Способы организации информации списки

Урок 3. Структурирование информации

При запоминании большого количества информации нам необходимо ее структурировать. Структурирование информации заключается, во-первых, в делении информации на группы и подгруппы по определенному критерию. Во-вторых, в умении строить логические связи между выделенными группами информации, чтобы структура надежно хранилась в нашей памяти. Структурирование – это создание прочного каркаса, на основе которого будет строиться запоминание всей необходимой информации.

В этом уроке вы узнаете принципы, критерии и методы структурирования информации для ее наилучшего запоминания.

Оглавление:

Что такое структурирование?

Структурирование материала — это процесс организации информации для ее запоминания, в результате которого элементы изучаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Структурирование можно использовать для запоминания любой информации: больших или малых объемов, текста и цифр, учебного или развлекательного материала. Причем организация материала может происходить как до, так и после процесса получения (или накопления) знаний.

К примеру, возьмем номер телефона, написанный сплошным текстом 89115439080. Чтобы ее запомнить в таком виде нужно будет сильно постараться. Но если номер переписать в другом виде, например, в таком: 8 (911) 543-90-80, то запомнить его не составит большого труда. Поэтому, начиная от простого номера телефона и заканчивая большими учебниками, любая запоминаемая информация нуждается в структурировании.

Принципы структурирования

Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:

Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.

Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.).

Также к этим принципам можно добавить еще несколько полезных правил, связанных с построением структурированной информации.

Правило Миллера (7 ± 2)

Эта закономерность «семь плюс-минус два» была обнаружена американским учёным-психологом Джорджем Миллером в результате ряда экспериментов. Она показывает, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем: девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита или пять односложных слов. Что примерно составляет группу в количестве семи плюс-минус двух элементов.

Это правило уже использовалось в уроке по тренировке внимания, но оно также справедливо и для создания информационной структуры, которая должна храниться в нашей оперативной памяти. Поэтому не рекомендуется создавать количество групп или подгрупп, превышающее 7 элементов.

Эффект края

Эффект края (или краевой эффект) заключается в том, что мы обычно лучше запоминаем информацию в начале и в конце структурного ряда. Этот принцип известен в нашей стране благодаря фильму «17 мгновений весны», где главный герой-разведчик использовал его для того, чтобы переключить внимание собеседника. Однако открыт этот принцип был достаточно давно, а его исследованием занимался немецкий ученый Герман Эббингауз еще в XIX веке. Этот ученый также открыл «кривую забывания», информацию о которой вы найдете в следующем уроке.

Читайте также:  Глагол приставочно суффиксальный способ примеры

Эффект Ресторфф

Эффект Ресторфф — называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Иными словами, запоминается то, что сильно выделяется. Этим эффектом часто пользуются рекламщики для того, чтобы завоевать в вашем сознании хорошую позицию для своего товара. В нашем курсе знание этого эффекта необходимо для того, чтобы при структурировании информации выделялись группы непохожие одна на другую. В случае, когда каждый элемент структуры запоминаемого материала будет ярким и неоднозначным, наша память сможет лучше усвоить весь материал.

Методы структурирования

В процессе изучения человеческой памяти исследователи вывели несколько способов и методик структурирования информации, помогающих сделать процесс запоминания удобнее. Среди таких наиболее известных способов можно выделить методы Цицерона («римская комната») и Тони Бьюзена («карты памяти»).

Метод римской комнаты

Цепочка Цицерона или, как ее еще называют, метод римской комнаты — это достаточно простой и в то же время весьма эффективный метод создания структуры запоминаемого материала. Суть его состоит в том, что запоминаемые объекты надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. После этого достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Помимо комнаты можно использовать знакомую улицу, рабочий стол или другие объекты, структура которых вам хорошо известна.

Метод ментальных карт (карт памяти) Бьюзена

Метод ментальных карт, или как его еще называют майндмэппинг (а также диаграмма связей, интеллект карта, карта мыслей или ассоциативная карта) – это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы. Такие ментальные карты часто рекомендуют рисовать психологи или ведущие тренингов для правильной постановки целей или ведения проектов, но в нашем случае ментальные карты полезны именно для структурирования запоминаемой информации.

Для того чтобы построить ментальную карту, необходимо выполнить ряд следующих действий:

  • Возьмите материал, который нужно выучить (учебник, статью, таблицу и т.п.), а также белый лист бумаги, ручку и цветные карандаши.
  • Изобразите в центре листа любой символ или нарисуйте какую-то картинку, на которой наглядно будет представлено название или содержание всего материала (например, название учебника).
  • От этого центрального объекта к краям листа нужно рисовать цепочку связей, которая должна отражать структуру изучаемой информации.

В результате вместо просмотра списков слов или предложений сверху вниз и слева направо (как это бывает в обычных конспектах), вы видите главную идею в центре листа, а затем двигаетесь по ветвям к краям листа в таком порядке, который вам нужен.

Итак, третье правило запоминания:

Создавайте удобную и логичную структуру запоминаемой информации.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Читайте также:  Самый хороший способ приворожить парня

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

«УРОК ИНФОРМАТИКИ В 3 КЛАССЕ (ПО ПРОГРАММЕ БЕНЕНСОН Е. П.) ТЕМА: СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ: СПИСКИ, ТАБЛИЦЫ. Тема: Способы организации информации: списки, . »

УРОК ИНФОРМАТИКИ В 3 КЛАССЕ

(ПО ПРОГРАММЕ БЕНЕНСОН Е. П.)

ТЕМА: СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ: СПИСКИ, ТАБЛИЦЫ.

Тема: Способы организации информации: списки, таблицы.

Цель урока: приобретения опыта преобразования информации из одной формы в другую

Задачи:

формировать навыки работы со списками

формировать навыки работы с информацией

обратить внимание какую информацию удобно искать в тексте, в списке, в таблице.

Формировать навыки работы с компьютером: перетаскивание экранных объектов с помощью мыши методом Drag-and-Drop, ввод информации с помощью радиокнопок, использование экранных инструментов.

Воспитывать культуру учебного труда

Воспитание любознательности, интереса к окружающему миру

Оборудование: Программа Notebook.Ink, блокнот, карточки с текстом, учебники Бененсон Е. Г. Информатика 3 класс

У.: Ребята, я желаю вам сегодня на уроке успехов. Хочется, чтобы каждый из вас, подобно тому, как цветы распускаются каждое утро, радуют и удивляют нас своей красотой, так и вы сегодня раскрыли все свои возможности и показали свои знания.

Сообщение темы и цели урока

У.: Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить. Тема нашего урока «Способы организации информации: списки, таблицы».

Сегодня на уроке мы будем осваивать приемы и способы работы с информацией, научимся фиксировать собранную информацию в виде таблицы, продолжим формирование необходимых навыков работы за компьютером. Но сначала давайте ответим на вопросы.

3. Актуализация знаний

Учащиеся отвечают на вопросы.

Вопросы:

Предметы и явления, которые ты изучаешь или наблюдаешь вокруг себя. (Объект)

Общее в объектах и различия между ними …(Свойство)

Набор объектов с одинаковыми свойствами (Класс)

Если приходится иметь дело с большим числом объектов или их свойств, удобно использовать…(список)

Название объекта, записанного в список. (Элемент)

Каждый элемент списка имеет ….(Номер)

Элементы списка могут располагаться в порядке возрастания или в порядке убывания какого-нибудь свойства предмета. Такой список называется … (Упорядоченным)

Таблица состоит из строк и … (Столбцов)

Пересечение столбца и строки называется … (Ячейкой)

Это список ….(Многоуровневый)

4. Работа над новым материалом

У.: Сегодня на уроке информатики вам будет представлена информация о цветочных часах. И вам предстоит, используя данную информацию, создать таблицу цветочных часов.

Рассказ учителя «Цветочные часы»

-Умейте понимать цветочные часы,

Часы лугов, степей и огородов.

Цветочные часы вас могут известить

О времени на всех земных широтах.

(С. Красиков Цветочные часы)

У.: Вам известно, что время можно определять не только по будильнику и настенным часам. Если вы вышли на прогулку и хотите узнать, который час, вам могут помочь цветы.

Дело в том, что разные цветы открываются и закрываются в определенное время суток. Конечно, с точностью до минуты время они не подскажут, но приблизительно определить, который час, все же возможно.

Эту способность растений люди заметили очень давно. Так, в Древней Греции и Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. По таким «биологическим часам» можно определить время в ясный солнечный день.

Читайте также:  Способ мытья душевой кабины

У.: Из каких источников можно узнать дополнительную информацию о «цветочных часах»?

Д.: Из книг, из журналов, из Интернета.

(Если учащиеся не называют Интернет, то учитель помогает им.)

Учитель предлагает одному из учащихся поработать в сети Интернет и найти ответ на вопрос: Кто их ученых впервые составил цветочные часы? В каком городе были «пущены в ход» его цветочные часы?

Остальным учащимся учитель предлагает произведение В. Ветлиной «Цветочные часы» из книги “Рассказы о природе” на стр. 69.

(у учащихся текст может быть на карточках)

Цветочные часыВремя можно определять не только по будильнику или настенным часам. Если ты вышел на прогулку и хочешь узнать, который час, то тебе могут помочь цветы. Дело в том, что разные цветы открываются и закрываются в определенное время суток. Конечно, с точностью до минуты время они не подскажут, но приблизительно определить, который час, все же возможно. В 5 часов открывается шиповник, козлобородник и мак. В 6 часов расцветает одуванчик. В 8 часов раскрывает свой венчик вьюнок. В 9 часов просыпается полевая гвоздика. В 10 часов закрывается цикорий. Козлобородник закрывает свои цветки в 11.00 часов. В 13 часов засыпают полевая гвоздика и одуванчик. В 14 часов закрываются маки. В 17 часов закрываются вьюнки, а в 19 часов — шиповник.

У.: Как организованна информация о цветочных часах?

Д.: В форме рассказа.

У.: Для того, чтобы составить модель цветочных часов, вся ли информация, представленная в рассказе, нам необходима?

У.: Какая именно информация вас будет интересовать в тексте?

Д.: Названия цветов и время распускания.

У.: Для того, чтобы нам было легче использовать нужную информацию для создания модели цветочных часов как нам ее лучше представить?

Д.: В виде списка.

У.: Каким должен быть список?

У.: Какое свойство нужно использовать как основу упорядочивания?

Д.: Время открытия цветов по возрастанию.

Индивидуальная работа: каждый ученик составляет список по времени открытия и закрытия цветов.

Учащиеся зачитывают свои варианты ответов.

У нас получилось 2 списка. Тогда, когда информация о свойствах объекта одного класса увеличивается, удобно ли нам использовать список или есть более удобный способ организации такой информации.

Объедините два списка в таблицу

У.: Используя текст, представленный на листочках, детям надо в тетрадях начертить и заполнить предложенную таблицу.

№ Названия цветка Время распускания Время закрытия

Вывод: От чего зависит выбор способа организации информации. Вывод: Какой формой организации информации мы с вами пользовались?

В каком случае из списка удобнее выбирать информацию?

5. Практическая работа за компьютерами.

У.: Можем ли мы теперь перейти к практической работе и составить свои цветочные часы?

У.: В этом вам поможет компьютерная программа «Посади цветы на клумбу-часы.

Учитель открывает программу на экране.

Учитель обращает внимание на многоуровневый список.

У.: Чем отличается список, который вы составили у себя в тетради, от того, который вы видите на экране?

Д.: Этот список многоуровневый.

У.: Назовите элементы первого уровня. Назовите элементы второго уровня.

Учитель объясняет режим работы программы и обращает внимание на те навыки работы на компьютере, которые понадобятся учащимся:

— перемещение, закрытие, свертывание окон

Учащиеся повторяют правила поведения за компьютером и пересаживаются к машинам.

Источник

Оцените статью
Разные способы