«Приёмы организации самостоятельной работы в 1 классе»
статья (1 класс) на тему
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Но, традиционно, организация самостоятельной работы является одним из трудных моментов урока. Всегда находится в классе несколько учеников, которые с заданием не справились, а ждать их – значит терять время урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_v_1_klasse.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Шилан
«Приёмы организации самостоятельной работы в 1 классе»
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Шилан
Приёмы организации самостоятельной деятельности учащихся в 1 классе
Вопросу формирования самостоятельной и творчески активной личности уделяется много внимания в психолого-педагогической литературе, новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Однако в практике работы наблюдается недостаточная подготовка многих школьников к самостоятельной деятельности. Так, освоение учебного материала на уроках проходит под непосредственным руководством учителя. Это облегчает школьникам путь, но недостаточно развивает самостоятельность мышления и творческую активность.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. По этой причине в процессе обучения в начальных классах необходимо больше внимания уделять формированию у школьников умения работать самостоятельно.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Самостоятельное выполнение задания – надёжный показатель качества формирования предметных и метапредметных ( регулятивных) УУД.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Но, традиционно, организация самостоятельной работы является одним из трудных моментов урока. Всегда находится в классе несколько учеников, которые с заданием не справились, а ждать их – значит терять время урока. Дети с высоким темпом работы начинают «скучать», теряют интерес к учению. А та группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой, привыкает дописывать задания во время проверки.
Как научить всех учеников работать самостоятельно и полностью справляться с заданием? Приведу несколько примеров из практики, когда, используя перечисленные приёмы, можно добиться самостоятельного выполнения заданий всеми учащимися.
Урок математики по теме «Задача». После того, как первоклассники научатся выделять части задачи и этапы её решения, учитель предлагает самостоятельно решить задачу и записать ее решение.
Витя смастерил из бумаги 5 корабликов. 2 он подарил Лизе. Сколько корабликов осталось у Вити?
Через некоторый промежуток времени после начала работы учитель идёт по рядам и видит, какие ученики затрудняются решить задачу. Он открывает на доске схематический рисунок или краткую запись.
Если и это не помогло ребёнку, то учитель даёт карточку — подсказку: «- » или «+».
Таким образом, с решением задачи справляются и слабые ученики.
Ученики, которые справились с решением задачи, выполняют самопроверку по образцу (эталону), самооценивают себя и получают дополнительное задание .
Ответ: 3 кораблика
Ocoбoe внимaниe зacлyживaют ycтныe yпpaжнeния. Oни эффeктивны кaжyщeйcя лeгкocтью, эмoциoнaльнocтью, дeйcтвyют нa yчaщиxcя мoбилизyющe, cвoeй пpocтoтoй yвлeкaют и cлaбыx шкoльникoв, coздaют в клacce oбcтaнoвкy copeвнoвaтeльнocти. Уcтныe yпpaжнeния cпocoбcтвyют paзвитию внимaния и пaмяти yчaщиxcя, oни тpeбyют oт yчaщиxcя бoльшoгo yмcтвeннoгo нaпpяжeния и самостоятельной работы. К данному приёму относится игра «Молчанка». Учитель читает примеры, задачи, а первоклассники, молча, показывают ответ с помощью карточек из приложения к учебнику
«Математика». Все дети работают самостоятельно, учитель моментально проверяет умения по данной теме.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв.
Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква Д». После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.
После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля».
Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Это использование «Побегушек» (идея В.Ф.Шаталова). В ходе итогового повторения первоклассникам предлагается много заданий, примерно в 3 раза больше, чем может решить сильный ученик. Первоклассники могут выполнять любое задание . С одним решённым номером он подходит к учителю. После проверки правильное решение забирается, а неправильное — возвращается. На пересечении строки и столбца отмечается правильно выполненное задание. Выполнении этой самостоятельной работы исключается списывание, сильные ученики работают в своём темпе, у слабых учеников поддерживается интерес к самостоятельной деятельности.
Например, урок математики «Что узнали. Чему научились». Первоклассникам предлагается выполнять задания на с.100-101. После выполнения одного задания, ученик идёт на проверку. Результаты заносятся в таблицу успехов. При проведении этого приёма детям приходится несколько раз передвигаться по классу
Первоклассникам предлагаются карточки: хорошо читающим ученикам с текстами, остальным — со словами или предложениями. Можно также использовать материал учебников, распределяя по возможностям каждого первоклассника. Детям предлагается прочитать этот материал, ответить на вопросы «О чём я читал? Что я уже знал? А что узнал нового ?». Далее проводится работа в парах, в процессе которой ребята рассказывают друг другу о прочитанном.
При оценке себя на уроках чтения ученики могут использовать лесенку: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. Я буду здесь!
Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.
Использование игровых ситуаций . Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преод алению трудностей в самостоятельном усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
«Разложи по размерам»
На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
«Составь меню для Робина-Бобина-Барабека.»
Дети отлично знают персонажа произведения С. Маршака Робина-Бобина, который скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника». Наш Робин-Бобин добрый.
Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто из вас скорей узнает?
На плакате — фрукты, овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Примеры:
Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично фрукт или овощ, что им нравится, и в центре пишут ответ.
Первоклассники решают примеры, вписывают ответы в таблицу, затем получают шифр, в котором каждому числу соответствует определённая буква, из букв складываются слова.
Слабый ученик получает небольшую шифровку, чтобы создать ситуацию успеха и для него.
4. Е. В. Чанчикова. Приёмы организации самостоятельной работы по математике. Начальная школа. 2011 № 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени.
Рекомендация по организации самостоятельной работы дома 1 класс Эльконин- Давыдов
Рекомендации по организации самостоятельной работы по обучению грамоте.Самостоятельная работа дома осуществляется ребенком в зависимости от того, посещает регулярно он школу или болеет. Есть задания «.
Рекомендация по организации самостоятельной работы дома 1 класс Эльконин- Давыдов
Рекомендации по организации самостоятельной работы по обучению грамоте.Самостоятельная работа дома осуществляется ребенком в зависимости от того, посещает регулярно он школу или болеет. Есть задания «.
Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
Методическая статья с рекомендациями.
Организация самостоятельной работы над ошибками на уроках русского языка в начальных классах
Организация и алгоритм работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
презентация на тему ,, Памятки как приём организации самостоятельной учебной деятельности на уроках в начальной школе,,
презентация поможет педагогам в работе по данной теме.
Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования: выявить основные направления самостоятельной работы при изучении ху.
Источник
Организация совместной деятельности обучающихся на уроках в 1 классе
статья (1 класс) на тему
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Для этого необходимо использовать инструментарий организации совместной деятельности обучающихся. При правильной организации этой деятельности и обеспечении участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по организация совместной деятельности обучающихся на уроках в 1 классе | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной деятельности обучающихся на уроках в 1 классе
ГБОУ школа №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа» Приморского района Санкт-Петербурга
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета.
Решению этой задачи может способствовать использование групповой и парной работы в образовательном и воспитательном процессе.
Итак, цель работы: создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной школе.
Для реализации цели задачами учителя являются:
— обучать способам организации групп совместного взаимодействия;
— учить планировать и осуществлять деятельность во время учебного процесса;
— развивать коммуникативные умения: высказывать и отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника; договариваться и др.
— формировать адекватную самооценку и взаимооценку.
Всем нам хорошо известна притча, в которой говорится о том, «чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным». Мы должны научить ловить ту самую рыбу.
Уже с 1 класса я приучаю ребят оказывать помощь друг другу, использую ситуации, в которых проявляется их помощь одноклассникам. На этом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом. Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая.
Перед тем, как приступить к совместной работе в парах в первом классе, я провела в начале года диагностирование по методике Г.А. Цукерман «Рукавички» и выявила, кто с кем из детей сумел договориться в паре. Выполнение работы детей анализировалось по следующим уровням показателей:
1. высокий уровень – рукавички украшены одинаково и похожи;
2. средний уровень – сходство частичное;
3. низкий уровень – в условиях явно преобладают различия, нет сходства.
По завершению выполнения творческих работ обучающихся были получены следующие результаты. Выполнение работ варьируется на следующих уровнях: высокий уровень – три пары (6 чел.), средний – 9 пар (18 чел.), низкий – четыре пары (8 чел.).
Вывод: по результатам анализа коммуникативных умений по методике «Рукавички», выявлено, что у обучающихся следует проводить работу по развитию умений слушать и слышать друг друга, договариваться, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Работа в паре – это первая ступенька в групповой работе. На начальном этапе мы учимся выявлять успехи и неудачи в работе, стараемся сделать вывод о том как надо договариваться, создаем правила работы в паре. Они представлены на следующем слайде.
Правила работы в паре:
1. Говорим в полголоса.
2. Работаем вместе.
3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.
На последующих этапах мы тренируемся в применении этих правил. Как я применяю на уроках парную работу?
На уроках литературного чтения мы с детьми выработали критерии оценивания, которые показаны в таблице:
№ Критерии оценки 3 балла 2 балла 1 балл
1 Способ чтения целыми словами по слогам по буквам
2 Правильность чтения нет ошибок 1 – 2 ошибки 3 – 5 ошибок
В первое время по этим критериям оцениваем вместе с детьми. Затем оценивание проводят дети (коллективно), я высказываю свою точку зрения после их мнения. Когда дети научились оценивать чтение товарища по данным критериям, я предлагаю им выполнять эту работу в парах. Договариваемся о том, что дома все готовятся и прочитать хочется всем, а возможности выслушать всех на уроке у нас нет, и теперь, чтобы не было обид и успели прочитать все, мы эту работу будем выполнять в парах. Одного – двух учащихся, получивших наивысший балл, прошу прочитать слова, предложения или текст для всего класса. Это стимулирует остальных учеников читать лучше, чтобы и их спросили, а также проверяется работа ученика, выступавшего в роли учителя.
Также применяю работу в парах «сменного состава». Каждый учащийся получает карточку с заданием одного цвета, читает задание, разбирается в его смысле, затем выбирает себе партнёра с карточкой другого цвета, не такого, как у него, пересказывает ему содержание своей карточки, задает вопрос на понимание и уточнение содержания карточки, чтобы лучше понять, далее обменивается карточками с другими учащимися до тех пор, пока не узнает содержание всех цветов карточек.
При использовании данной методики учащиеся самостоятельно обучают друг друга решению задач разного уровня сложности. Учащиеся в процессе работы меняются парами в пределах своего ряда, на других уроках между рядами. Данная работа позволяет детям свободно перемещаться по классу. Они ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться.
На уроках русского языка применяю парную работу при проверке записи слов или списывании предложений по образцу. Провожу взаимопроверку в паре. Перед работой обязательно определяем критерии. С помощью зелёной ручки учащиеся проверяют работу друг друга по образцу (правильность, красота письма), исправляют ошибки по критериям и выставляют «оценку» в виде условного знака (определенный цвет или смайлик).
На уроках математики при проверке таблицы сложения, также осуществляется взаимопроверка в паре. С помощью условных значков (+/-) ученики оценивают друг друга, считая общее количество ошибок и записывая их внизу после работы.
Когда учащиеся научились работать в паре, начинаю организацию групповой работы с формирования групп. Группы формирую первое время сама, а затем и сами учащиеся. Количество человек в группе может быть различным (от 3 до 7 человек).
Как объединять детей в группы?
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставлю в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные мною группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5 — 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, ставлю перед ними задачу – научиться взаимодействовать со всеми одноклассниками, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
• Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
• Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
• Группа по желанию;
• Группа по теме работы;
• Группа по уровню сложности задания.
чтец – читает вслух;
секретарь – записывает от лица группы;
докладчик – рассказывает, что решила группа;
хронометрист – следит за временем;
сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении.
Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов.
Мы разработали правила, которые в процессе групповой работы формируют культуру общения учеников:
• Говори спокойно, ясно и только по делу.
• Говори по очереди.
• Слушай своих собеседников.
• Убедись, что в разговоре участвует каждый.
• Обращайся к товарищу по имени.
• Уважай мнение каждого участника группы.
На уроках литературного чтения применяю групповую работу во время чтения по ролям произведений. Класс делится на группы, распределяют роли, читают,– репетируют свои слова в группе, а затем группа показывает свою работу остальным ученикам.
После этого дети могут объединиться в группы по ролям, выявить «лучшего актера», собрать новую группу и снова показать «спектакль».
На уроках математике применяю групповую работу по проверке правил. (Назови компоненты при сложении или вычитании, как найти один из компонентов, расскажи правило. На сколько одно число больше или меньше другого и т.д.).
Применяю групповую работу на уроке технологии. Коллективно мы делали открытки для мам, корзинку с овощами.
На уроке окружающего мира я также применяю групповую работу, используя «Сингапурскую методику».
В начале (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на группы, каждая группа получает задание. Смысл заключается в следующем: дети, которые объединились в группы, рассказывают задания сначала соседу «по плечу», затем соседу «по лицу», который сидит напротив. Причем каждому необходимо проверить выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает группа, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решив.
Через 4 месяца после первого проведения диагностической работы «Рукавички», я повторила это мероприятие и выявила, кто с кем из детей к концу года научился договариваться. По завершению выполнения творческих работ обучающихся были получены следующие результаты. Выполнение работ варьируется на следующих уровнях: высокий уровень – 13 пар (26 чел.), средний – 3 пары (6 чел.), низкий – 0. Вывод: по результатам анализа коммуникативных умений по методике «Рукавички», выявлено, что у обучающихся зрительное внимание и мышление развиты хорошо, они научились договариваться.
Что формирует групповая и парная работа?
1. Уважительное отношение к мнению одноклассников.
2. Воспитание терпимости, открытости, тактичности, готовности прийти на помощь.
3. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации.
4. Усвоение механизмов эмоционально – волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно – нравственные и этические нормы.
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.
Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.
Закончить хотелось бы следующими строчками:
Источник