Способы организации деятельности детей дополнительное образование

Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.
методическая разработка на тему

Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении последних лет работает над внедрением интерактивной модели обучения в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
sovremennye_metody_i_priemy.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.

Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении последних лет работает над внедрением интерактивной модели обучения в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.

Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.

Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.

Пример: самостоятельная работа — может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.

Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.

По источникам и способам передачи информации:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • информационно-коммуникативные

По характеру методов познавательной деятельности:

  • методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
  • исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический)

По характеру деятельности обучающихся:

В зависимости от характера дидактических задач:

  • методы приобретения ЗУН
  • методы повторения
  • методы закрепления
  • методы контроля
  • методы самостоятельной работы

Три основные группы методов обучения:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

1 группа. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

(от частного к общему)

Под руководством преподавателя

(от общего к частному)

Самостоятельная работа обучаемых

2 группа. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Убеждения в значимости учения

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Поощрения и наказания

3 группа. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

  • наблюдение
  • устный опрос
  • письменный опрос
  • письменная проверка знаний (контрольная работа)
  • комбинированная проверка
  • беседа
  • анкетирование
  • тестирование

Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.

Педагогический прием — это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием — это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.

Критерии выбора методов и приемов обучения.

Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.

Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • Соответствие методов принципам обучения.
  • Соответствие целям и задачам обучения.
  • Соответствие содержанию данной темы.
  • Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
  • Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
  • Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
  • Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:

  • беседа
  • дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)
  • игры
  • ролевые игры (деловые)
  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
  • викторины
  • системы последовательных заданий
  • проекты
  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок
  • метод многократного повторения
  • «делай как я»

Источник

Способы и формы работы в учреждениях дополнительного образования

Способы и формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования

Формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.

Наиболее распространенными формами организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования являются кружок , клуб , студия , школа , лаборатория , мастерская .

Кружок – традиционная , базовая форма объединения детей по интересам . Изучается один учебный курс , соответствующий требованиям программы , с группой работает , как правило , один педагог .

Клуб – детское объединение , решающее целый комплекс педагогических задач . В образовательных клубах главное внимание уделяется освоению воспитанником содержания той или иной предметной области . Досуговые клубы решают задачи организации досуга , свободного общения детей и подростков . Отличительные признаки клубов – наличие названия , определенной символики .

Студия – содержание деятельности связано с определенным видом искусства или художественного творчества . Педагогическая задача студии – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях .

Школа – имеет отличительные признаки : 1) наличие определенной концепции , представленной в проекте и образовательной программе ; 2) организация образовательного процесса педагогическим коллективом , а не одним педагогом ; 3) оформленные ступени ( стадии ) обучения ; вручение сертификата об окончании школы .

Лаборатория – в основе содержания лежит конкретная область научных знаний или междисциплинарная проблема . Ей присущ поисковый , творческий компонент в образовательной деятельности .

Мастерская – характерны принадлежность к определенному виду прикладного творчества или искусства , приоритет предметно — практических задач – ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении .

Способы организации дополнительного образования детей в современной школе.

Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Так произошло, например, в школе №79 г. Санкт-Петербурга, где в начале 90-х годов была создана экспериментальная историко-краеведческая Школьная лаборатория юного петербуржца (ШЛЮП). Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга в целом и Калининского района в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры. Первоначально появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии вошли и в учебный план школы. Теперь в школьном расписании можно найти факультативный курс “История Калининского района Санкт-Петербурга”; в ряд разделов по истории — “Историю древнего мира”, “Историю средних веков”, “Историю религий” и др. — введен краеведческий компонент. Выпускники специализированного класса сдают Государственный экзамен по истории и культуре Санкт-Петербурга и получают удостоверение экскурсовода.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

В качестве примера можно привести опыт взаимодействия школы № 219 Северо-Восточного административного округа г. Москвы с Центром детского и юношеского творчества (ЦДЮТ) “Бибирево”. На базе этих учреждений была разработана и апробирована (с 1994 по 1999 гг.) комплексная экспериментальная программа “Родные истоки”, направленная на приобщение школьников к отечественной культуре, понимание детьми ее истоков. Основными направлениями программы стали:

духовно-нравственные традиции русского народа;

русское хоровое пение;

народные промыслы и ремесла;

среднерусский музыкальный фольклор.

Педагоги проводили экскурсии, знакомили детей с прошлым славян. Учащиеся на практике овладевали искусством вышивки бисером, лоскутной техники, плетения кружев, узорного ткачества, росписи по дереву; изучали историю русского костюма, способы изготовления текстильной игрушки; осваивали приемы литературного редактирования текста, художественного оформления книги, а также ее ремонта и реставрации; приобретали навыки организации предприятий артельного типа. Интеграция основного и дополнительного образования нашла выражение в том, что теперь по дополнительным образовательным программам занимаются не только воспитанники ЦДЮТ “Бибирево”, но и учащиеся многих школ округа ( № 954, 953, 604, 297, 1051, 166, 139), в которых ведутся следующие учебные и факультативные занятия:

1. русская артель — факультативный курс по основам экономики для 9– 11 классов;

2. славяно-горицкая борьба — образовательный курс для 5– 11 классов по русской борьбе;

3. москвоведение — факультативный курс для 5 класса;

4. духовно-нравственные традиции русского народа — факультативный курс для 5 класса;

5. отечественная художественная культура — факультативный курс для 5– 8 классов;

6. народное пение — факультативный курс по музыкальной культуре для 5– 9 классов;

7. русское изобразительное искусство — учебный курс для 5– 7 классов;

8. лоскутная мозаика — факультативный курс по художественному труду для 10– 11 классов;

9. бисероплетение — обучающий курс для 5– 9 классов;

10. среднерусский фольклор — обучающий курс для 5– 11 классов.

Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное — создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Источник

Читайте также:  Способы восстановления изношенных поверхностей деталей
Оцените статью
Разные способы