Способы организации детей для обучения физическим упражнениям

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Способы организации детей для выполнения физических упражнений

Способы организации детей для выполнения физических упражнений

Способы организации детей для выполнения физических упражнений

Бойко Марта Александровна,
воспитатель ГБОУ начальная школа-детский сад №687
Центрального района Санкт-Петербурга
«Центр реабилитации ребенка»

Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма – одна из основных задач современного общества. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способности успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении и семье. Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка.

Успешное решение учебно-воспитательных задач и повышение двигательной активности во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии.

1.Рациональный выбор организации детей для решения задач физического воспитания:

а) Учет уровня сформированности двигательного навыка, физических возможностей детей.

б) Обеспечение безопасности детей, возможности страховки.

в) Учет условий и оборудования детского сада.

г) Учет подготовки самого воспитателя.

д) Учет возрастных особенностей детей.

е) В зависимости от сложности самого физического упражнения.

Вывод: воспитатель для каждого физического занятия выбирает нужный способ организации.

2.Характеристика способов организации.

Все дети выполняют одно и то же движение одновременно.

— постоянное взаимодействие воспитателя и детей;

— высокую двигательную активность;

— закрепление двигательных навыков.

— слабый контроль за качеством выполнения;

— затруднён индивидуальный подход к каждому ребенку.

Во всех возрастных группах во время выполнения упражнений, не требующих прямой страховки.

Каждый ребенок делает упражнение по очереди. Остальные дети активно наблюдают.

— строгий контроль за качеством выполнения воспитателем.

— маленькая двигательная активность детей.

Редко. Только в старшей группе при разучивании сложных физических упражнений, требующих страховки, на первом этапе разучивания.

Одна подгруппа детей (3-6 человек) выполняет упражнение, остальные наблюдают.

— высокий контроль за качеством выполнения.

— Двигательная активность невысокая.

Во всех возрастных группах при разучивании и ознакомлении с новыми упражнениями.

Дети без остановки друг за другом переходят от одного спортивного снаряда к другому, выполняя одно или несколько физических упражнений. Может быть организован в один или два потока по кругу.

— высокую двигательную активность;

— Затруднительно наблюдение за детьми и исправление у них ошибок.

Начиная со средней группы на этапе закрепления и совершенствования.

Группа делится на несколько подгрупп. Каждая подгруппа выполняет своё физическое упражнение. Через определенное время дети меняются.

— высокую двигательную активность;

— приобретение навыков самостоятельного выполнения упражнений.

— ограничены возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений, оказывать помощь, исправлять ошибки.

В старшем возрасте, когда повторяются уже разученные упражнения.

Использование разных способов организации детей на физкультурных занятиях помогает добиваться лучших результатов в усвоении движений.

Источник

Методы (способы) организации детей на физкультурном занятии для активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

К методам (способам) организации детей на физкультурном занятии относятся:

фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, посменный, круговой тренировки.

Читайте также:  Контекст как способ перевода

Фронтальный – это способ, при котором движение выполняется одновременно всей группой детей. Плотность занятия высокая, контроль за качеством выполнения движения сложен. Применяется во всех возрастных группах. Разнообразие выбора основных движений при этом ограничен. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми. Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Этот способ требует большой самостоятельности от детей и поэтому применяется в старшей и подготовительной к школе группах. Плотность занятия высокая, удобен контроль за качеством выполнения основных движений. Инструктор должен стоять так, чтобы дети были перед его глазами, чтобы ни одна группа не оказалась сбоку или сзади. Лучше располагать подгруппы буквой П.

Поточный – основные движения выполняются потоком, друг за другом. Когда один ребенок еще не закончил выполнение, а другой уже приступает к нему. Потоков может быть несколько 2-3. Плотность занятия при этом способе очень высокая, но контроль за качеством выполнения движения сложен, поэтому чаще используется на повторном материале. Применяется во всех возрастных группах. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений по кругу (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину). Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую — при их начальном разучивании. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет педагогу исправлять неточности двигательного действия — он следит за каждым ребенком и может дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать замечание. Вместе с тем применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков способствует совершенствованию психофизических качеств детей: быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве.

Читайте также:  Как солить красную икру сухим способом

Посменный способ, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и лазания и т.д.

В процессе занятий может быть использован индивидуальный способ, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет полученное задание под контролем педагога. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно может выполняться и индивидуально (по вызову воспитателя). Такой способ требует от взрослого особого внимания, адекватной организации детей, вовлечения всех в активное наблюдение и анализ правильности выполнения задания, готовности каждого ребенка по вызову воспитателя воспроизвести упражнения.

Метод круговой тренировки предполагает выполнение хорошо знакомых заданий (этап совершенствования) подгруппами, с учётом работы на разные группы мышц. Время выполнения, смена подгрупп, перерывы отдыха строго регламентированы.

Использование того или иного способа организации детей на занятии зависит от задач, поставленных воспитателем, условий, в которых проводится занятие, и необходимости рационального их осуществления. Наиболее целесообразно использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

Источник

Семинар для инструкторов по физкультуре «СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Содержимое разработки

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия на человека важное место занимает физическое воспитание. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания детей дошкольного возраста.

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.
Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.
Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.
Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Читайте также:  Способы составления схемы местности

Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.
Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений. Разновидностью поточного метода является поточно-дистанционный способ организации на занятии по физкультуре, который применяется на спортивных площадках, на стадионах, в минипоходах, где есть возможность использования охватить большую площадь для выполнения физических упражнений, дети не только выполняют задания друг за другом, но и преодолевают дистанцию. При этом способе организации необходимо следить за покрытием заданного расстояния и соблюдением техники безопасности.
При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят «станции» между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь. Существует индивидуальный способ организации, Когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

При выборе разнообразных способов организации на физкультурном занятии, их сочетание воспитателю необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определенными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.

А все разнообразие в проведении физкультурных занятий, творчество и грамотность педагога помогает развивать у дошкольников интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.

Источник

Оцените статью
Разные способы