Способы организации детского коллектива

Статья «Организация детского коллектива»
статья по теме

Приоритетным является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности. Поэтому необходимо осознать особенности организации воспитательной работы по сплочению детского коллектива,убедиться, что только творческие подходы к активизации внеклассной деятельности могут дать положительные результаты.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_detskogo_kollektiva_statya.docx 25.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация детского коллектива»

А.С.Макаренко назвал первичным коллективом «такой коллектив ,члены которого находятся в постоянном, тесном, деловом и дружном общении друг с другом». В условиях школы таким коллективом является класс.

Главные задачи воспитателя по созданию и сплочению классного коллектива:

1)Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся;

2)Организация разнообразной учебной, общественно- полезной, творческой деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие ученика,

3)Формирование гражданских и организаторских качеств учащихся, развитие их самостоятельности, инициативы, индивидуальных склонностей и интересов.

Решаю эти задачи с помощью методики единства педагогических требований в классе. Формирование стереотипов правильного поведения немыслимо без единства требований со стороны всего педагогического коллектива школы, а в классе – без тех педагогов, которые там работают.

Единые требования — это расшифрованные «Правила для учащихся» во всех сферах жизни и деятельности: требования к организации учебной деятельности ,требования к организации самообслуживающего труда, требования к культуре поведения, к внешнему виду учащегося, привитие навыков личной гигиены.

Работа по предъявлению единых требований ведется в двух направлениях:

  1. Разъяснение учащимся правил.
  2. Приучение учащихся к практическому выполнению правил.

В этом заключается повседневная работа воспитателя с 1-дополнительного- по 4- класс.

Формирую навыки самообслуживающего труда с помощью таких приемов, как объяснение, практический показ, даю детям возможность овладеть полезными трудовыми и организаторскими умениями и навыками через поручениями. За хорошо выполненную работу использую различные формы поощрения. После выполнения работы обязательно провожу разбор действий учащихся, вместе оцениваем результаты работы с учетом их мнения, инициативы, самостоятельности, успехов, ошибок.

Это необходимое условие успешности самообслуживающего труда, а также одно из условий формирования организаторских качеств учащихся, их самостоятельности. Активность детей проявляется тогда, когда дети сами могут придумать и предложить нужное, интересное дело сами и осуществить его с помощью педагогов.

Важным методом в организации, сплочении и развитии классного коллектива является соревнование. Дети с большой заинтересованностью овладевают техникой его организации. В каких бы сферах жизнедеятельности классного коллектива оно ни организовывалось, всегда присутствуют элементы состязательности, борьба за первенство, за достижение успеха. В течение дня ребята получают индивидуальные поручения:

—выполнить обязанности старосты;

—провести подвижную игру и др.

По итогам выполненных поручений дети получают флажок — молодец –красный, старайся- синий. Такое участие в управлении делами класса, развитие активности воспитывают готовность ребят к участию в ученическом самоуправлении.

Опыт организаторской деятельности в коллективе необходим каждому. Решать эту проблему мне приходится с помощью поручений (1доп.-1класс) и постепенно усложнять к 2-4 классам, где на классном собрании избираются староста и другие члены актива класса, у которых должно быть развито чувство товарищества, борьбы за честь своего коллектива, за создание в нем благоприятного морально — психологического климата.

Я изучаю развитие классного коллектива, используя в своей работе методы педагогической диагностики, без которой невозможно организовать целенаправленный процесс развития коллектива в целом. Это микропрактикум «С кем ты сядешь?», социометрический метод для определения эмоционально- психического состояния « С кем бы ты хотел дружить, пошел играть в футбол». А также методику Н. П. Капустина для определения уровня воспитанности каждого учащегося и коллектива в целом. Это сформированность важнейших качеств личности учащихся: отношение к коллективу, к труду, культуре, к себе. В целом система сочетания самооценки с оценкой позволяют самому ученику корректировать процессы самопознания, вызывает у них желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности каждого ученика и классного коллектива в целом.

Я обсуждаю результаты уровня воспитанности с самим учеником в доверительной беседе, а в отдельных случаях и на классном собрании, учитываю их индивидуальные особенности.

Классное собрание, при условии тщательной подготовки и систематического проведения, помогает постепенно привлекать к активному участию в управлении делами своего коллектива не только выборный актив, но практически всех учащихся.

Разработка и внедрение в жизнь единых требований, развития коллективного самоуправления, если их применять в тесном единстве, приносит практический успех ученикам и воспитывает у них наиболее ценные качества: коллективизм, ответственность, самостоятельность.

Я постоянно анализирую свою работу, помня, что в воспитательной работе нет мелочей, всегда ищу истинные причины поступков ребят.

Стараюсь своевременно оказать педагогическую поддержку каждому, советуюсь с ними. Для этого использую такую форму работы, как тематические и ситуационный классный часы, с помощью которых обсуждаю те или иные возникшие вопросы для коррекции поведения учащихся.

И мне как педагогу необходимо направлять воспитательную работу на пользу коллектива, каждого из воспитанников, осуществлять постоянную заботу о своих питомцах, которые сумеют, я надеюсь, правильно организовать свою жизнь в будущем.

Источник

Консультация «Организация детского коллектива»

Елена Михеева
Консультация «Организация детского коллектива»

Собственно, речь пойдет о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.

Все это стало классикой отечественной педагогики, и обо всем этом написано в книгах Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского и современных специалистов по коллективному воспитанию.

Важным условием, ведущим к успеху в воспитательной работе, является умение педагога организовать детский коллектив. Одной из задач воспитателя, как организатора является поддержание в коллективе хорошей дисциплины. Можно добиться хорошей дисциплины, «муштруя» детей и порицая их за плохое поведение. Но таким образом не добиться осознанного поведения детей и умения оценивать себя как части коллектива, общества.

Размышляя над этой проблемой, я выделила несколько принципов, на которые я опираюсь и которые помогают мне организовать детский коллектив.

1. Правила для дошколят – не предмет для нравоучений, а средство для организации детей.

2. Дети всегда хотят играть. Дети любят соревноваться.

3. Чтобы коллектив был дружным – создаю добрые традиции.

4. Доверяю ребятам ответственное поручение, помоги ему – и он станет твоим незаменимым помощником.

5. Дети балуются, когда не знают, чем себя занять. Во всеоружии – всегда имею под рукой интересную игру.

1. Знакомить детей с правилами в раздевал, спальне, за столом, на лестничном марше, улице, вовремя различных игр в группе и т. д. начиная с группы раннего возраста. Согласно возрастных особенностей детей. Дети лучше воспринимают правила, если они облечены в стихотворную форму. А если они произносятся хором и сопровождаются движениями, то воспринимаются детьми, как игра и помогают в дальнейшем выработать устойчивую модель поведения. Вот некоторые правила,которые мы сочинили вместе с детьми:

Колокольчики звенят (похожее движение руки,

Быть внимательными велит (руки к груди, потом ладошками вперед).

На прогулку собираюсь,

Быстро очень собираюсь.

Не зеваю, — ведь меня

Ждут уже давно друзья!

(произносится как речевка, можно маршировать)

Когда я одеваюсь на разговоры не отвлекаюсь.

Мы с тобой идем гулять,

Будем весело играть,

Никого не обижать.

За столом мы не шумим (указательный палец у губ,

Аккуратно мы едим (движение «ложкой»,

Все тарелки (руки «держат тарелку»)

и стаканы (ладошки сближаются)

Чисто убираем сами (ладошки «держат поднос»).

Дети любят играть и соревноваться. Соревнование можно использовать не только в организованной деятельности, но и для организации самостоятельной деятельности детей. Группе создаются постоянные микро коллективы. Это могут быть, умники и умницы или просто девочки и мальчики, экипажи корабля, Назначается дежурные. Отмечается «самый быстрый», «самый дружный», «самый аккуратный» Дети соревнуются между собой в дружном выполнении заданий. Помогает быстро навести порядок в группе, построиться парами, переодеться на прогулку и т. д. Выдаются жетоны или смайлики или наклейки. В конце дня или недели подсчитывается количество поощрений и выдается награда значок («медаль», которую можно унести домой и показать родителям.

3. Традиции коллектива очень важны для создания атмосферы дружбы, товарищества и взаимопомощи. Вот какие традиции созданы в нашей группе.

«Говорим спасибо». Мы стараемся как можно чаще говорить слово «Спасибо». Например, говорим дружное «спасибо» товарищам за полезные дела.

В раздевалке можно вывешивать слова благодарности ребятам и родителям, которые сделали добрые дела для группы.Например: «Спасибо Ване за новую игру», «Благодарим маму Сони и папу Миши за снежный городок» и т. д. В конце полугодия вручаем грамоты родителям и детям на родительском собрании.

«Творческий сюрприз». Готовим театрализованную деятельность, читаем стихи. Выступаем на родительских собраниях и различных Литературных вечерах. Делаем поделки и оформляем выставку, где их может посмотреть каждый.

«Минутка поздравлений». Поздравляем именинника, играем в хороводную игру «Испекли мы каравай», говорим добрые слова имениннику. Именинник угощает всех сладостями.

Доверяю детям выполнение различных поручений. Дежурство в группе, раздевалке, накрыть столы на обед, вынести журнал и т. д. Система дежурств может быть разная – парами, а может и быть просто поручениями. Главное не просто поручить ребенку какое-то задание, но и дать ему возможность оценить свою работу и рассказать, как проходило дежурство. Например, дежурный– главный помощник воспитателя. Может провести посильную игру, кого можно похвалить, а кому то сделать замечание. Такая работа помогает выработать у детей осознанную модель поведения и сформировать общественную оценку своим поступкам.

5. Каждому воспитателю необходимо всегда иметь под рукой набор всевозможных игр. Например, произошел сбой в режиме – отменили какое-либо занятие кружка или на улице дождь и нельзя пойти гулять. В этом случае мне помогает картотека игр. Пальчиковые игры, Простые задачи, Веселая математика, Хорошие манеры, Упражнения для релаксации, Скороговорки, 4. Подвижные игры разных народов, Сюжетно ролевые игры, картотека бесед для нравственного воспитания детей, дыхательные гимнастики, картотека речевых игр.

Использую настольные игры дидактические пособия группы.

Игра – самый органичный способ развития и воспитания ребенка. Она способствует оптимизации личностного развития детей. И каждый воспитатель должен уметь хорошо пользоваться этим средством воспитания.

Учебно-воспитательная работа в группе включает два вида тесно связанной между собой деятельности: самостоятельную деятельность ребенка и деятельность, которую полностью организует и проводит педагог.

Организация детского коллектива – увлекательная и трудная работа. Чем больше приемов, форм и методов освоит педагог, тем легче ему будет управлять детским коллективом.

Источник

Методы сплочения детского коллектива (из опыта работы)

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

Очень часто перед классными руководителями встаёт вопрос: как работать с детьми, чтобы избежать конфликтов в классах.

Познакомившись с понятием «буллинг», мы узнали, что не всякая ссора может быть буллингом. От драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов. В ситуации буллинга сохраняется постоянная враждебность, возникает длительный конфликт, чаще всего по отношению к отдельному ребёнку. Однако не каждый конфликт может создать условия для возникновения буллинга.

Работая классными руководителями, мы видим, что чаще всего коллектив в классе слабо выражен, практически незаметен. Поэтому мы обратилась к теме сплочения классного коллектива.

Очень часто в классе учатся дети разные по развитию, социальному статусу. Есть дети из неполных семей, из семей, где у родителей нет возможности или желания больше уделять внимания своим детям. В таких классах чаще всего можно столкнуться с проблемой буллинга. Мальчики чаще всего очень неспокойные, большинство стремится к лидерству, не умеет проигрывать, уступать, возникает много конфликтных ситуаций. Основным направлением в сплочении детского коллектива мы считаем создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтов в классе.

Основной формой работы классного руководителя с детьми является классный час, который мы проводим в игровой форме. Для младших школьников игра — это один из любимых видов деятельности. На каждом классном часе и каждый день мы уделяем внимание развитию дружеских отношений в детском коллективе, взаимовыручке, сплочению детского коллектива.

Много классных часов было посвящено вопросам дружбы: «Дружба – это…», «Нарисуй подарок другу», «Если другу плохо?»; общению: «Учимся общаться», «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Поговорим о толерантности», «Причины обид: кто такие эгоисты», «Я среди людей, люди вокруг меня»; вежливости.

Очень часто в своей работе мы используем упражнения, направленные на сплочение детского коллектива. Это могут быть интерактивные игры (игры на взаимодействие).

На классных часах используем групповую и парную работу, учим детей доверять друг другу. Работа на занятиях в парах сменного состава дает шанс детям больше узнать друг о друге.

Помогают ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему упражнения на развитие доверия, такие как «Слепой и поводырь», «Прогулка с компасом» и др.

Улучшить взаимоотношения в классном коллективе помогают игры, предполагающие работу в команде: «Встаньте в круг», «Постройтесь по росту», «Счет до десяти», «Печатная машинка» и др.

Наиболее сложными являются игры, предполагающие коллективное решение задач.

Очень важное качество для ребят — умение работать в группе, использовать способности каждого. Такое взаимодействие является лучшим для решения творческих задач. В ходе такой работы дети учатся уважать друг друга, прислушиваться к мнению своих одноклассников.

Примерами групповых игр могут быть: «Переход через болото», Упражнение «Построимся», «Квадрат» и др.
После нескольких игр на сплочение, можно увидеть, что в классе сократится число ссор между ребятами, они чаще станут помогать друг другу, появятся улыбки на их лицах.

В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).

Психологическое состояние каждого учащегося в классе зависит от того, насколько дружен классный коллектив. От того, насколько сплочены ребята в классе, зависит качество усвоения учебного материала детьми, эффективность работы учителя с классом и формирование личности каждого из учащихся. В создании дружного коллектива главная роль, конечно, принадлежит классному руководителю. Детский коллектив формируется ежедневно, это очень кропотливая и важная работа. Именно авторитет учителя, особенно для младших школьников, играет большую роль.

Коллектив — это не просто группа людей, не зависимо от возраста, как детей, так и взрослых, а это люди, объединённые какими-то целями, задачами, желающие достичь результата в развитии интересующего их дела.

На наш взгляд, цель классного руководителя: оказать помощь ребёнку в выстраивании и поддержке приемлемых отношений с учителями и одноклассниками, Этому способствует создание таких ситуаций, когда дети могут высказать свою точку зрения, не боясь осуждения, поддержать товарища, почувствовать себя полезным в общем деле, раскрыть свои способности. Формы и методы работы: беседа, обсуждение ситуаций, соревнование, групповая работа, поиск положительных и негативных примеров в литературных произведениях.

Школьные традиции тоже важны в сплочении детского коллектива. К ним относятся привычные формы коллективной жизни, включающие нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции способствуют выработке общих для всех норм поведения, способствуют коллективным переживаниям, украшают жизнь класса.

Можно выделить традиции большие и малые. К большим традициям относятся яркие массовые события, требующие подготовки, и, проведение которых способствует воспитанию чувства гордости за свой класс, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые – это будничные, повседневные традиции, играющие не менее важную роль в воспитании. Они помогают придерживаться установленного порядка, вырабатывают устойчивые привычки поведения.

Традициями для наших учеников является участие в школьных и классных мероприятиях. В школьных мероприятиях может проявить себя лишь небольшая группа активных ребят, а в классе могут раскрыться и тихие, и застенчивые, и подвижные непоседы. В наших классных коллективах существуют следующие традиции:

— все учащиеся класса участвуют в подготовке и проведении классных часов на различные темы;

— в классах ежегодно проводятся праздники, посвящённые новому году, 23 февраля, 8 марта, ребята участвуют в различных соревнованиях, посвящённых календарным праздникам;

— существует традиция празднования дней рождения учеников, когда имениннику дарят подарки, сделанные своими руками, и каждый из одноклассников может сказать свои пожелания, а именинник угостить ребят;

— в классах организуется дежурство, распределяются поручения, дети участвуют в подготовке к различным мероприятиям. Регулярно выбирается командир класса и ответственный в каждой группе при групповых видах работы. Причём в каждой группе есть дети разные по характеру и способностям.

На классных часах детьми составляются правила дружбы.

Сплочению коллектива способствует организация проектной деятельности на уроках и во время внеурочных занятий. Детям нравятся коллективные работы, совместные экскурсии. Совместный поход в музей заряжает положительными эмоциями класс, даёт множество тем для обсуждения.

Форм и методов работы по сплочению классных коллективов много. Но каждый новый рабочий день ставит перед учителем не только учебные, но и свои воспитательные задачи. Очень важно в повседневной суете не упустить, заметить, приласкать, поддержать, дать правильный совет, помирить, не дать разгореться конфликту. Каждому классному руководителю необходимо прежде всего развивать в себе качества, помогающие в сплочении детского коллектива.

В настоящее время формирование детского коллектива на наш взгляд надо строить, опираясь на убеждение: «Мы разные, но мы вместе, и у нас общая цель».

Список литературы

1. Емельянова И.С. Роль праздников в воспитании детей: Классное руководство / И.С.Емельянова // Классный руководитель. – 2008. – №5. – c.23-26.

2. Кокина Э.Н. Папка классного руководителя: Обязанности классного руководителя. Данные об учащихся. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом. Годовой план работы по направлениям. Оперативное планирование. Отчетные и аналитические материалы. Приложения: Протоколы / Э.Н.Кокина // Классный руководитель. – 2008. – №2. – c.38-47.

3. Колодкина С.И. Папка «В помощь классному руководителю»: Организация работы классного руководителя. Различные формы работы с детьми. Календарь знаменательных дат. Заповеди класса. Методические советы и рекомендации по работе с родителями. Примерный план характеристики учащегося. Анализ деятельности классного руководителя. Анкетирование школьников. Полезно знать. / С.И.Колодкина // Классный руководитель. – 2008. – №3. – c.5-22.

4. Миновская О.В. Организация работы классного руководителя: Документальное обеспечение воспитательного процесса в классе / О.В.Миновская // Классный руководитель. – 2008. – №2. – c.32-37.

5. Профилактика школьного буллинга – технологии работы: методические рекомендации по профилактике буллинга в образовательных организациях для учителей / авт.-сост. Н.М.Кий. – Белгород: БелИРО, типография «Графит» 2017. – с. 4-6.

Источник

Читайте также:  Термин способ содержания должностных лиц
Оцените статью
Разные способы