Способы организации домашней работы младших школьников

Методика организации домашней учебной работы младших школьников

Содержимое публикации

Методика организации домашней учебной работы младших школьников

Продолжением работы в классе является домашняя самостоятельная работа учащихся, которая очень важна в процессе обучения школьников.

К сожалению, как показывает школьная практика, задавание уроков на дом имеет множество недостатков, как со стороны учителей, так и при выполнении домашней работы школьниками.

Некоторые из учителей задают задания на дом наспех и часто забывают о том, как важна эта форма обучения. Иногда задавание домашних заданий не выделяется учителем как отдельный этап урока. Учителю необходимо помнить о том, что домашнюю работу можно задавать на любом этапе урока, не только в конце, но в начале, в середине и в течение урока.

Нередко учителя задают однотипные, однообразные виды домашних заданий. Во многих школах это является типичной проблемой. Можно столкнуться с тем, что чаще задаются задания: выучи определение, выполни письменные упражнения из учебника, реши задачу и тому подобные. Некоторые учителя организуют деятельность младших школьников так, что у учеников не возникает потребности в выполнении домашней учебной работы. А такая потребность должна возникать обязательно.

Ш.А. Амонашвили утверждает, что каждый ребёнок с момента рождения устремлён к познанию мира и не ждёт, пока кто-то заставит его это делать. Принуждать ребёнка учиться нет необходимости, дети сами хотят учиться и познавать окружающий их мир. Негуманно заставлять учащегося делать домашние задания, «в выполнении которых он не видит жизненного смысла». Учитель обязан сделать ребёнка добровольным и заинтересованным соратником, равноправным участником педагогического процесса [1].

Важно отметить то, что главной и основной целью обучения является развитие личности школьников. Цель домашних заданий – личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Именно поэтому методика задавания уроков на дом имеет большое значение. Учителю необходимо тщательно продумывать каждое домашние задания для учеников.

Свои недостатки имеет не только методика задавания домашних заданий, но и выполнение домашней учебной работы школьниками. Школьники не осуществляют самоконтроль за тем, что они читают, и понимают ли они прочитанное. Нередко, выполняя домашние задания по учебнику, школьники не понимают текст, так как ученики сбиваются на полумеханическое чтение. Часто ученики не умеют расчленять материал на отдельные смысловые части. Из этого вытекает проблема – школьники не могут качественно выполнить задание по прочитанному материалу.

Вторым недостатком в выполнении домашней работы является то, что некоторые школьники, выполняют письменные задания без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Следствием этого может быть то, что учащиеся не только допус­кают существенные ошибки в выполняемых заданиях, но и не понимают связей, которые суще­ствуют между теоретическим материалом и практически­ми упражнениями.

Также недочетом во время выполнения домашней работы является неумение школьника организовать свое рабочее время и рабочее пространство. У многих школьников нередко отсутствует распорядок дня или установленный режим, свя­занный с выполнением домашней учебной работы. Это может привести к быстрому, но некачественному выполнению задания, а также к поверхностному изучению материала. А некоторые школьники могут забыть про домашнее задание и не выполнить его [3].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что причиной некачественного выполнения домашней работы школьниками является неправильная организация домашней работы как в школе, так и дома.

Успешное выполнение домашнего задания зависит от того, на каком этапе урока и в какой форме оно было задано, какого оно вида, был ли проведен подробный инструктаж, посильным ли оказалось задание и так далее. Поэтому учителю необходимо заранее продумывать не только урок, но и то, что он задаст школьникам для самостоятельного выполнения, и в какой форме он это сделает [4].

Следует выбирать задания, которые направлены на применение того материала, который не в полной мере отработан на уроке. Но не стоит забывать, что закрепление пройденного на уроке материала — не единственная функция домашних заданий.

Во время планирования домашнего задания необходимо учитывать то, что:

домашняя работа может зависеть как от уровня общего развития класса, так и от уровня развития отдельного ученика;

домашнее задание направлено на усвоение знаний и умений, и отработку навыка всеми школьниками;

если использовать домашнее задание с целью развития личностных качеств учащихся, то необходимо его перспективное планирование;

задавать домой нужно только те задания, которые ученики способны выполнить;

задавать домашнюю работу только в том случае, если на следующем уроке будет выделено время для проверки задания.

Выбор вида домашнего задания зависит от различных факторов, например от уровня усвоения материала школьниками или уровня подготовки учеников. Именно из-за этого планировать домашнюю учебную работу школьников нелегко.

Кроме этого, учителю необходимо продумать инструктаж по выполнению домашнего задания. Многие учащиеся часто не понимают, что от них требуется и что им необходимо выполнить. Поэтому учителю просто необходимо проинструктировать учащихся на уроке о том, как правильно выполнять домашнюю работу. Учителю можно заранее предотвратить неправильное выполнение домашней работы с помощью использования карточек с направляющим планом выполнения или алгоритмом выполнения. С помощью инструктажа можно избежать некоторых ошибок при выполнении домашней работы, улучшить качество выполнения и тем самым положительно повлиять на итог работы.

М.М. Магамирзаев определяет инструктаж как последовательность указаний, устанавливающих порядок выполнения работы [7, с.124].

Читайте также:  Зверобой трава способ заваривания

В зависимости от содержания и способов выполнения домашней работы учитель изменяет вид инструктажа. Приведем виды инструктажа:

Учитель сообщает ученикам, что домашнее задание будет аналогично тем заданиям, которые были выполнены ранее в классе. Учащиеся с учителем разбирают несколько примеров в классе.

Учитель с учениками анализируют домашнее задание, рассматривают его наиболее сложные элементы, выделяют существенное и несущественное в задании.

Учитель рекомендует план проведения домашней работы.

Демонстрация образцов работ [8, с. 34].

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические заболевания.

Перегрузка домашними заданиями может возникнуть, если учащиеся будут плохо подготовлены к их выполнению. Например, если учащиеся не поняли цель или смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с тем, что было изучено в ходе урока, если задания носят однообразный тренировочный характер, который совсем не затрагивает интересов школьника.

Большое значение имеет степень сложности и объем домашних заданий. Если ученику задать на дом задание, которое является для него слишком сложным, то школьник может прибегнуть к помощи родителей, а в худшем случае вообще не выполнить данное задание [6]. Это не приведет к желаемому результату. Или наоборот, может получиться так, что ребенок получит просто задание, которое ему будет неинтересно выполнять. Это тоже негативно скажется на результате выполнения задания. Учитывая это можно предупредить перегрузку учащихся (см.таблицу 1).

Источник

Организация домашней учебной работы младших школьников

Дата публикации: 18.02.2017 2017-02-18

Статья просмотрена: 3559 раз

Библиографическое описание:

Организация домашней учебной работы младших школьников / Л. В. Агеева, В. Л. Герус, Н. А. Шелякина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 414-417. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39813/ (дата обращения: 18.11.2021).

Сегодня трудно представить, чтобы урок не заканчивался домашним заданием. А что представляет собой домашнее задание и так ли оно необходимо? До настоящего времени имеются любители подискутировать о том, что домашние задания не нужны учащимся. Такая точка зрения является несостоятельной, потому что: во-первых, усвоение программного материала невозможно ограничить работой в классе. Как утверждают психологи, для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, но чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими словами — выполнить домашнее задание.

Во-вторых, домашняя работа имеет весомое значение для образования навыков умственного труда, чувства ответственности за возложенное дело. В-третьих, домашняя работа содействует образованию свободы, учит преодолевать препятствия, влияет на формирование умственной деятельности. В-четвертых, домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Только дома ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Таким образом, домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Итак, регулярное закрепление материала дома — важная составная часть процесса обучения. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений — зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся.

Домашняя работа является естественным и последовательным продолжением классной. Чем лучше урок и чем лучше школьники знают, как учиться самостоятельно, тем эффективнее выполнение домашнего задания. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашней работы. Чем основательнее школьники усваивают знания на уроке и чем организованнее поставлена их самостоятельная работа в классе, тем успешней и плодотворней оказывается их домашняя работа. Отсюда следует, что если на уроке большое значение придается самостоятельной и творческой работе школьников, то, естественно, создаются и благоприятные условия для самостоятельного выполнения сложных домашних заданий. Поэтому на уроке необходимо использовать любую возможность для самостоятельной деятельности учащихся, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний в изменившихся условиях.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Успешное выполнение домашних заданий учащимися зависит также от того, в какой форме они даются учителем на уроке. Чем младше возраст учащихся, тем более подробными должны быть для них инструктивные указания. Характер разъяснений зависит от того, насколько тесно содержание домашнего задания связано с учебной работой школьников на уроке.

Домашняя самостоятельная работа учеников требует тщательного руководства со стороны учителя. Определение характера и объема задания составляет сложную и важную часть учебной работы. Чрезмерно большое домашнее задание, чрезмерно трудное домашнее задание могут вызвать перегрузку учащихся. Задание на дом должно быть учителем хорошо продумано и строго взвешено. Поэтому, планируя домашнюю работу, учителю необходимо:

− предусмотреть ее место в структуре урока;

− подумать, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;

− определить ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;

Читайте также:  Плоская ферма способ вырезания узлов

− предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

− определить форму заданий;

− установить оптимальную длительность работы; объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу;

− подобрать соответствующий дидактический материал;

− предусмотреть рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Если учитель отказывается от систематического контроля над выполнением домашнего задания или относится к нему недостаточно серьезно, он разочаровывает учеников, поскольку игнорирует их работу, их достижения и тем самым не стимулирует производительность их труда.

В чем особенности организации домашней работы младших школьников как вида самостоятельной познавательной деятельности? В I-м классе в I полугодии домашние задания во многих школах не задаются, а со второго полугодия эти задания должны быть легкими, простыми и интересными. Домашние задания во II классе должны быть очень небольшими по объему и рассчитанными не более как на 1,5 часа день. При этом следует строго придерживаться правила: научить на уроке ребенка хорошо выполнять ту работу, которая поручается на дом. А в III-м классе выполнение домашней работы должно отнимать у детей не больше до 2 часов времени. У ребенка, который затрачивает больше времени на выполнение домашнего задания, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Для этого учитель знакомит родителей с правилами выполнения домашних заданий:

1) Организовать место для выполнения домашнего задания.

Чтобы помочь ребенку осознать важность выполнения домашнего задания, необходимо организовать для этого специальное место. Подойдет любое достаточно спокойное место с хорошим освещением. Затем с помощью ребенка собрать в этом месте все необходимое: ручки, карандаши, бумагу, ножницы, линейку, калькулятор и словарь. Если нет стола, сложить эти вещи в пластиковый ящик или коробку. Это поможет ребенку организоваться.

2) Соблюдение распорядка дня.

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Необходимо заранее решить, когда делать уроки: сразу же после прихода из школы или, например, вечером. После этого необходимо придерживаться четкого расписания. Это поможет справиться с такой проблемой, как «усаживание» детей за работу. Через некоторое время работа станет естественной частью их ежедневного расписания. Причем, время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

3) Распределение заданий по степени сложности.

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

4) Выполнять с ребенком только то, что задано в школе.

Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Ребенок итак находится в школе 6–7 часов, а затем его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности! Для полноценного развития детей важны движение, общение, труд и творчество.

5) Ограничить время на приготовление уроков в целом.

Выполнение уроков в течение двух и более часов утомительно для ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить поддержку и помощь родителей.

6) Выполняя домашние задания с ребенком, придерживаться удобного для него темпа.

Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5–10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений. Если вы будете торопить и подгонять, это лишь создаст нервозную обстановку, но вряд ли увеличит скорость выполнения. Ребенок отвлекается потому, что его нервная система требует времени для восстановления. Если ребенок продолжает заниматься под принуждением, то он устанет гораздо быстрее. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным, просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5–10 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.

7) Хвалить ребёнка за быстро и хорошо выполненное домашнее задание, демонстрировать его успехи перед другими членами семьи. Не сравнивать его умения с умениями других детей. Поощрять упорство и проявление характера достижения цели.

Какие бы отметки ребенок ни получил в школе, сейчас он готов заниматься — его надо поддержать в этом своей похвалой и одобрением. Важно, чтобы ребенок поверил, что его продолжают любить независимо от оценок, полученных в школе. Родителям надо радоваться каждый раз, когда в его глазах есть интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Человеку нравится то, что у него получается. Даже маленький успех, поддержанный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, рождает желание решать более сложные учебные задачи.

8) Исключить из своей речи негативные оценочные высказывания.

Негативные оценочные фразы значительно ухудшают эмоциональное состояние ребенка. Часто они произносятся под действием накопившихся за время занятий эмоций раздражения. Иногда родители характеризуют ребенка: «Ты невнимательный», «Ты ленишься», «Ты нытик», еще родители могут показывать ребенку его малопривлекательное будущее по причине сегодняшних неудач. Надо ли говорить, что такие фразы необходимо по возможности исключать из общения родителей с ребенком.

Читайте также:  Способы развитие реакции для

9) Родителям стоит обращать внимание на свою мимику, жесты, интонации которые они показывают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.

Известно, что мимика, жесты, интонация голоса являются значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают. Если дети достаточно чутки, то быстро поймут своих родителей, что только добавит напряженность во взаимоотношения, связанные с домашней работой.

10) Создание положительного эмоционального настроя.

Если родители с самого начала дадут понять ребенку, что его уроки очень важны, никогда не станут использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки, постараются не напоминать ребенку о его прошлых промахах и неудачах, у ребенка выработается и сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий.

Как развивать самостоятельность младших школьников при подготовке домашних заданий?

Когда родителям приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос, когда их ребенок будет делать уроки сам? Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще.

Если ребенок умеет ориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить, понять, какая задача перед ним стоит, применяет необходимые навыки и знания, то говорят, что он умеет самостоятельно выполнить домашнее задание. Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Навыки самостоятельной деятельности ребенка могут сформироваться только при осуществлении ребенком самостоятельных шагов и действий. Самостоятельность редко появляется сама по себе. Самостоятельность детей — это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей. Если младший школьник научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, — это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.

Самостоятельный в учебной работе школьник — это мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность — когда ребенку не помогают даже в случае затруднений — результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без помощи родителей?

Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то — несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

На первом этапе родители как можно больше заданий выполняют вместе с ребенком. Стараются понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Помогают восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

На втором этапе какую-то часть работы ребенок выполняет сам. Но родители должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Нужно оценить с ним результат. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи нужно спокойно разобраться, что помешало. Научить ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе — ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

На третьем этапе самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Родительская поддержка на этом этапе скорее психологическая. Они находитесь неподалеку, занимаются своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится, проверяют сделанное. Смысл этого этапа — ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но его всегда поддержат.

На четвертом этапе ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов. Родители в это время могут отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа — ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до прихода родителей можно только самое трудное. Взрослые проверяют выполненное задание. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Домашнее задание — типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.

Если родители научат ребенка хорошо и быстро выполнять домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, он будет так же успешно работать на уроке, во-вторых, родители снимут с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе.

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2004.
  2. Корнеева Е. Н. Ох уж эти первоклашки. Ярославль, 1999.
  3. СанПиН 2.4.2. 2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы