Способы организации информационной базы аис
62. Информационная база автоматизированной информационной системы
Понятие информационной базы и способы ее организации
Информационная база— совокупность упорядоченной информации, которая используется для функционирования системы и делится на внешнюю и внутреннюю машинную базу.
Внешняя машинная информационная база- часть информационной базы, которая представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов, которые предназначены для непосредственного восприятия человека.
Внутренняя машинная информационная база- часть информационной базы, которая есть совокупностью информации, которая используется в информационной системе на машинных носителях данных.
Этапы внешней машинной информационной базы: разделенный фонд данных, централизованный фонд данных, организация БД.
Требования при создании внутри машинной информационной базы: полнота представления данных, минимальный состав данных, минимизация времени обработки данных, независимость структуры массивов от внутренних средств ее организации, динамичность структуры информационной базы.
Основные подходы к построению внутри машинной ИБ: 1) проектирование массива как отображение содержания, 2) проектирование массивов для отдельных процессов управления, 3) п. м. для комплексов процессов управления, 4) проектирование БД, 5) проектирование нескольких БД.
Виды массивов: входные (первичные), основные (базовые), рабочие (промежуточные), выходные (результатные).
Массив данных – конструкция данных, компоненты которой идентичны по своим характеристикам.
Банк данных — автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В состав банка данных входят одна или несколько баз данных, справочник баз данных, СУБД, а также библиотеки запросов и прикладных программ.
Файл – идентифицированная совокупность экземпляров полностью описанного в конкретной програме.
В рамках информационного обеспечения различают внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение. Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств – наряды, акты, накладные и т.п.
Внутримашинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокупность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (нарядов, накладных и т.п.), или как база данных (БД). В последнем случае файлы будут зависимыми и структура одних файлов будет зависеть от структуры других, а структуры файлов базы данных не будут соответствовать структуре управленческих документов.
Под базой данных понимается специальным образом организованное хранение информационных ресурсов (совокупность файлов) в виде интегрированной системы, обеспечивающей удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.
Внемашинное информационное обеспечение включает: систему классификации и кодирования информации; системы управленческой документации; систему организации, хранения, внесения изменений в документацию.
Внемашинная информационная база представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов в форме, воспринимаемой человеком непосредственно без применения средств вычислительной техники.
Во внемашинной сфере в процессе управления обмен информацией реализуется в виде движения документов между управляемой и управляющей системами: от органа управления к объекту следуют документы, содержащие плановую информацию (приказы, распоряжения, плановые задания, планы-графики и т.п.); по линии обратной связи -от объекта к органу управления -следуют документы, содержащие учетно-отчетную информацию (информация о текущем или прошлом состоянии объекта управления). Внемашинное информационное обеспечение позволяет провести идентификацию объекта управления, формализовать информацию, представить данные в виде документов
Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база. Информационная база (ИБ) — это определенным способом организованная совокупность данных, хранимых в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.
Существуют следующие способы организации ИБ: совокупность локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ, и интегрированная база данных, основывающаяся на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных, т.е. системы управления базами данных (СУБД).
Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных. Однако недостатки организации локальных файлов, связанные с большим дублированием данных в информационной системе и, как следствие, несогласованностью данных в разных приложениях, а также негибкостью доступа к информации, перекрывают указанные преимущества. Поэтому организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, требующих очень высокую скорость реакции, при импорте необходимых данных.
Интегрированная ИБ, т.е. база данных (БД), — это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для множества приложений.
Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает совместимость этих данных, уменьшение синтаксической и семантической избыточности, соответствие данных реальному состоянию объекта, разделение хранения данных между пользователями и возможность подключения новых пользователей. Но централизация управления и интеграция данных приводят к проблемам другого характера: необходимости усиления контроля вводимых данных, необходимости обеспечения соглашения между пользователями по поводу состава и структуры данных, разграничения доступа и секретности данных.
Основными способами организации БД являются создание централизованных и распределенных БД. Основным критерием выбора способа организации ИБ является достижение минимальных трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры ИБ, программного обеспечения системы ведения файлов, а также на перепроектирование ИБ при возникновении новых задач.
К организации БД предъявляются следующие основные требования:
• логическая и физическая независимость данных (программ от изменений структуры БД);
• контролируемая избыточность данных;
• стандартизация данных за счет использования классификаторов;
• наличие словаря данных;
• специализация интерфейса для администратора БД и пользователя системы;
• контроль целостности данных;
• защита данных от несанкционированного доступа;
• наличие вспомогательных программных средств (утилит) проектирования и эксплуатации БД.
Принципами построения централизованной БД являются:
• обеспечение логической организации данных с помощью построения глобальной модели данных;
• представление информационных потребностей для каждой задачи в виде подмоделей данных;
• выделение специального языка описания данных для получения схем и подсхем;
• описание процедур обработки данных с использованием языка манипулирования данными;
• разделение доступа к полям данных;
• защита данных через пароль;
• обеспечение доступности данных одновременно для нескольких пользователей.
Для распределенных БД существуют свои требования:
• учет территориального расположения подразделений ЭИС;
• обеспечение независимости данных от их территориального расположения;
• оптимальное размещение БД между абонентами и серверами;
• сокращение стоимости информационного обслуживания абонентов;
• обеспечение решения сложных межведомственных задач;
• надежность хранения обработки данных; использование СУБД, которые имеют язык описания данных, манипулирования данными и язык запросов, ориентированные на работу в сети;
• возможность параллельного обращения к данным из различных узлов обработки данных.
Источник
Организация информационной базы многопользовательских АИС-БУ
— функционирование АИС бухгалтерского учёта в многопользовательском режиме предполагает наличие механизмов разделения данных между рабочими местами сотрудников бухгалтерии и определенные технологии интеграции информации различных участков учета для осуществления сводного учета и составления отчетности;
— возможности разделения данных и функции их обработки зависят от программно-технической среды АИС-БУ. Если система эксплуатируется на не связанных друг с другом компьютерах, то база данных является полностью распределённой между отдельными рабочими местами и интеграция данных возможна путём их переноса или путём выполнения специальных процедур слияния/объединения;
— при функционировании программ в сетевой среде возможна поддержка интегрированной информационной базы. В этом случае процедуры объединения и слияния данных не требуются. В результате повышается оперативность обработки данных, однако существенными становятся проблемы разделения полномочий сотрудников (права доступа и возможность выполнения различных функций и процедур);
— некоторые пакеты прикладных программ (ППП) осуществляют лишь частичное объединение используемых данных, поэтому должны дополнительно выполняться процедуры слияния и объединения данных;
— выделяют три основные модели организации информационной базы в многопользовательских системах:
1) модель распределенных данных;
2) модель централизованных справочников;
3) модель полностью централизованных данных.
1. Модель распределённых данных.
Суть модели: учётная информация распределена между компьютерами отдельных рабочих мест бухгалтерии. Объединению подлежат формируемые массивы проводок и часть условно-постоянной информации (справочники контрагентов, договоров, товарно-материальных ценностей и других объектов аналитического учёта).
— технология объединения предполагает наличие определённых правил выгрузки фрагментов баз данных в отдельные промежуточные массивы, которые затем переносятся в базу данных компьютера, выполняющего сводный учёт;
— объединению, как правило, подлежат не данные первичных документов, а бухгалтерские проводки, сформированные на их основе. При этом переносят не все проводки, а только итоговые записи с одинаковой корреспонденцией счетов и минимальным набором аналитики;
— основная проблема при объединении данных это исключение дублирования информации смежных участков учёта, так как одни и те же операции нередко вводятся с нескольких рабочих мест (два участка: учёт кассовых операций и учёт операций по расчётному счёту, например, снятие денег с расчетного счета в кассу на различные цели и, напротив, внесение денег из кассы на расчётный счёт).
2. Модель централизованных справочников.
Является простейшей схемой интеграции данных в среде локальной вычислительной сети и занимает промежуточное положение между использованием интегрированной БД и функционированием системы на основе модели полностью распределённых данных. Данная модель позволяет решить проблему рассогласования кодирования одних и тех же объектов аналитического учета на разных рабочих местах.
— общими для всей системы обработки учётных данных являются только наиболее важные массивы нормативно-справочной информации;
— оперативные данные вводятся и обрабатываются в локальных подсистемах;
— только при необходимости оперативные данные передаются на смежные участки для обработки;
— главным достоинством модели является уменьшение вероятности возникновения ошибок, связанных с повторным рассогласованным определением одних и тех же аналитических объектов на разных рабочих местах;
— достоинством является возможность рассредоточить аналитический учёт и передавать между рабочими местами только самые необходимые итоговые данные, не записывая в общую БД всю детализированную учётную информацию. Это существенно снижает требования к производительности сетевого оборудования по сравнению с использованием полностью интегрированной БД;
— недостатком модели является необходимость выполнения дополнительной технологической операции межкомпьютерного обмена.
3. Модель полностью централизованных данных.
— предполагает наличие единого информационного поля, обеспечивающего доступ к данным со всех рабочих мест АИС-БУ;
— вся вводимая информация фиксируется в интегрированной базе, которая доступна в реальном режиме времени. В результате любой введённый первичный документ или запись бухгалтерской проводки могут оперативно использоваться бухгалтерами, ведущими смежные участки учёта. Для разграничения прав доступа пользователей к учётной информации устанавливается необходимая иерархия (системный администратор, главбух, оператор). Подобная иерархия определяет следующие права:
1) на формирование определённых видов бухгалтерских проводок;
2) выполнение процедур преобразования данных;
3) доступ к функциям просмотра и корректировки данных;
— помимо формального разделения прав доступа пользователей АИС-БУ важным является соблюдение принципа ответственности. Необходимо чётко определить по каждому участку:
1) перечень хозяйственных операций для ввода;
2) последовательность заполнения первичных документов;
3) формирование итоговых проводок;
4) формирование проводок по закрытию отчётного периода;
5) формирование внутренней или внешней отчётности.
Выбор той или иной модели зависит от цели разработчика или пользователя АИС-БУ.
На вопрос о выборе организации информационной базы многопользовательской АИС-БУ не может быть прямого однозначного ответа. Конечно, хорошо, когда в системе поддерживается интегрированная база данных. Но могут быть ситуации, когда использование единого информационного поля либо технически невозможно, либо экономически нецелесообразно. Это означает, что система в качестве альтернативы всегда должна поддерживать проблемно-ориентированные механизмы экспорта и импорта, исключающие проблемы, возникающие при объединении данных различных участков учета.
С другой стороны, даже в условиях единой вычислительной сети ведение полностью интегрированной базы данных не всегда целесообразно с позиций общей производительности системы. Тогда разумной альтернативой является модель централизованных справочников. Здесь исключается проблема рассогласованного кодирования данных, но существенно снижается нагрузка на сеть, поскольку детальная информация обрабатывается на локальных рабочих местах, а «наверх» передаются только самые необходимые на смежных участках данные.
Представляется целесообразной одновременная поддержка в тиражном программном продукте всех трех моделей. Это дает возможность выбрать ту технологию многопользовательской работы, которая является наиболее рациональной в каждом конкретном случае.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник