- Презентация к уроку по теме: «Опыление» презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Опыление. Способы опыления у цветковых презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме: «Опыление»
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему
Презентация для проведения урока биологии в 6 классе по теме «Опыление растений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для урока по теме «Опыление растений» 6 кл. | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир — не только руки, встретившиеся в рукопожатии, это даже не голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Мир — это пчела, сидящая на цветке. В. А. Солоухин
Опыление — перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика
Виды опыления естественное искусственное перекрестное самоопыление
ПЕРЕКРЕСТНОЕ опыление – перенос пыльцы из пыльника одного цветка на рыльце пестика другого. Совершается у многих растений с помощью ветра , воды и животных .
Приспособления к опылению насекомыми: Наличие нектара Крупная, липкая, шероховатая пыльца Крупные, яркие цветки Мелкие яркие цветки собраны в соцветия Запах: Приятный аромат Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)
Кукуруза Береза Ольха Верба Рожь
Цветки мелкие, невзрачные Лишены нектарников Большинство лишены запаха Образуют много пыльцы Пыльца легкая и сухая Тычинки на длинных, свисающих нитях Растут большими скоплениями Зацветают до распускания листьев
При самоопылении пыльца из пыльников переносится на рыльце пестика того же самого цветка .
Приспособления к самоопылению Часто происходит в закрытом бутоне. Тычинки должны быть длиннее пестика .
Искусственное опыление — перенос человеком пыльцы из пыльников одного растения на рыльце пестика другого цветка или сорта для повышения урожайности или выведения новых сортов.
Заполнить таблицу, выучить определения Сообщение по теме «Опыление»: «Это интересно»
Мир — не только руки, встретившиеся в рукопожатии, это даже не голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Мир — это пчела, сидящая на цветке. В. А. Солоухин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: «Физическая культура» на тему: «Физические качества» для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств.
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме «Квадратные уравнения» Презентация к уроку «Действительные числа»
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме «Определение квадратных уравнений» Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме «Действительные числа» в 8 классе.
Тема: Опыление. Способы опыления у цветковых
Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и .
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме » Решение уравнений» 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя.
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: «История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата», тема презентаций:»История АК — 47″ и «АК — 47 составные части»
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы «Огневая подготовка», переработав который у меня получилась разработка урока «История создания АК-47, неполная разбор.
Открытый урок для 6-го класса на тему: «Опыление растений»
В данной работе разработан конспект урока для 6-го класса на тему: «Опыление цветков растений".
Урок русского языка + презентация по теме «Имя числительное» для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н.
Источник
Опыление. Способы опыления у цветковых
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме
Презентация к уроку биологии на тему: Опыление. Способы опыления у цветковых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opilenie.zip | 13.28 КБ |
opilenie.rar | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Опыление. Способы опыления у цветковых
Тип урока: урок с компьютерной поддержкой с использованием презентации.
- учебник В.В. Пасечникова «Биология» 6 класс;
- презентация к уроку.
Цели урока: (Слайд 2)
Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособ ленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.
Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве .
Воспитательные. Научить любви и бережному отношению к дикой природе. Раскрыть о значении Красной книги, сохранности видов и популяций.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— что опыление — обязательное условие для оплодотворения;
— что опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;
— отличие перекрестного опыления от самоопыления;
— особенности перекрестного опыления;
— признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;
— значение искусственного опыления в сельскохозяйственной практике;
— значение терминов опыление, двойное оплодотворение, цен тральная клетка, пыльцевход, пыльцевая трубка, зародышевый мешок, пыльцевое зерно, перекрестноопыляемые растения, насе-комоопыляемые растения, ветроопыляемые растения, искусст венное опыление.
Учащиеся должны уметь:
— различать насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, цветущие комнатные растения, коллек ция семян и плодов .
План урока: (Слайд 3)
Проверка домашнего задания. (Слайд 4) Учитель задает вопросы по прошедшему уроку:
1) Что такое оплодотворение?
2) Из чего образуются семя и плод?
3) Из чего развивается зародыш семени?
4) Какое строение имеют пыльцевые зерна?
5) Как пыльца различных растений приспособлена к разным способам опыления?
6) Как осуществляется двойное оплодотворение?
Изучение нового материала.
1.Объяснение учителя. (Слайд 5)
Опыление — важный процесс, без которого не происходит обра зования плодов и семян. Опыление может происходить различны ми способами, а именно самоопылением и перекрестноопылением.
1) Самоопыление. (Слайд 5,6) При самоопылении пыльца из тычинки по падает на рыльце пестика того же самого цветка.
На модели цветка гороха показать механизм самоопыления еще в за крытых бутонах. Самоопыляемые растения могут опыляться и перекрестно.
У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при дли тельных дождях, сильных ветрах также может происходить само опыление.
2) Перекрестное опыление. (Слайд 7)
Раскрыть биологическое значение перекрестного опыления, его пре имущества перед самоопылением.
— Как пыльца переносится с одного цветка на другой?
— Почему в холодную дождливую погоду бывают низкие уро жаи плодово-ягодных культур?
Около 150 культурных растений нуждаются в перекрестном опылении, многие из них опыляются насекомыми, в основном пче лами.
а) Насекомоопыляемые растения. (Слайд 7)
Доказано, что опыление пчелами повышает урожайность виш ни и черешни в 7 раз, малины и крыжовника — в 2 раза, огурцов — в 10 раз.
Признаки цветков насекомоопыляемых растений:
1) одиночные цветки крупные, мелкие собраны в соцветия; (Слайд 8)
2) яркая окраска околоцветника (каждый вид насекомых-опыли телей предпочитает определенную окраску цветков); (Слайд 9)
3) наличие нектара и аромата; (Слайд 10)
4) особое строение пыльцевых зерен.
Ботаники сравнивают яркие краски цветков с зазывающими вывесками ресторанов.
И это сравнение не случайно.
У насекомоопыляемых растений эволюция цветков шла в на правлении усиления их сигнальных свойств, привлекающих опылителей. Венчик, пыльца и тычинки не только интенсивно окраше ны, но и контрастируют по окраске друг с другом. Многие расте ния скрывают тычинки внутри венчика, защищая пыльцу от дождя. Часто такие цветки выглядят как сигнальные копии настоящих ты чинок, что также служит для привлечения насекомых.
Многие цветки, у которых тычинки прячутся в лепестках и по тому являются невидимыми, имитируют их на месте расположения лепестков цветка. Так, тычинки льнянки обыкновенной полностью спрятаны в трубке венчика. (Слайд 11) Маска, которая завершает трубку, представляет имитацию единичной тычинки. Шмель садится на такую маску-«тычинку» и открывает цветок своим весом, получая доступ к тычинкам настоящим. Зверобой привлекает опылителей большим количеством тычинок, каждая из которых продуцирует небольшое количество пыльцы. (Слайд 12) Цветки коровяка имеют нити, на поминающие тычинки. (Слайд 13) Три верхние тычинки у этого растения бо лее выразительны, чем две нижние. Посетители цветков обращают внимание на верхние тычинки и принимают такое положение, ко гда пыльца с невзрачных тычинок прилипает к ним. У рододендро нов части цветка, имитирующие тычинки, показывают посетителям цветков путь к нектару. (Слайд 14)
Нектар растений — сахаристый сок. Пчелы перерабатывают его в пчелиный мёд. Основные углеводные компоненты нектара — глю коза, фруктоза, сахароза. Их соотношение может быть различным у разных видов растений. У некоторых растений в состав нектара входят другие сахара, а также аминокислоты, белки, витамины, эфирные масла. Чемерица, багульник, рододендрон выделяют ядо витый нектар. (Слайд 14)
Растения, чей нектар содержит глюкозу и фруктозу, посещают ся пчёлами интенсивнее, чем те, в нектаре которых преобладают дисахариды. Каждому сорту мёда присущи свой цвет, вкус, аромат. В зависимости от красящих веществ, входящих в состав нектара, цвет мёда может быть от бесцветного до почти чёрного. В светлых цветочных медах преобладает фруктоза, в тёмных — глюкоза. Чем больше в мёде фруктозы, тем дольше он остается жидким. У тём ных медов выше амилазная активность и общая кислотность, а также содержание белка. Мёд содержит в среднем 300 ккал в 100 г, или 1250 кДж усваиваемой энергии. В состав мёда входят протеи ны, органические кислоты, многие микроэлементы и витамины (С, РР, К, Н, каротин, витамины группы В).
Мёд повышает функциональное состояние центральной нерв ной системы, улучшает питание тканей, обеспечивает нормальную проницаемость кровеносных сосудов, повышает устойчивость организма к инфекциям, стимулирует выработку антител, нормализу ет обмен веществ. Мёд обладает бактерицидным и фуницидным действием.
Противопоказанием для употребления мёда может служить только индивидуальная непереносимость.
Растения, с которых пчёлы собирают нектар, называются медо носными. Таких насчитывается более 1000 видов. Нектар выраба тывают особые органы цветка — нектарники. Нектарники могут развиваться из клеток околоцветника, цветоложа, тычинок и пло долистиков. У лютика они имеют вид углублений — «медовых ямок». У барбариса на лепестках образуется по два мешковидных вздутия ярко-жёлтого цвета. (Слайд 15) У растений, околоцветник которых изменился в шпорец, нектарник располагается внутри этого шпор ца (живокость, борец). У растений семейства мальвовых и липовых нектарник образуется на внутренней стороне чашелистиков. У ка пустных — у основания тычиночных нитей. У Иван-чая — в углуб лении в виде чаши вокруг столбика пестика. Закладываются нек тарники в период образования бутонов, а полного развития достигают в момент раскрытия пыльников. После опыления коли чество выделяемого нектара значительно уменьшается.
б) Ветроопыляемые растения.
У ветроопыляемых растений цветки мелкие, невзрачные, часто с редуцированным околоцветником, но дающие массу сухой, лег кой пыльцы. Такие цветки называют анемофильными — «любящи ми ветер». Ольха, осина. (Слайд 16,17)
Для того чтобы пыльца попала на рыльца пестиков женских цветков, её должно быть очень много. У лещины, дуба, сосны, куку рузы, ржи, конопли (Слайд 18, 19) целые облака пыльцы взлетают вверх, подхва тываются порывами ветра и разносятся во все стороны. Большая часть пыльцы не попадает на рыльце. Её сбивают капли дождя, она оседает на почву, траву, листья и кору деревьев, серовато-жёлтой пленкой покрывает лужи, пруды. Лишь очень малое её количество прилипает к рыльцам, покрытым клейкой массой. Диаметр отдель ной пылинки ветроопыляемых растений не превышает нескольких тысячных долей миллиметра.
Признаки цветков ветроопыляемых растений: (Слайд 20)
1) цветки не имеют крупных ярких лепестков (они мешали бы переносу пыльцы ветром);
2) не имеют нектарников, большинство лишены запаха;
3) образуют много пыльцы. Пыльца легкая, так как пыльцевые зерна мелкие, сухие; 4) тычинки располагаются открыто, высовываясь из цветка на ружу, где их обдувает ветер;
5) рыльца крупные и пушистые; как и тычинки, высовываются из цветка.
Ветроопыляемые растения растут группами, образуя заросли или рощи. Как правило, зацветают раньше, чем развернутся почки и распустятся листья.
III. Закрепление изученного. (Слайд 21)
1) Каким образом переносится пыльца с одного цветка на другой?
2) Какие насекомые являются опылителями культурных растений?
3) Что привлекает насекомых?
4) Почему клевер опыляется только пчелами и шмелями?
5) Чем цветки ветроопыляемых растений отличаются от насекомоопыляемых?
6) В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?
Домашнее задание: § 44 учебника; подготовить сообщения на темы: «Насекомоопыляемые растения», «Ветроопыляемые растения». (Слайд 22)
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Опыление у цветковых растений»
Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской.
Тема: Опыление. Способы опыления у цветковых
Образовательные. Познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром.Развивающие. Определить практическое значение самоопыления, искусственного опыления и .
Урок ботаники в 6 классе «Поиск взаимосвязи между строением цветка и способом его опыления»
Урок, формирующий УУД .Цели урока:Образовательные: дать понятие о способах опыления у цветковых растений, показать связь строения и функции на примере строения цветков растений с разным сп.
Типы опыления цветковых растений
Урок-исследование по биологии в 6 классе о типах опыления цветковых растений.
Опыление и оплодотворение цветковых растений
Продолжение темы половое размножение цветковых растений.
Презентация к уроку «Опыление у цветковых растений «
Данная презентация разработана для проведения урока биологии в 6 классе с использованием ситуационной задачи.
Источник