в развитии творческой личности.

2. Вооружить учителей теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

3.Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

4. Оказать практическую помощь в работе педагогам — научным руководителям.

Определение научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Специфика научно-исследовательской деятельности

Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.

В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:

— навык самостоятельной исследовательской деятельности;

— навык работы с научно-познавательной литературой;

— инициатива и творчество;

— использование, расширение и углубление школьных знаний;

— навык совместной работы со специалистами;

— самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.

Выбор темы исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.

Ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках

Проведение собственных наблюдений и экспериментов

Основные критерии выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Тема – это визитная карточка исследования.

Требования к формулировке темы:

1. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

3. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, то есть процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

Обоснование актуальности темы

Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

1. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.

2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.

3. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема — некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).

4. Освещение актуальности не должно быть многословным — одна страница.

Гипотеза (древнегреческое) — это «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».

Цель и задачи исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Источник

Приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроке
статья на тему

Учебная деятельность сложна для ребенка, но и увлекательна одновременно – наша задача – поддержать, направить и развить стремление детей к знаниям.

В статье рассматриваются приемы организации исследовательской деятельности детей на уроках.

Скачать:

Вложение Размер
priyomy_organizatsii_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Наталия Евгеньевна Кузьминская,

учитель начальных классов

МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа», п. Уемский

Приморского района Архангельской области

Приёмы организации исследовательской деятельности учащихся на уроке: миф или реальность?

Действительность, нас окружающая, педагогический опыт подсказывают нам, современный человек должен обладать способностью учиться всю свою жизнь, следовательно, школа должна вооружить ребенка умениями самостоятельно приобретать знания, структурировать их, обучаться приемам самообразования. Достичь этого мы сможем, организуя деятельность ребенка, как на уроке, так и вне урока. Каждый из нас знает, что дошкольники обладают высокой познавательной активностью, имеют, как правило, уже сформировавшуюся мотивацию к учебной работе. Задача школы – организовать процесс обучения таким образом, чтобы этот огонек интереса в них не угас. Учебная деятельность сложна для ребенка, но и увлекательна одновременно – наша задача – поддержать, направить и развить стремление детей к знаниям.

Согласно стандартам второго поколения выпускник школы должен обладать практико–ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль здесь играют творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательский подход в обучении младших школьников — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.

Возможно ли применение приёмов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе?

Как правило, учебно-исследовательская деятельность проходит в ряд этапов:

1) выделение или осознание проблемы исследования;

2) сбор данных и их организация;

3) выдвижение гипотезы;

4) проверка и обоснование гипотезы;

5) формулирование выводов (результатов) [ 1 ] .

На каждом из этих этапов применяются различные методы, ситуации, упражнения и задания, направленные на формирование у ребёнка умения самостоятельно добывать знания.

Работая по программе «Начальная школа XXI века», я пришла к выводу, что каждый из этих этапов может найти применение при изучении любой учебной дисциплины.

Все мы знаем, что мыследеятельность начинается с вопроса. Наша задача – создать на уроке такие ситуации, когда у детей возникнут вопросы: Как? Почему? Это проблемная ситуация. Для разрешения проблемной ситуации необходимы исследовательские методы работы. Они необходимы уже на самом первом этапе – этапе создания проблемности. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого на уроках мы выполняем следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
  • опишите один день вашей используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.) [ 2,3 ] .

Организация поиска решения проблемы – увлекательнейший процесс. Мозг ребенка активно генерирует идеи, выстраиваются гипотезы, которые требуют подтверждения. На этом этапе можно достичь, как правило, высочайшего градуса познавательной активности. Дети высказывают свои предположения – гипотезы, а мы направляем их мысль в нужное русло, никого не перебивая, не давая оценки правильности суждений. Выдвижение и построение гипотез — основа исследовательского, творческого мышления.

Этап поиска решения проблемы чрезвычайно важен и для формирования коммуникативных умений и навыков: слушать и слышать друг друга. Дискуссию можно организовать по-разному. Это может быть и фронтальная работа, а может быть и работа в группах – все зависит от целей и задач, которые мы решаем в процессе урока и конкретно на данном его этапе. Умение сотрудничать в группе – важнейший навык, который необходим современному человеку в его трудовой деятельности, но формируем и развиваем его мы, моделируя различные учебные ситуации [ 1, 4 ] .

Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Можно использовать игру «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Как доказать правильность или ложность выдвинутых предложений? Только практикой! Поэтому необходимо выстраивать доказательную базу выдвинутых суждений-гипотез. Доказательства строятся на веских аргументах, либо мы идем от противного. Все эти действия направлены, главным образом на развитие мыслительных операций и, в конечном счете, формируют метакомпоненты мышления, которые, как образования более высокого порядка, выступают в качестве регуляции и управления самой мыслительной деятельностью. Поэтому на уроках применяю различные задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций: анализ, обобщение, классификация, сравнение и др.

Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Именно творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от учеников обобщения известных им фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод

Большую роль играет сопоставление (в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений). Использование данного приема изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известными дает возможность построить самостоятельное мини-исследование изучаемого факта, явления, понятия.

Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Эти и другие приёмы работы позволяют мне сформировать необходимые умения для выполнения исследовательской деятельности на уроках.

Но только развитием мыслительных операций мы не решим проблем обучения. Они шире. Мы живем в огромном информационном пространстве, поэтому работе с информационными потоками мы уделяем огромное внимание. Восприятие информации, ее отбор и структурирование, воспроизведение, а так же технология пользования информацией важнейшие составляющие технологии исследовательской работы. Для поиска необходимых аргументов в поддержку своей доказательной базы можно организовать работу с дополнительными источниками информации: справочниками, словарями, энциклопедиями, и Интернетом. Конечно, на начальных этапах я показываю алгоритм работы с дополнительными источниками. Кроме того, здесь можно широко использовать межпредметные связи – знание процесса алгоритмизации – умения строить алгоритмы дети применяют на уроках русского языка, литературы, окружающего мира.

Формулирование закономерности, которую дети выводят в результате решения проблемной задачи, это основание для построения правила, которое, по сути, является свернутой формой алгоритма, позволяющего его применять на практике. Следующим этапом работы и будет развертывание этого алгоритма и проверка границ его применения, так как в любом правиле есть исключения. Это индуктивный способ организации мини исследования на уроке, когда от наблюдения частных явлений выстраивается цепочка, приводящая к обобщающему умозаключению. Но также используется и дедуктивный способ – от общего к частному [ 1 ] .

Суть выше изложенного заключается в том, что практически на каждом уроке можно организовать мини-исследование или использовать различные приёмы исследовательской работы, которые в конечном результате будут содействовать решению наших педагогических задач.

Реализации перечисленных приемов исследовательского подхода в обучении способствуют различные педагогические ситуации. В процессе обучения с применением исследовательского подхода использую такие ситуации, в которых школьник защищает свое мнение, приводит в его защиту аргументы, доказательства, использую ситуации, которые вызывают у учеников желание задавать вопросы, выяснять неясное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть и рецензирование ответов товарищей и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного [ 5 ] .

Часто создаю в обучении ситуации, когда от детей требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий максимума, что требует от школьника чтения дополнительной литературы, научных источников и проведения мини-исследования.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении применяю разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную, работу в парах.

Таким образом, практически на каждом уроке мы можем использовать различные приемы организации исследовательской деятельности учащихся. Применение методов исследовательской деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования, что создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Ярославль: Академия развития 2004.
  3. Савенков А.И. Я исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-еизд., исправл. – Самара: Издательство «Учебная литература»,2005.
  4. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / «Начальная школа», 2006, №2.
  5. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности. Начальная школа, 2007, №2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе «окружающий мир» А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и.

Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности» с презентацией

Бикбаева Людмила Фарсановна.

Конструирование урока с использованием технологии организации исследовательской деятельности учащихся

Урок направлен на формирование УУД младших школьников.

«Современный урок: поиски, проблемы, решения. Приемы организации рефлексивной деятельности учащихся»

Материал на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе. Примеры упражнений направленных на развитие рефлексии.

Мастер-класс: «Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения»

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может.

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов.

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено.

Источник

Читайте также:  Способ деятельности ученого с помощью которого он намеревается достичь результата это
Оцените статью
Разные способы