Способы организации детей во время обучения движениям.
Способ организации | Характеристика способа | Положительные стороны способа | Недостатки способа |
Фронтальный способ | Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или одновременно — разные движения под руководством воспитателя | Обеспечивает высокую моторную плотность занятия Обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей в процессе обучения, облегчает руководство процессом обучения; воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ее деятельностью. Повышает физическую нагрузку. Способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Дети приучаются коллективно выполнять упражнения. | Затрудненность индивидуального подхода |
Групповой способ | Воспитатель распределяет детей на несколько подгрупп (по 2—4), и каждая подгруппа выполняет отдельное задание. Применяется на этапе совершенствования уже приобретенных двигательных навыков | Сохраняется высокая моторная плотность занятия. Повышается двигательная активность детей. Воспитываются умение самостоятельно выполнять задания, ответственность, сдержанность. Повышается физическая нагрузка. | Ограниченность возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений, оказывать им помощь, поправлять их ошибки |
Индивидуаль-ный способ | Каждый ребенок выполняет упражнение индивидуально, воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие рекомендации. Остальные дети наблюдают за исполнителем и оценивают движения | Есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми. Достигается воспитание качества, точности двигательного действия. | Низкая моторная плотность занятия |
Посменный способ | Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают. | Обеспечивается отработка качества движений Индивидуальный подход к детям. | Низкая моторная плотность занятия |
Поточный способ | Все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для осуществления большой повторности упражнения могут быть организованы 2—3 потока. Разновидность поточного способа — круговое («станционное») выполнение упражнений: ребенок, передвигаясь как бы по кругу и переходя от одной «станции» к другой, выполняет без перерыва серию упражнений | Обеспечивается высокая моторная плотность занятия Достигается воспитание у детей физических качеств — быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве | Трудность качественной оценки движения, исправления неточности двигательного действия |
Относительно начала занятий в том или ином виде спорта существуют самые противоречивые мнения. С одной стороны, наблюдается явное «омоложение» отдельных видов спорта. Нередко юноши и девушки показывают результаты, превышающие мировые рекорды. С другой стороны, значительно возросло число «старых» спортсменов, активно участвующих в крупных соревнованиях. Спортивные успехи в детском и юношеском возрасте не всегда залог высоких достижений в зрелые годы. По мнению В.И. Чудинова (1978), существует некая константа начала специализации, стажа тренировок и возрастных зон максимальных достижений в разных видах спорта.
Нужна ли вообще ранняя спортивная специализация? Нередко спортсмены достигают успеха, хотя занялись спортом не совсем рано. Специалисты разделились во взглядах. Одни считают, что для достижения высоких результатов подростки должны специализироваться также как и взрослые; другие полагают, что нужно не спешить специализироваться в конкретном виде спорта, а пораньше прививать специальные навыки; третьи отрицают необходимость ранней спортивной специализации. Но почти все сходятся в одном: в необходимости максимальных тренировочных нагрузок.
Как считают некоторые специалисты, ранняя спортивная специализация не является необходимой хотя бы потому, что моторика ребенка созревает лишь к 12-13 годам. Но имеются и противоположные мнения: среди медалисток олимпийских игр за период 1948-1968 г.г. лишь 40% приступили к занятиям спортом после 14 лет (15-19 лет), 15% — в возрасте 5-9 лет, а 45% в возрасте 10-14 лет (Z. Chourbagi, 1972). Еще двадцать лет назад лучшие представители спортивной гимнастики (мужчины) начинали заниматься в 11-14 лет, теперь же считают, что начинать надо в 5-7 лет. Чтобы не происходило утечки талантов для большого спорта, А. А. Гужаловсжий (1976) рекомендует (конечно, весьма условно) следующие возрастные периоды начала занятий:
— сложно координационные виды спорта (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.) около 7лет;
— скоростно-силовые виды спорта (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и др.) — около 9 лет;
— виды спорта «на выносливость» (плавание, лыжный, конькобежный, гребной и велосипедный) — около 10 лет;
— игровые виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол, теннис и др.) — 8-12 лет; тяжёлая атлетика, борьба, бокс — не ранее 14 лет.
Есть и такое мнение: нужна не ранняя специализация в конкретном виде спорта, а просто тренировка для создания базы моторики подростка.
Источник
Способы организации детей в процессе обучения движениям. Требования к их подбору.
Физическое воспитание детей в ДОУ и обучение их движениям состоит из следующих приемов:
Способ организации | Характеристика способа | Положительные стороны способа | Недостатки |
Фронтальный способ | Все дети одновременно выполняют одно и тоже упражнение или одновременно –разные движения под руководством воспитателя. | Обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Обесп. постоянное взаимодействие детей и воспитателя, повышает физическую нагрузку, способствует закреплению двигательных навыков, дети приучаются коллективно выполнять упражнения. | Затрудненность индивидуального подхода |
Групповой способ | Воспитатель распределяет детей на несколько видов подгрупп, каждая подгруппа выполняет отдельное занятие, после подгруппы меняются местами. Применяется на этапе совершенствования двигательных навыков | Сохраняется высокая моторная плотность занятия. Повышается двигательная активность детей. Дается возможность упражняться в нескольких видах движений. Повышается физическая нагрузка.. Есть возможность осуществлять индивидуальную работу с детьми. | Ограниченная возможность воспитателя контролировать выполнения упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки. |
Индивидуальный способ | Каждый ребенок выполняет движения индивидуально, воспитатель проверяет качество и дает соответствующие указания, остальные дети наблюдают за исполнителем и оценивают движения. | Достигается воспитание качества, точности, двигательной деятельности. | Низкая моторная плотность занятия. |
Посменный способ | Дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают и оценивают. | Обеспечивается отработка качества движений. Индивидуальный подход к детям. | Низкая моторная плотность занятий. |
Поточный способ | Все дети делают одно и тоже упражнение по очереди, друг за другом непрерывно – поточно. | Обеспечивается высокая моторная плотность занятия. Достигается у детей воспитание физических качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, ориентировки в пространстве. | Трудность качественной оценки движения, исправления неточностей двигательного действия. |
Вопрос №10
Строевые упражнения и их характеристика.
Строевые упражнения — неотъемлемая часть каждого занятия.
С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у детей воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.
Строй – установленное размещение занимающихся, для совместных действий.
Сомкнутый строй— строй в котором, занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.
Разомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
Шеренга— строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.
Фланги – правая и левая оконечности строя.
Интервал – расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге)
Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне)
Направляющий – занимающийся, идущий первым в колонне.
Замыкающий – занимающийся, идущий в колонне последним.
Размыкание – способ увеличения интервала и дистанции строя.
Смыкание— приемы уплотнения разомкнутого круга.
Методика обучения строевым упражнениям в младшей группе и средней группе.
Строятся в одну шеренгу: по зрительными ориентирам (оказывает помощь воспитатель) педагог выходит на середину и отдает распоряжение «повернулись все ко мне.»
В колонну: по зрительным ориентирам, из шеренги (воспитатель подходит к первому ребенку и поворачивает его к себе.)
В круг: по зрительным ориентирам; из шеренги предлагает взяться детям за руки, берет за руку первого ребенка и соединяет с последним;
В движении(воспитатель ведет колонну за собой постепенно срезает углы и образует круг); размыкаются и смыкаются шагами.
В колонну и шеренгу детей учат строиться по росту, более самостоятельно строится круг, появляются навыки перестроения в колонну 2-3 и за звеньевыми. Перестраиваться в колонну по 2-4 за звеньевыми, усложнение зрительного ориентира, размыкаться всеми способами.
Вопрос №12
Двигательная активность.
Двигательная активность — включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
Двигательная активность дошкольников состоит из:
— Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и физические упражнения в помещении и на прогулке выполняют организационно –оздоровительные задачи;
-Физкультминутка, двигательная разминка снимает утомление детей и повышают их умственную работоспособность
-на учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.
-неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
-кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей
-индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
-корректирующая гимнастика (назначается врачом)решает лечебно – профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.
Модель двигательной активности вариативна, содержание может корректироваться в зависимости от условий, направленности образовательного учреждения.
Самостоятельной двигательной активности всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка. В физкультурном уголке должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, гимнастические палки разной длины, скакалки, текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами, шнуры – растяжки, мишень для метания
Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками
Вопрос №13
Ходьба – это вид двигательной активности человека и животных, обеспечивающий активное передвижение в пространстве по твердой поверхности.
Виды ходьбы: -обычная ходьба, — ходьба на носках, на пятках, — ходьба с высоким подниманием колена, — ходьба широким шагом, — ходьба приставными шагами (прямо и боком), — ходьба перекатом с пятки на носок, — ходьба в полуприседе и приседе, — ходьба выпадами, — ходьба скрестным шагом, — гимнастическая ходьба. Определяющим условием формирования ходьбы является обучение. Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.
Методика обучения ходьбе:
Возраст | Особенности выполнения движения детьми | Программные требования | Педагогические требования при обучении движении |
Младший дошкольный возраст | — Нет согласованности движений рук и ног; — Не сформирована ступня – дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд; — Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй; — При ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив; — Плохо используется пространство зала | — Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; — Учить ходить с высоким подниманием колен; — Учить перешагивать через предметы; — Учить ориентировке в пространстве | — Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено); — При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги; — Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы |
Средний дошкольный возраст | — Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой; — Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд; — Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов; — В целом ходьба ещё недостаточно совершенна; — Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения | — Формировать правильную осанку; — Учить детей ходить по наклонной плоскости; — Знакомить детей с техникой приставного шага; — Учить координировать движения рук во время ходьбы | — Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок); — Следить за правильной осанкой; — Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д. |
Старший дошкольный возраст | — Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова – прямо); — В индивидуальных заданиях дети теряются | — Учить детей правильно дышать; — Учить детей энергично размахивать руками; — Отрабатывать легкость походки и координацию движения | — Обращать внимание на положения рук при ходьбе , на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка; — Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д. |
В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.). Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага. Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д. В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок, что способствует более энергичному отталкиванию от почвы. С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д. В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба: 1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата; 2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость; 3) ходьба приставным шагом; 4) с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.
Вопрос №14
Бег – это один из способов передвижения человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полета» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности в скелетных мышц и конечностей. Бег более быстрый способ передвижения. ВИДЫ БЕГА — бег на носках; — бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; — бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу; — бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.; — бег на ограниченной площади; — челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве; — бег наперегонки; врассыпную; — с увертыванием и ловлей. Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 2304 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник