Статья по внеурочной деятельности на тему «Содержание и реализация досугового мероприятия»
1.2. Содержание и способы организации досугового мероприятия.
1.2.1. Пространственно-временная конфигурация детского досуга.
Пространственно-временная конфигурация детского досуга представляет собой совокупность промежутков времени и территорий (площадок), на которых происходят досуговые занятия детей.
Временная структура досуга детей и подростков включает различные по продолжительности периоды свободного времени: ежедневный досуг (время, оставшееся после выполнения всех ежедневных обязательных дел и обязательств); еженедельный досуг (период выходных дней); праздничный досуг (свободное времяпрепровождение в дни официальных праздников); школьные каникулы.
Ежедневный досуг учащихся характеризуется непродолжительностью. Такой досуг современного ребенка представлен множеством разных вариантов: участие в дополнительных образовательных программах (спортивных, художественных, технических и др.) как в школе, так и во внешкольных учреждениях, в деятельности общественных организаций, домашние досуговые занятия и практики и др. Еженедельный досуг в выходные дни вследствие своей большей продолжительности разнообразен и может предполагать кратковременные выезды (экскурсии, посещение родственников и друзей, поездки на дачу, в лес и др.).
Пространство детского досуга можно представить в виде множества площадок самоорганизации ребенком (детьми) своего свободного времени и общественной организации детско-подросткового досуга.
Принципиальным отличием рассмотрения организации свободного времени детей в образовательном контексте является то, что досуговое мероприятие понимается как относительно завершенный фрагмент жизнедеятельности детей в определенный промежуток времени, организованный для отдыха, развлечения и развития ребенка.
Способы организации досуговых мероприятий представляют собой порядок осуществления посредничества между ребенком (детьми) и окружающей их природной и социальной средой. К ним относятся: показ (демонстрация), диалог, просмотр (созерцание), исследование, ритуал (символическое действие), преодоление (соревнование, конкурс), созидание, развлечение, игра.
Показ (демонстрация) — предъявление ребенком (детьми) чего-либо наглядным способом, направленное на оформление в сознании зрителя образа. Демонстрируя, ребенок противопоставляет себя зрителю как субъекту, воспринимающему показ.
Диалог — равноправное взаимодействие детей с другими субъектами или между собой, характеризующееся единением в информационном процессе и направленное на оформление в сознании участников диалога аналогичных образов.
Просмотр (созерцание) — непосредственное восприятие ребенком (детьми) объектов и явлений для оформления в собственном сознании образа (образов), порождаемого созерцаемыми объектами или явлениями.
Исследование — целенаправленное изучение ребенком (детьми) объектов и явлений для оформления в собственном сознании образа изучаемого объекта.
Ритуал (символическое действие) подобно диалогу характеризуется единением участников, но не в информационном процессе, а в символически означенном и эмоционально окрашенном действии с предметами, в результате которого у всех исполняющих ритуал возникает аналогичное состояние.
Преодоление (соревнование, конкурс) — противопоставление ребенка (группы детей) как субъекта другому субъекту (конкуренту). В качестве конкурента может выступать другой ребенок (группа участников).
Развлечение , как и созерцание, предполагает субъективный переход ребенка в роль объекта, воспринимающего развлекательное воздействие субъекта для получения особого состояния удовольствия.
В качестве синтетического способа организации досуговых мероприятий выступает игра , сочетающая в себе ритуал (единство игроков в символических действиях, условность игры, условное моделирование той или иной развернутой деятельности), преодоление (соревновательность игры) и развлечение (непродуктивность игры, мотив участи в игре заключается не в ее результатах, а в самом процессе).
Еще одним синтетическим элементом в структуре досугового мероприятия является творчество – разновидность продуктивной деятельности, связанная с созданием объектов, характеризующихся новизной и оригинальностью.
1.2.2. Многообразие форм организации досуговых мероприятий.
Форма организации досугового мероприятия – ограниченное по времени и месту структурированное свободное времяпрепровождения нескольких лиц, реализующих собственные потребности в двигательной активности, реакции, развитии.
На основе подходов, существующих в педагогической литературе (С. П. Афанасьев, С. Д. Поляков, Е. В. Титова), можно выделить следующие сущностные признаки формы организации формы организации досугового мероприятия:
· участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции – организаторов, выступающих, зрителей и д.т.;
· досуговые задачи, которые можно решить при помощи данной формы;
· организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
· набор ситуаций, процедур;
· порядок действия (алгоритм);
Структура взаимодействия включает в себя: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие. Говоря об алгоритме действий участников, нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме формы – определенной организации совместной деятельности во времени, их фазность, повторяемость, периодичность.
Классификация форм организации досуговых мероприятий может быть построена на различных основаниях. Согласно главной классификацией процедуры передвижения участников определяют три базовые формы организации досуговых мероприятий:
· упорядоченное движение по маршруту – базовая форма «путешествие»;
· свободное (неупорядоченное) движение в рамках ограниченной площадки – базовая форма «гуляние»;
· минимальное движение (участники либо стоят, либо сидят) в рамках ограниченной площадки – базовая форма «представление».
Базовая форма «представление» характеризуется тем, что организация пространства предполагает наличие ярко выраженного центра внимания (сцены, трибуны, спортивной площадки и т.д.). К представления с преобладанием диалога относятся такие формы досуга, как дискуссия, лекция, беседа, диспут. Соединение в представлении диалога и ритуала наблюдается в торжественной церемонии.
К представлениям можно отнести самодельный спектакль или концерт, который в качестве досуга дети показывают своим родителям, друг другу, на конкурс и т.д. Наиболее известной и широко используемой конкурсной программой является КВН.
Вторая базовая форма организации досуговых мероприятий – гуляние – является традиционной формой времяпрепровождения с развлечением, танцами либо на открытом воздухе (гуляние в парке, городском саду), либо в специальных залах (бал, вечеринка, посиделки).
К гуляниям относятся: танцевальные программы, ярмарка, представления, выставки.
Путешествие как базовая форма организации досуговых мероприятий представляет собой упорядоченное движение участника (участников) по маршруту. В ходе движения предусматриваются остановки, различные по продолжительности (от нескольких минут до нескольких дней) в зависимости от разновидности (способа организации) взаимодействия. Самым простым вариантом организации является прогулка (путешествие-развлечение), самым сложным и требующим длительной подготовки – поход (путешествие-преодоление). Наиболее широко известная разновидность путешествия – игра-путешествие (маршрутная игра, эстафета и др.). Игру-путешествие отличает процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме от одной площадки к другой (схема может быть обозначена в маршрутном листе или свободно избирается группой). На площадках игры-путешествия могут организовываться различные варианты действия (выполнение задания, восприятие информации, спонтанное реагирование на ситуацию).
1.3. Характеристика организации досуговых мероприятий.
Организация досуговых мероприятий представляет собой структурирование коллективной жизнедеятельности детей для создания целостности, объединения ресурсов, обеспечивающие эффективность реализации досуговых целей. Организация досугового мероприятия представлена комплексом элементов:
· определение схемы организации досугового мероприятия;
· диагностика досуговых интересов участников;
· определение цели и задач досугового мероприятия;
· планирование и подготовка досугового мероприятия (разработка сценария, оформление, подготовительная работа с участниками);
· проведение и анализ досугового мероприятия.
При проведении досугового мероприятия нужно соблюдать безопасность условия жизнедеятельности:
· индивидуально ориентированное информирование детей о технике безопасности, актуализацию у ребенка собственной ответственности за свою жизнь и здоровье;
· проверка безопасности площадок;
· контроль за детьми – участникам коллективного действия;
· контроль за удобством экипировки;
· учет особенностей здоровья детей;
· недопущение в пространство проведения досуговых мероприятий посторонних лиц;
· контроль за питанием и питьевым режимом детей в ходе досугового мероприятия, недопущение употребления сомнительных продуктов и напитков;
· оперативное реагирование в случае возникновения экстренной ситуации.
Так же во время проведения досугового мероприятия предполагается: формирование благоприятного психологического климата и обеспечение эффективности процесса организации досуговых мероприятий.
1.3.1. Определение цели и задач досуговых мероприятий.
Одним из ключевых условий, обеспечивающих удовлетворенность детей, их родителей и самих педагогов итогами и ходом досугового мероприятия, является корректное и точное формулирование его цели и задач. Целеполагание требует соотнесения актуальных предпосылок и ограничений ситуации, запасов и ожиданий участников, смыслов и вариантов проведения мероприятия, а сама цель концентрирует в себе педагогическое ведение ситуации и линию ее развития.
Определение актуальной и конкретной цели должно осуществляться при учете ряда требований к ней.
Первым требованием выступает актуальность цели досугового мероприятия. Педагог должен понимать, какие возрастные и индивидуальные потребности детей будут реализованы в мероприятии.
Актуальность цели мероприятия также определяется педагогическим ведением ситуации. С одной стороны, смысл и содержание досугового мероприятия должны основываться на осознанном понимании педагогом миссии, решаемой на этой досуговой деятельности. С другой стороны, в процессе целеполагания на исследования состояния детского коллектива и текущей ситуации.
Второе требование – достижимость . Актуальная и конкретная цель должна реально соотносится с возможностями младших школьников.
Третье требование – конкретность . Определяется реализацией цели с точки зрения времени. Сколько учитель отводит времени на мероприятие, которое должно полностью достигнуть заданной цели.
Четвертое требование – диагностичность цели, что позволяет удостовериться в достижении необходимого результата.
Пятое требование – вдохновляющая. С одной стороны, это обеспечивается ориентацией на новые достижения, открытия. С другой стороны, открытость и прозрачность цели, ее единое понимание всеми участниками позволяет выражать желания достигать лучшего результата.
Вслед за постановкой цели педагог определяет задачи как последовательные действия, которые ему необходимо совершить, чтобы предполагаемые задумки произошли. Количество задач не должно быть чрезмерным. При этом важно, чтобы в комплексе задач получил отражение весь объем действий педагога по достижению цели.
1.3.2. Планирование, подготовка и проведение досуговых мероприятий.
Планирование предполагает определение и описание необходимых действий по подготовке и проведению мероприятия с указанием ответственных лиц и сроков выполнения.
Разработка сценария . От сценария зависят стратегия и тактика, необходимые ресурсы (инвентарь), оформление, подготовка участников и ведущих. Для проведения некоторых мероприятий нужны помощники.
Деятельность организатора в процессе проведения досугового мероприятия следует условно разделить на три этапа: запуск мероприятия, организационная координация, организационное завершение.
Запуск мероприятия. Предполагает проверку всех служб к началу действия.
Организационная координация . Включает контроль соблюдения временного регламента, следование разработанному сценарию, готовность внесения требуемых корректив. Настрой участников и поддержание настроя вне зависимости от ошибок.
Организационное завершение . Предусматривает обеспечение финальной точки события: подведение итогов, прощание, оперативное совещание об уборке места проведения мероприятия.
В конце проведения мероприятия или стразу после его окончания можно организовать ближайшее последействие, включающее оценивание и рефлексию. Для этого могут быть использованы приемы:
· обращение ведущих с просьбой поднять руки (хлопнуть в ладоши и пр.) тех, для кого участие в событии оказалось интересным/неинтересным, привлекательным/непривлекательным;
· каждый участник в конце мероприятия может выбрать и положить или приклеить на специальный стенд жетон определенного цвета, который будет соответствовать его отношению;
· фотоотчет по итогам мероприятия.
1.3.3. Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
1.3.4. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, готовность к поступкам.
Источник