Способы организации активного отдыха

Выбор форм и способов активного отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:46, реферат

Описание

Среди большого разнообразия форм физической культуры и спорта одно из ведущих мест занимает активный отдых.
В нашем современном обществе люди занятые тяжелым умственным и физическим трудом подвержены большому количеству негативных факторов. Загрязнение экологии, стрессовые ситуации и напряженный ритм жизни – это лишь часть «прелестей» мегаполиса. В такой обстановке психологическая разгрузка и укрепление здоровья необходимая мера для каждого человека, который хочет жить полноценной жизнью, быть здоровым физически и устойчивым психологически. Наиболее естественный и эффективный способ в данной ситуации — это занятие каким-нибудь видом активного отдыха.

Содержание

Введение; 3
Активный отдых, как отдельный вид отдыха. 4
Виды активного отдыха. 7
Формы активного отдыха. 10
Основные факторы, влияющие на выбор активного отдыха. 12
Основные правила активного отдыха. 18
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Работа состоит из 1 файл

Физ ра реферат.docx

Министерство образования и науки РФ.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Смоленский государственный университет.

Кафедра физической культуры

На тему: « Выбор форм и способов активного отдыха»

Подготовила: студентка 3 курса Социального факультета;

специальности «Организация работы с молодёжью»

Збицкая Мария Андреевна.

Проверил: доцент кафедры физической культуры,

Глущенко Людмила Ивановна.

г. Смоленск 2012

  1. Активный отдых, как отдельный вид отдыха. 4
  2. Виды активного отдыха. 7
  3. Формы активного отдыха. 10
  4. Основные факторы, влияющие на выбор активного отдыха. 12
  5. Основные правила активного отдыха. 18

Список используемой литературы 22

Среди большого разнообразия форм физической культуры и спорта одно из ведущих мест занимает активный отдых.

В нашем современном обществе люди занятые тяжелым умственным и физическим трудом подвержены большому количеству негативных факторов. Загрязнение экологии, стрессовые ситуации и напряженный ритм жизни – это лишь часть «прелестей» мегаполиса. В такой обстановке психологическая разгрузка и укрепление здоровья необходимая мера для каждого человека, который хочет жить полноценной жизнью, быть здоровым физически и устойчивым психологически. Наиболее естественный и эффективный способ в данной ситуации — это занятие каким-нибудь видом активного отдыха. В зависимости от таких факторов, как физическая подготовка, хобби и географическое место проживания люди подбирают для себя какой-нибудь активный отдых.

В наше время, когда активно развивается туризм, когда появляются новые направления и формы двигательной активности, вопрос о том, как правильно выбрать форму и способ активного отдыха становится все более актуальным.

В своей работе, я расскажу о различных подходах к понятию активного отдыха, его видах и различных формах. Также, в реферате полностью раскрыта основная заявленная тема, о том, какие факторы влияют на выбор того или иного вида, о различной мотивации, помогающей его осуществить.

    1. Активный отдых, как отдельный вид отдыха.

Одним из самых распространенных в литературе является следующее понятие отдыха; отдых— времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Это время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий. Часто, понятие отдыха отожествляют с термином свободное время, под которым принято понимать общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости.

В нашей обыденной жизни и при подготовке спортсменов к соревнованиям чаще всего используется два вида отдыха: пассивный и активный. Пассивная разновидность отдыха – это максимальное расслабление, следующее после двигательной активности. Активный отдых – это переключение на другую деятельность, кардинально отличающуюся от той, которая вызвала усталость, а также способствующую восстановлению работоспособности. Некоторые теоретики более широко определяют понятие активного отдыха, и определяют его, как способ проведения свободного времени, разновидность хобби, в процессе которого отдыхающий занимается активными видами деятельности, требующими активной физической работы организма, работы мышц, всего тела. При этом активный отдых предполагает непрофессиональное занятие какими- либо видами спорта. Активный отдых был известен еще в античной Греции, о нем упоминал в своих записях и Гиппократ. Он писал: «Кто устает при беге — должен бороться, кто устает при борьбе — должен бегать», подразумевая под активным отдыхом, прежде всего, смену вида деятельности.

Более позднее представление об активном отдыхе возникло из опытов И. М. Сеченова, которыми было установлено, что лучшее восстановление работоспособности работавших мышц наступает не при полном покое, а при умеренной работе других мышц. Он ввел понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Работы И.М. Сеченова «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и другие не утратили своей актуальности до настоящего времени.

На сегодняшний день понятие «активный отдых» воспринимается людьми очень широко, например, как чередование абсолютно любых видов деятельности, или неотделимость его от массового туризма. Этот вывод подтверждает Большая советская энциклопедия (БСЭ), в котором сказано, что туризм определяется, как путешествие или тур в свободное от трудовой деятельности время; один из многочисленных видов активного отдыха; самое действенное средство для удовлетворения рекреационных потребностей человека. Туризм включает в себя такие виды рекреационной и реабилитационной деятельности как оздоровление, восстановление сил, познание.

Долгое время активный отдых развивался, как социальное явление, удовлетворяющее потребности людей в воспитании, общении и познании, Поэтому активный отдых можно определить как массовый вид деятельности, предназначенный для удовлетворения человеческих потребностей в физической и психологической разгрузке, в познании окружающего мира, в укреплении здоровья и общении, в свободное от трудовой деятельности время. Так же, активный отдых может использоваться для удовлетворения таких потребностей, как духовное воспитание, для культурных и исследовательских целей.

Активный отдых — в настоящее время – это, прежде всего, образ жизни, который помогает укрепить ваше здоровье и поддержать весь организм в тонусе. Активный туризм непременно предполагает новые ощущения от познавания неизведанного и радость от тесного общения с природой.

Такой отдых помогает уйти от повседневной рутины, городских стрессов и депрессий. Особенно он рекомендуется тем, кто не желает проводить каникулы или отпуск, лежа на пляже, просматривая телевизор в кровати пятизвездочного отеля.

Это занятие для тех, кто не боится уйти от благ цивилизации и готов преодолевать трудности, препятствия, совершать подвиги и открывать каждый раз что-то новое.

Источник

Выбор, способы и методы организации активного отдыха

Выбор, способы и методы организации активного отдыха

1. Сущность понятия активного отдыха. 4

2. Средства и методы физкультурно-рекреационной деятельности в организации активного отдыха. 8

3. Туризм как способ активного отдыха. 11

Использованная литература. 19

Введение

В любой деятельности человека труд и отдых неразрывно связанны между собой, при этомправильный, или эффективный, отдых снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности, недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, вплоть до потери трудоспособности.

Читайте также:  Способы питания хирургических больных

Цель настоящей работы –рассмотрение выбора, способов и методов организации активного отдыха.

В соответствии с поставленной целью исследования, работа предусматривает решение следующих задач:

· раскрыть сущность понятия активного отдыха;

· охарактеризоватьсредства и методы физкультурно-рекреационной деятельности в организации активного отдыха;

· рассмотреть туризм как способ активного отдыха.

Источниками информации для написания работы послужили: базовая учебная литература, исследования в области физкультуры, туризма, статьи в специализированных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации.

1. Сущность понятия активного отдыха

Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово — «труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность, то есть имеет место единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых».

Отдых – это процесс восстановления умственной и физической работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей утомление. Различают пассивный и активный отдых. Если пассивный отдых предусматривает простое прекращение предшествовавшей деятельности и полный физический покой организма, то активный отдых представляет собой переключение активности организма на иной вид деятельности.

Сущность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения.

(1903), регистрируя изменения мышечной работоспособности при утомительной работе и различных видах отдыха, обнаружил, что отдых утомленных мышц, обусловленный деятельностью неутомленных мышечных групп, обеспечивает в 3—1 раза более эффективное восстановление работоспособности, чем полный физический покой[1]. Стимуляция восстановительных процессов в условиях такого отдыха, получившего название активного, не ограничивается изменениями мышечной работоспособности, а представляет собой глубокую перестройку регуляции двигательной и вегетативных функций организма, сопровождающуюся повышением надежности жизнедеятельности. Важнейшим звеном изменений, формирующихся при активном отдыхе, является «эффект погашения» реакции кровообращения и дыхания, вызванных предшествующей утомительной деятельностью. Активный отдых в этих условиях приобретает свойства так называемой антинагрузки, устраняющей утомление, вызванное предшествующей деятельностью.

Физиологической основой активного отдыха является деспециализация, т. е. устранение односторонности влияния рабочей деятельности или условии, в которых она протекает. Такого рода деятельность оказывается утомительной не столько из-за своей «нагрузочности», сколько вследствие формирующейся дисгармонии функций. Устраняя эту дисгармонию, активный отдых повышает способность организма адаптироваться к утомительной или протекающей в неблагоприятных условиях деятельности[2].

С возрастом меняется направленность активного отдыха: если у молодых людей под влиянием дополнительной деятельности в период отдыха наиболее выражена стимуляция двигательной функции, то у пожилых людей основным является улучшение функций кровообращения и дыхания.

Каждому из видов труда должна соответствовать конкретная форма активного отдыха в виде перерывов, дифференцированных по длительности и качественным особенностям, т. е. виду активирующей деятельности.

Активный отдых — это, прежде всего, адаптационный процесс организма к новым условиям существования. Эго специфический эффект, который развивается при выполнении разнообразных физических упражнений путем погашения утомительных реакций после однообразной или острой нервно-физической нагрузки. Эффект погашения лежит в основе особого вида отдыха, который в самой простой форме представляет сочетание покоя утомленных мышц с деятельностью неработающих мышечных групп. Открытая русским физиологом реакция ускорения восстановления работоспособности утомленных мышц за счет включения деятельности других, ранее не работающих мышц, положила начало исследованию необычных форм отдыха, в которых покой сочетается с движениями или другими видами активности. Итогами этих исследований стало учение об активном отдыхе, в котором в наиболее яркой форме работает эффект погашения.

Эффект погашения создает благоприятные условия для работы — не только кардиореспираторной системы, но и определенных отделов нервной системы. В фазу дополнительной деятельности, включаемой в период отдыха от предшествующей работы, улучшается состояние нервной системы в виде объективных физиологических показателей и субъективно как исчезновение утомления. Наступающие благоприятные изменения являются результатом смены доминантных очагов в центральной нервной системе, в частности коре больших полушарий головного мозга. В соответствии с теорией с повышением возбудимости в другом отделе коры моторной или сенсорной зоны, усиливается стойкость нового очага[3].

Эффект погашения имеет оздоровительное значение, обеспечивает снижение уровня нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы не в результате прекращения работы, а за счет выполнения иной деятельности. Это очень важно в погашении патологического влияния гипокинезии, в повышении производительности работы эффект погашения свойственен всем видам нервно-физической нагрузки как динамической, так и статической, т. к. любая работа больших групп мышц как после статического, так и динамического состояния не только изменяет доминанту в коре головного мозга, но и, по данным датского ученого Е. Асмунена, ускоряет использование молочной кислоты в качестве источника энергии в «активно отдыхающих», т. е. работающих в настоящий момент мышцах.

Также установлено, что выключение деятельности определенных групп мышц не только ускоряет восстановление биохимических процессов в организме, но и благоприятно сказывается на последующей деятельности.

Интенсивному труду в современных условиях должен соответствовать оптимальный активный отдых. Исходя из этого, активный отдых должен решать следующие задачи[4]:

для сохранения крепкого здоровья и высокой работоспособности -минимальный расход физической энергии 1800–2000 ккал/день, максимальный в среднем 4500 ккал/день);

снятие диспропорции между недостаточной физической активностью (гиподинамия) и чрезмерными умственным и психическим напряжениями, с помощью переключения на качественно иной вид деятельности;

увеличение «запаса прочности» по сравнению с «обычной» нормой расходования сил за счет еще не раскрытых возможностей (организм имеет 7–10-кратный «запас прочности»).

Эффективность активного отдыха определяется утомительностью предшествующей работы и интенсивностью дополнительной деятельности. При утомительной работе наиболее эффективным оказывается включение в период отдыха легкой дополнительной деятельности. При легкой работе, напротив, наибольший восстановительный эффект оказывает включение интенсивной, напряженной дополнительной активирующей деятельности. Несоблюдение этого правила приводит к снижению эффективности активного отдыха, который в этом случае может оказаться менее результативным, чем полный покой организма.

2. Средства и методы физкультурно-рекреационной деятельности в организации активного отдыха

Для определения содержания физкультурно-рекреационной деятельности необходимо опираться на соответствующие предпочтения, интересы и потребности населения. Эффективность организованной физкультурно-рекреационной деятельностиопределяется по показателям, связанным с сущностью и функциями физической рекреации, а также с конкретными поставленными задачами.

Исходя из признаков, аспектов и видов физической рекреации, можно выделитьследующие задачи, связанные с организацией активного семейного отдыха[5]:

1. Организация физкультурно-рекреационной деятельности(создание соответствующих организационных структур, фирм по производству физкультурно-рекреационных услуг активного отдыха).

2. Управление физкультурно-рекреационной деятельностью(организация, планирование, обеспечение ресурсами, контроль и координация деятельности).

3. Предоставление физкультурно-рекреационных услуг(в качестве инструктора по виду спорта, организатора массовых физкультурно-спортивных мероприятий итуристических слетов и т. п.)

4. Пропаганда физических форм физической рекреации(рекламная деятельность в области досуга населения).

Можно использовать следующий порядок подготовки и организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне с целью организации активного отдыха населения:

1) Исследовательский этап, связанный с:

− определением традиционных способов организации свободного времени

школьников и их родителей и доли активного семейного отдыха в структуре семейного досуга– в результате появится возможность выявить наличие/отсутствие потребностей в организации досуга граждан;

− определением предпочтительных для детей и их родителей способов активного отдыха– результаты данных исследований позволят выбрать содержаниефизкультурно-рекреационной деятельности сообразно интересам и склонностям еепотенциальных участников;

Читайте также:  Особые способы питания растения росянка растет

− определением степени осведомленности школьников и членов их семей означении активного отдыха для жизнедеятельности человека и способах его организации– в зависимости от дефицита тех или иных знаний будет определено содержаниепросветительской работы[6].

Наиболее простым и эффективным способом осуществления подобных исследований является анкетирование.

2) Просветительско-пропагандистский этап, предполагающий, в конечномитоге, привлечение школьников и их семей к участию в организованных физкультурно-рекреационных мероприятиях.

3) Организационный этап предполагает подбор конкретных мероприятий, определение времени и места проведения мероприятий, частоты мероприятий в суточном/ недельном/ месячном бюджете времени, разработку сценариев и, как завершение, – разработку плана физкультурно-рекреационной деятельности.

Рекреационная деятельность по активному отдыху характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление(физических, психических, интеллектуальных) сил человека.

[7]отмечает, что по функциям в процессе воспроизводства жизненных силчеловека рекреацию можно подразделить на простую(компенсация) и расширенную(развитие сил). В реальной жизни можно выделить четыре формы рекреации.

1. Инклюзивная– в течение рабочего дня(прикрытие век, микропаузы в работе мышц– психосоматическое расслабление).

2. Ежедневная– в конце рабочего дня.

3. Еженедельная– в конце рабочей недели.

4. Отпускная– в конце рабочего года[8].

Целесообразно организовать физкультурно-рекреационнуюдеятельность в формах еженедельной(в воскресенье) и каникулярной(в период каникул для детей– ежедневно, для их родителей– по мере наличия у них свободного времени) рекреации. Активный отдых может быть организован как на свежем воздухе(вместах, предназначенных для физкультурно-спортивных занятий, например, школьном стадионе, а также вне таких мест– на природе, в условиях микрорайона и т. п.), так и в помещении(например, в спортивном зале) – в зависимости от погодных условий, а также содержания мероприятия.

3. Туризм как способ активного отдыха

Туризм — исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. Туризм — это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью[9].

Спортивно-оздоровительный туризм (СОТ) представляет собой группу различных типов, видов и форм туризма, объединённых мотивами занятий, характером маршрута и организационными формами.

Неорганизованный туризм — специфический вид туристской деятельности, осуществляемый на добровольной любительской основе, это так называемый «дикий» туризм. Не следует путать с неорганизованный туризм с самодеятельным туризмом.

Самодеятельный туризм представляет одну из форм организации туризма (самодеятельную) на основе определённых правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий, с соблюдением кодекса путешественника, принятого Всемирной туристской организацией, с большей или меньшей помощью заинтересованных организаций. Такими организациями являются клубы туристов, добровольные спортивные общества, коллективы физической культуры, фирмы-производители туристского снаряжения, туристские фирмы и другие общественные, коммерческие и государственные учреждения.

Плановый туризм — предварительно спланированные серии групповых или индивидуальных путешествий (туров), увязанных между собой по срокам, продолжительности, маршрутам, набору услуг, по числу участников, что позволяет обеспечить равномерную загрузку туристических предприятий, учреждений, транспорта и др. Планирование туров осуществляют туроператоры. В рамках планового туризма туристам предоставляются гарантированные заранее оплаченные в соотвествии с туристской путёвкой услуги (ночлег, питание, транспорт, экскурсии и т. д.), тур, инвентарь и снаряжение.

В самодеятельном туризме путешествие строится целиком или частично на самообслуживании. Здесь туристы сами намечают маршрут и способ передвижения, обеспечивают сами себе питание, ночлег и место отдыха, намечают объекты для осмотра. Им самим приходится оборудовать лагерные стоянки, собирать топливо для костров. Готовить пищу, в пути преодолевать разные препятствия, устраивать переправы, расчищать завалы и пр.

Туризм, как средство активного отдыха и физического воспитания имеет естественный прикладной характер. Туризм включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель — формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной, военной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач[10]. Кроме того, активные занятия туризмом со спортивной направленностью, обусловленные выполнением обязательных требований по руководству категорийными походами в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, позволяют формировать и совершенствовать организаторские способности человека.

Выделяют следующие виды туризма, предполагающего активный отдых.

Велосипедный туризм — популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий.

Водный туризм — вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств.

Горный туризм — походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м; прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, горных рек.

Конный туризм — форма активного отдыха, вид спортивного туризма.

Лыжный туризм — разновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута на лыжах по равнинам и предгорьям.

Пешеходный туризм — разновидность туристского путешествия, которое осуществляется пешком.

Приключенческий туризм — вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средствами.

Рекреационный туризм — вид массового туризма с целью лечения и отдыха, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил.

Самодеятельный туризм — путешествие с использованием активных способов передвижения, организуемых туристом самодеятельно, вид путешествия, совершаемого туристом или группой туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристской фирмой.

Спортивный туризм — вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки, например, плавание, бег, велосипедные прогулки и др.

Правильно организованное путешествие укрепляет здоровье человека, повышает выносливость, закаляет, развивает силу, волю, мужество, инициативу, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, повышает трудовую активность.

Важное значение туризм имеет и в выработке у подрастающего поколения навыков работы в коллективе, межличностного общения, умения решать конфликты и идти на компромисс.

Определённые виды туризма способствуют формированию специфических навыков. Так, пеший и велосипедный туризм развивают силу ног, у лыжников к тому же и силу рук, учит правильному дыханию. Учёные подсчитали, что в ногах сосредоточено 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными частями тела. «Сидячий» образ жизни не позволяет задействовать их в полной мере, а вот активная ходьба во время похода обеспечивает давление на эти точки, а они стимулируют деятельность внутренних органов.

Туристские походы учат ориентироваться на местности, развивают сообразительность, наблюдательность, а также такие важные качества личности как смелость и решительность.

Неоспоримым преимуществом является и тот факт, что физическая нагрузка, получаемая при занятиях спортивно-оздоровительным туризмом, в отличие то других видов спорта умеренная, всегда разнонаправленная (не типичная), поэтому постоянно подавляющего организм фактора здесь нет. В то же время при занятиях спортивно-оздоровительным туризмом наблюдается положительная динамика в работе сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нейро-регуляторной и др. систем, активизация обменных процессов, что способствует усилению адаптационных возможностей организма, расширяющих его функциональные резервы[11].

Важно и периодическое переключение на туризм людей, регулярно занимающихся различными видами спорта (боксом, плаванием, легкой атлетикой и др.). Это позволяет ликвидировать нежелательные последствия адаптации человека к однотипным физическим нагрузкам. Адаптация обусловлена тем, что в результате длительного стандартного выполнения одной и той же физической нагрузки прекращается процесс появления новых приспособительных сдвигов (перестроек) в организме. В данном случае нужна временная переориентация человека на несколько иной род деятельности, но также сопряженный с определенными физическими нагрузками. Периодические занятия туризмом, человека приобщенного к физической культуре, в значительной мере способствует поддержанию его организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности.

Читайте также:  Обучение способам обследования длины ширины высоты

Любой туристский поход требует организации подготовительной работы. Заблаговременное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия. В походе все взаимосвязано: цель похода, например, определяет маршрут, состав группы; время проведения — особенности комплектования личного и группового снаряжения; от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т. д.

В современной практике организации турпоходов имеет место следующая очередность этапов подготовки к походу:

определение цели похода;

подбор группы участников;

распределение обязанностей среди участников похода;

определение района похода;

сбор сведений о районе путешествия;

составление календарного плана и графика похода;

составление сметы похода;

подбор личного снаряжения;

подбор группового снаряжения;

оформление документации похода;

подведение итогов похода.

Важную роль в организации турпоходов играют туристско-спортивные маршрутно-квалификационные комиссии (МКК), которые являются общественными органами туристско-спортивных организаций (ТСО)[12] и создаются с целью:

— организации и проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий, спортивных туров, школ, экспедиций и других мероприятий по спортивному туризму;

— выпуска спортивных, учебных и коммерческих групп на маршрут и их консультации по вопросам входящим в компетенцию МКК с целью обеспечения безопасности в спортивном туризме;

— разработки положений и проведения судейства соревнований СП; П и СПТ;

— проверки готовности групп при выходе на маршрут;

— рассмотрения и регистрации маршрутной документации и отчетов о совершенных походах;

— рассмотрения материалов на присвоение спортивных, судейских, инструкторских и других званий в спортивном туризме;

— проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на маршрутах.

Российская Центральная МКК (ЦМКК или МКК ТССР) Федерации спортивного туризма РФ (ФСТ) создается при Туристско-спортивном союзе России (ТССР) и является вышестоящей по отношению ко всем территориальным и ведомственным МКК России.

Региональная (областная, краевая, республиканская, окружная) МКК создается решением региональной ТСО, при которой она образуется, после согласования ее полномочий и состава с ЦМКК ТССР, а также заключения между региональной ТСО и ТССР соответствующего договора о совместной деятельности по развитию спортивного туризма. МКК других ТСО утверждается этими организациями после согласования их состава, полномочий и решения вопроса о целесообразности их создания в вышестоящей МКК по территориальному признаку.

МКК обязаны регулярно организовывать консультации для туристских организаций и туристов по:

— выбору маршрутов в зависимости от опыта участников и руководителя;

— технике безопасности при прохождении препятствий;

— подготовке и проведению соревнований СП;

— организации и проведению учебных школ;

— оформлению маршрутных документов, отчетов о прохождении маршрутов, материалов на присвоение разрядов и званий;

— вопросам охраны природы, памятников истории и культуры и другой общественно-полезной работы, проводимой в походе.

Заключение

Важное условие эффективного отдыха–регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог доказал, что переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другой, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.

Активный отдых — форма отдыха в виде двигательной деятельности небольшого объема и интенсивности. Использование упражнений, координационная структура которых значительно отличается от упражнений вызвавших утомление, способствует более эффективному восстановлению работоспособности по сравнению с пассивным отдыхом.

В организации активного отдыха можно выделить две основные формы. В первую очередь, это физкультурно-рекреационная деятельность по месту жительства, при которой активный отдых может быть организован как на свежем воздухе (в местах, предназначенных для физкультурно-спортивных занятий, например, школьном стадионе, а также вне таких мест– на природе, в условиях микрорайона и т. п.), так и в помещении (например, в спортивном зале) – в зависимости от погодных условий, а также содержания мероприятия. Другой значимой формой активного отдыха является туризм.

Использованная литература

1. Активный отдых (студента и лиц умственного труда) / Сост. , , . — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д, 2011. — 120 с.

2. Бальсевич в движении. – М. : Советскийспорт, 1998. – 48 с.

3. Виноградов физической культуры и здорового образа жизни/ , , . – М. : Советский спорт, 1996. – 203 с.

4. , Физическая рекреация — вид физической культуры// Теория и практика физ. культуры. – 1989. – №3. – С. 2-3.

5. Зорин сущность экологического туризма// Теория и практика физической культуры. – 2002. – №11. – С. 12-15.

6. Квартальнов : Учебник. – М.: Финансы и статистика. 2010. – 320 с.

7. Коростелев здоровья. – М. : Знание, 1990. – 120 с.

8. Лубышева формирования физической культуры человека. – М.: Гос. Центр. ин-т физ. культуры, 1992. – 120 с.

9. Марков здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательскийцентр«Академия», 2001. – 320 с.

10. Положение о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях // URL: http://tourism. perm. ru/kristall/mkk/pol_mkk. htm

11. Рыжкин -педагогические основы физической рекреации: учеб. пособие/ ; Рос. гос. пед. ун-т им. . – СПб. : Изд-воРГПУ им. , 1997. – 36 с.

12. рганизация досуговой деятельности// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2000. – №1 (45). – С. 45-48.

[1]Коростелев здоровья. – М. : Знание, 1990. – С.49

[2]Марков здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. – С.81

[3]Виноградов физической культуры и здорового образа жизни/ , , . – М. : Советский спорт, 1996. – С.75

[4]Активный отдых (студента и лиц умственного труда) / Сост. , , . — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д, 2011. — С.43

[5]Рыжкин -педагогические основы физической рекреации: учеб. пособие/ ; Рос. гос. пед. ун-т им. . – СПб. : Изд-во РГПУ им. , 1997. – С.9

[6], Физическая рекреация — вид физической культуры // Теория и практика физ. культуры. – 1989. – №3. – С. 2

[7]Зорин сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №11. – С. 12

[9]рганизация досуговой деятельности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2000. – №1 (45). – С. 45

[10]рганизация досуговой деятельности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2000. – №1 (45). – С. 47

[11]Лубышева формирования физической культуры человека. – М.: Гос. Центр. ин-т физ. культуры, 1992. – С.47

Источник

Оцените статью
Разные способы