Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.
методическая разработка на тему
Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении последних лет работает над внедрением интерактивной модели обучения в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metody_i_priemy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.
Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении последних лет работает над внедрением интерактивной модели обучения в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.
Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.
Пример: самостоятельная работа — может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.
Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.
По источникам и способам передачи информации:
- словесные
- наглядные
- практические
- информационно-коммуникативные
По характеру методов познавательной деятельности:
- методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
- исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический)
По характеру деятельности обучающихся:
В зависимости от характера дидактических задач:
- методы приобретения ЗУН
- методы повторения
- методы закрепления
- методы контроля
- методы самостоятельной работы
Три основные группы методов обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
По логике передачи и восприятия информации
По степени самостоятельности мышления
По степени управления учебной работой
(от частного к общему)
Под руководством преподавателя
(от общего к частному)
Самостоятельная работа обучаемых
2 группа. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования интереса к учению
Методы стимулирования ответственности и долга
Убеждения в значимости учения
Создание эмоционально-нравственных ситуаций
Поощрения и наказания
3 группа. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- наблюдение
- устный опрос
- письменный опрос
- письменная проверка знаний (контрольная работа)
- комбинированная проверка
- беседа
- анкетирование
- тестирование
Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.
Педагогический прием — это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием — это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.
Критерии выбора методов и приемов обучения.
Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.
Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
|
|
|
|
|
|
|
Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:
- беседа
- дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)
- игры
- ролевые игры (деловые)
- тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
- викторины
- системы последовательных заданий
- проекты
- демонстрация
- упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- метод многократного повторения
- «делай как я»
Источник
Способы и формы работы в учреждениях дополнительного образования
Способы и формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования
Формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.
Наиболее распространенными формами организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования являются кружок , клуб , студия , школа , лаборатория , мастерская .
Кружок – традиционная , базовая форма объединения детей по интересам . Изучается один учебный курс , соответствующий требованиям программы , с группой работает , как правило , один педагог .
Клуб – детское объединение , решающее целый комплекс педагогических задач . В образовательных клубах главное внимание уделяется освоению воспитанником содержания той или иной предметной области . Досуговые клубы решают задачи организации досуга , свободного общения детей и подростков . Отличительные признаки клубов – наличие названия , определенной символики .
Студия – содержание деятельности связано с определенным видом искусства или художественного творчества . Педагогическая задача студии – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях .
Школа – имеет отличительные признаки : 1) наличие определенной концепции , представленной в проекте и образовательной программе ; 2) организация образовательного процесса педагогическим коллективом , а не одним педагогом ; 3) оформленные ступени ( стадии ) обучения ; вручение сертификата об окончании школы .
Лаборатория – в основе содержания лежит конкретная область научных знаний или междисциплинарная проблема . Ей присущ поисковый , творческий компонент в образовательной деятельности .
Мастерская – характерны принадлежность к определенному виду прикладного творчества или искусства , приоритет предметно — практических задач – ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении .
Способы организации дополнительного образования детей в современной школе.
Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
Так произошло, например, в школе №79 г. Санкт-Петербурга, где в начале 90-х годов была создана экспериментальная историко-краеведческая Школьная лаборатория юного петербуржца (ШЛЮП). Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга в целом и Калининского района в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры. Первоначально появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии вошли и в учебный план школы. Теперь в школьном расписании можно найти факультативный курс “История Калининского района Санкт-Петербурга”; в ряд разделов по истории — “Историю древнего мира”, “Историю средних веков”, “Историю религий” и др. — введен краеведческий компонент. Выпускники специализированного класса сдают Государственный экзамен по истории и культуре Санкт-Петербурга и получают удостоверение экскурсовода.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
В качестве примера можно привести опыт взаимодействия школы № 219 Северо-Восточного административного округа г. Москвы с Центром детского и юношеского творчества (ЦДЮТ) “Бибирево”. На базе этих учреждений была разработана и апробирована (с 1994 по 1999 гг.) комплексная экспериментальная программа “Родные истоки”, направленная на приобщение школьников к отечественной культуре, понимание детьми ее истоков. Основными направлениями программы стали:
духовно-нравственные традиции русского народа;
русское хоровое пение;
народные промыслы и ремесла;
среднерусский музыкальный фольклор.
Педагоги проводили экскурсии, знакомили детей с прошлым славян. Учащиеся на практике овладевали искусством вышивки бисером, лоскутной техники, плетения кружев, узорного ткачества, росписи по дереву; изучали историю русского костюма, способы изготовления текстильной игрушки; осваивали приемы литературного редактирования текста, художественного оформления книги, а также ее ремонта и реставрации; приобретали навыки организации предприятий артельного типа. Интеграция основного и дополнительного образования нашла выражение в том, что теперь по дополнительным образовательным программам занимаются не только воспитанники ЦДЮТ “Бибирево”, но и учащиеся многих школ округа ( № 954, 953, 604, 297, 1051, 166, 139), в которых ведутся следующие учебные и факультативные занятия:
1. русская артель — факультативный курс по основам экономики для 9– 11 классов;
2. славяно-горицкая борьба — образовательный курс для 5– 11 классов по русской борьбе;
3. москвоведение — факультативный курс для 5 класса;
4. духовно-нравственные традиции русского народа — факультативный курс для 5 класса;
5. отечественная художественная культура — факультативный курс для 5– 8 классов;
6. народное пение — факультативный курс по музыкальной культуре для 5– 9 классов;
7. русское изобразительное искусство — учебный курс для 5– 7 классов;
8. лоскутная мозаика — факультативный курс по художественному труду для 10– 11 классов;
9. бисероплетение — обучающий курс для 5– 9 классов;
10. среднерусский фольклор — обучающий курс для 5– 11 классов.
Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное — создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Источник