Способы организации бухгалтерского управленческого учета

Содержание
  1. Управленческий учёт
  2. Что такое управленческий учет
  3. Для кого предназначена информация управленческого учета
  4. Чем оперирует управленческий учет
  5. Выбор оптимального метода управленческого учета
  6. Принципы управленческого учета
  7. Как построить управленческий учет
  8. Перспективы внедрения
  9. Постановка управленческого учета с нуля
  10. Постановка управленческого учета с нуля
  11. Организация управленческого учета на предприятии
  12. Методы составления управленческих отчетов на предприятии
  13. Этапы внедрения управленческого учета на предприятии
  14. Проведение анализа потребностей, диагностика бизнес-требований, описание существующей системы управления
  15. Определение целей деятельности компании, стратегии развития компании
  16. Описание бизнес-процессов компании
  17. Формирование требований к организационной структуре компании, финансовой структуре (определение различных ЦФО в рамках новой организационной структуре)
  18. Разработка методологии управленческого учета, модели учета, системы формирования управленческой отчетности, перечень и структура основных классификаторов.
  19. Разработка положения и стандарты по управленческому учету, учетную политику, систему контроля.
  20. Подготовить техническое задание на автоматизацию управленческого учета.
  21. Ошибки и проблемы при постановке управленческого учета

Управленческий учёт

Цель существования любого предприятия – максимальное получение прибыли при минимизированных затратах. Поэтому все виды деятельности на предприятии. Даже если они непосредственно не приносят дохода, направлены на достижение этой цели косвенным образом. Учет и отчетность несут, прежде всего информационные и управленческие функции, что влияет на систему планирования, контроля и анализа затрат, а значит, и на оптимизацию финансовых результатов функционирования фирмы.

Рассмотрим, что представляет собой управленческий учет, для каких целей он применяется, и в чем состоят нюансы его организации на предприятии.

Что такое управленческий учет

Управленческий учет изначально является частью бухучета, которая помогает держать под контролем информацию, касающуюся руководящего звена. В дальнейшем развитие этого направления выходит за рамки бухгалтерии, поскольку данные учета финансовых операций, которые уже свершились и зафиксированы в соответствующих документах, являются недостаточными для оперативного планирования и контроля управления бизнесом.

Для оперативного руководства любой организацией и особенно принятия финансовых решений нужно не только обладать всей полнотой информации, но и получать ее своевременно и систематически обновлять, то есть упорядочить этот процесс. Именно на это направлена система управленческого учета.

Управленческий учет можно определить как регламентированную систему всех процессов, затрагивающих управление организацией (выявление, анализ, оценка, регистрация, планирование, контроль и т.п.) путем использования возможностей учета и отчетности.

СПРАВКА! Результатом управленческого учета должна стать такая система получения информации, которая в любой момент времени дает полную картину относительно следующих позиций:

  • в каком финансовом состоянии находится предпринимательство;
  • какие средства можно использовать для повышения прибыли и минимизации затрат;
  • как именно распорядиться имеющимися в его расположении ресурсами.

Для кого предназначена информация управленческого учета

Информация, владение которой предоставляет возможности для управления организацией, не может быть общедоступной. Оперативное принятие решений, напрямую регламентирующих функционирование бизнес-структуры, доступно только руководящему звену. Поэтому основные адресаты данных, полученных в ходе управленческого учета – это:

  • непосредственное руководство различных уровней;
  • представители финансовых должностей в фирме;
  • некоторые внутренние пользователи.

В подавляющем большинстве случаев управленческая информация не предназначена для внешних контрагентов организации (партнеров, кредиторов, инвесторов, акционеров и т.п.). Часто она составляет понятие коммерческой тайны и охраняется от разглашения законом.

Чем оперирует управленческий учет

Предметом данного вида учета является система данных и возможных прогнозов. Требования к информации, которая должна явиться результатом такого учета, довольно строгие:

  • достаточность – данных, полученных ответственным лицом, должно хватать для принятия того или иного бизнес-решения;
  • краткость – излишний объем затрудняет процесс анализа и выбора оптимального пути;
  • оперативность – своевременность информирования даже важнее, нежели абсолютная точность данных (например, если речь идет о немедленных принятиях мер в случае убытка, то не так уж важно, 12 или 15% они составили, гораздо значимее то, что об этом факторе было сообщено вовремя);
  • достоверность – в отличие от точности, обязательное условие, так как судьбоносные для организации решения не должны строиться на ложных посылках и ошибочных данных.

Выбор оптимального метода управленческого учета

Каким образом организовать систему информирования, на каждом предприятии решается индивидуально. В отличие от финансового или бухгалтерского учета, закон не так жестко регламентирует процедуру управленческого анализа бизнес-процессов на предприятии.

Читайте также:  Способ работы проточного водонагревателя

Методы определяются задачами, которые ставятся перед управленческим учетом, главной из которых является определение себестоимости (для снижения затрат и одновременного повышения прибыли). Для этого можно выбирать из различных способов те, что наиболее подходят к особенностям функционирования данного предприятия и дают наиболее полную картину без излишних помех самой работе.

  1. Выяснение точки безубыточности ­– «выхода на ноль», после достижения которой доходы начнут превалировать над затратами.
  2. Планирование различных бюджетов – оптимальное распределение различных видов ресурсов, особенно финансовых.
  3. Расчет затрат на процессы – используется при производственных циклах, когда продукция большей частью однотипна и результат можно соотнести со временем работы.
  4. Позаказный метод – расчет проекта затрат, его удобно применять при единоразовых работах, когда работа не вписывается в уже существующие технологические линии.
  5. Попередельный метод – применяется на производствах, для которых характерны циклы (переделы) производственных процессов, каждый из которых можно анализировать отдельно.
  6. Нормативный учет расходов – устанавливается примерная (нормативная) норма себестоимости и рассчитывается предельно допустимый размер отклонений в одну и другую стороны (перерасход, растрата либо экономия, оптимизация).
  7. Инвентарно-индексный учет расходов – анализ данных инвентаризации на конец учетного периода.
  8. Директ-костинг – отделение накладных расходов от производственных при определении себестоимости.

ВАЖНО! Управленческий учет не тождественен бухгалтерскому и финансовому. Для полноты информации используются не только данные о денежном состоянии фирмы, но и различные факторы, не относящиеся напрямую к финансам, которые составляют лишь основную базу управленческого учета.

Принципы управленческого учета

Разработаны на основе опыта англо-американских и французских управленческих систем.

  1. Коммуникативность. Только общение на всех уровнях позволяет руководителям получать системную картину данных об организации.
  2. Релевантность. Руководство должно быть обеспечено информацией, соответствующей запросу, то есть данные должны отвечать актуальным потребностям управленческого звена.
  3. Анализ. Мало получить нужные данные, нужно их правильно интерпретировать и сделать выводы, то есть претворить информацию в конкретные управленческие решения, а также спргонозировать их возможные последствия.
  4. Доверительность. Поскольку управленческая информация представляет собой закрытые от широкого круга сведения, оперирование ею невозможно без определенного уровня доверительных отношений и защиты получаемых данных.

Как построить управленческий учет

Если компания в рамках повышения эффективности управления хочет внедрить у себя систему управленческого учета, ей придется пройти ряд последовательных этапов.

Начать придется с определения основы управленческих данных, то есть конкретной финансовой базы. В отечественных компаниях первичность управленческого учета – явление достаточно редкое, поэтому чаще всего его приходится строить на основе уже функционирующей системы финансового учета. В таких случаях необходимо:

  • четко констатировать текущую ситуацию (количество отчетов, их информативность, особенности аналитики, оперативность формирования информации и т.п.);
  • спрогнозировать планируемую организацию учета (отчеты по руководящим потребностям вместо типовых, изменение системы оценочных показателей, оптимизация информирования, оперирование не только прошлыми данными, но и прогнозами).

Перспективы внедрения

Система, доказавшая свою эффективность на предпринимательском уровне, может быть успешно реализована и на государственном. На современном этапе развития отечественного предпринимательства ее внедрение характерно лишь для крупных организаций, особенно с иностранным инвестированием. Затратность и неразработанность процесса внедрения управленческого учета иногда отпугивают средний и малый бизнес.

Тем не менее, система, доказавшая свою эффективность на предпринимательском уровне, может быть успешно реализована и на государственном. Для этого нужно решить ряд первичных задач:

  • разработка методологической базы управленческого учета;
  • регламентация основных правил и норм такого учета (по аналогии с бухгалтерским и финансовым);
  • утверждение нормативной законодательной базы;
  • популяризация этой формы учета для руководителей предприятий и государственное содействие в его внедрении.

Источник

Постановка управленческого учета с нуля

Автор: Юрий Мартынов Руководитель проектов 1С-WiseAdvice

Постановка управленческого учета с нуля

Автор: Юрий Мартынов
Руководитель проектов 1С-WiseAdvice

В условиях жесткой конкуренции и быстрых изменений внешней среды практически в каждой отрасли рынок заставляет взвешенно подходить к принятию управленческих решений. Задача по управлению компанией включает в себя управление персоналом, маркетингом, продажами, поставками и развитием компании.

По мере роста бизнеса собственникам/топ-менеджерам для выработки оптимального решения необходимо анализировать бόльшее количество информации. Для подготовки информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, может использоваться управленческий учет, так как финансы являются связующим звеном всех областей управления и все принятые решения находят свое отражения в финансовом результате деятельности компании.

Читайте также:  Рудники россии по добыче руды подземным способом список

Управленческий учет подразумевает под собой систему правил сбора информации и методик ее интерпретации, используемых для обеспечения руководства компании (или других пользователей управленческих отчетов) максимально полными данными, необходимых для оптимального управления компанией.

Управленческий учет может состоять из различных модулей:

  1. Формирование управленческой отчетности
  2. Бюджетирование
  3. Казначейство
  4. Международный учет

Организация управленческого учета на предприятии

При формировании методологии управленческого учета с нуля необходимо исходить из того, какой объем информации достаточен руководителям компании для выработки управленческих решений. Структура отчетов и состав показателей, характеризующих состояние компании, определяется конкретными задачами, стоящими перед пользователями отчетности.

На первом этапе, компания для ведения управленческого учета может использовать только «3 основных отчета»:

  1. Отчет по прибылям и убыткам (финансовый результат, P&L)
    Позволяет оценить финансовый результат деятельности компании за отчетный период. Структура доходов и расходов определяется необходимой степенью детализации. Используется не только по компании в целом, но по отдельным ЦФУ (центры финансового учета – сегменты бизнеса, проекты, организационная структура) для анализа эффективности их деятельности.
  2. Движение денег (cash flow)
    Состоит из 3 разделов по следующим видам деятельности: операционная, финансовая и инвестиционная. Данный отчет показывает возможность компании осуществлять инвестиционные и финансовые вложения за счет денежного потока от операционной деятельности.
  3. Управленческий баланс
    Назначение и структура управленческого баланса часто совпадает с бухгалтерским, но в нем отражаются экономическое состояние компании по управленческому учету, показывается взаимосвязь между предыдущими отчетами и проверяется корректность их составления. Основное правило составления Управленческого баланса — разница между Активами и Пассивами должна равняться нулю.

Методы составления управленческих отчетов на предприятии

Существует несколько методов составления управленческих отчетов на предприятии:

  1. Метод параллельного учета
    Метод заключается в том, что каждая операция отражается параллельно в разных системах учета, например, бухгалтерском и управленческом. Данный метод обладает наибольшей детализацией и точностью, однако, он и самый затратный при использовании, так как необходимо организовать несколько параллельных баз учета в соответствии с каждой учетной политикой.
  2. Метод трансформации
    Для формирования отчетности по разным методологиям используется один вид учета. В конце отчетного периода итоговая отчетность предприятия преобразовывается в другую систему. Метод достаточно прост, но имеет ряд ограничений – отчеты возможно формировать с одинаковой периодичностью, меньшая детализация отчетов по сравнению с остальными методами.
  3. Последовательный метод (метод трансляции)
    Схож с параллельным учетом, но отличается тем, что учет ведется в одной общей базе, в которой одна операция имеет признаки по различным системам учета. Например, последовательно при отражении операции соответствующие специалисты заполняют сначала необходимые для РСБУ реквизиты, а затем проставляются аналитики для управленческого учета. Данный метод отличает оптимальное сочетание затрат и результата ведения учета. Для внедрения этого метода учета необходимо описать модель не только каждого вида учета, но их взаимосвязи, получив таким образом общую модель учета по разным методологиям.

Организация управленческого учета на предприятии осуществляется в несколько этапов независимо от выбранного метода ведения учета.

Этапы внедрения управленческого учета на предприятии

Управленческий учет представляет собой инструмент, с помощью которого можно эффективно управлять финансовыми, материальными и людскими ресурсами. Основные этапы постановки и наладки управленческого учета включают в себя:

  1. Проведение анализа потребностей, диагностика бизнес требований, описание существующей системы управления.
  2. Определение целей деятельности компании, стратегии развития компании.
  3. Описание бизнес-процессов компании.
  4. Формирование требований к организационной структуре компании, финансовой структуре (определение различных ЦФО в рамках новой организационной структуре).
  5. Разработка методологии управленческого учета, модели учета, системы формирования управленческой отчетности, перечень и структура основных классификаторов.
  6. Разработка положения и стандарты по управленческому учету, учетную политику, систему контроля.
  7. Подготовить техническое задание на автоматизацию управленческого учета.

Остановимся на этих этапах подробнее:

Проведение анализа потребностей, диагностика бизнес-требований, описание существующей системы управления

Часто в компаниях уже используется управленческий учет в каком-либо виде – собираются показатели деятельности компании, формируются отчеты. Однако, эти отчеты могут не использоваться для анализа, так как содержат избыточную информацию или, наоборот, не позволяют сформировать суждение о состоянии компании.

Читайте также:  Для каких тел по агрегатному состоянию теплопроводность является способом передачи теплоты

Необходимо оценить требования к информации, которая требуется руководству компании для принятия решений, или для внешних пользователей отчетности (инвесторы, банки, заказчики, поставщики и пр.). Она должна быть достаточной, но не избыточной. Кроме требований к составу отчетности, необходимо проанализировать существующие в фирме системы учета на предмет оперативности, достоверности и полноты предоставления информации.

Определение целей деятельности компании, стратегии развития компании

Для проведения стратегического анализа деятельности компании необходимо разработать систему целей. Целей компании и методов их достижения может быть несколько, для каждой цели требуется выработать критерии оценки выполнения.

После оцифровки целей нужно провести стратегический анализ и выбрать приоритетные направления развития.

Описание бизнес-процессов компании

При описании существующих бизнес-процессов можно оценить их эффективность, увидеть проблемные места (дублирование ответственности, документов или, наоборот, отсутствие необходимых действий и документов).

Формирование требований к организационной структуре компании, финансовой структуре (определение различных ЦФО в рамках новой организационной структуре)

После описания бизнес-процессов может появится необходимость корректировки организационной структуры компании. Для качественной организации бизнес-процессов может возникнуть необходимость как в создании новых структурных подразделениях, так и в объединении существующих, чтобы исключить дублирование функций и ответственности.

На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются центры финансовой ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры.

Разработка методологии управленческого учета, модели учета, системы формирования управленческой отчетности, перечень и структура основных классификаторов.

Основной этап организации управленческого учета на предприятии, с помощью которого описывается структура всей внутренней управленческой отчетности. При этом не существуют жестких требований к разработке модели управленческого учета, так как для каждой компании она будет уникальной. На этом этапе необходимо определить какие отчеты (бюджеты) будут формироваться, их структуру и последовательность.

Разработка положения и стандарты по управленческому учету, учетную политику, систему контроля.

Учетная политика должна определять основные параметры управленческого учета. Система контроля предназначена для проверки корректности управленческого учета, точности и своевременности внесения данных в систему, предотвращение ошибок и т.д. Так же формализуются и закрепляются регламентами этапы сбора, регистрации и хранения информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Подготовить техническое задание на автоматизацию управленческого учета.

Основная задача технического задания – определить и прописать требования к автоматизированной системе управленческого учета. Требования должны соответствовать трем к критериям: понятность, конкретность и тестируемость.

Для этого необходимо изучить рынок программных продуктов и выбрать программу, позволяющую внедрить управленческий учет на предприятии.

Ошибки и проблемы при постановке управленческого учета

С помощью настроенного управленческого учета руководители могут получить объективную информацию о текущем финансовом состоянии компании.

Однако, при наладке управленческого учета возможны ошибки, которые затрудняют формирование и анализ управленческой информации. Основные ошибки при постановке системы управленческого учета связаны с плохой проработкой или отсутствием информации по этапам внедрения, особенно это касается этапов анализа существующей ситуации.

Помимо этих ошибок можно выделить следующие:

  1. Управленческие отчеты плохо структурированы, содержат избыточную информацию, либо в них не хватает необходимой информации. Использовать такие отчеты крайне затруднительно, они не обладают наглядностью и могут приводить к ошибочным управленческим решениям.
  2. Отсутствие целей и плана постановки учета. Управленческий учет в этом случае не сможет дать полноценную информацию для анализа деятельности компании.
  3. Отсутствует регламентация графика документооборота системы управленческого учета, что может повлечь за собой срыв сроков предоставления отчетности.
  4. Некорректно выбраны объекты формирования себестоимости, что приводит к некорректным расчетам показателей деятельности компании.
  5. Отсутствие системы оптимизации учета. Единожды внедренная система управленческого учета должна поддерживать возможно изменения, так как в течении времени могут меняться цели учета, направление деятельности фирмы и прочее.
  6. Внедрение системы обособлено от остальных областей функционирования компании. Управленческий учет объединяет все области решения задачи управления фирмой, поэтому внедрение учета должно происходить в комплексе с оптимизацией существующих бизнес процессов, организационной структурой, повышения оперативности и качества управления.

В итоге внедренная система управленческого учета позволит сформировать управленческую отчетность, максимально соответствующую потребностям менеджмента компании или внешних пользователей.

Источник

Оцените статью
Разные способы