- «Типы опыления растений» сообщение
- «Типы опыления растений» сообщение (6 класс)
- Что такое опыление? (кратко)
- Типы опыления
- Урок биологии в 6-м классе по теме «Способы опыления у покрытосеменных растений»
- Ход урока
- I. Ориентировочно-мотивационный этап
- II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление.
«Типы опыления растений» сообщение
Какие основные типы опыления существуют, чем они отличаются? О том как опыляются разные растения кратко рассмотрим в этом сообщении.
«Типы опыления растений» сообщение (6 класс)
Что такое опыление? (кратко)
Опыление — это тот процесс, который позволяет растением размножаться. Он представляет собой перенос пыльцы с тычинок одного растения на рыльце пестика другого. При этом та самая пыльца может переноситься на одно и то же растение либо же на совершенно иного вида.
Типы опыления
Выделяют 2 типа опыления: перекрестное и самоопыление.
При самоопылении происходит следующий процесс: пыльца с тычинок попадает на пестик аналогичного цветка. Часто данное опыление осуществляется еще до того, как цветок полностью распустился.
С точки зрения эволюции и науки это наименее выгодный способ размножения растения. Оно не предусматривает генетического разнообразия, как во время перекрестного опыления. Однако самоопыление может быть единственным выходом к размножению в неблагоприятных условиях окружающей среды.
Таким способом размножаются всего 10% растений, среди которых выделяют овес, горох, пшеницу, фасоль, фиалку, помидор.
- Перекрестное опыление
Перекрестное опыление предусматривает попадание пыльцы на совершенно другое растение. Получается, что в образовании нового растения берут участие два родительских представителя. Представители, которые размножаются перекрестным опылением, обладают специальными приспособлениями, которые препятствуют самоопылению (пестиками и тычинками разной длины).
Стоит отметить, что перекрестное опыление возможно только при воздействии посредника, переносящего пыльцу с одного цветка на другой. Ими могут выступать:
- Насекомые. Их привлекают приятный запах, нектар, яркие лепестки растения. Когда насекомое садится, то пыльца прилипает к лапкам. Перелетая на другое растения, та самая пыльца может попасть на пестик и произойдет опыление. Из сформировавшихся семян прорастет новое растение. Кроме насекомых данную роль могут выполнять летучие мыши, колибри. Опыление насекомыми примеры — обычно это пчелы, осы, реже муравьи, моли, жуки, мухи и бабочки.
- Ветер. Опыление ветром встречается реже, и такие растения называются ветроопыляемыми. К ним относят: злаки, иву, березу, тростниковые заросли, шелковицу, ольху, орех, кукурузу, тополь. Ветроопыляемые растения отличаются своими приспособлениями — длинными тычинками, мелкими цветками, длинными пестиками. Обычно цветки возвышаются над растением или же цветут до распускания листьев.
- Вода. Она также может переносить пыльцу покрытосеменных растений.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие существуют виды опыления.
Источник
Урок биологии в 6-м классе по теме «Способы опыления у покрытосеменных растений»
Разделы: Биология
Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.
Место урока в теме: 16-й урок в теме “Жизнь растений”.
Программа: В.В.Пасечник. Биология.
Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.
Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.
образовательные:
- познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
- показать значение опыления в жизни растений.
развивающие:
- учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
- развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.
воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
- осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.
Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.
Учащиеся должны знать:
- способы опыления у покрытосеменных растений;
- особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
- биологическую роль опыления;
- значение опыления для повышения урожайности культурных растений.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).
Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.
Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.
Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.
Перечень понятий к теме “Способы опыления”
Содержание понятий
Объём знаний
Цветок
Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка, венчик), пестики, тычинки.
Половое размножение
Главные части цветка
Тычинка – мужской генеративный орган цветка
Строение: тычиночная нить, пыльник.
Спермии
Яйцеклетки
Пыльцевое зерно
Вегетативная клетка даёт начало пыльцевой трубке, генеративная делится с образованием двух спермиев.
Зародышевый мешок
Оплодотворение
Зигота
Эндосперм
Опыление
2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”
Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.
3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)
- И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.
- И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1 – руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разъединить. 3 – мах правой ногой назад, хлопок в ладони над головой. 4 – и.п. 5-8 – то же с махом левой ноги назад. Повторить 4-6 раз.
- И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).
III. Изучение нового материала.
Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.
Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.
После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.
Вопросы к тексту
Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.
Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.
Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.
Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?
Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.
Вопросы к тексту:
- Что насекомые получают от посещения цветков?
- Что делает цветки приметными для насекомых?
- Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?
Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.
Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Признаки цветка
Насекомоопыляемые растения
Ветроопыляемые растения
1. Венчик
Яркий
2. Расположение тычинок
Внутри цветка
3. Рыльца пестиков
Небольшие
Большие, часто перистые
4. Пыльца
Есть у многих
6. Нектар
Есть у многих
Вопрос учителя: Все ли растения имеют яркоокрашенный околоцветник?
Демонстрация гербариев ржи, березы, орешника, ольхи.
Это ветроопыляемые растения.
Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр197 и ответить на вопросы карточки №3.
Вопросы к тексту:
- Какие растения опыляются ветром?
- В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?
- Почему ветроопыляемые растения растут зарослями?
- Почему рыльце пестика у ветроопыляемых растений мохнатое, перистое и выдвинуто за пределы цветка?
- Почему тычинки ветроопыляемых растений свисают вниз?
- В пыльниках ветроопыляемых растений созревает много пыльцы. Какое это имеет значение?
Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (3 колонка) в тетради.
Для первичного закрепления знаний учитель предлагает познавательные задачи:
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета?
- Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?
- Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появятся листья?
- Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности?
Учитель обозначает следующую проблему: Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, образовался плод.
Каким путём здесь произошло опыление?
Ученики: здесь произошло самоопыление.
Учитель задаёт вопросы, на которые ученики должны высказать своё мнение, учитель дополняет ответы учеников.
- Что такое самоопыление?
- Обычно самоопыление происходит ещё в нераскрывшемся цветке. Почему?
- Как должны располагаться тычинки по отношению к пестику, чтобы произошло самоопыление?
Демонстрация гербариев самоопыляющихся растений (картофель, горох).
Ученик зачитывает информацию, приготовленную заранее: Самоопыление возникло в процессе эволюции как резервный способ опыления. Используется для выведения новых сортов культурных растений. Самоопыляемые растения могут опыляться перекрестно. У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при неблагоприятных условиях (дождь, сильный ветер) также может произойти самоопыление.
Учитель: мы рассмотрели все виды естественного опыления.
При уборке урожая кукурузы встречаются початки с редко расположенными зерновками. Почему такое явление может наблюдаться и что нужно делать, чтобы предотвратить это явление?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Искусственное опыление применяется для того, чтобы увеличить урожай некоторых культур, для создания новых сортов культурных растений.
Сообщение ученика по теме “Техника искусственного опыления”.
Вывод: Таким образом, мы рассмотрели все способы опыления. Опыление – это необходимое условие для образования плодов и семян у дикорастущих растений и повышения урожайности культурных растений.
IV. Закрепление.
Для закрепления знаний по теме “Способы опыления” учитель предлагает познавательные задания:
Один из законов американского эколога Коммонера гласит: “Всё связано со всем”. Какую логическую связь можно установить между звеньями цепи:
Клевер — шмели — мыши — численность кошек в деревне.
Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым- Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки:
Во поле берёза стояла
и её пчела опыляла…
Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать.
Найдите ошибки.
Источник