Организация дифференцированного обучения
материал на тему
Организация дифференцированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_prokopevoy_l.a.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Городской семинар учителей начальных классов по теме «Дифференцированный подход к обучению младших школьников»
28.01.2014 год, г.Печора.
Учитель начальных классов
Организация дифференцированного обучения
Одной из форм дифференциации обучения, нашедшей широкое применение в практике отечественной школы, является уровневая дифференциация. Ее основные идеи и принципы реализации были обоснованы в работах В.В. Фирсова, В.М. Монахова, В.А. Орлова, которые рассматривают уровневую дифференциацию как педагогическую технологию.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, что, обучаясь в школе по единой программе в гетерогенном коллективе, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной (базовой) подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником необходимых требований к усвоению предметного содержания, на основе которого формируется более высокое овладение учебным материалом. При этом учащиеся имеют возможность многократного изменения уровня усвоения изучаемого материала в течение учебного года.
Уровневая дифференциация предполагает вариативность содержания и форм обучения, чтобы каждый ученик имел возможность выбирать свой путь усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого школьника на отдельном уроке и в процессе всего обучения.
Основные положения уровневой дифференциации:
— формирование опоры, обеспечивающей всем учащимся, независимо от их способностей, овладение базовой системой знаний, умений;
— введение повышенного уровня требований по типу «ученик хочет и может»;
— явное, а не искусственно-формальное признание права ребенка на выбор уровня усвоения материала и отчетности;
Сохраняя многие черты традиционного обучения, уровневая дифференциация в то же время содержит и ряд принципиально новых моментов. Наиболее существенным из них является введение базового уровня обязательной подготовки по учебному предмету. В базовый уровень включаются те знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Поэтому значительная часть времени уделяется их отработке на основе блочной подачи материала. Деление его на части осуществляется учителем мысленно и ставит при этом цель сформировать у школьников систему способов деятельности с учетом индивидуальных черт учащихся. Критерием деления является доступность содержания учебного материала.
Введение базового уровня продиктовано следующим:
— гарантированное достижение каждым школьником образовательного минимума;
— он задает нижнюю границу полноценного и качественного школьного образования;
— является средством ликвидации перегрузки школьников.
Таким образом, базовый уровень становится основой для дифференциации и индивидуализации. Совокупность планируемых результатов обучения должна быть заранее известна и понятна школьникам, реально выполнима абсолютным их большинством.
А.В. Матвеевым, было предложено четыре подуровня дифференциации :
- репродуктивный
- конструктивно-описательный
- конструктивно-аналитический
- творческий.
Базовый уровень раскрывается через репродуктивный и конструктивно-описательный подуровни усвоения системы знаний, умений и навыков. Конструктивно-аналитический и творческий подуровни характеризуют повышенный уровень.
На репродуктивном подуровне от учащихся требуется: пересказывать изученный материал разной степени сложности; давать определения и формулировки предметным и методологическим понятиям, законам, гипотезам. Эта деятельность выполняется по заданному алгоритму действий. Также характеризуется самостоятельным применением имеющейся информации на основе ранее усвоенного алгоритма. От школьника требуется давать описание изучаемого явления, процесса или объекта, выявлять их особенности.
Конструктивно-аналитический подуровень. Продуктивные действия учащегося эвристического характера: анализ, систематизация, обобщение, объяснение и т.п.
На творческом подуровне деятельность школьника характеризуется продуктивными действиями творческого типа: оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать, проектировать, — в ходе которых «создается» новая информация.
- задания на выявление закономерностей;
- задания на развитие логического мышления;
- решение задач с лишними или недостающими данными;
- составление обратных задач, подобных заданий;
- разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;
- составление предложений и текстов;
- составление схем предложений;
- составление загадок;
- составление вопросов к тексту;
- составление плана текста;
- выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания , а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости – продуктивные творческие задания . Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Используя различные способы организации деятельности и единые задания, необходимо дифференцировать детей по:
— Степени самостоятельности учащихся
— Характеру помощи учащимся
— Форме учебных занятий
Дифференциация учебных заданий по уровню сложности.
1 уровень: выполнение заданий по отработанному алгоритму;
2-3 уровень: к базовому заданию добавляются дополнительные – группировка слов, подбор своих примеров, задания творческого характера.
Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1 и 2 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагают творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из тетрадей на печатной основе.
Дифференциация работы по степени самостоятельности.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь.
Наиболее распространёнными видами помощи использую:
— Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
— Помощь в виде «подсказок» (карточек – помощниц, карточек – консультаций, записей на доске);
На карточках использую различные виды помощи:
— Наглядные опоры, иллюстрации (например, схема предложения, схема разбора слова по составу и др.)
— Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила
— Образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения
— Дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных слов, указание на существенную какую-нибудь деталь)
— Вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания
— Начало выполнения упражнения.
Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют в течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.
Положительные аспекты дифференцированного подхода в обучении:
1) исключение «уравниловки» и «усреднения» детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) повышение уровня Я — концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
5) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
6) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Отрицательные аспекты дифференцированного подхода в обучении:
1) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
2) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся «неординарные дети».
3) подготовка учителя к уроку с использованием дифференцированного подхода к обучению требует больших временных затрат.
Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Источник
Способы организации дифференцированного обучения младших школьников
В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности).
Рассмотри способы организации дифференцированного обучения в начальной школе на уроках.
Дифференциация по способам
организации деятельности школьников
Дифференциация организации деятельности детей подразделяется по
характеру помощи учащимся;
степени самостоятельности учащихся;
форме учебных заданий.
1. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Данный способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу выполняют самостоятельную работу. Но ученикам, испытывающим затруднения в выполнении заданий, оказывается дозированная помощь:
помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек–консультаций, записей на доске и др.).
помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
В данном случае целесообразна стимулирующая, направляющая и обучающая помощь.
Особенности работы с карточками–помощницами.
Учащиеся 3-й группы (с высоким уровнем обучаемости) выполняют задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп предлагается помощь разного уровня. Карточки — помощницы могут быть как одинаковыми для всех учеников в группе, так и индивидуальными. Ученик может осуществлять работу с несколькими карточками с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, также может работать с одной карточкой. Необходимо учитывать, что со временем степень помощи ученику уменьшается. В итоге ребята должны научиться выполнять задания самостоятельно, не прибегая к помощи.
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число в виде памятки);
наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);
дополнительная конкретизация задания, (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы; таблицы единиц длины, массы и т.п.;
вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
план решения задачи;
начало решения или частично выполненное решение.
2. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся
При данном способе дифференциации все ребята выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают с помощью учителя, а другие работают самостоятельно.
Такая работа осуществляется следующим образом. На первоначальном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. Затем некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) начинают самостоятельно выполнять задание. Другие с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, коллективно выполняют часть упражнения. И еще одна часть детей (2-я группа) переходит к самостоятельной работе. Учащиеся, испытывающие затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания с помощью учителя. Фронтально проводится этап проверки.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна . Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – частично самостоятельная, для 3-й – коллективная работа с помощью учителя. Учащиеся сами определяют, на каком этапе им следует начать самостоятельно выполнять задания. При необходимости они могут вернуться к работе с помощью учителя.
Рассмотрим пример работы над составной арифметической задачей.
1 этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. Затем часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например, придумать похожую задачу.
2 этап . Анализ текста задачи осуществляется с помощью учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение краткой записи или схемы. Затем еще часть детей начинает самостоятельно выполнять задание.
3 этап . Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач от данных к искомому или от искомого к данным способом. Составление плана решения задачи. Затем часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это с помощью учителя.
4 этап . Организация проверки решения задачи для учеников, которые работали самостоятельно.
3. Дифференциация работы по форме учебных действий
Рассмотри различные формы учебных действий и их основные особенности.
1. Предметное действие выполняется рукой. Это реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств. В данном случае используются различные предметы, например, дидактический счетный материал или используются заместители, модели, т.е. знаково — символические средства.
2. Перцептивное действие выполняется глазом. Без использования предметных действий происходит преобразование реальных или знаково-символических объектов.
3. Речевое действие — это проговаривание выполняемых операций вслух или шепотом или беззвучное проговаривание действия про себя, но с четким словесно-понятийным его расчленением.
4. Умственное действие осуществляется во внутреннем плане без опоры на какие-либо внешние средства. Речевая оболочка приобретает характер внутренней речи. Действие выполняется в уме.
Организуя работу с математическим материалом учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий, опираясь на следующую логику усложнения их формы:
Предметное действие Перцептивное действие Умственное действие
Ученикам, нуждающимся в речевых действиях, предлагается проговаривание производимых операций, например, объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при работе над текстовой задачей.
Рассмотрим пример дифференцированной работы над простой арифметической задачей.
Задача. «На ветке сидело 5 бабочек, 2 бабочки улетели. Сколько бабочек осталось на ветке?»
1-я группа. Решение задачи с опорой на индивидуальный счетный материал (используются картинки с изображением предметов)
2-я группа. Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске.
3-я группа . Решение задачи в уме, без наглядной опоры. Можно использовать прием представления жизненной ситуации, описанной в задаче.
Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом.
Наиболее целесообразна следующая организация работы.
Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек – помощниц.
Дети со среднем уровнем обучаемости выполняют тренировочное упражнение из учебника самостоятельно.
Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.
Способы дифференциации учебных заданий по математике
На уроках математики на этапе закрепления изученного материала можно использовать различные способы дифференциации.
Способы дифференциации содержания учебных заданий могут быть
по уровню трудности,
по уровню творчества,
по объему изученного материала.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Данный способ дифференциации предусматривает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
• использование обратного задания вместо прямого (например, 1 — й и 2 — й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3 — й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными);
• увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1 — й и 2 — й группам дается задача в 3 действия, а 3 – й группе – в 4 действия);
• выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3 — й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
• усложнение математического материала (например, в задании для 1 — й и 2 — й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы – двузначные);
• использование условных символов («сказочных цифр», букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3 — й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).
Рассмотрим пример дифференцированных работ.
1. Найдите значение выражений.
30: 3+ 6 42 : 2 + 49 : 7
69 – 8 х 4 6 х 8 – 8х 2
24:2 + (40 + 5) : 9 (45 — 40) х 7– 2 х 9
В данном случае усложнение заданий предполагает увеличение количества действий и изменение правил о порядке выполнения арифметических действий.
2.Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Суть данного способа — различие в характере познавательной деятельности школьников, которая подразделяется на репродуктивную и продуктивную (творческую).
Репродуктивные задания: нахождение значения выражений на основе изученных вычислительных приемов решение арифметических задач знакомых видов и т. п.
Это работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений, воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации.
Продуктивные задания: упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащиеся применяют знания в новой, незнакомой ситуации, осуществляют сложные мыслительные действия (преобразующие, поисковые), создают новый продукт (составление задач, равенств или неравенств и т.п.).
В итоге выполнения творческих заданий ученики получают опыт творческой деятельности.
На уроке математики применяются разнообразные виды продуктивных заданий, такие, как:
преобразование математических объектов в новый вид (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
задания с недостающими или лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
нестандартные и исследовательские задания; самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
Дифференцированная работа строится следующим образом.
Школьники с низким уровнем обучаемости (1 группа) выполняют репродуктивные задания, ученики со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости выполняют творческие задания.
Можно также выполнять продуктивные задания всем ученикам. Но тогда ребятам с низким уровнем обучаемости предлагаются задания, содержащие элементы творчества, где необходимо применить знания в изменившейся ситуации, а другим – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Рассмотрим пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий .
Дана задача: «На тарелке лежало 6 желтых яблок и 3 зеленых яблока. 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
Задание для 1-й группы. Решить задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы. Решить задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите задачу тремя способами.
3.Дифференциация учебных заданий по объему учебного материала.
Данный способ дифференциации предусматривает, что учащиеся 2 – й и 3 – й групп выполняют не только основное, но еще и дополнительное задание, которое однотипно с основным.
Разный темп работы учащихся обуславливает необходимость дифференциации заданий по объему. Ребята с медленным темпом работы, а также дети с низким уровнем обучаемости нуждаются в дополнительном времени, так как обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе. Остальные дети используют это время на выполнение дополнительного задания, которое не обязательно для выполнения всем ученикам.
Дифференциация по объему применяется с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных используются творческие или более трудные задания, также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть нестандартные задачи, упражнения игрового характера, задания на смекалку. Их можно использовать в качестве самостоятельной работы, предлагая ученикам задания в виде перфокарт, карточек, подобрав упражнения из тетрадей на печатной основе, а также альтернативных учебников.
Рассмотрим пример дифференцированных заданий по объему учебного материала.
Основное задание: «Найдите значения выражений».
Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».
Таким образом, применение на уроках разных способов дифференцированной работы, в конечном итоге повышает качество образования младших школьников.
Источник