Способы организации детей во время обучения движениям
В процессе обучения детей основным движениям возможно использовать различные способы их организации.
Наиболее популярным способом является фронтальный способ обучения, при котором все дети одновременно выполняют одно и то же движение (упражнение) под руководством логопеда. Его использование обеспечивает высокую моторную плотность занятия, повышение физической нагрузки, способствует закреплению двигательных навыков и коллективному выполнению упражнения. Однако, при таком способе обучения затруднителен индивидуальный подход к детям, поэтому наилучшим этапом для использования этого способа является этап первоначального разучивания.
Групповой способ используется на всех этапах формирования двигательного навыка и состоит в том, что логопед распределяет всех детей на подгруппы (2-4), каждая из которых выполняет отдельное задание. При этом подгруппы могут меняться местами по мере формирования двигательного навыка. Этот способ позволяет сохранить высокую моторную плотность занятия, повысить двигательную активность детей, предоставляет возможность упражняться в нескольких видах движений и проводить индивидуальную работу с детьми. Недостатками использования этого способа являются затруднения при контроле за качеством выполнения движения, при оказании помощи детям. Используется на 2 и 3 этапе формирования движений.
Индивидуальный способ формирования двигательных навыков позволяет каждому ребенку выполнять движение индивидуально при условии наблюдения за качеством его выполнения со стороны логопеда. При этом развивается точность и самостоятельность выполнения двигательного действия, но снижается моторная плотность занятия. Этот способ используется в тех случаях, когда необходимо совершенствовать технику выполнения движения и закрепить полученный двигательный навык (на 3 этапе).
Отработка качества движений происходит и при выполнении движений посменным способом. В этом случае дети выполняют упражнение сменами по нескольку человек одновременно, остальные при этом наблюдают и оценивают качество выполнения движений. Такой способ эффективно использовать на этапе углубленного разучивания движения (2 этап).
Поточный способ позволяет активизировать основные физические качества при выполнении основных движений: быстроту, ловкость, силу, выносливость, ориентировку в пространстве и коллективе. Такая организация детей позволяет всем детям выполнять одно и то же движение (упражнение) по очереди, друг за другом, непрерывно. Затруднительным в этом случае является исправление неточностей двигательного действия. Данный способ используется при достаточном уровне сформированности двигательного навыка (на 2 и 3 этапах).
С целью эффективной организации детей с нарушениями речи во время формирования основных двигательных навыков необходимо сочетать все имеющиеся в арсенале логопеда и логоритмиста способы, уделяя особое внимание индивидуальному и групповому способам. Это связано с многообразием недостатков в формировании моторных функций у детей с различными речевыми нарушениями. В ряде случаев необходимо сформировать подгруппы по степени нарушения моторных функций, что позволит в одних случаях (при более тяжелой степени нарушения) работать над формированием самих двигательных действий и увязкой их в целостное движение, а в других (при менее выраженных нарушениях) — обратить внимание на качественную сторону выполнения того или иного движения.
При формировании двигательных навыков выполнения основных движений необходимо соблюдение следующих методических требований:
1. соблюдению этапов формирования движения;
2. использованию различных методов формировании двигательного навыка;
3. способам организации детей во время формирования двигательного навыка;
4. соблюдению правил и требований к технике выполнения различных видов основных движений (к которым относится пространственная характеристика движения (исходное положение, траектория выполнения движения, в т.ч. используемые построения и перестроения);
5. учет временных, ритмических и динамических характеристик движения (выполнение движения в заданном темпе, в соответствии с темпом, ритмом и характером заданной музыки).
При формировании основных движений у детей с нарушениями речи могут отмечаться следующие недостатки:
• широко расставляют ноги (от средней линии траектории движений);
• не соблюдают расстояние между идущими/бегущими, отмечается замедленный или ускоренный темп выполнения движений, нарушение одновременности их выполнения (ввиду нарушения темпо-ритмической организации движений);
• раскачиваются и отклоняются от средней линии траектории движений, ввиду нарушений равновесия, демонстрируют неустойчивость в ходьбе и беге;
• отмечается нарушение координации в работе нижних и верхних конечностей;
• затрудняются в пространственной (предметной, коллективной) ориентировке движения;
• не владеют навыками переключения с одного движения на другое;
• не владеют навыком выполнения движения.
Вопросы для собеседования
1. Этапы формирования двигательных умений и навыков.
2. Стадии формирования двигательных навыков.
3. Способы организации детей на логоритмических занятиях.
4. Методы формирования двигательных умений и навыков.
Источник
Способы организации детей во время обучения движениям.
Способ организации | Характеристика способа | Положительные стороны способа | Недостатки способа |
Фронтальный способ | Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или одновременно — разные движения под руководством воспитателя | Обеспечивает высокую моторную плотность занятия Обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения; воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Дети приучаются коллективно выполнять упражнения. | Затрудненность индивидуального подхода |
Групповой способ | Воспитатель распределяет детей на несколько подгрупп (по 2—4), и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. Применяется на этапе совершенствования уже приобретенных двигательных навыков | Сохраняется высокая моторная плотность занятия. Повышается двигательная активность детей. Воспитываются умение самостоятельно выполнять задания, ответственность, сдержанность. Повышается физическая нагрузка. | Ограниченность возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений, оказывать им помощь, поправлять их ошибки |
Индивидуаль-ный способ | Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуально, воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие рекомендации. Остальные дети наблюдают за исполнителем и оценивают движения | Есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми. Достигается воспитание качества, точности двигательного действия. | Низкая моторная плотность занятия |
Посменный способ | Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают. | Обеспечивается отработка качества движений Индивидуальный подход к детям. | Низкая моторная плотность занятия |
Поточный способ | Все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для осуществления большой повторности упражнения могут быть организованы 2—3 потока. Разновидность поточного способа — круговое («станционное») выполнение упражнений: ребенок, передвигаясь как бы по кругу и переходя от одной «станции» к другой, выполняет без перерыва серию упражнений | Обеспечивается высокая моторная плотность занятия Достигается воспитание у детей физических качеств — быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве | Трудность качественной оценки движения, исправления неточности двигательного действия |
Относительно начала занятий в том или ином виде спорта существуют самые противоречивые мнения. С одной стороны, наблюдается явное «омоложение» отдельных видов спорта. Нередко юноши и девушки показывают результаты, превышающие мировые рекорды. С другой стороны, значительно возросло число «старых» спортсменов, активно участвующих в крупных соревнованиях. Спортивные успехи в детском и юношеском возрасте не всегда залог высоких достижений в зрелые годы. По мнению В.И. Чудинова (1978), существует некая константа начала специализации, стажа тренировок и возрастных зон максимальных достижений в разных видах спорта.
Нужна ли вообще ранняя спортивная специализация? Нередко спортсмены достигают успеха, хотя занялись спортом не совсем рано. Специалисты разделились во взглядах. Одни считают, что для достижения высоких результатов подростки должны специализироваться также как и взрослые; другие полагают, что нужно не спешить специализироваться в конкретном виде спорта, а пораньше прививать специальные навыки; третьи отрицают необходимость ранней спортивной специализации. Но почти все сходятся в одном: в необходимости максимальных тренировочных нагрузок.
Как считают некоторые специалисты, ранняя спортивная специализация не является необходимой хотя бы потому, что моторика ребенка созревает лишь к 12-13 годам. Но имеются и противоположные мнения: среди медалисток олимпийских игр за период 1948-1968 г.г. лишь 40% приступили к занятиям спортом после 14 лет (15-19 лет), 15% — в возрасте 5-9 лет, а 45% в возрасте 10-14 лет (Z. Chourbagi, 1972). Еще двадцать лет назад лучшие представители спортивной гимнастики (мужчины) начинали заниматься в 11-14 лет, теперь же считают, что начинать надо в 5-7 лет. Чтобы не происходило утечки талантов для большого спорта, А. А. Гужаловсжий (1976) рекомендует (конечно, весьма условно) следующие возрастные периоды начала занятий:
— сложно координационные виды спорта (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.) около 7лет;
— скоростно-силовые виды спорта (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и др.) — около 9 лет;
— виды спорта «на выносливость» (плавание, лыжный, конькобежный, гребной и велосипедный) — около 10 лет;
— игровые виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол, теннис и др.) — 8-12 лет; тяжёлая атлетика, борьба, бокс — не ранее 14 лет.
Есть и такое мнение: нужна не ранняя специализация в конкретном виде спорта, а просто тренировка для создания базы моторики подростка.
Источник
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Дошкольное образование. Разное
- Способы организации детей для выполнения физических упражнений
Способы организации детей для выполнения физических упражнений
Способы организации детей для выполнения физических упражнений
Бойко Марта Александровна,
воспитатель ГБОУ начальная школа-детский сад №687
Центрального района Санкт-Петербурга
«Центр реабилитации ребенка»
Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма – одна из основных задач современного общества. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способности успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении и семье. Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка.
Успешное решение учебно-воспитательных задач и повышение двигательной активности во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии.
1.Рациональный выбор организации детей для решения задач физического воспитания:
а) Учет уровня сформированности двигательного навыка, физических возможностей детей.
б) Обеспечение безопасности детей, возможности страховки.
в) Учет условий и оборудования детского сада.
г) Учет подготовки самого воспитателя.
д) Учет возрастных особенностей детей.
е) В зависимости от сложности самого физического упражнения.
Вывод: воспитатель для каждого физического занятия выбирает нужный способ организации.
2.Характеристика способов организации.
Все дети выполняют одно и то же движение одновременно.
— постоянное взаимодействие воспитателя и детей;
— высокую двигательную активность;
— закрепление двигательных навыков.
— слабый контроль за качеством выполнения;
— затруднён индивидуальный подход к каждому ребенку.
Во всех возрастных группах во время выполнения упражнений, не требующих прямой страховки.
Каждый ребенок делает упражнение по очереди. Остальные дети активно наблюдают.
— строгий контроль за качеством выполнения воспитателем.
— маленькая двигательная активность детей.
Редко. Только в старшей группе при разучивании сложных физических упражнений, требующих страховки, на первом этапе разучивания.
Одна подгруппа детей (3-6 человек) выполняет упражнение, остальные наблюдают.
— высокий контроль за качеством выполнения.
— Двигательная активность невысокая.
Во всех возрастных группах при разучивании и ознакомлении с новыми упражнениями.
Дети без остановки друг за другом переходят от одного спортивного снаряда к другому, выполняя одно или несколько физических упражнений. Может быть организован в один или два потока по кругу.
— высокую двигательную активность;
— Затруднительно наблюдение за детьми и исправление у них ошибок.
Начиная со средней группы на этапе закрепления и совершенствования.
Группа делится на несколько подгрупп. Каждая подгруппа выполняет своё физическое упражнение. Через определенное время дети меняются.
— высокую двигательную активность;
— приобретение навыков самостоятельного выполнения упражнений.
— ограничены возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений, оказывать помощь, исправлять ошибки.
В старшем возрасте, когда повторяются уже разученные упражнения.
Использование разных способов организации детей на физкультурных занятиях помогает добиваться лучших результатов в усвоении движений.
Источник