Колесного транспорта
Колесный транспорт представляет собой оборудование цикличного действия. Общая продолжительность транспортного цикла (оборота) Тоб (ч) включает погрузку tп, движение с грузом tгр, разгрузку tp, движение порожняком tпор, задержки в пути, ожидание погрузки и выгрузки tож:
Время погрузки вычисляют, исходя из фактической грузоподъемности (вместимости кузова) локомотивосостава или автосамосвала:
, (5.24)
, (5.25)
где nв – количество вагонов в составе (при использовании автотранспорта nв=1); qф – фактическая грузоподъемность вагона (автосамосвала), т; Kнв =1,15 – коэффициент наполнения кузова; Qэ – эксплуатационная производительность экскаватора, м 3 /ч; Kрв=1,10 – коэффициент разрыхления породы в кузове; γ – плотность породы, т/м 3 ; Vф – фактическая вместимость кузова, м 3 .
При погрузке одноковшовыми экскаваторами qф и Vф устанавливают по числу ковшей, загружаемых в кузов:
, (5.26)
, (5.27)
здесь q и V – паспортные грузоподъемность (т) и вместимость вагона (автосамосвала), м 3 ; Кр и Кн – коэффициенты разрыхления породы и наполнения ковша экскаватора; Е – вместимость ковша экскаватора, м 3 .
Округлив расчетные значения nкг и nко до ближайшего целого, устанавливают qфи Vф:
; (5.28)
, (5.29)
здесь n′кги n′ко– округленное до целого число ковшей, загружаемых в кузов.
Расчеты по формулам (5.24), (5.26), (5.28) ведут, если γ >q/V. В противном случае используют выражения (5.25), (5.27), (5.29).
Общее время движения подвижного состава:
, (5.30)
где n и m – количество участков, на которые разбита трасса соответственно в грузовом и порожняковом направлениях; li – длина i-гo участка трассы в грузовом направлении, км; lj– длина j-гo участка трассы в порожняковом направлении, км; Vi и Vj — скорость движения по соответствующим участкам грузового и порожнякового направлений, км/ч.
Для укрупненных расчетов можно использовать формулу:
, (5.31)
здесь Lтр – среднее расстояние транспортирования, км; Vср – средняя скорость движения в обоих направлениях (табл. 5.2) и [25], км/ч.
где t’р – время разгрузки одного вагона (автосамосвала), ч. По нормам технологического проектирования Гипроруды время разгрузки одного вагона грузоподъемностью до 85 т составляет 0,033 ч, грузоподъемностью свыше 85 т – 0,042 ч, время разгрузки автосамосвалов всех марок – 0,017 ч, автопоездов – 0,025 ч. Время задержек можно принимать по табл. 5.4–5.5.
Сменная производительность подвижного состава:
, (5.33)
где Qс – сменная производительность подвижного состава, т.; Тсм– продолжительность смены, ч; Кис= 0,9 – коэффициент использования сменного времени подвижным составом.
Таблица 5.4. Время задержек на рейс локомотивосостава (по Гипроруде), мин.
Расстояние перевозки, км | Вид груза |
руда | порода |
До 5 | |
5,1–7.0 | |
7.1–9.0 | |
Более 9,0 |
Примечание. На каждое изменение движения поезда добавлять 2 мин.
Таблица 5.5. Время задержек и маневров на рейс автосамосвала (по Гипроруде), мин
Наименование операций | Автосамосвал | Автопоезд |
Развороты, маневры и ожидание на пунктах погрузки и выгрузки: | ||
при тупиковой схеме проездов | ||
при сквозной и петлевой схеме проездов | ||
Задержки в пути на пересечениях и прочие непредвиденные задержки при расстояния транспортирования; | ||
до 2-х км | ||
более 2-х км |
Если расчет времени погрузки вели по фактической вместимости кузова, то в формулу (5.33) вместо qфподставляют Vф и числитель умножают на γ.
Инвентарный парк локомотивов Nил, и вагонов Nив при организации движения по открытому циклу:
, (5.34)
где Aр – годовая производительность карьера, т (м 3 ); Кил и Kив – коэффициент резерва, соответственно, локомотивов и вагонов (табл. 5.6); Np – число рабочих дней карьера за год, сут; nсм– число рабочих смен за сутки, ед.; Qc – сменная производительность подвижного состава, т (м 3 ).
Работа автотранспорта наиболее эффективна при двухсменном режиме каждого самосвала в течение суток, а третья смена предназначена для технического обслуживания и ремонта машин.
Таблица 5.6. Резерв подвижного состава (по Гипроруде)
Локомотивы | Вагоны | ||
Рабочий парк, ед. | Коэффициент резерва | Рабочий парк, ед. | Коэффициент резерва |
До 10 | 1,15 | До 60 | 1,10 |
11–20 | 1,14 | 61–100 | 1,09 |
21–40 | 1,13 | 101–200 | 1,08 |
41–80 | 1,11 | 201–1000 | 1,07 |
Более 80 | 1,10 | Более1000 | 1,06 |
При открытом цикле рабочий парк автосамосвалов Npa можно определить по формуле (5.34), исключив Кил и приняв nсм= 2.
В случае закрепления за экскаваторами (закрытый цикл):
. (5.36)
Инвентарный парк автосамосвалов Nиa находят делением рабочего парка на коэффициент технической готовности σт (табл. 5.7), величина которого зависит от суточного пробега машины Lсут (км):
. (5.37)
Таблица 5.7. Коэффициенты технической готовности» автосамосвалов (по Гипроруде)
Грузоподъемность, т. | Суточный пробег, км | ||||
12–18 | 0,95 | 0,90 | 0,87 | 0,83 | 0,80 |
27–45 | 0,94 | 0,88 | 0,84 | 0,80 | 0,76 |
65–75 | 0,93 | 0,86 | 0,81 | 0,76 | 0,72 |
110–180 | 0,92 | 0,86 | 0,81 | 0,76 | 0,72 |
Для закрытого цикла обслуживания инвентарный парк автомобилей:
, (5.38)
здесь Nэс – инвентарный парк экскаваторов, ед.
Источник
Часть 1. Технологические процессы
1. Введение в дисциплину
Цель преподавания и задачи обучения
Горные породы и полезные ископаемые
Структура мировой добычи минерального сырья. Состояние минерально-сырьевой базы России
Формы залегания месторождений полезных ископаемых. Элементы залегания
Характеристика горных пород как объекта разработки
Горнодобывающая промышленность. Горные предприятия
Способы добычи полезных ископаемых
Контрольные вопросы и задания.
2. Общие сведения о технологии открытых горных работ
Особенности открытых горных работ
Место и роль открытых горных работ в горнодобывающей промышленности
Объекты и условия открытых горных работ
Основные понятия и термины
Этапы и методы открытой разработки
Понятие о коэффициентах вскрыши
Параметры карьера. Общие сведения об оконтуривании карьеров
Общая характеристика технологических процессов
Контрольные вопросы и задания
3. Подготовка горных пород к выемке
Способы подготовки горных пород к выемке
Механические способы подготовки горных пород к выемке
Основные положения подготовки горных пород взрывом
Эксплуатационные параметры взрывных скважин
Технология буровых работ
Техническая скорость бурения. Эксплуатационная производительность буровых агрегатов
Организация и основы безопасного ведения буровых работ
Технологическая характеристика взрывчатых веществ
Расположение и порядок взрывания скважинных зарядов
Принципы расчета зарядов в отдельной скважине и блоке
Характеристика развала взорванной горной массы
Разрушение негабаритных кусков
Механизация вспомогательных работ при взрывании
Особенности взрывных работ на карьерах облицовочного камня
Организация взрывных работ на карьерах
Основы безопасного ведения взрывных работ
Контрольные вопросы и задания
4. Выемочно-погрузочные работы
Технологические схемы выемки и погрузки. Виды забоев
Средства механизации выемочно-погрузочных работ
Выемка и погрузка одноковшовыми экскаваторами. Типаж одноковшовых экскаваторов
Технологические параметры и забои механических лопат и драглайнов
Особенности разработки сложных забоев
Выемка и погрузка многоковшовыми экскаваторами
Основные технологические параметры роторных и цепных многоковшовых экскаваторов
Порядок разработки и параметры забоев цепных и роторных экскаваторов
Технологические схемы работы и производительность выемочно-транспортирующих машин
Технологические параметры и забои мобильного и выемочно-погрузочного оборудования непрерывного действия
Интенсификация процессов погрузки при цикличной технологии
Особенности выемочно-погрузочных работ на карьерах природного камня
Механизация вспомогательных работ
Основы организации выемки
Общие принципы безопасного ведения выемочно-погрузочных работ
Контрольные вопросы и задания
5. Перемещение карьерных грузов
Особенности работы карьерного транспорта. Грузооборот и грузопотоки карьера
Технологическая оценка основных видов карьерного транспорта
Характеристика пути и подвижного состава железнодорожного транспорта
Схемы развития путей и обмен составов на уступах
Принципы расчета полезной массы поезда, проводной и пропускной способности коммуникаций
Перемещение железнодорожных путей на карьерах
Характеристика автодорог и подвижного состава карьерного автомобильного транспорта
Обмен машин в забоях и на отвалах
Основы организации движения колесного транспорта
Производительность и парк подвижного состава колесного транспорта
Конструкция и технологические параметры карьерных ленточных конвейеров
Расчет производительности ленточных конвейеров
Комбинированный карьерный транспорт. Конструкция перегрузочных пунктов
Интенсификация погрузочно-транспортных работ при использовании комбинированного транспорта
Механизация вспомогательных работ на карьерном транспорте
Экологические проблемы при эксплуатации транспортных машин
Основные требования правил безопасности при работе карьерного транспорта
Основные аспекты применения аэрогеотехнологии
Контрольные вопросы и задания
6. Отвалообразование вскрышных пород
Технология отвалообразования при железнодорожном транспорте
Отвалообразование при автотранспорте
Отвалообразование при конвейерном транспорте
Отвальные работы с использованием вибротехники
Аэрогеотехнология при производстве отвальных работ
Основы безопасного сооружения и эксплуатации отвалов
Экологические проблемы и рекультивация площадей, нарушенных открытыми горными работами
Источник
Основы организации движения колесного транспорта
Обмен машин в забоях и на отвалах
По характеру маневров все схемы подачи автосамосвалов к экскаваторам можно разделить на сквозные, с петлевым и тупиковым разворотом (рис. 5.10). Сквозное движение применяют при наличии двух выездов с горизонта. Схемы с разворотом машин в забое используют при встречном движении, причем тупиковый разворот осуществляют в стесненных условиях. Для уменьшения износа ходовой части желательно маневрировать порожним самосвалом. В соответствии с требованиями правил безопасности автомобили устанавливают под погрузку с таким расчетом, чтобы загрузка кузова происходила сбоку или сзади, без переноса ковша над кабиной. Ожидающий погрузку автосамосвал необходимо располагать вне радиуса действия ковша экскаватора [15]. При сквозном движении машин и в схемах с петлевым разворотом время обмена, как правило, меньше продолжительности цикла, что способствует высокому использованию экскаватора во времени. В схемах с тупиковым разворотом экскаватор простаивает в ожидании обмена, а коэффициент использования его во времени уменьшается до 0,6–0,7. Простои выемочно-погрузочных машин могут быть снижены за счет спаренной установки автосамосвалов под погрузку (рис. 5.10, в).
На отвалах применяют кольцевое и возвратное движение машин (рис. 5.10, г, д). Временные, отвальные дороги на участках разгрузки переходят в площадки для тупикового разворота самосвалов.
Выемочно-погрузочные и транспортные машины образуют единый горнотранспортный комплекс. В общем случае под организацией его работы понимают систему мер, направленных на достижение слаженности и ритмичности функционирования экскаваторов и подвижного состава в пространстве и времени. Наиболее трудоемкое и ответственное мероприятие, выполняемое ежесменно – рациональное распределение транспортных средств по забоям. Недостаток порожняка вызывает простои экскаваторов, а избыток – простои подвижного состава.
Организационно работу горнотранспортного комплекса осуществляют по закрытому, открытому и комбинированному циклам.
При закрытом цикле за каждым экскаватором закрепляют определенное число транспортных единиц, что способствует формированию единых погрузочно-транспортных бригад, оптимизации скоростного режима, вследствие движения по строго определенной трассе. Вместе с тем простои подвижного состава за счет выполнения вспомогательных работ в забое составляют до 10–15 % общего времени смены, а простои экскаваторов из-за неравномерного движения транспорта достигают 40–60 %. Закрытый цикл широко распространен при использовании автотранспорта, при железнодорожном его применяют редко.
Открытый цикл предполагает подачу порожняка в те забои, где очередь машин, ожидающих погрузки, наименьшая или вовсе отсутствует. За счет снижения организационных простоев возрастают коэффициент использования, производительность экскаваторов и транспортных средств, уменьшается число одновременно находящихся на линии машин. Однако в этом случае резко возрастает нагрузка на диспетчерскую службу, от оперативности которой зависит эффективная работа погрузочно-транспортного комплекса. На карьерах с числом погрузочных экскаваторов более 7 скорость поступления информации транспортному диспетчеру превышает его информационную пропускную способность и затрудняет выбор правильного решения. Часть простоев оборудования (15–20 %) вызвана именно его ошибками. Эту проблему решают путем внедрения автоматизированных систем управления погрузочно-транспортным процессом (АСУ ПТП).
Организация движения автотранспорта по комбинированному циклу распространена на рудных карьерах. В этом случае добычные экскаваторы обслуживают по закрытому циклу, а все вскрышные – по открытому.
Работа погрузочно-транспортного комплекса носит случайный (стохастический) характер, что позволяет интерпретировать ее как систему массового обслуживания. Обслуживающими устройствами в этом случае являются экскаваторы, а подача транспортных средств на погрузку вызывает поток требований, для описания которого достаточно вычислить математическое ожидание числа требований, поступающих в единицу времени. Используя математический аппарат теории массового обслуживания, можно решить задачу распределения транспортного потока по забоям, исходя из минимальных затрат по всему комплексу.Этой же цели служит метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). Он базируется на случайном характере работы транспорта и всех переходных процессов, которые могут быть заданы распределением вероятности исследуемых величин. Математические модели, созданные на основе этого метода, позволяют теоретически имитировать перемещение грузов даже без создания физического оригинала, что важно при функционировании АСУ ПТП.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник