Способы организации экономических взаимодействий

I. 1. Типы организации взаимодействий экономических агентов

Глава I. Структура отраслевых рынков

Блага и услуги создаются и поступают в потребление в рамках сложной, многослойной структуры, называемой экономикой. В качестве первичного элемента выступают предприниматели (фирмы). Они концентрируются в отрасли – своеобразные горизонтальные слои экономики. Предприниматели разных отраслей связаны посредством рынков. Рынки различаются по степени развития конкуренции продавцов и покупателей, типам координации взаимодействия продавцов и покупателей, степени дифференцированности товаров, полнотой и доступностью информации.

Функционирование рынков вследствие возникновения монопольных эффектов, недостатка и асимметрии информации, оппортунистического поведения контрагентов не совершается гладко. Наличие этих проблем приводит к ограничению объема рыночных взаимодействий по сравнению с эффективной их величиной. В крайних случаях рынки могут закрываться полностью. Неэффективность взаимодействий выражается также в том, что не стимулируется достижение оптимального с точки зрения экономики в целом уровня инвестиций. Следовательно, устойчиво поддерживается низкая результативность использования ресурсов. Указанные процессы способны нанести значительный ущерб экономическому развитию.

Последствия неэффективного объема рыночных взаимодействий отрицательно сказываются на положении отдельных предпринимателей, так как сопровождаются недополучением прибыли и ослаблением их конкурентных позиций. В еще большей степени неэффективный объем торговли наносит вред экономике в целом. Сокращается экономическая активность, ресурсы используются далеко не полностью. Такая ситуация, например, сложилась в настоящее время в России. Это, безусловно, препятствует переходу российской экономики к устойчивому росту.

I. 1. Типы организации взаимодействий экономических агентов

Сырой материал, прежде чем попасть к конечному потребителю в виде блага, где совершается его окончательное исчезновение в ходе процесса потребления, подвергается воздействию со стороны многих независимых товаропроизводителей. Каждый из них вносит свой вклад в процесс формирования блага и продвижения его к конечному потребителю. В результате в экономике наряду с конечными потребителями формируется разветвленная сеть предпринимательских структур (фирм), одновременно выступающих в роли продавцов и покупателей.

Взаимосвязи экономических агентов обслуживаются тремя основными типами координации: чисто рыночной, индустриальной и внут-

рифирменной или командно-административной.

Чисто рыночная координация, преимущественно обслуживает продвижение однородного, стандартизованного товара к большому количеству покупателей. Здесь главным регулятором выступает цена товара, которая часто складывается независимо от продавца или покупателя. Такие взаимосвязи характеризуется мимолетностью и нерегулярностью взаимодействий конкретного продавца и покупателя.

Поэтому, в случае присутствия нескольких или многих продавцов (или покупателей), покупателям (продавцам) практически безразлично с кем конкретно вступать во взаимодействие и они без значительных затрат могут менять контрагента. При таком характере взаимодействий оппортунистическое поведение продавца или покупателя может быть предотвращено посредством заключения контракта, а вероятность большого ущерба от такого поведения не достигает значительной величины.

Индустриальная координация обслуживает рыночные контакты. В основном она характерна для продвижения дифференцированных товаров, к которому покупатели, главным образом предприниматели, предъявляют вполне определенные требования по нескольким важным для них параметрам. Такие взаимодействия не могут регулироваться с использованием только ценового механизма координация. Качество и соответствие товара применяемой технологии, его конструкция, оформление, сроки и регулярность поставок и некоторые другие параметры становятся особо важными в случаях длительных контактов. Требуется периодическое согласование многих параметров, разработка механизма контроля и гарантии от оппортунистического поведения партнера.

Читайте также:  Способ быстро выучить правила

Внутрифирменная, командно-административная координация в рамках рыночной системы хозяйства обслуживает длительные контакты владельцев производственных ресурсов (не надо путать с командно-административной системой хозяйства, которая была характерна для бывших социалистических государств и заменяла рынок). Она заключается в частичной уступке владельцами ресурсов прав по их использованию одному из экономических агентов в обмен на гарантии стабильного дохода. Таким образом, владельцы ресурсов теряют свою самостоятельность и выполняют команды и распоряжения этого экономического агента. В экономической теории его называют центральным агентом.

Центральный агент несет большую часть риска и ответственности за организацию эффективного использования ресурсов. Регулирование таких взаимодействий предусматривает разграничение и согласование прав и обязанностей владельцев ресурсов и центрального агента. Такие

взаимодействия могут быть прекращены, если одна из сторон не выполняет своих обязанностей, или в случае появления у владельца ресурса более предпочтительный варианта его использования.

Причиной использования той или иной формы координации являются преимущества, которые они имеют в размере затрат по осуществлению взаимодействий экономических агентов – величине т.н. трансакционных издержек. Трансакционные издержки включают затраты по сбору и обработке информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения прав и обязанностей контрагентов.

Рассмотренные типы координации обслуживаются специфическими типами контрактов. Используются три основных формы контракта – классический, неоклассический и отношенческий. Каждому типу контракта соответствует особый организационный механизм для оценки поведения участников, разрешения споров, адаптации к изменениям и т.д.

Классическая форма контракта используется при чисто рыночной координации. Неоклассический контракт допускает организацию трехсторонней структуры. Помимо непосредственных участников предусмотрено наличие независимого арбитра, который выносит решения по спорным вопросам. Этот контракт более соответствует индустриальной форме координации. Отношенческий контракт соответствует внутрифирменному уровню. Он допускает передачу прав по распоряжению ресурсами, формирование иерархических структур, организующих использование ресурсов.

Источник

Виды экономических отношений — формы, концепция и классификация

Содержание:

Финансы — это историческая категория, которая возникает на всех этапах развития общества, начиная с классового расслоения общества.

Стандартные предваряющие вопросы финансово-экономических отношений являются следующими:

  • Что должно быть произведено?
  • Как?
  • Для кого?

Ответы на три основных вопроса характеризуют предпосылки развития свободных рыночных отношений.

Формы и виды финансовых отношений

По кругу субъектов/участников отношений выделяются следующие типы:

  • Отношения между предприятиями и государством. С государством формируются законодательно урегулированные отношения по уплате налогов и сборов, регистрации предприятий и фирм, получению субсидий.
  • Бизнес — внебюджетные фонды. Работодатели коммерческих организаций платят страховые взносы в страховой фонд за своих сотрудников.
  • Финансовые отношения на уровне человека — государства, проявляющиеся в выплате пенсий, страховых взносов человека в фонды.
  • Вертикальная и горизонтальная взаимосвязь между структурными элементами внутри компании.

Пример взаимодействия отдела кадров и бухгалтерского отдела компании при организации отпуска по беременности и родам для сотрудника и выплате соответствующего денежного пособия.

Читайте также:  Государственные закупки способом конкурса казахстан

5. взаимодействие с кредитными организациями по вопросам получения денежных займов, ведения счетов в организациях.

6. отношения между работниками и работодателями в отношении выплаты заработной платы.

Общая концепция экономических отношений

Экономические отношения в обществе развивались на протяжении всей истории человечества. Даже в первобытные времена люди объединялись для совместного управления домашним хозяйством. Потом пришла биржа, труд постепенно стал специализированным. Появилась частная собственность и доходы от нее в виде арендной платы и других платежей. Можно назвать основные этапы в формировании экономических отношений:

  • Появление единого ценового эквивалента. Сначала это были природные товары высокой стоимости, затем появились монеты из драгоценных металлов.
  • Великие географические открытия, которые положили начало активной международной торговле и созданию инфраструктуры на море и на суше.
  • Промышленная революция, которая не только изменила количественные показатели производства, но и затронула качественную составляющую общества.

Экономические отношения — это совокупность взаимодействий субъектов, возникающих по отношению к этапам производства, которые включают создание, распространение, маркетинг и конечное потребление хозяйственных товаров. В то же время количество отношений и их сложность зависят от сложности и степени организации предмета. Например, у человека есть собственные ресурсы с точки зрения текущих потребностей. На предприятиях экономические отношения формируются как внутри, так и вне предприятия. Национальный уровень включает в себя совокупность экономических связей между субъектами и подсистемами, ограниченную территориальными границами страны. Существуют также международные и глобальные системы, которые рассматриваются как единое экономическое пространство, так и в виде независимых экономических субъектов и систем, которые взаимодействуют друг с другом.

В основе большинства современных экономических отношений лежит принцип рыночных отношений, который подразумевает свободу субъектов, самостоятельность их действий, нацеленность на индивидуальные результаты и ограниченную роль государства. Такие отношения создают условия для развития и роста как субъектов, так и всей экономической системы.

Классификация видов экономических отношений по отношению к этапам производства

Разнообразие форм экономической деятельности подразумевает различные подходы к классификации экономических отношений. Например, их можно рассматривать в связи с каждой стадией производства, распределения, маркетинга и конечного потребления товаров. Среди таких отношений выделяются:

  • Отношения, которые возникают непосредственно в производственном процессе. Здесь актеры определяют, что, для кого и когда они производят.
  • Дистрибьюторские отношения, подразумевающие участие в процессах передачи части продукта всем субъектам, вовлеченным в производственный процесс.
  • Обменные отношения, в ходе которых происходит изменение материальной формы объекта отношений. Например, продажа материального товара и получение денежных средств или других форм финансирования.
  • Взаимосвязь потребления предполагает использование средств для удовлетворения индивидуальных или социальных потребностей. Продукт труда может использоваться как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Технологический и научно-технический прогресс играет значительную роль на каждом этапе производственной цепочки. Развитие общества, появление новых потребностей, изменение форм экономической деятельности требуют от человека поиска новых идей и подходов в плане удовлетворения потребностей каждого человека с учетом интересов всего населения планеты. Научно-техническая революция является двигателем экономических отношений. Она помогает в разработке и внедрении технологических методов и приемов производства, облегчающих процесс работы. Кроме того, технология ускоряет производственный процесс, повышает его качество и изменяет отношение человека к работе и готовому продукту.

Читайте также:  Способ делового общения руководителя с подчиненными

Во-первых, в сознании общества происходят качественные изменения. Больше внимания уделяется знаниям и навыкам сотрудников. С другой стороны, развитие технологий и науки постепенно вытесняет человеческий труд, что приводит к неблагоприятным макроэкономическим тенденциям в мире.

Виды экономических отношений

Развитие человечества, усложнение экономических отношений между людьми привело к формированию разнообразных форм экономического взаимодействия. Все чаще наука и практика выделяют такие виды экономических отношений как:

  • Отношения, сформированные с точки зрения имущественных или социально-экономических отношений.
  • Организационно-экономические отношения, формирующиеся в связи с производственным процессом.

Взаимодействие субъектов по отношению к собственности предполагает участие в социальном воспроизводстве в процессе присвоения результатов труда. В то же время формы собственности влияют на образ жизни общества. Например, полностью государственная собственность характерна для командно-административной системы, преобладающая роль частной собственности — для рыночной системы. Если отчуждение имущества осуществляется совместно, всей социальной группой, то речь идет о традиционной системе. Частная собственность считается наиболее эффективной, так как она стимулирует развитие личных коммерческих интересов.

Фактически эти отношения формируются с точки зрения доходов, получаемых от различных видов экономической деятельности с использованием средств производства. Под социальными отношениями понимаются устойчивые формы отношений, на которые влияет политика страны, основные направления в экономической и социальной сферах социального развития.

Производственные или организационно-экономические отношения описывают структуру экономических отношений, которые развиваются на всех стадиях создания, реализации и потребления товаров и услуг. Формы этого типа отношений включают трудовую специализацию, сотрудничество и интеграцию. Современное состояние экономического развития характеризуется многообразием организационных форм. Владелец предприятия может самостоятельно определить структуру, которая наилучшим образом соответствует его целям и потребностям.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Анализ влияния экономических и поведенческих факторов на экономический рост — концепция, понятие и определения
  • Экономическая безопасность личности — концепция, аспект, угрозы и критерии безопасности
  • Предприниматель в рыночной экономике — суть, функции, концепция и характер
  • Технологии антикризисного управления — концепция, понятие, анализ и технологическая схема
  • Цели и особенности экономического рынка — концепции, виды и особенности
  • Показатели бюджета — принцип открытости, концепция и виды
  • Факторы производства в смешанной экономике — регулирование, основные элементы, характеристики и анализ
  • Основные форматы современных коммерческих радиостанций — направление и тенденции

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Оцените статью
Разные способы